КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЛОВЫХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДИСЦИПЛИН

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЛОВЫХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДИСЦИПЛИН "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" И "ТЕОРИЯ СПОРТА"

Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, Е.В.Воробьева,
кафедра теории и методики
физического воспитания

Работа педагога в области физической культуры и спорта - это непрерывный поиск нового, прогрессивного. Поэтому обучение студентов должно быть направлено на формирование обобщенных способов умственных действий и должно быть тесно связано с формированием у них абстракций и обобщений содержательного характера с усвоением теоретических понятий. Это предполагает использование в учебном процессе активных методов обучения, таких как проблемное обучение, деловые игры, применение приемов и способов, позволяющих активизировать умственную, творческую деятельность студентов, формировать теоретическое, творческое мышление.

На протяжении двух лет нами апробировалась методика, которая сочетала в себе проблемное обучение и элементы деловых игр.

Проблемное обучение - это система дидактической деятельности преподавателя и студентов, сочетающая постановку и решение учебных проблем с готовыми выводами науки и направленная на развитие творческих способностей будущих специалистов. Основная задача проблемного обучения состоит в вовлечении студентов в процесс творческого поиска. Знания, в данном случае, не излагаются в готовом виде, а преподносятся в форме учебной проблемы. Студенту необходимо найти самостоятельное решение, исходя из запаса ранее усвоенных знаний и умений правильно использовать научную методологию.

В нашем эксперименте проблемное обучение осуществлялось на лекциях. Преподаватель заранее продумывал содержание учебных проблем, опираясь на которые, он создавал в ходе занятия обстановку интеллектуального затруднения. Участие преподавателя в создании ситуации мыслительного затруднения (проблемной ситуации) было различным: в одном случае он сам ставил проблемы и раскрывал пути их решения, а студенты становились "соучастниками" этих поисков; в другом случае такая возможность предоставлялась самим студентам. Этим определялись "уровни проблемности" лекции.

Первый уровень - проблемное изложение материала: вычленив проблемную ситуацию, преподаватель не только указывал на решение проблемы, но и раскрывал логику ее достижения, показывал источники возникновения противоречий. Степень активности студентов, в данном случае, незначительна.

Второй уровень проблемности характеризовался тем, что преподаватель, создавая проблемную ситуацию, вовлекает студентов в совместный поиск ее решения. Данный уровень предполагал реконструктивную деятельность обучающихся.

Третий уровень предполагал самостоятельное решение студентами сформулированной преподавателем проблемы путем выдвижения различных доказательств. Для данного уровня характерна частично-поисковая деятельность обучаемых.

Элементы деловых игр применялись в эксперименте на групповых семинарских занятиях. Деловые игры представляют собой проигрывание имитационной модели производства и профессиональной деятельности в целях обучения, контроля, исследования, проектирования и выполнения различных видов работ. Для учебной деловой игры содержание деятельности ее участников определяется требованиями к профессиональной подготовленности студентов в рамках программного материала учебной дисциплины.

Из всего многообразия деловых игр нами была выбрана методика учебной деловой игры. Основными конструктивными элементами учебной деловой игры являлись: участники игры, правила игры, сюжет, роли, игровой барьер, двуплановость, игровой конфликт, игровые действия, игровой предмет, предметные действия, цель игры, оценка степени достижения цели, результат игры, интерпретация результатов игры, игровая деятельность, зрительская деятельность и деятельность по поводу игры. На семинарских занятиях при проведении учебной игры принимали участие все студенты, которые подразделялись на игроков, судей, экспертов и организаторов.

На освоение содержания одной темы по дисциплине "Теория спорта" в эксперименте затрачивалось 4 часа: два часа - проблемное обучение (лекция) и два часа - деловые игры (семинарское занятие).

Эксперимент проводился на студентах тренерского факультета, 2 отделения, 2 и 3 курсов. На втором курсе - по предмету "Теория и методика физической культуры", а на третьем курсе - по предмету "Теория спорта".

В том и другом случае методика занятий была одинаковой, за исключением чтения лекций на проблемном уровне. На втором курсе методика проблемного обучения строилась по принципу активной "следящей системы". Это диктовалось тем, что студенты данного курса не обладают еще достаточной образовательной базой, у них нет еще эталонов научного мышления и познания. Поэтому определяющая роль здесь отводилась преподавателю, который, формулируя учебную проблему, сам ее и решал, приобщая студентов к методологии научного познания, развивая у них логику диалектического мышления, показывая способы аргументированного изложения материала.

На третьем курсе проблемное изложение материала предусматривало активное вовлечение студентов в мыслительный процесс, овладение приемами научного познания и мышления, проявление их творческих способностей, т.е. студенты активно участвовали в процессе разрешения проблемных ситуаций.

На семинарских занятиях студентам на деловые игры выдавались задания. Они включали описание исходной обстановки с ее параметрами и ограничениями, методические указания, отмечающие особенности проведения данной игры, как правило, по последовательности выполнения действий по отчетности. Задания выдавались до игры или, в виде отдельных вводных данных, по ходу игры.

Освоение ролей, встречающихся в профессиональной деятельности, шло через включение студентов в игровой конфликт. Наиболее простым способом он создавался следующим образом: преподаватель формулировал проблему и предлагал ее противоречивое решение. Сам занимал одну позицию, студенты - другую. Между ними начиналось "сражение" (кто более аргументировано сможет отстоять свои позиции). В более продуктивных формах игровой конфликт создавался разделением студентов на противоположные группы спорящих. После того, как студенты осваивали роли и приобретали опыт решения игровых ситуаций, проводилась учебная игра, посвященная вопросам планирования предсоревновательной подготовки спортсменов.

Анализ полученных данных показывает, что методика комплексного подхода по использованию проблемного обучения и учебных игр дает положительные результаты в развитии творческих начал у студентов. На рис.1 показано усвоение знаний, умений и навыков на 4-х уровнях. Как видно, на 2 и 3 курсах процент правильно выполненных заданий на 4-м уровне выше всех. Собственно, этого и надо было ожидать, т.к. деловые учебные игры как раз и направлены на формирование умений и навыков использования знаний в нестандартной, новой ситуации.

Опираясь на это, можно считать, что включение обучаемых в процесс разрешения противоречий, проблемных ситуаций, поиска решения нестандартных задач с привлечением коллективного знания позволяет выйти на такой уровень обучения, который соответствует современным требованиям развития творческих начал у студентов.

Рис. 1 Качественный уровень освоения студентами учебного материала на основе методики проблемного обучения и деловых игр.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Холодов, Ж.К. Комплексный подход к использованию проблемного обучения и элементов деловых игр в учебном процессе дисциплин "Теория и методика физической культуры" и "Теория спорта" / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Воробьева Е.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 136-140.