О СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

О СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов,
ЛФПФО

В системе высшего физкультурного образования цели обучения и требования к выпускникам высшего учебного заведения были описаны в нормативном документе - квалификационной характеристике (КХ)1 . Ее создатели сделали попытку представить единую и целостную модель деятельности специалиста, подготавливаемого для значимой сферы общественной жизни. Квалификационные требования описывались в виде профессиональных и социально-профессиональных задач, которые предстояло решать специалисту физической культуры с высшим образованием по окончании ВУЗа в процессе трудовой деятельности. В схематизированном виде была представлена технология знаний, умений, способов деятельности, владение которой необходимо для достижения целей профессиональной деятельности в предлагаемых конкретных профессиональных ситуациях.

КХ отражала существующую одноуровневую образовательную модель, в рамках которой преобладала узконаправленная специализированная подготовка. В этой модели отсутствовала многовариантность и многоуровневость построения учебного процесса, т.е. условия для выбора курсов программ и способов подготовки к профессии, учитывающих способности и склонности студентов, позволяющих раскрыться творческим потенциям личности. Были предприняты попытки отразить специфику педагогической деятельности, ее направленность на субъект деятельности, ввести в состав содержания подготовки опыт эмоционально-ценностных отношений в физкультурно-спортивной деятельности. Серьезным шагом к преодолению информативно-репродуктивного характера обучения в высшей профессиональной школе было структурирование материала по уровням усвоения - от репродуктивного и адаптивного до продуктивного.

Однако, все прогрессивные для того времени положения документа, призванного задавать цели обучения, не могли быть в полной мере реализованы в рамках однолинейной закрытой системы и касались, в основном, усовершенствования отдельных ее звеньев.

Переход на многовариантное и многоуровневое структурирование высшего профессионального физкультурного образования открывает новые возможности для реализации требований, относящихся, прежде всего, к общекультурной и общенаучной фундаментальной подготовке специалиста физической культуры (ФК). В этом плане требования, заложенные в КХ, разумеется, с определенной коррекцией и дополнениями, могут рассматриваться в качестве основных для базисного образовательно-профессионального уровня подготовки специалиста ФК (независимо от его будущей специализации и профилизации).

Важным фактором, который определяет нашу методологическую позицию по данному вопросу сегодня, являются процессы, как глобального характера, т.е. происходящие во всем цивилизованном мире, так и те, что свойственны нашей стране в переживаемый ею сегодня период социально-экономических реформ. Это: 1) вступление мира в этап постиндустриальной информационной технологии; 2) становление в нашей стране новой государственности, формирование новых экономических (рыночных) отношений, демократизация и гуманизация общественной жизни, вступление (как равноправного партнера) в мировое социокультурное, научное и образовательное сообщество.

На смену старым целям образования - обучению знаниям, умениям и навыкам, неизбежно приходят новые - обучение умениям учиться и пользоваться новыми способами добывания и применения информации, реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал, развивать прогностическое мышление, способность действовать в непредвиденных ситуациях, проявлять самостоятельность и инициативу.

Главный ракурс при определении и описании требований к специалисту по физической культуре открывает особая гражданская и политическая значимость его профессии, ее гуманитарная и гуманистическая направленность. Как любая педагогическая деятельность, она должна быть культуросообразна, тем более, что сам предмет преподавания и воздействия на личность человека, овладевающего ценностями физической культуры, независимо от специфики профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта, неразрывно связан с культурой личности и общества, т.е. культурно детерминирован.

Социокультурная детерминированность профессии специалиста в области физической культуры и спорта обязывает его:

  • быть широко образованным человеком, знакомым с основными достижениями цивилизации, культуры, искусства, свободно излагающим свои мысли на родном языке, владеющим одним или двумя иностранными языками;
  • обладать гуманитарным мышлением, проявляющимся в подходах к исследованию и воспитанию человеческой телесности;
  • культурно общаться с субъектом своей профессиональной деятельности и представать перед ним как "материализованный", персонифицированный образ физической культуры как результат культурного отношения к своей телесности, здорового образа жизни.

Дипломированный специалист по физической культуре и спорту должен уметь:

  • осознавать и достигать паритетных соотношений между универсальной общечеловеческой и культурной миссией своей профессиональной деятельности и ее физкультурно-спортивной функцией, связанной с телесностью, двигательной деятельностью и здоровьем обучаемого;
  • обеспечивать эмоциональные, эстетические и, в то же время, доступные восприятию приемы, средства и методы, с помощью которых он взаимодействует с занимающимися;
  • овладевать сам и обучать другого умениям точно воспринимать людей и вести с ними диалог в процессе общения в спортивном поединке, в физкультурно-массовых мероприятиях, в досуговой деятельности и т.п.;
  • определять цели и представлять в доступной форме образ-результат своей деятельности и деятельности своего ученика, связывать теоретические знания с опытом личного преподавания, жизненным и физкультурно-спортивным опытом того, кому он передает свои знания;
  • конструировать учебные занятия, используя инновационные педагогические технологии, методы и средства педагогического наблюдения, анализа и оформления собранных данных;
  • научно анализировать социально значимые проблемы, собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных автоматизированных систем и сетей связей, переоценивая накопленный опыт, собственные возможности;
  • рефлексивно относиться к неожиданным, неординарным взглядам и подходам в изучении проблем человеческой телесности и физкультурно-спортивной деятельности.

В предложенном минимизированном перечне требований к специалисту физической культуры учитывались важнейшие направления всестороннего образования человека, избравшего профессию, которая подразумевает владение ценностями важной области культуры и способами их передачи другому человеку.

Намеренно был избран достаточно высокий, "наддисциплинарный", уровень требований, позволяющий представить идеальный образ профессионала высокой общей культуры, но не "узкого" специалиста.

При детализации требований к специалистам системы физкультурного образования особое внимание важно уделить:

- новым, формирующимся как ответ на общественную необходимость, направлениям, связанным с подготовкой специалиста-реабилитолога по физической культуре, специалистов физической культуры для работы в области семейного воспитания и дошкольной педагогики, геронтологии, специалистов физической культуры в области досуговой деятельности и т.д.;

- разработке региональных и внутриведомственных требований подготовки специалистов, отражающих потребности в дипломированных работниках региона или конкретного ведомства (например, военного), возможности подготовки профессионалов для смежных с физической культурой и спортом областей общественной, культурной и производственной сфер или прикладных к сфере физической культуры (например, спортивный комментатор, спортивный журналист, спортивный менеджер, спортивный антрепренер, режиссер спортивно-массовых мероприятий и т.п.).

В связи с тем, что возрастают потребности в физкультурных специалистах более высокой, чем ранее, квалификации для ряда областей общественной, социальной, экономической сфер, в которых традиционно использовались работники, либо не имеющие высшего образования, либо не получившие специальной углубленной подготовки (например, для работы в системе дошкольного воспитания, на производстве, в лечебно-профилактических и досуговых учреждениях и т.п.), возникает необходимость в уточнении квалификаций (специализаций) в рамках направления "Физическая культура". Такая необходимость определяется и усилением общественного заказа на специалистов ФК для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов), имеющими различные отклонения в развитии, поведении, состоянии здоровья, для людей пожилого возраста; следует поддержать инициативу ряда отечественных ВУЗов по оформлению новых профессий (в вузовской структуре - введение соответствующих специализаций). В государственном классификаторе специальностей и, соответственно, в квалификационных документах, выдаваемых определенными образовательными структурами, было бы целесообразно, наряду со специальностью, отмечать конкретную область (прежде всего - по субъекту деятельности), для работы в которой предназначены специалисты, либо уточненную квалификацию. Например: 1) Специалист физической культуры. Адаптивно-компенсирующая физическая культура. 2) Специалист физической культуры. Девиато-адаптивная физическая культура. 3) Специалист физической культуры. Гериатр.

Детализируя требования к специалисту ФК, необходимо предусмотреть "адресность" его подготовки, области деятельности, в которых он сможет себя реализовать с пользой для общества и каждого отдельного его представителя. Условно можно выделить восемь таких областей по их социальной направленности:

  1. физкультурно-педагогическую;
  2. спортивно-педагогическую (тренерскую);
  3. физкультурно-оздоровительную;
  4. организационно-управленческую;
  5. научную;
  6. научно-педагогическую;
  7. экономическую;
  8. информационно-пропагандистскую и информационно-технологическую.

1 Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов. Квалификационная характеристика специалиста по физической культуре и спорту: Учебное пособие. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Зволинская, Н.Н. О современных требованиях к профессии специалиста по физической культуре / Зволинская Н.Н., Маслов В.И. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 115-119.