Я-ФИЗИЧЕСКОЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ

Я-ФИЗИЧЕСКОЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ

Л.Г.Уляева,
кафедра психологии

Я-физическое, являясь продуктом самосознания, представляет собой один из компонентов Я-концепции человека. В свою очередь, Я-концепция (различение Я и не Я) входит в структуру сознания (наряду с со-знанием, целеполаганием и отношением).

Необходимость гуманизации образа человека, который обеднен и упрощен практической реализацией биологически ориентированных теорий, привела к возникновению психологических представлений о формировании Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, а описательную составляющую Я-концепции называют Образом Я.

Я-концепция, как правило, рассматривается в трех подструктурах: когнитивной (качества, способности, внешность, самосознание), эмоциональной (самоуважение, себялюбие, самоуважение) и оценочно-волевой (самооценка, уровень притязаний).

Каждая из названных выше подструктур (в нашем случае - самосознание) может быть аналитически рассмотрена в целом ряде модальностей: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-перспективное, Я-фантастическое, Я-зеркальное, Я-физическое.

Зарубежная психология имеет богатую историю исследования самосознания личности. Для обозначения самосознания зарубежными психологами используются различные названия ("Я", "самость", "Я-концепция", "образ Я" и др.), близкие к друг другу по смыслу, хотя и не идентичные.

Согласно классическому психоанализу (З. Фрейд) "Я" является одним из структурных компонентов психики человека ("Оно", "Я", "Сверх-Я"). В Я -концепции З. Фрейда самосознание как бы находится на службе бессознательных влечений, импульсов и его активность всецело определяется существованием сферы этих импульсов, влечений. Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений , с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру. Эту функцию самосознание выполняет при помощи особых механизмов психологической защиты: одни импульсы оно подавляет (механизм вытеснения), другим дает проявиться в социально приемлемых формах (механизмы рационализации, проекции, сублимации и т.п.), третьи позволяют сознательно отождествиться с объектами любви (механизм идентификации), но в любом случае возникают отклонения, скрывающие от сознания конкретного человека истинную природу психических явлений.

Ученики и последователи З. Фрейда (К. Юнг и К. Хорни и др.) по-новому пытались определить движущие силы психического развития человека, дополнить и дифференцировать внутреннюю структуру сознания, вводя для этого новые понятия. Общим для этих исследований является представление о неизбежности возникновения отклонений в самосознании при столкновении личности с окружающим миром.

Психоаналитический подход к выяснению природы самосознания и к анализу отдельных его проявлений в разных вариантах сохраняет достаточно сильные позиции в современной психологии. Об этом свидетельствует, например, швейцарский психолог Р. Мейли, который рассматривая современное состояние проблемы самосознания в психологии, отметил, во-первых, что это проблема как самостоятельная, теоретическая проблема психологии "растворяется" в изучении мелких вопросов, имеющих частное значение; во-вторых, заметна тенденция преувеличения чисто внутренних врожденных факторов в развитии самосознания и оценке обусловленности его социальным влияниями, собственной практической деятельностью, в которой формируются и проявляется самосознание.

Иной подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятиями Я-концепции, под которым понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями "Я" в прошлом, настоящем и будущем.

Р. Бернс предложил более дифференцированную структуру Я-концепции. Полагая, что содержанием Я-концепции является система установок, направленных на себя, основными структурными компонентами Я-концепции он считает следующие установки: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Так же неоднозначны представления зарубежных исследователей о факторах, определяющих формирование самосознания. Представители психоаналитического подхода процесс формирования самосознания сводят к биологически обусловленным предпосылкам, где образ Я рассматривается в тесном единстве телесными переживаниями (З. Фрейд). Авторы социального подхода основную роль в развитии самосознания отводят социальным факторам недооценивают активность самого субъекта (Г. Олпорт, Э. Эриксон ). Исследователи, анализировавшие самосознание с позиций феноменологического подхода, особенно важным для развития самосознания считают то, как человек воспринимает самого себя в ходе социализации (Р.Бернс, К. Роджерс ). В рамках генетического подхода процесс развития самосознания рассматривается в его тесной связи с развитием мышления, восприятия и познания ребенка ( А. Валлон, Ж. Пиаже).

В отечественной психологии сложились собственные традиции исследования проблемы самосознания личности. И.М. Сеченов и В.М. Бехтерев определили природные предпосылки формирования самосознания. В исследованиях авторов, развивающих взгляды культурно-исторической детерминации психики человека, самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и ростом произвольных движений, ростом самостоятельности и изменениями во взаимоотношениях с окружающими (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Данным взглядам созвучны теоретико-экспериментальные исследования В.С. Мерлина, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой. Авторы показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего Я-физического в результате манипулирования совместно со взрослыми. В сферу осознания Я-физического вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей. Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный образ собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений, что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того пространства, в котором он находится.

Под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний (образ Я) и складывается эмоционально-ценностное отношение к себе. Теоретической основой экспериментальных исследований самосознания, его структурной организации, понимания источников развития выступают методологические принципы личностного подхода, единства сознания и деятельности, принцип развития и другие.

Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают. Большинство авторов выделяет в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, Д.В. Ольшанский, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). В когнитивном компоненте как результат самопознания выступает система знаний личности о себе, а в эмоциональном как результат самоотношения, - устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторые авторы, не ограничиваясь выделением в самосознании когнитивной и эмоциональной компоненты, добавляют к последним саморегуляцию (И.И. Чеснокова), волевую компоненту (П.Р. Чамата), функционально-поведенческую (А.М. Прихожан).

По мнению И.С. Кона, образ Я - это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но социальная установка, отношение личности к самой себе. Он (образ Я) является как и любая установка трехкомпонентным: когнитивным (познание себя), эмоциональным (оценка своих качеств); поведенческим (практическое отношение к себе).

И.И. Чеснокова в структуре самосознания выделяет: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. Как видно выделенные поведения личности фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И.С. Коном.

А.Г. Спиркин дает следующую трактовку термина самосознания: "Самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни."

Отечественная исследовательская традиция изучения самосознания и его структуры получила свое продолжение в экспериментальных исследованиях ряда авторов (В.С. Мерлин, В.С. Мухина, В.В. Столин), результатом которых явилось выдвижение оригинальных концепций структуры самосознания.

В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать также как фазы его развития: сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в 11-месячном возрасте; сознание "Я" как активного начала, как субъекта деятельности, которое появляется в 2-3 года, выражается формулой "Я сам..."; осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточное развитое абстрактное мышление; социально-нравственную самооценку, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта.

Согласно концепции Мухиной, структурными единицами самосознания являются ценностные ориентации, которые формируются на различных этапах онтогенеза и наполняют структурные звенья самопознания. Структура самосознания включает в себя: 1) ориентацию на признание своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; 2) ориентацию на признание своего имени; 3) ориентацию на социальное признание; 4) ориентацию на физические, психические и социальные признаки определенного пола; 5) ориентацию на значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем; 6) ориентацию на основе права в обществе; 7) ориентацию на долг перед людьми. В отличие от универсальной структуры сознания, ее содержательное наполнение строго индивидуально для каждого человека. Самосознание предстает у В.С. Мухиной как психологическая структура, представляющая собой единство звеньев, развивающихся по определенным закономерностям .

Наиболее последовательная уровневая концепция самосознания сформулирована В.В. Столиным. Он относит самопознание и самоотношения , выделенные в самосознании другими авторами, к "горизонтальному строению самосознания" и вводит понятие "вертикального строения самосознания" . В соответствии с тремя видами активности В.В. Столин назвал три уровня в развитии самосознания: организменный, индивидуальный, личностный. На уровне организма активность субъекта определена системой организм-среда, имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии. В недрах этой активности формируется "схема тела" и ли Я-образ организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц и активации организма в целом. На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической (этнической, модообразование) и т.д. На уровне личности активность субъекта называется прежде всего потребностью в саморегуляции и основой Я-образа становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение личности из социума, и обеспечивающая ее самоактуализацию.

Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы показал неоднозначность представлений авторов о факторах, определяющих формирование самосознания, его психической сущности. В рамках анализируемых подходов был сделан существенный шаг в развитии представлений о природе самосознания. Было показано, что источники и движущие силы развития самосознания не могут быть сведены ни к исключительно биологическому, ни к социальному опыту. Несмотря на разные теоретико-методологические подходы к интерпретации процесса возникновения и развития самосознания опыт, связанный с самовосприятием и "переживанием" человеком собственного тела, всеми названными авторами рассматривается как важная характеристика и условие формирования самосознания.

В исследованиях самосознания, включающих Я-физическое в теоретическую схему, существует два типа отношений между Я-физическим и общей Я-концепцией (М.О. Мдивани).

Первый тип отношений , выделяемый нами в так называемых "функциональных схемах, предполагает существование многих частных аспектов самосознания в ряду которых находится и Я-физическое. Наиболее показательным примером может служить схема Р. Бернса. Он представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры на вершине которой располагается глобальная Я-концепция, включающая все возможные грани индивидуального самосознания. Далее, вслед за Джеймсом, он выделяет элементы Я-концепции: Я-сознающее и Я-объект. Понимая Я-концепцию, как совокупность установок на себя, Бернс выделяет в них два компонента: самооценка или принятие себя, связанное с Я сознающим, и образ Я, связанный с Я-объект. В установках, направленных на себя, Бернс выделяет три модальности: реальное Я-установки, связанные с тем как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли и т.д.; зеркальное Я-установки, Я-перспективное. И самую нижнюю ступень иерархии Бернс выделяет следующие аспекты Я-концепции: Я-социальное, Я-духовное, а также Я-физическое. Однако специфика Я-физического раскрыта Р. Бернсом слабее остальных элементов структуры. Тем не менее, такая специфика есть. Телесность, в отличие от эмоциональности, духовности, социального статуса и т. д., является материальным объектом и тем самым доступна непосредственному чувственному восприятию.

Второй тип отношений существует в так называемых "генетических схемах, предполагает существование Я-физического на ранних этапах онтогенеза, как предпосылку и базис формирования самосознания (Э. Эриксон, В.В. Столин). Причем его дальнейшая роль в общей структуре самосознания или вообще опускается или, в лучшем случае, признается, что Я-физическое - сложный биосоциальный комплекс. Однако Я-физическое такое же личностное образование, как Я-духовное, Я-социальное и Я в ином модальном смысле. Представление, что существующее на ранних этапах онтогенеза Я-физическое ограничивается социализацией индивида (социальной детерминацией) и не становится самодетерминированным в результате опосредствования Я-концепцией (самосознание, Я-физическое) нам представляется не столь очевидным.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Уляева, Л.Г. Я-физическое в структуре самосознания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 130-135.