Олимпийское воспитание молодежи: традиции, современность, перспективы

Олимпийское воспитание молодежи:
традиции, современность, перспективы*

Софья Жуковская (Польша)

Введение

В условиях кризиса школы, кризиса авторитетов возникает потребность в поиске нового содержания, форм и методов работы с молодежью. Во многих странах, в том числе и в Польше, наблюдается отход от единообразных программ образования, навязываемых властями в централизованном порядке, идет поиск адекватных методов образования и соответствующих форм организации занятий. Все делается для того, чтобы заинтересовать молодежь, сделать ее активным партнером процесса воспитания, субъектом развития собственной индивидуальности. Какой индивидуальности? Безусловно, всесторонне или разносторонне развитой, с полным богатством и гармоничностью психофизической структуры. Но молодой человек живет в определенных социально-политических, геополитических, экономических условиях, и его развитие определяется многими факторами. Нужно, чтобы молодой человек мог найти себя в этом столь запутанном и противоречивом мире и одновременно хотел бы развить себя. Что может быть импульсом, побуждающим молодежь для сотрудничества в области воспитания? Таким импульсом может быть воспитательная программа, которую она признает. Как показывают исследования [Z. Zukowska, 1994], среди предпочитаемых молодежью ценностей первенствуют ценности совершенствования, ценности социоцентрические, эмоциональные, интеллектуальные, эстетические. Все эти ценности лежат в основе олимпийского воспитания, объединяющего идею универсальных ценностей и методы их воплощения путем дружеских встреч, взаимного уважения, а также на основе разнообразных проявлений красоты для участников, организаторов и зрителей Олимпийских игр. Олимпийское воспитание дает шанс сохранить гуманистические ценности спорта. В этом воспитании мы имеем последний шанс и надежду на сохранение этих ценностей. Что сегодня требует развития олимпийского воспитания? Чаще всего упоминают два мотива. Первый - мотив педагогический (формирование человека на основе вневременных, универсальных ценностей олимпизма), а второй - потребность в противодействии тем явлениям (грубость, коммерциализм, изоляционизм и т.п.), которые угрожают олимпийской идеи. Именно поэтому страна и город, организующие Игры, так много заботятся о создании вокруг них социального климата, о включении в сотрудничество вокруг Игр всего общества и прежде всего молодежи. В Канаде, США, Франции, Норвегии, Германии разработаны многолетние программы олимпийского воспитания молодежи разного возраста и взрослых [Z.R. Zukowscy, 1992].

Заботясь о церемониале Игр, о соблюдении ценностей, носителем которых является олимпийская идея, об интеграции усилий организаторов вокруг этой идеи, МОК и НОКи меняют свое отношение к некоторым явлениям, которые оценивались как угроза для нее (например, к коммерциализации) и в новой реальности пытаются найти способы справедливого раздела доходов от Игр таким образом, чтобы не пострадали ценности Олимпийских игр и спорт в целом [W. Reczek]. В этот процесс включается и олимпийское воспитание, которое приносит большие проценты тем, что приобщает к спорту и олимпизму многих и многих людей далеко за пределами страны, организующей Игры.

Два указанных мотива не исключают друг друга. И педагогический и праксиологический мотивы могут взаимно дополнять и усиливать друг друга. Они составляют два аргумента в пользу олимпийского воспитания в мире, включая и Польшу.

Традиции

В наших размышлениях об олимпийском воспитании главное содержание составляет олимпизм, а основным средством воспитательных воздействий является спорт.

Спорт интересует нас как неотъемлемая часть физической культуры, интегрально связанная с социокультурной реальностью, как важный элемент общественной жизни и деятельности, как побудительный мотив к тому, чтобы быть лучшим, как источник радости и сильных эмоций, как область дружеских контактов.

Таким спорт видел Кубертен, и поэтому связывал развитие спорта с воспитанием молодежи. Этот человек, изображаемый многими как апостол олимпизма, имел в своей жизни еще одну цель, о которой он писал: "Однако олимпизм лишь одна часть моих начинаний, примерно их половина. Моя педагогическая "симфония" складывается из одной части, уже законченной, и другой, где до конца еще очень далеко". И добавлял: "... атлетика, и особенно венчающий ее олимпизм, была с моей стороны объектом гласных и даже можно сказать шумных дел. Это было нужно. Реформа же воспитания стала предметом спокойных, тихих исследований, требующих долгих размышлений. Олимпизм ворвался в мир как блестящий дирижабль; школьная реформа рыла себе дорогу как крот" [P. de Coubertin, 1989, s. 28]. Реформа, по мысли Кубертена, должна была быть синтезом олимпизма с реформой воспитания. Олимпизм он трактовал как инструмент для воспитательных программ. Какие ценности составляют фундамент олимпизма? Те, которые удовлетворяют двум условиям: широко признаются, особенно молодежью, и не утрачивают своего значения с течением времени, т.е. являются вневременными. Если эти условия выполнены, ценности являются универсальными.

Универсализм олимпийской идеи основывается на том, что она опирается на две фундаментальные идеи европейского гуманизма: идею мира и идею fair play. За ними следуют такие ценности, как дружба, справедливость и т.д. Но, как отмечает К. Зухора, спорт - это полнота жизни, и добавляет: "Семантическое пространство между понятиями "спорт" и "полнота жизни" Кубертен в своей "Оде спорту" наполняет радостью, весельем, смехом, эмоциями, чистым бегом мысли и минутой жизни, свободной от забот" [K. Zuchora, 1993]. Кубертен безгранично верил в социокультурную роль спорта.

В 33-летнюю годовщину современных Олимпийских игр, во время открытия в Олимпии его памятника Кубертен обратился по радио к спортивной молодежи мира. Он сказал: "Возрождая Олимпийские игры к новой жизни после двух тысячелетий сна, мы хотели бы, чтобы вы так же отдались религии спорта, как наши великие предки. В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей губительных разрушений, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы. Но это произойдет лишь в том случае, если ваше понимание спортивной чести и бескорыстия будет таким же сильным и непоколебимым, как и ваши мускулы". Можно ли эти слова положить в основу современного воспитания? Если к ним добавить определение олимпизма, данное Кубертеном, то, бесспорно, можно. Олимпизм вполне можно считать основой альтернативной концепции воспитания в различных микросистемах, в том числе в школе. "В олимпизме, - писал Кубертен, - словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека. Олимпизм является общей ценностью для людей разных рас, религий, культур, политических взглядов. Это тем более важно. что каждый может принять олимпийскую идею естественно и непринужденно, в зависимости от своего темперамента, воспитания и взглядов". "На страже единства и чистоты этих истин, - добавлял Кубертен, - должны стоять все, кто связывает развитие спорта с лучшим будущим мира, а будущее это видят как возможность развития полной и богатой личности, соединяют физическое воспитание с интеллектуальным, моральным и социальным воспитанием молодежи".

Воспитательную концепцию, опирающуюся на олимпизм, Кубертен выражал в аксиологических категориях. Выступая против сведения спорта к инструментам (пусть и высоко профессиональным) функциям, он указывал на те ценности, носителем которых является спорт.

Нет ничего удивительного в том, что в основе олимпийского воспитания, если обратиться к родословной неолимпизма, лежит олимпизм Кубертена, а именно его педагогика, элементом которой является олимпийская идея. Свою трилогию "Воспитание молодежи в XX веке" Кубертен начинает с рассмотрения физического и интеллектуального воспитания, а завершает анализом нравственного воспитания, воспитания взаимного уважения, останавливается на таких сферах человеческой экзистенции, как уважение веры, общественного строя, индивидуальности, культуры совести [см. G. Mlodzikowski, 1989].

Б. Билиньски называет Пьера де Кубертена - и в общем правильно - настоящим апостолом спорта и теологом олимпийской идеи. По мнению Билиньского, он был "прежде всего педагогом и реформатором воспитания" [B. Bilinski, 1989]. "В поисках инструментов, пригодных для новой реформы воспитания и образования французской молодежи, Кубертен сначала открыл колоссальную роль спорта и физической культуры в практике Томаса Арнольда, а потом усмотрел в идее древних Олимпийских игр и в греческой агонистике образец для своих взглядов" [B. Bilinski, 1989].

"Олимпизм Кубертена - это не единая монолитная целостность, а некий процесс, который подвержен влияниям и модификациям в изменяющихся политических и социальных условиях Европы..."; "...термин олимпизм придумал сам Кубертен, но уже в 1920 г. модифицировал его, переосмыслил и назвал неоолимпизм" [B. Bilinski, 1989].

Такая интерпретация олимпизма Кубертена делает олимпийскую идею вечно живой, придает ей универсальную ценность. Развитие олимпизма однозначно сопряжено с реформой образования. Спорт обеспечивает контакт между поколениями и позволяет человеку познать самого себя. "Сила спортсмена не только в его мышцах, а преградой на пути к успеху является не только несовершенство его органов. Первостепенное место в его самооценке занимают психические особенности, характер которых существенно влияет на достижения спортсмена" [P. de Coubertin, 1989].

Хотя многие считают концепцию Кубертена устаревшей, не соответствующей современности, в области олимпийского воспитания она сохраняет свое значение и, к этой традиции мы должны обращаться.

Современность

Характерной чертой современности является философия быстрых достижений, стремление к успеху на пути индивидуального и коллективного создания нового мира ценностей. Речь идет об ускоренном развитии без конфликтов и резких изменений во всех сферах жизни: материальной, социальной и символической [Z. Krawczyk, 1989].

В связи с этим многие сторонники такой концепции обращаются к универсальной философии жизни, которая допускает философский плюрализм, признает универсальность и разнородность ценностей в их культурной обусловленности. Эта философия должна быть настолько общей, чтобы делать акцент на универсальных ценностях. Она должна быть гуманистичной, рациональной, обращенной к разуму, полагаться на упорядоченную логику явлений. Она должна иметь свою религию, опираться на определенные церемонии и обряды. Она должна говорить на понятном для всех языке. Независимо от степени распространения ее сферы и ее понятий, она должна каким-то образом признавать ограничения, с необходимостью накладываемые на рациональную организованную жизнь, иметь шансы на будущее реформирование и даже самореформирование [R.B. Harris, 1990].

В перспективе ориентации на достижения и успех эти условия выполняет спорт. Олимпийские игры более динамичны, драматичны и праздничны, более разнородны, чем обычная жизнь. Универсальные ценности спорта для разных народов могут быть осмыслены и в категориях патриотизма.

Войцех Липоньски ставит такой вопрос: можно ли говорить об олимпийском универсализме в отношении всего мира, связывая его прежде всего с европейской культурой. Примет ли его 2/3 остальных народов, особенно арабских и азиатских, которые имеют не менее древнюю культуру. И он ссылается на которые факты, которые казалось бы дают основание для отрицательного ответа на эти вопросы. И потому он задает вопрос: олимпийский универсализм или плюрализм? Сам он, несмотря на определенный скептицизм, все же склоняется к позитивному ответу и отмечает, что "в перспективе проблема интеллектуальных и культурно плюралистических основ олимпизма представляется столь же важной, а может быть и еще более важной, чем политические хитросплетения, связанные с Олимпиадами" [W. Liponski, 1988]. Мы согласны с этим и глубоко убеждены в том, что неоолимпизм Кубертена характеризуется таким динамизмом, что культурно и интеллектуально обогащенный, он ничего не утратил из своих универсальных ценностей. Вместе с тем мы дистанцируемся от некоторых позиций Кубертена, например, от его отношения к участию женщин в Играх. Однако это ничем не умаляет его заслуг как творца неоолимпизма.

Сегодня, в условиях кризиса школы, кризиса авторитетов в воспитательных системах многие страны, как европейские, так и иные, обращаются к универсальным ценностям, которые не утратили своей силы для объединения людей. К таким ценностям относится и неоолимпизм.

Так возникла концепция олимпийского воспитания молодежи, трактуемая в двух категориях:

- как элемент ее подготовки к Играм,

- как действенный инструмент воспитания молодежи с ориентацией на самореализацию и социализацию, партнерство в воспитательных интеракциях, углубленную нравственную рефлексию и потребность в собственном совершенствовании, причем, не только в спорте.

Между этими двумя целями олимпийского воспитания существует тесная связь.

Понятие "спортсмен" мы трактуем в категориях ценностей, связанных не только со сферой непосредственной борьбы на стадионе, но и с поведением в сфере науки и труда, а также с отношением к собственной индивидуальности и личной жизни. Данное поведение основано на принципах fair play, и Д. Боротра, председатель Международного комитета "Фэйр плэй" ЮНЕСКО, называет его "стилем жизни, внутренней дисциплиной" [J. Lis, 1989].

Принципы "фэйр плэй" касаются не только спортсменов, но всех, кто задействован в воспитательном процессе в спорте - учителей физического воспитания, тренеров, организаторов. Принципы этического поведения в спорте включают в себя кодексы поведения спортсмена, тренера и организатора. Эти кодексы выработаны Комиссией по fair play [Z. Zukowska, 1988].

Олимпийцы как социальная группа характеризуются высоким социальным статусом, связанным с их достижениями. Они функционируют на основе собственных образцов поведения в общем спортивном движении, а вместе с тем как образец для молодежи [Z. Zukowska, 1981].

Начиная с концепции олимпизма Кубертена и до нынешних дней неотъемлемой частью олимпийской идеи является связь спорта с искусством. На основе этого значительно расширяется возможность ее воздействия на молодежь, используя все виды искусства.

Перспективы

Результаты исследований осознания ценности олимпизма в рамках общественного сознания [W. Puczynski, 1989] и воспитательных функций fair play в сознании молодежи [Z. Zukowska, 1989] показывают весьма низкий уровень этого сознания. Это показывает, с одной стороны, перспективы олимпийского воспитания, а с другой - необходимость дальнейших исследований. Последнее исследование на тему: "Что для меня означает идея Фэйр плэй?" [R. Zukowski, 1996], в ходе которого было опрошено 3500 человек, несколько меняют указанную картину...

Вышеуказанные предпосылки легли в основу нашей концепции исследования возможности использования универсализма олимпийской идеи в воспитании молодежи. Появляется шанс на то, что олимпийское воспитание станет одним из основных элементов школьного воспитания. Опыт многих стран подтверждает этот шанс. И хотя этот опыт нельзя непосредственно переносить на социально-экономическую и воспитательную ситуацию нашей страны, все же его нельзя не учитывать.

В Польше до сих пор олимпийское воспитание организуется главным образом деятелями Олимпийского комитета. Но в общей воспитательной системе, как и в сознании молодежи, олимпийская идея пока проявляется еще весьма слабо [Z. Krawczyk, 1989; Z. Zukowska, 1989, 1992].

А воспитательного эффекта этой идеи можно ожидать только в том случае, если она внедрена в общую систему воспитания. Деятельность Олимпийского комитета может способствовать такому эффекту, но не может заменить всей системы.

Дополнительным аргументом в пользу важного значения спорта в альтернативных воспитательных концепциях может служить широкое движение в Европе в рамках III Европейских инициатив, которые в центр активности поставили принципы "Фэйр плэй" как исходных основ спорта, без которых он утрачивает свой смысл, и как противодействие от негативных проявлений в этой сфере. Этому способствуют и другие акции: ежегодные европейские конференции по fair play; создание Eвропейской комиссии fair play (Амстердам) наряду с Международным комитетом fair play (Париж); введение в программу конференции европейских министров по спорту проблематики fair play; принятие в 1992 г. нравственного кодекса "Фэр плэй" Европейским комитетом развития спорта (Страсбург); образование в 1993 г. Французской общественной организации за спорт без насилия и за fair play, которое стало членом международной организации за спорт без насилия.

В упомянутом нравственном кодексе обращается внимание на тот факт, что участие в спорте детей и молодежи включено в широкий социальный фон. Кодекс подчеркивает, что максимальная польза, которую спорт может принести в социальной и индивидуальной жизни, будет лишь в том случае, если принципы fair play будут передвинуты с окраин в центр всех усилий. Придать наивысший авторитет принципам fair play должны все те, кто пропагандирует спорт и кто занимается его организацией, родители, медики и, конечно, сами олимпийцы.


* Перевод статьи: Zofia Zukowska. Edukacja olimpijska mlodziezy: Tradycje - Terazniejszosc - Perspektywy // Fair Play Sport Edukacja/Redakcja i opracowanie Zofia Zukowska. - Warszawa, 1996, pp. 33-40. Статья печатается с некоторыми сокращениями.

Переводчик - М.Я. Сараф.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Жуковская, С. Олимпийское воспитание молодежи: традиции, современность, перспективы = [Edukacja olimpijska mlodziezy: Tradycje - Terazniejszosc - Perspektywy] / Сокр. пер. Сарафа М.Я. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 33-40.