НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА

В.С.Рубин,
кафедра теории и методики
физического воспитания

При изучении закономерностей построения тренировочного процесса в олимпийском цикле важно учитывать следующие моменты. Согласно существующей точке зрения в системе тренировки, процесс совершенствования следует рассматривать как циклический с годовой или, по крайней мере, полугодовой периодичностью. В то же время, организация Олимпийских игр раз в 4 года предъявляет свои специфические требования к процессу спортивного совершенствования, диктуемые необходимостью показа высших спортивных результатов в момент проведения игр.

Следовательно, периодизация по годам тренировочного процесса должна строиться с учетом преемственности и последовательности решения специфических задач и методической направленности каждого конкретного годичного цикла с тем, чтобы содействовать оптимальному подведению спортсменов к кульминационным соревнованиям.

В ряде случаев методические положения тренировочного процесса, вытекающие из задач олимпийской подготовки, могут входить в противоречие с общими положениями методики тренировки. Так, часто одаренные спортсмены, еще не достигшие возраста оптимальных возможностей в том или ином виде спорта, но имеющие высокие спортивные результаты, включаются в состав сборных команд и в этом случае очень важно избежать форсирования в подготовке таких спортсменов, т.е. желательно, чтобы противоречия между методическими положениями олимпийской подготовки и методикой тренировки, учитывающие возрастные особенности и уровень подготовленности спортсмена, были минимальными. Таким образом, с позиций тренера-педагога, непосредственно осуществляющего подготовку спортсменов, определение основной "организационной" функции того или иного годичного цикла(формирование резерва, отбор кандидатов в основной состав, модельный и т.д.) отнюдь не отвергает, а наоборот предполагает четкую формулировку преимущественной педагогической направленности тренировочного процесса на совершенствование физических качеств и способностей, технического мастерства и других сторон подготовленности. К сожалению приходится констатировать, что очень часто, в силу объективных обстоятельств, уделяя большое внимание организационным вопросам, многие специалисты упускают из виду важнейшие педагогические аспекты стратегии и методики подготовки в олимпийском цикле. В этом случае даже достаточно глубокие и содержательные представления и знания по вопросам теории, методики и технологии тренировочного процесса в отдельных микро-, мезоциклах, этапах и периодах годичного цикла не могут устранить или компенсировать ущерб в случае неправильного выбора структуры олимпийского цикла, т.е. стратегии подготовки.

В настоящее время существуют различные точки зрения по проблеме структуры олимпийских циклов тренировки. В ряде исследований в основу структуры "больших" циклов кладется "принцип волнообразного изменения" нагрузок при сохранении общей тенденции к росту. В других публикациях отстаивается идея поступательного линейного увеличения нагрузок по большинству средств подготовки по годам четырехлетнего цикла. По нашему мнению, такой подход может быть реализован при значительном увеличении доли восстановительных тренировок и мероприятий в системе подготовки ведущих спортсменов. Многие авторы справедливо указывают, что при современном уровне объемов нагрузок дальнейшее совершенствование подготовки должно осуществляться путем повышения интенсивности тренировочных и соревновательных воздействий при относительной стабилизации или даже снижении объемов нагрузки, а также за счет изменения удельного веса отдельных параметров тренировочного процесса во времени.

В результате обобщения литературных данных и ретроспективного сравнительного анализа результатов выступлений и фактических материалов по подготовке спортсменов, были определены основные тенденции в стратегии олимпийской подготовки и методическая направленность отдельных годичных циклов тренировочного процесса для пяти основных групп видов спорта.

Проведенные исследования позволили предложить наиболее рациональные варианты структуры олимпийского цикла и выявить типичные ошибки в построении тренировочного процесса в отдельных видах спорта. Показано, что при общей тенденции к повышению специализированности тренировочного процесса величина вариативности парциальных нагрузок по годам четырехлетнего цикла зависит, главным образом, от специфики групп видов спорта.

Наиболее высокая вариативность парциальных нагрузок целесообразна для групп скоростно-силовых видов спорта, в командных спортивных играх, отчасти в видах со сложной координацией движений, в меньшей степени в единоборствах и циклических видах, связанных с преимущественным проявлением выносливости. Исследования показали, что многие ошибки в построении тренировочного процесса как раз проистекают из-за несоблюдения требований к степени вариативности парциальных нагрузок и ряда других факторов. Так, в отдельных скоростно-силовых видах спорта отмечается низкая вариативность, монотонность в применении парциальных нагрузок по годам, неправильная расстановка акцентов в совершенствовании ведущих физических качеств, способностей и технического мастерства, с форсированным характером нарастания нагрузок по годам олимпийской подготовки. Для циклических видов в ряде случаев характерно чрезмерное увеличение нагрузки общей функциональной направленности, либо значительное снижение объемов в упражнениях соревновательного характера на заключительном этапе, а также отнесение максимума нагрузки по ОФП на первый этап четырехлетнего цикла. В отдельных видах спорта со сложной координацией движений отсутствовало рациональное сочетание базовой общей и СФП спортсменов с другими ведущими средствами подготовки.

Исходя из принципа целеполагания выбор четкой стратегии, определение структуры четырехлетних циклов позволяет в значительной степени уточнить и детализировать наши представления и о содержании отдельных этапов тренировочного процесса с учетом их места в общей системе олимпийской подготовки.

Коммерциализация современного спорта ставит перед организаторами спорта, учеными, тренерами и спортсменами задачу поиска компромиссных вариантов подготовки, которые позволили бы свести к минимуму потери от чрезмерного увлечения спортсменами выступлениями в коммерческих соревнованиях. Наряду с другими, на наш взгляд, целесообразно поставить вопрос о разработке рационального календаря коммерческих стартов в строгом соответствии со сроками проведения Олимпийских игр. По-видимому, наибольшее число коммерческих соревнований можно планировать в первые два годичных цикла сразу после Олимпийских игр. Затем количество таких стартов следует несколько ограничивать и чем ближе новые игры, тем в большей степени.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Рубин, В.С. Некоторые теоретико-методические аспекты структуры олимпийского цикла // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 46-48.