ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА

И.П.Андриади

Авторитет от латинского auctoritas - достоинство, сила, власть, влияние. Происхождение этого термина связано с историей древнего Рима. Положения об авторитете можно найти в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита, Антифона, Гиппия. Концепции о политической целесообразности авторитета выдвинуты Гоббсом, Спинозой, Локком, Гольбахом, Гегелем.1

Авторитет - явление социальное и следствие объективных потребностей. 2

Авторитет возникает, как следствие социальных потребностей и призван обеспечивать эффективную деятельность по их удовлетворению. Общественная ситуация детерминируется состоянием потребностей и интересов социальных слоев, групп, субъектов. Требуются личности с определенными качествами, способных адекватно реагировать на социальные процессы, лучше других понимать цели и задачи. Сущностные силы человека складываются в ходе включения субъекта в процесс социальной деятельности и зависят от общественных отношений. По мнению Л.Н. Когана, сущностные силы человека есть "мера присвоения социальным субъектом общественных отношений, раскрывающаяся в его практически преобразующей деятельности, мерой его социальной активности."3 Уровень и характер развития сущностных сил человека - способностей, знаний, умений, навыков - определяют его реальные возможности направить социальную активность людей на реализацию их интересов и потребностей и тем самым сформировать авторитетные отношения.4

Потребности пронизывают все сферы жизни общества. Они представляют собой глубинные причины социальной активности субъектов, действующих в материальном и духовном производстве, в политике и культуре, в различных социальных институтах.

Таким образом объективной основой появления авторитета выступают общественные потребности.

Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле. В частности А.И. Соловьев предлагает при анализе авторитета выделять широкий и узкий смысл понимания проблемы. В широком смысле слова авторитет рассматривается как одна из форм существования общественных отношений, то есть - это общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица, группы, коллектива или организации в различных сферах общественной жизни; в более узком значении - высокая общественная значимость какого-либо лица (организации, системы ценностей, партии класса, государства), основанная на доверии к нему и общественном признании его достоинств, заслуг и полномочий.Но корректнее, логичнее широкий вариант рассматривать как неформальное влияние, а узкий вариант рассматривать как формальное влияние, или иначе, как одну из форм осуществления власти.

В социологии традиции в понимании авторитета связаны с именами Т. Гоббса, М. Вебера и Э. Шилза и др. Считается, что в социальной психологии Т. Гоббс и М. Вебер впервые раскрыли понимание авторитета.

Как средство поддержания дисциплины авторитет присутствует в любой деятельности людей, в производстве, управлении и других сферах общественной жизни.

Надо отметить, что анализ феномена авторитета с социологических позиций характеризуется выделением значения авторитета власти, который по существу определяется социальной ролью его носителя. В этом случае анализируется его значение в стабилизации и упорядочении системы отношений в обществе. С другой стороны, формирование авторитетных отношений зависит от отношения к данному субъекту, коллективу... других субъектов, коллективов..., что представляет собой психологическую сторону власти.

Изучение феномена авторитета проводилось не только с философских (Г.М. Бонгард-Левин, Ю.В. Бромлей, А.А. Богданов, Б.Ю. Берзин, В.С. Богданов, Н.М. Гелашвили, Г.В. Горченко, К.К. Грищенко, А.Я. Гуревич, В.К. Калиничев, Ю.В. Киселев, В.Л. Миникаева, В.М. Назаров, Ю.Л. Неймер, Ю. Никифоров, Е. Панфилов, А.А. Першин, П.П. Посохов, А.Л. Салагаев, Е.А. Самков, А.И. Соловьев, Ф. Энгельс, и др.) и социологических позиций (Г. Велтруска, И.П. Волков, А.В. Воробъев, Н.М. Кейзеров, В.М. Назаров А.М., Омаров, П.П. Посохов, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Солдатов и др.), но и с позиций социальной психологии, психологии управления, психологии личности (В.Г. Афанасьев, И.П. Волков, А.В. Воробьев, К. Павлица, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Солдатов, Ю.П. Степкин и др.).

В работах философской и социологической направленности авторы убедительно показывают, что авторитет личности - объективно существующее явление социальной действительности. Оно детерминировано материальными условиями жизни общества, его политической организацией и особенностями идеологии. В свою очередь, авторитет выступает как существенный фактор организации социальных общностей, так как является одной из форм отношения "руководство - подчинение".

Авторитет рассматривается как мера социальной значимости субъекта (индивида, группы, социального института, общества в целом), складывающаяся в общественном мнении, в процессе эффективной деятельности, направленной на удовлетворение объективных социальных потребностей и интересов. Многими исследователями феномена авторитета подчеркивалось, что он проявляется в неформальном, ненасильственном влиянии субъекта на объект воздействия авторитета. Эти положения являются для автора методологически исходными в анализе феномена авторитета педагога.

Понятие авторитет относят также к статусу - должности, званию, организации и т.д. В этом смысле понятие авторитет сходно с понятиями престиж и лидерство.

Авторитет рождается не только от характера общения руководителя с подчиненными, но еще в большей степени зависит от стиля работы - деловых качеств, прямых результатов деятельности, способности к самостоятельным действиям.

Система потребностей является своеобразной " инвариантностью" в структуре общественного авторитета. Реальное социальное содержание авторитета зависит от конкретных исторических условий и характера деятельности.

Авторитет приобретается только в процессе значимой деятельности. Это существенная характеристика деятельности, в процессе которой могут сформироваться авторитетные отношения, в противном случае решение проблемы построения авторитетных отношений - бесперспективно. Причем, значимая деятельность не обязательно должна быть совместной. Достаточно, чтобы субъект S2 , в глазах которого, приобретается авторитет субъекта S1 , признавал деятельность субъекта S1 значимой. "В структуре любого авторитетного деятеля имеются как общие для всех профессий морально-психологические свойства, так и специальные свойства, присущие только деятелю в определенной области практики...".6

Содержание любого вида авторитета обязательно включают в себя две стороны: социальную и специфическую, соотношение которых определяется диалектикой общего и особенного. Если общее, социальная сторона, присутствует в каждом виде авторитета, то особенное - определяется сферой общественной жизни, а также способом воздействия и влияния. Раскрытие социальной сущности авторитета служит методологической основой раскрытия содержания любого вида авторитета, включая и авторитет педагога, так как авторитет по своей природе - явление социальное.

Авторитет субъекта не существует вне и помимо социальной среды.

По мнению А.В. Петровского, можно предположить, что у каждого человека есть своя концепция понимания авторитетности субъекта, тем самым, подчеркивая субъективную опосредованность этого явления. Близкое понимание авторитета руководителя содержится в работах А.Л. Свенцицкого, авторитет руководителя им рассматривается как результат признания особой ценности важности для успешной работы тех или иных качеств личности, причем качеств существенных с точки зрения именно этих людей.

Однако нельзя не признать, что в каждой индивидуальной концепции авторитета, присутствует общепринятая концепция, в которой отражаются и исторические закономерности развития общества, и его экономический уклад, традиции, и общепринятые ценности. Что же оказывает наиболее существенное влияние на возможную личностную концепцию субъекта в понимании авторитета? Это будет во многом определяться ценностной ориентацией этой личности в самом широком ее понимании. Это и аспекты целеполагания, к чему личность стремиться, каковы ее потребности и интересы, причем не только в плане достижения определенного социального статуса, но и ее культурных ценностей

В качестве факторов авторитета необходимо учитывать и индивидуально-психологические характеристики личности. Э.Д. Вильховченко утверждает, что усилия зарубежных социологов в поисках повышения эффективности производства позволили прийти к выводу, что авторитет руководителя необходимо рассматривать как производную психических черт его личности.7

Авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Возможность такого воздействия обусловлена положительным эмоциональным отношением людей к носителю авторитета. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушающего действия данного человека как суггестора.8 Внушение и подражание выделяются как наиболее значимые механизмы воздействия авторитета. Причем речь идет не только о преднамеренном воздействии, но и о непреднамеренном, непроизвольном внушении.

Следовательно, авторитет личности можно рассматривать как результат отражения в сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности, и решающим моментом в формировании отношений авторитета может оказаться не сама по себе объективная ценность каких-то свойств личности, а их субъективная значимость для другого.

Авторитет в большей мере личностно окрашен, нежели профессионально. Поэтому корректнее употреблять термин авторитет педагога, равно как авторитет врача, авторитет юриста и т.д., нежели - педагогический авторитет, тренерский, учительский ..., подчеркивая тем самым, общее и специфичное в рассматриваемом явлении.

Как результат проведенной аналитической деятельности, разработана структура авторитета педагога, в которой представлены компоненты, безусловно принимаемые к оценке в субъект-субъектных отношениях при построении авторитетных отношений.

Профессиональный компонент, интегрирующий специальную эрудицию, методическое мастерство, технологическое разнообразие.

Личностный компонент, в состав которого входят ценностная составляющая (носителем каких конкретных нравственных, философских, эстетических и др. ценностей является педагог); характерологическая составляющая (черты характера создающие предпосылки для формирования авторитета); культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения ...)

Cоциальный компонент, отражающий социальную перцепцию, на которую оказывают влияние социальная значимость, социальный престиж профессии и социальные (профессиональные) стереотипы.

Ролевой компонент, характеризующийся занимаемой должностью и обусловленными ею правами и обязанностями.

Ни один из компонентов структуры авторитета не существует независимо от других. Они динамично взаимосвязаны, взаимно дополняют и могут или усиливать, или ослаблять друг друга. Социальный и ролевой компоненты характеризуют объективную сторону изучаемого явления, тогда как профессиональный и личностный компоненты - субъективную. Вместе с тем их необходимо рассматривать с позиции диалектического единства. В нем фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности.

Профессиональная экспертность педагога, обладание банком данных разнообразных методик и методических приемов взаимодействия, владение технологией преподавания - все это самым существенным образом сказывается на построении его функционального авторитета. Процесс познания является объединяющим началом в диаде учитель-ученик. Это является основой совместной деятельности, и именно успех в процессе познания, обучения лежит во главе этой совместной деятельности.

Существенным моментом в понимании основ авторитета является информативная ценность одной личности для другой. Информация является исходным источником, "базовой ценностью", стадией формирования авторитетных отношений. Учитель, тренер постоянно должен являться востребованным источником информации, но с другой стороны, значимость идущей от учителя, тренера информации определяется не только педагогом, но и учеником. Проблемность и сложность ситуации видится в том, что оценки значимости упомянутыми сторонами деятельности могут не совпадать. Невостребованность знаний учителя (тренера) является существенным препятствием в формировании авторитетных отношений с учеником.

Актуальность методического мастерства педагога для профессиональной его состоятельности не вызывает вопросов и очевидно находит свое место в качестве структурной единицы в профессиональном компоненте его авторитета.

Через технологии педагог реализует свои управленческие и организаторские функции.

Личные ценности - существенный фактор социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Следовательно, это существенная структурная единица авторитета педагога. Ценностно-ориентационное единство позволяет эффективно влиять на своих учеников, эффективнее идет процесс ценностного обмена. То, какие чувства и ценности ассоциируются с учителем имеет первостепенное значение в построении авторитетных отношений. Профессионально-ценностная ориентация существенным образом отражается на функциональном авторитете и является составной частью общей целостной системы ценностной ориентации, которая входит в структуру более высокого уровня авторитета - авторитета личности.

Учитывая многообразие акцентов в ценностной ориентации, как учителя, так и учеников можно объяснить дискретную представленность авторитета учителя, как на уровне функционального авторитета, так и на уровне личностного.

Характерологические качества учителя потенциально создают либо позитивные, либо негативные предпосылки, таким образом, либо способствуя формированию его авторитета, либо отягощая ситуацию, и усложняя решение этой проблемы. Личностные основания учителя могут быть весьма различными в построении его авторитета. Востребованность его конкретных личностных качеств будет зависеть от ценностной ориентации конкретных учеников, конкретного коллектива.

Включение культурологической составляющей в общую структуру авторитета учителя предполагает как общую культуру педагога, так и его профессиональную. Культура является неотъемлемой частью личностных качеств учителя и ее нужно рассматривать как катализатор в построении авторитетных отношений. Через культуру учителя преломляются его профессиональная компетентность, характер, ценности, понимание им ролевой позиции и построение образа (имиджа).

При построении авторитета учитель сталкивается с существующими в обществе определенными профессиональными стереотипами. Они имеют место в социуме, и, следовательно, находят свое отражение в социальной перцепции и в феномене авторитета. И социальные установки, и социальные стереотипы имеют объективное влияние на формирование авторитета учителя.

В обществе существует априорно авторитетное отношение к тому или иному социальному положению, занимаемой личностью должности, виду деятельности. Полное раскрытие феномена авторитета учителя не возможно без анализа места авторитета в ряду таких понятий как " статус" и " престиж" . Система статусов, приобретенных индивидом в социальной системе, упорядочивает и регулирует его взаимодействие с другими людьми. От широты служебных полномочий непосредственно зависит степень влияния должностного лица.

Чем шире функциональные обязанности руководителя, и в частности учителя, тренера, тем шире должны быть представлены и основания, составляющие его авторитета. В педагогической деятельности учителя для эффективного осуществления им функциональных обязанностей, должно, наблюдаться двуединство лидера и авторитета. С позиции системной теории лидерства можно подойти и в понимании сущности авторитета учителя, то есть изучать его следует с точки зрения целей и задач, стоящих перед субъектами авторитетных отношений.

Учитель, тренер обязательно решает функциональные задачи, и быть лидером для него - это объективная профессиональная потребность. Конечно, не во всех аспектах своей деятельности перед ним стоят конкретные функциональные задачи, следовательно, не во всех аспектах есть объективная необходимость быть лидером. Однако проблема эффективного влияния является пролонгирующей во всей профессиональной деятельности учителя. Значит, авторитетные позиции учителя должны быть представлены шире, чем лидерские.

В профессиональной деятельности учителя, тренера перекрещиваются не только понятия лидера и авторитета, но и руководителя, педагогическая деятельность - есть частный вариант управленческой деятельности.

Специфика деятельности школьного учителя, преподавателя и в меньшей степени тренера характеризуется также тем, что они наделены властными полномочиями, функцией оценки, причем оценка может охватывать самые разнообразные стороны жизни ученика. Может оцениваться результат учебной деятельности и личностные качества ученика. Функции оценки не регламентированы. Более того, учитель имеет право предпринять определенные санкции на свое усмотрение, то есть учитель может осуществлять давление на ученика не только силой убеждения. Властные полномочия у учителя - это атрибут его педагогической деятельности. Реализация властных полномочий преломляется через культуру учителя. То как воспользуется учитель данной ему властью, во многом будет определяться его культурой (духовной, нравственной), поэтому так актуален вопрос о культуре учителя, и таких его личностных качествах как справедливость и тактичность. Там, где есть власть - актуален вопрос о справедливости. Там, где актуален вопрос о справедливости, актуален вопрос о культуре в самом широком ее понимании. Все формы авторитета отражают культуру человека.

Таким образом, феномен авторитета педагога отражает диалектическое единство объективных и субъективных сторон, общего и различного, единого и особенного. В нем фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности.

Авторитет педагога - это социальный сложно структурированный феномен, качественно характеризующий систему отношений к педагогу, и детерминирующий эффективность решения им профессиональных задач.


1 Богданов В.С. Феномен авторитета в истории и в развитии современной цивилизации. Дис. ...канд. философ. наук. М., 1991.

2 Тард Г. Законы подражания. - СПб., 1892. С.204.

3 Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1980. С.20.

4 Солдатов В.Е. Авторитет должности и авторитет личности. Дисс.. канд. философ. наук., Свердловск, 1990. С.20.

5 Соловьев А.И. Объективные и субъективные факторы возрастания авторитета КПСС в строительстве социализма и коммунизма. Дисс. докт. философ. наук. - М., 1987. С.15.

6 Ковалев А.Г. Авторитет руководителя коллектива. /Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978. С.228.

7 Вильховченко Э.Д. Критика современной буржуазной теории "человеческих отношений" в промышленности. - М., 1971. С.169.

8 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.,1981. С.7.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Андриади, И.П. Объективные и субъективные факторы формирования авторитета педагога // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 104-111.