ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СПОРТСМЕНА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СПОРТСМЕНА

А.Я. Корх,
кафедра стрелкового спорта

Анализ целого ряда комплексных целевых программ по различным видам спорта показал, что основной акцент в подготовке спортсмена смещается на достижение спортивного результата, а одному из важнейших разделов подготовки к Олимпийским играм - идейно-политическому, общеобразовательному и культурному уровню совершенствования спортсменов уделяется недостаточное внимание. На наш взгляд, такое отношение к данному вопросу в первую очередь зависит от формулировки, принятой в теории спорта: "воспитательная работа" и перенос ее в КЦП. Беседы со спортсменами - членами сборной команды России и их тренерами позволяют нам сделать вывод о том, что воспитательную работу следует проводить с начинающими спортсменами и спортсменами среднего звена. А со спортсменами высокой квалификации такая работа должна вестись только в русле повышения его культуры, что на их взгляд больше соответствует реальности и не ущемляет их самолюбие. По-видимому такое высказывание спортсменов и тренеров заслуживает внимания, учитывая то, что они ни в коей мере не отказываются от самой сущности проводимых с ними воспитательных мероприятий, а только от формулировки "воспитательная работа". Следует также остановиться еще на одном важном аспекте данной проблемы - содержании проводимых воспитательных мероприятий. Как правило в большинстве КЦП раскрываются общепринятые шаблонные мероприятия: беседы, лекции, политинформации; посещение музеев, выставок и др., которые осуществляются в основном в период проведения сборов.

В настоящее время, когда количество сборов и время их проведения уменьшилось, требуется другой подход к разрешению данной проблемы, предусматривающий перенесение основной тяжести данной работы на места.

Кроме того, мероприятия по совершенствованию культуры спортсмена следует проводить на базе предлагаемых нами основных направлений совершенствования культуры спортсмена. К таким направлениям относятся:

Идейно-политические ценности - выработка у спортсменов идейной убежденности, патриотизма, приверженности героическим, революционным, боевым и трудовым традициям; готовность к подвигу во имя Родины.

Нравственные идеалы - формирование нравственных идеалов; развитие чувства коллективизма, дружбы и товарищества в коллективе; выработка восприятия общественного мнения, критики и самокритики, умения сочетать личные и общественные интересы.

Трудовые навыки - участие в общественно-полезном труде, раскрытие роли труда в формировании личности.

Физическое совершенство и образованность - дальнейшее расширение знаний в области физической культуры и спорта, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом, стремление к физическому совершенствованию, воспитание чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов.

Умственное развитие - формирование сознательного отношения к учению и культуре умственного труда; выработка умений и навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков рациональной организации и умственной деятельности.

Эстетическая красота - развитие чувства прекрасного; пробуждение интереса и стремление к развитию творческих способностей, читательских и зрительских интересов; желание вносить прекрасное в жизнь.

Этическая культура поведения - воспитание самообладания, способности к самоограничению, умение поступиться личными интересами, внедрение существующих в обществе нравственных требований.

Экономическое знание - формирование бережливого, разумного, экономного отношения, как к государственному, так и к своему имуществу.

Экологическое образование - развитие бережливого отношения к окружающей нас природе, сохранению и восстановлению ее богатств.

Правовые знания - изучение вопросов российского и международного права, изучение содержания основных законов страны, правовых основ спортивной деятельности.

Военно-патриотическая гордость - раскрытие героических подвигов советского народа в годы Великой Отечественной войны, проведение мероприятий по подготовке к службе в рядах Российской Армии.

Межнациональное уважение - воспитание доброжелательных, уважительных отношений между народами одной страны. Борьба с шовинизмом и национализмом.

Интернациональная солидарность - развитие отношений между народами разных стран. Воспитание интернационализма, предполагающего гармоничное сочетание национальных и общечеловеческих интересов, уважение всех народов друг к другу, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Духовное мировоззрение - формирование мировоззрения, базирующегося на научно-материалистических взглядах на мир как на единое целое.

Нравственно-половое образование - обучение нравственной культуре половых отношений между людьми, знание закономерностей физиологического и психологического развития женского и мужского организма.

Милосердие - развитие качеств человека, которые связаны с состраданием к боли другого человека.

Инициатива, самостоятельность и предприимчивость - воспитание сознательного, добросовестного отношения к делу, воспитание чувства хозяина, творческого отношения к труду, собственной профессии, умению самостоятельно решать возникающие задачи.

Здоровый образ жизни - борьба с курением, наркоманией, токсикоманией, употреблением алкоголя, анаболиков, проституцией.

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей и квалификации спортсмена тренер должен выбрать соответствующие принципы, средства, формы и методы совершенствования культуры спортсмена, которые должны быть отражены в КЦП в соответствии с содержанием основных направлений. Это не значит, что тренеры должны будут сразу же броситься осуществлять работу по всем этим направлениям. Нет, конечно. Необходимо только помнить, что исключение любого из этих направлений из подготовки спортсмена не позволит осуществить комплексное совершенствование его культуры. Одновременно следует учитывать средства и условия для проведения соответствующей работы и организовывать ее по мере возможности.

Не менее важным, на наш взгляд, является проблема, связанная с правильностью использования ряда спортивных формулировок, от которых во многом зависит успешность деятельности тренера при подготовке спортсмена. Так, например, еще в 1980 году Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР была утверждена "Типовая унифицированная программа по дисциплинам специализаций" для тренерских факультетов институтов физической культуры под общей редакцией профессора Корха А.Я., где совершенно четко были определены формулировки видов подготовки. Одной из них была определена формулировка: "Моральная и специальная психическая подготовка", которая напоминала тренерам о том, что они в первую очередь должны совершенствовать моральные, нравственные качества спортсмена, то есть воспитывать человека, а во вторую очередь его специальные психические качества, необходимые ему для показа высоких результатов. Такое разделение конечно же необходимо считать условным, так как эти два процесса неразделимы. Однако, несмотря на такую принятую формулировку, во многих КЦП продолжают писать формулировку "Психологическая подготовка", что на наш взгляд не способствует более целенаправленному и эффективному учебно-тренировочному процессу. И как результат, не редки случаи аморального, безнравственного поведения отдельных спортсменов. Особенно сейчас, в переходный период развития нашего государства, когда у ряда спортсменов материальные ценности преобладают над духовными, необходимо как можно полнее и лучше отразить в КЦП вопросы, связанные с повышением культуры спортсмена, тренера, врача, психолога, руководителей и других людей, принимающих участие в подготовке членов сборных команд России по всем видам спорта к XXVII Олимпиаде в Сиднее.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Корх, А.Я. Основные направления совершенствования культуры спортсмена // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 73-76.