МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СРОЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭФФЕКТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ НАГРУЗКОЙ СТАНДАРТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ФИГУРИСТОК

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СРОЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭФФЕКТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ НАГРУЗКОЙ СТАНДАРТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ФИГУРИСТОК-ЮНИОРОК

Н.В.Котенко,
кафедра конькобежного спорта и
фигурного катания на коньках

Известно, что эффективное управление тренировочным процессом возможно только при наличии информации о соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, а также о их состоянии. Анализ такой информации и установление причинно-следственных отношений между тренировочными нагрузками, с одной стороны, и показателями соревновательной деятельности и состояния спортсменов, с другой, даёт возможность подготовить и реализовать оптимальные тренировочные программы. Используя такой подход, мы провели педагогический эксперимент, на первом этапе которого устанавливалась взаимосвязь между показателями ЧСС нагрузки и восстановления фигуристок 12-15 лет. При этом использовали 2 типа нагрузок: неспецифическую - в виде Гарвардского степ-теста, и специфическую - в виде проката произвольных программ. Длительность обеих нагрузок была одинакова - по 4 минуты.

Во время выполнения заданий проводилась непрерывная регистрация ЧСС, и она продолжалась после прекращения нагрузки ещё в течение 3 минут 30 секунд. Таким образом, длительность нагрузки и восстановления, в течение которых регистрировалась ЧСС, были для каждой испытуемой почти одинаковыми.

Установлено, что динамика ЧСС фигуристок 12-15 лет по минутам работы и восстановления во время проката соревновательного упражнения идентична динамике ЧСС в Гарвардском степ тесте. При этом ЧСС в обоих двигательных заданиях достигает максимума на четвёртой минуте нагрузки. Наибольший прирост ЧСС отмечен в первые 2 минуты работы. Точно также наибольшее снижение ЧСС отмечается в первые 2 минуты восстановления, а в последующие 1,5 минуты она уменьшается более полого.

Следует подчеркнуть, что прокат произвольной программы целиком вызывает более значительные сдвиги в деятельности кардиореспираторной системы, чем выполнение Гарвардского степ теста.

Мы рассчитали коэффициенты корреляции между показателями ЧСС, зарегистрированными в разных условиях. Их значения оказались равными 0,90, что статистически существенно при 0,1% уровне значимости. Полученные данные свидетельствуют, что динамика показателей Гарвардского степ теста и динамика показателей, зарегистрированных при прокате произвольных программ однонаправлены. Это значит, что:

- по результатам Гарвардского степ теста можно судить о степени функциональной готовности фигуристок юниорок;

- по значениям ЧСС в этом тесте и в период восстановления можно рассчитать прогнозные величины ЧСС, которые могут быть зарегистрированы при прокате произвольных программ.

Следовательно, совпадение значений СТЭ (срочного тренировочного эффекта) теста и проката произвольных программ может служить основой для нормирования тренировочных нагрузок фигуристок юниорок с учётом их функционального состояния. В этом случае обеспечивается индивидуализация норм нагрузок тренировочного занятия для каждой из спортсменок.

Для осуществления такого подхода необходимо использовать уравнение регрессии, с помощью которых можно получить эти индивидуальные нормы. После оценки меры линейности в зависимостях "ЧСС Гарвардского степ теста - ЧСС произвольных программ" мы выбрали формулу уравнения: Y = EXP (a+b/(c+X), где

Y - величина планируемой средней ЧСС проката произвольной программы;

a, b, c - коэффициенты уравнения регрессии;

Х - значение индекса Гарвардского степ теста.

В педагогическом эксперименте мы использовали 8 вариантов проката произвольных программ: "целиком", "макетом", прокаты 1-й и 2-й частей, прокаты 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минут программы. Для каждого из этих вариантов были рассчитаны значения коэффициентов регрессии, которые позволяли осуществить прогноз средней ЧСС в специальных тренировочных заданиях. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициенты регрессии для расчёта средней ЧСС специализированных нагрузок фигуристок юниорок.

Крег. I II III IV V VI VII VIII
a 5,21 5,21 5,16 5,15 5,12 5,12 5,12 5,06
b -0,06 0,10 0,13 0,11 0,13 0,11 -3,44 0,17
c -74,0 -68,4 -73,7 -74,3 -69,9 -79,8 -75,0 -78,4

Примечание: цифрами в таблице 1 обозначены варианты проката произвольных программ: I -"целиком", II - "макетом", III - 1-я часть программы, IV - 2-я часть программы, V, VI, VII, VIII - соответственно 1-я, 2-я, 3-я и 4-я минуты.

В теории фигурного катания существуют различные методы нормирования нагрузок при прокате произвольных программ в рамках тренировочных занятий.

Нами было проведено тестирование испытуемых с использованием Гарвардского степ теста. На основе полученных данных как по ЧСС работы, так и по ЧСС восстановления, все фигуристки были разделены на три подгруппы.

Одним из таких методов является нормирование по величинам СТЭ. При его использовании необходимо предварительно определить индивидуальные значения СТЭ фигуристок, после чего классифицировать спортсменок по уровню физической работоспособности как по ЧСС работы, так и по ЧСС восстановления. Такая классификация спортсменок по величине СТЭ позволяет индивидуализировать их тренировочные нагрузки. Так, на наш взгляд, можно рекомендовать фигуристкам первой подгруппы (ЧСС работы от 136 до 151 уд/мин) прокатывать произвольные программы целиком, фигуристкам второй подгруппы (ЧСС работы от 152 до 172 уд/мин) - по частям, и третьей (ЧСС работы от 173 до 180 уд/мин) - по минутам (или связками по 2-3 элемента). При таком подходе увеличение длительности нагрузки приведёт к возрастанию её величины.

Для того, чтобы срочные тренировочные эффекты этих программ оптимально воздействовали на развитие физических качеств фигуристок, мы задавали интервалы отдыха между повторениями в зависимости от выявленного в процессе тестирования уровня физической работоспособности.

Так, фигуристки первой подгруппы прокатывали программы с жёсткими интервалами отдыха, фигуристки второй подгруппы - с ординарными интервалами, и третьей - с удлинёнными интервалами, позволяющими добиться некоторого сверх восстановления. В случае повышения уровня физической работоспособности через определённый промежуток времени длительность интервалов отдыха во всех подгруппах постепенно уменьшалась.

В процессе оперативного планирования нагрузки мы ориентировались на оба критерия: как ЧСС нагрузки, так и ЧСС восстановления. У большинства спортсменок значения обоих критериев соответствовали друг другу.

В случае несоответствия значений критериев использовали два варианта отдыха (например, жёсткий или ординарный), варьируя их применение в зависимости от типа занятия и места проката программ в занятии. В целом все эти варианты были сведены в таблицу 2 для выбора значений компонентов нагрузки при прокате произвольных программ юными фигуристками. Ориентиром здесь выбраны показатели ЧСС спортсменок как в Гарвардском степ тесте, так и в период восстановления после него. В каждой ячейке таблицы отмечены способ проката программы (целиком, по частям и минутам) и длительность интервала отдыха (жёсткий, ординарный и удлинённый).

Таблица 2

Значения компонентов нагрузки при прокате произвольных программ фигуристками с разными показателями в Гарвардском степ - тесте ЧСС в процессе восстановления.

ЧСС в процессе теста 85-103 уд/мин 104-127 уд/мин 128-135 уд/мин
136-151 уд/мин а) целиком;
б) жёсткий.
а) целиком;
б) ординарный.
а) целиком;
б) удлинённый.
152-172 уд/мин а) по частям;
б) жёсткий.
а) по частям;
б) ординарный.
а) по частям;
б) удлинённый.
173-180 уд/мин а) по минутам;
б) жёсткий.
а) по минутам;
б) ординарный.
а) по минутам;
б) удлинённый.

Как видно из таблицы мы использовали 9 различных вариантов оперативного планирования нагрузки произвольных программ (в зависимости от длительности проката и продолжительности интервалов отдыха). При этом выбор конкретного варианта определялся значениями ЧСС фигуристки в процессе Гарвардского степ теста и в период восстановления после него. Например, если ЧСС теста спортсменки лежала в пределах 136-151 уд/мин, а ЧСС восстановления - в пределах 85-103 уд/мин, то она прокатывала произвольные программы в тренировках целиком с жёсткими интервалами отдыха. Но, если ЧСС теста спортсменки составляла также 136-151 уд/мин, а ЧСС восстановления - в пределах 104-127 уд/мин, то она прокатывала произвольные программы в тренировках целиком, но с ординарными интервалами отдыха.

При прокате произвольных программ мы регистрировали ЧСС, и затем сравнивали прогнозы с реально полученными результатами. Как видно из таблиц 3 и 4 совпадение предсказанных и реально зарегистрированных значений ЧСС достаточно высокое.

Таблица 3

Сопоставление предсказанных и реальных значений ЧСС фигуристок юниорок при прокате произвольной программы целиком (среднегрупповые данные).

ИГСТ

ЧССгст
уд/мин

ЧССвосст.
уд/мин

ЧССпрогн.
уд/мин

ЧССреал.
уд/мин

77,2± 10,3

162,6± 10,9

116,0± 12,4

185,2

186,3± 5,3

Таблица 4

Сопоставление предсказанных и реальных значений ЧСС фигуристок юниорок при прокате произвольной программы в виде "макета" (среднегрупповые данные).

ИГСТ

ЧССГСТ
уд/мин

ЧССвосст.
уд/мин

ЧССпрогн.
уд/мин

ЧССреал.
уд/мин

77,2± 10,3

162,6± 10,9

116,0± 12,4

179,7

183,1± 7,0

Всё это позволяет сделать заключение о том, что предложенный метод нормирования нагрузок по величинам срочных тренировочных эффектов стандартных упражнений фигуристок достаточно эффективен и может быть использован в практике фигурного катания на коньках.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Котенко, Н.В. Методика использования показателей срочного тренировочного эффекта при управлении нагрузкой стандартных упражнений фигуристок-юниорок // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 25-29.