К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Л.В.Богданова,
кафедра философии и социологии

Проблема культуры профессионального обучения находится на стыке таких наук, как социальная психология и психология, социология и менеджмент, педагогика и риторика, прикладная культурология, социальная антропология. Вместе с тем она оказалась наименее разработанной по сравнению с целым рядом других проблем . Это произошло, во- первых, в силу сложности проникновения в суть исходных понятий и процессов ("общение","культура)", а, во-вторых , в связи с необходимостью подниматься по уровневым этажам познания при их сочетании ("культура общения",культура профессионального общения ", и "культура профессионального общения специалиста" в той или иной области, т.е. представителя определенного отряда специалистов или конкретного, как в нашем случаи, специалиста в сфере физической культуры и спорта).

Прежде всего не сложилась еще система представлений, раскрывающих основные характеристики рассматриваемого явления: сущности, содержания, структуры, функций, возможности его воссоздания и развития, т.е. глубоких теоретических выкладок и практических методик его формирования. Вместе с тем методология требует анализа всех этих атрибутов и видения различных срезов самого явления.

Но прежде, чем перейти к этому, следует сказать хотя бы несколько слов об относящейся к данной теме литературе. Она явно распадается на три неравные группы: довольно обширную, описывающую предметно-трудовую, профессиональную деятельность специалистов(1); значительно меньшую, посвященную культуре профессиональной деятельности или профессиональной культуре(2) ; и относительно небольшую группу, затрагивающую интересующий нас культурный срез общения в процессе производственной деятельности, но как правило, делового, а не профессионального, и почти полностью не теоретического, а практического плана(3). Если первая группа работ носит по преимуществу экономический характер, а вторая - социально-философский, то третья - психолого-педагогический и общепопулярный. Другими словами, культура профессионального общения, а тем более культура профессионального общения специалиста в сфере физической культуры и спорта еще не стала предметом пристального анализа теоретиков, работающих в указанной области .

Однако вернемся к исходным категориям. Поскольку самые основополагающие из них - "деятельность","профессия"и "общение" широко рассматривались ранее, то представляется возможным определиться только относительно некоторых из них, а именно: "культура", "профессиональная культура" и собственно "культура профессионального общения специалиста".

Из рассмотрения столь значимой категории, как "культура", представления о профессии, как сознательно осуществляемой, конкретной предметно- трудовой деятельности ( научной , художественной, воинской, физкультурно-оздоровительной и т. п.), а также в результате их логического синтеза возникает понимание профессиональной культуры, а из их дальнейшего проецирования возникает понимание культуры профессионального общения специалистов определенного вида.

В основе анализа профессиональной культуры лежит осознание культуры как мощного социодуховного фактора развития общества и человека, осмысление ее влияния на все виды человеческой деятельности. .Действительно, в любой деятельности ее связь с культурой является сущностной. Вопрос о соотнесении профессиональной культуры с культурой вообще может быть разрешен, если рассматривать ее в двух измерениях: относительно массовом, общностном и индивидуальном, личностном. В первом случае мы говорим о значимости явления, охватывающего определенную группу, общность людей. Во - втором же случае - личностном измерении культуры в профессиональном плане. Чем шире распространена профессиональная культура в той или иной сфере, тем выше будет эффективность функционирования этой сферы. И наоборот.

Вышеизложенные взгляды и подходы к данному явлению позволяют уже дать ему определение. Профессиональная культура - это определенная совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность.

Как известно, в деятельности человека раскрывается не только достигнутый уровень формирования умений и навыков, проявления способностей, но и степень развития творческих установок, готовности реализовать полнее профессиональную культуру. Поэтому в профессиональной культуре того или иного специалиста находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура.

Если в понятие "культура личности" вкладываются определенные параметры - широкая, глубокая, творческая и т.д. вплоть до трудовой активности и соответственно она определяется как многогранная (речь идет о положительном типе),то смысловое наполнение понятия "культура специалиста " в этом плане выглядит несколько `уже, ибо концентрирует внимание прежде всего на профессиональной деятельности, и тогда она предстает как разносторонняя (хотя сюда вполне включаются такие параметры, как целеустремленная, трудолюбивая, стремящаяся к совершенствованию мастерства и т. п.).

Профессиональная культура специалиста структурно выглядит следующим образом: интеллектуальная культура, исполнительно- трудовая, управленческо-организаторская (для лиц, руководящих другими людьми), физическая культура (в рамках рабочего времени), культура общения, практически пронизывающая все другие структурные слагаемого деятельности в профессионально - культурном аспекте. За пределами профессиональной культуры специалиста находятся многие другие слагаемые его жизнедеятельности, связанные с культурой (бытовая, досуговая, непрофессионально - деловая и т.д.) и также требующие культуры общения.

При подходе к культуре специалиста, достаточно содержательной и разноаспектной, следует иметь в виду не только ее включение в процесс общения в соответствии с его разновидностью труда (непосредственное функциональное общение), но и влияние профессиональной культуры на общение специалиста в других сферах жизнедеятельности (т.е. обогащение культуры личности за счет развития его профессиональной культуры). Короче, имеет место не только влияние общей культуры специалиста на его профессиональную культуру, но и обратное воздействие последней на культуру его разнопланового общения вне производственной сферы.

Безусловно, профессиональная культура всегда есть культура какого-либо специалиста, но весь вопрос состоит в том, о специалисте в какой области идет речь, ибо именно здесь заключается специфика профессиональной культуры данного специалиста. Поэтому, имея общее определение профессиональной культуры, достаточно легко экстраполировать его на более частные проявления в зависимости от среды деятельности конкретного специалиста. В соответствии с обозначенной темой такой областью является сфера физической культуры и спорта. Отсюда вторичное определение по сравнению с первичным звучит следующим образом: Профессиональная культура специалиста в сфере физической культуры и спорта - это определенная совокупность мировоззренческих и специальных (физкультурно-спортивных ) знаний, качеств, умений и навыков, чувств, ценностных ориентаций и воспринятых норм, которые, проявляясь в разнообразных видах деятельности, позволяют эффективно выполнять стоящие в этой области задачи. Другими словами, общая и профессиональная культура специалиста, будучи включенными в различные виды его деятельности, прежде всего связанные с родом его занятий, усиливают и повышают качество достигаемых результатов. И наоборот, если мы имеем дело с низкой (и той и другой) культурой, то, естественно, снижают их.

Наконец, переходя как бы на следующий, третий уровень формирования понятийных смыслов и опираясь уже на такой ряд категорий, как "общение", "культура" и "культура общения," можно попытаться определить что сущностного вкладывается в содержание сложно составленного термина "культура профессионального общения специалиста в сфере физической культуры и спорта". Таковая представляет собой непосредственную реализацию как общей, так и профессиональной его культуры в процессе взаимодействия с другими индивидами или группами в целях оптимального выполнения своего функционального предназначения (физического воспитания, развития и оздоровления людей, спортивной подготовки) и качественного осуществления необходимых деловых и разнообразных личностных контактов.

Итак, в нормально развивающимся обществе неизбежно имеют место такие явления, как общая культура человека, профессиональная культура специалиста и неразрывно связанная с ними культура делового и личностного общения в процессе разноплановой деятельности людей в целях своего собственного и общественного жизнеобеспечения.

Литература

1. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки - Кишинев, Штилинца, 1986; Косяк В.А. Эстетическая подготовленность учителя физической культуры - Москва, МОИФК, 1990; Митина Л.М. Учитель как личность и как профессионал, - М,:"Дело",1994 и др.

2. Например: Интеллектуальная культура специалиста .-Новосибирск: "Наука", 1988.

3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. -М,:"Ось-89", 1997.

4. Александрова Е.Я. Быховская И.М. Культурологические опыты. гл.1-м:РИК - РАН,1996,с29,30-31.

5. Протасов А.А. Профессиональная культура офицера: сущность, структура, формирование. Сб. научных статей. - М,:ВУ РФ , 1995, с 37.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология . 2-е изд. - М .:Аспект - Пресс, 1997,с 8-9.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Богданова, Л.В. К вопросу о культуре профессионального общения // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 66-69.