ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

Т.С. Иванова, Л.Ю. Иванов,
кафедра тенниса и
настольного тенниса

Изучение зарубежного опыта психологической подготовки позволило выделить работы Д. Лоера, который является ведущим американским теннисным психологом и сотрудничает со знаменитым Н. Боллетьери.

Наше внимание привлекла методика управления психическим состоянием теннисиста между розыгрышами очков в гейме. В этой ситуации теннисист остается наедине с собой и даже совсем юные спортсмены лишены возможности получить совет тренера.

Между розыгрышами очков проходит около 16 секунд.

За это время теннисисту предлагается пройти 4 стадии саморегуляции, которые способствуют нормализации его психического состояния и мобилизуют на продолжение борьбы в гейме.

1 стадия: создание положительных реакций - длится примерно 3-5 секунд, спортсмен поворачивается спиной к противнику, поднимает голову, чтобы создать впечатление уверенности, опускает глаза, чтобы дать отдохнуть зрительным нервам, расслабляет мышцы "игровой" руки (в ходе этой стадии можно позволить себе похлопать противнику, если он удачно выиграл мяч, создавая впечатление уверенности и присутствия духа).

2 стадия: расслабление - длится 5-10 секунд (корректируется силой утомления), прогулка вдоль фона, стабилизирующая дыхание, расслабление, легкие наклоны, потягивание, перебирание струн ракетки (но даже при полном расслаблении не должно создаваться впечатление слабости).

3 стадия: подготовка - длится 3-5 секунд и начинается при приближении к линии подачи, на лице выражение уверенности, смотреть на противника только с позиции силы, глаза начинают прицеливаться. Весь облик демонстрирует: "Я готов к победе". Цель этой стадии программирование будущих действий, "введение задач в компьютер". Произносится вслух счет, происходит осознание игровой ситуации.

4 стадия: ритуальные действия - длится до 5 секунд. Это набивание мяча перед подачей или движения ногами перед приемом подачи. Все мышцы готовятся к бою, в голове точный план действий, "жесткий" взгляд. Состояние агрессивности.

Изложенная методика была апробирована в работе с юными теннисистами 9-14 лет.

Для теннисистов этого возраста характерным является суетливое нервозное поведение между розыгрышами очков в гейме. Как правило они спешат перейти к розыгрышу следующего очка, не используют отведенное для отдыха время, подходят к месту подачи (приема подачи) со слезами на глазах, не помня счета и даже не переведя дыхания.

Обучение приемам саморегуляции проводилось на занятиях совместно с личными тренерами, а затем продолжалось в ходе тренировочных игр на счет. Работа вызвала интерес и понимание со стороны учеников тренеров и уже в первых матчах проявились положительные результаты. После закрепления навыков в ходе тренировочных матчей юные теннисисты стали уверенно использовать их в соревнованиях.

В результате использования методики регуляции психического состояния между розыгрышами очков в гейме Д. Лоера юные теннисисты научились бороться с возникающими отрицательными эмоциями, отключаться от негативных последствий предшествующего проигрыша очка, что как показал сравнительный анализ матчей повысило уровень эффективности их соревновательной деятельности.

Систематическая работа над психологической подготовкой не только повышает спортивное мастерство юных теннисистов, позволяет подготовиться к нелегкой стезе профессиональных спортсменов, но и приобрести жизненно важные поведенческие навыки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Иванова, Т.С. Использование зарубежного опыта психологической подготовки в тренировке юных теннисистов / Иванова Т.С., Иванов Л.Ю. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 3. - С. 120-121.