Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования

Олимпийская культура
как основа содержания олимпийского образования

Л.И. Лубышева (Россия)

Идея олимпийского движения основана на признании того, что в спорте, спортивных соревнованиях и спортивной подготовке заключены огромные возможности для реализации гуманистических ценностей.

Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физкультурного воспитания и спортивной подготовки философией гуманизма, нравственности, культуры. В свою очередь, это позволяет олимпизму состояться как социально-культурное явление и создать серьезное основание для формирования олимпийской культуры.

В нашем понимании, олимпийская культура - это прежде всего специфическая философия жизни, включающая в себя духовные ценности спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. Уже сейчас олимпийская культура, сложившаяся на основе идеалов Олимпийской Хартии, наполняет физическую культуру и спорт духовным, гуманистическим смыслом, преодолевая практику утилитарного отношения к этим видам деятельности.

Особенно важно развивать, формировать олимпийскую культуру сейчас, современный спорт, включая олимпийский, переживает кризисное состояние. Противоречия, которые разъедают спорт, негативно влияют на общественное сознание, усугубляя кризисную ситуацию в спорте.

Так, долгие годы в общественное сознание внедряли стереотип о том, что спорт - это моноявление, имеющее много социальных функций.

Однако с начала XX века в спорте произошла дифференциация и о себе заявили различные разновидности спорта:

- массовый спорт, широкое спортивное движение, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеет значительное место, но в большей степени он рассматривается как средство физкультурного воспитания;

- профессиональный спорт, вызванный коммерческими интересами, является источником существования;

- олимпийский спорт, желающий продолжить высокие гуманистические традиции.

Действительно. все эти разновидности спорта выполняют одни и те же специфические функции, но одни являются главными, другие - второстепенными, одни доминирующими, другие - могут не быть совсем. Несмотря на некоторое внешнее сходство, разновидности спорта значительно друг от друга, решая разные задачи.

Так, воспитательная функция в большей степени присуща массовому спорту; профессиональный спорт - это прежде всего зрелищность и коммерциализация. Олимпийскому спорту в большей степени характерна миротворческая функция.

Если подойти к феномену спорта с позиций дифференциации, то становится ясным, что спорт нельзя рассматривать как нечто единое. Кроме этого социальная природа спорта многолика, поскольку включает в себя самые разнообразные виды деятельности: Олимпийские игры, игры в карты, путешествие на яхте... - все это спорт. Спортивный инвентарь: в одних видах - это автомашина, самолет, модель; в других - мяч, лодка, велосипед, лента, обруч, городки...Площадки и место спортивных занятий и соревнований: каток, канал, поле и т.д. Занятия могут проходить на свежем воздухе: охота, рыбная ловля, стрельба, в залах, гребных каналах и т.д. Поэтому очень трудно сформулировать даже единое понятие "спорта". Л.П. Матвеев нашел некоторое решение, дав понятие спорта в узком и широком смысле.

Следующее противоречие, которое порождает негативное общественное мнение по отношению к спорту, определяется проблемой массовости и мастерства.

В сознание людей долгое время внедрялась идея, выражающаяся лозунгом "От значка ГТО - к олимпийской медали". Мы, профессионалы, давно поняли, что в элитный спорт могут попасть действительно талантливые люди, которые пожертвуют очень многим, чтобы прийти к олимпийской медали, так же как и на конкурсе П.И. Чайковского могут играть и побеждать одаренные и далеко не ординарные музыканты.

Тем не менее заманивание в спорт, продолжается, как красивую конфету дарят родителям и детям идею о звании чемпиона, о вольготной жизни и больших гонорарах. В конечном итоге, обманутые надежды, разочарования и изломанные судьбы и... дискредитация спорта.

В действительности, как показала практика, нет прямой зависимости между массовыми формами занятий и "большим" спортом. Но для поддержки схемы "массовый спорт - большой спорт" использовались приписки, мастера спорта готовились "пачками", а в конечном итоге страдал спорт, усугубляя кризисные явления, "подогревая" общественное мнение в сторону негативного отношения к спорту.

Можно привести еще ряд признаков кризисного состояния современного спорта, например, резкое омоложение некоторых видов спорта, допинг, коммерциализация, профессионализация. Но данные признаки кризиса спорта, присущие не только нашей стране, они в той или иной мере характерны для мирового спортивного движения.

И все-таки спорт, спортивная деятельность находят новые пути своего развития. Один из них - формирование спортивной и олимпийской культуры. Изменить общественное мнение во многом можно, используя систему олимпийского образования и воспитания.

Известно, что педагогическая деятельность, как сознательное целенаправленное воздействие на личность, может иметь своей целью формирование и совершенствование трех различных, хотя и тесно связанных между собой подсистем личности: системы знаний (информацион-ная готовности личности к деятельности); системы интересов, потребностей, установок, ценностных ориентаций (мотивационная готовность) и системы различных качеств и способностей человека, его умений и навыков осуществлять определенную деятельность (операциональная готовность к деятельности).

Такую структуру должна иметь любая педагогическая деятельность, в том числе и та, которая связана с олимпийской культурой. Какова же специфика педагогической деятельности в рамках освоения олимпийской культуры. В понимании содержания олимпийского воспитания мы согласны с идеями, высказанными В.И. Столяровым. Педагогическая деятельность по освоению олимпийской культуры должна быть направлена прежде всего на формирование у человека интереса к спорту, потребности в освоении ценностей спортивной и олимпийской культуры: знаний, умений и навыков, мобилизационных ценностей.

В программу олимпийского образования и воспитания необходимо заложить по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое. Первое направление решает задачи формирования знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, гуманистических ценностях спорта. Второе направление обеспечивает формирование потребности в спортивной деятельности, стремление к достижению спортивного результата. Развивает ценностные ориентации и интерес к спорту. Третье направление способствует практическому освоению принципов и ценностей олимпизма путем активного привлечения детей и молодежи к участию в спортивных занятиях и соревнованиях.

Трудно выделить из данного содержания олимпийского воспитания какое-то одно приоритетное направление. Думается, что именно вопросы воспитания, образования, обучения должны быть интегрированы для решения главной цели - формирования олимпийской культуры. И все же представляется, что ключевым моментом в педагогической деятельности должен оставаться процесс формирования потребности: потребности в спортивных занятиях, потребности в получении знаний, потребности обучаться и получать новые навыки спортивной деятельности. Трансляция олимпийской культуры через систему образования будет способствовать интеграции спорта, образования и воспитания, сближению людей в духе идеалов олимпизма.

Значительную роль в воспитании олимпийской культуры населения могут сыграть средства массовой информации и издательская деятельность. Как показывают исследования К.К. Кардялиса и П.А. Виноградова, 90% информации школьники и другие группы населения получают через СМИ. На основании экспериментальных данных, полученных П.А. Виноградовым, было установлено, что пропагандистское воздействие зависит от ряда условий: 1) от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям; 2) от степени близости информации к образу жизни и образу мысли аудитории; 3) от степени необычности подачи, которая может привлечь внимание аудитории; 4) от эффекта соучастия; 5) от эмоционального настроя аудитории. Применительно к СМИ это означает поворот от агитационно-пропагандистских к просветительно-образовательным функциям, стремление к тому, чтобы не только пополняли теоретические знания в области ФК, ЗОЖ, олимпизма, не только потребляли информацию, но и имели возможность получить практические знания для решения конкретных вопросов.

Не менее важный вопрос для формирования и развития олимпийской культуры - это интеграция культур спортивной, физической и олимпийской. Проблема взаимоотношений олимпийского движения, профессионального спорта и физического воспитания уже ставится учеными и практиками. Примером этого является исследование В.К. Бальсевича в области конверсии спортивных технологий. Интегративные процессы в самое ближайшее время должны пройти более интенсивно. Это подтверждает и новейшие исследования в области интегративной антропологии. Надо полагать, что эти тенденции, отмеченные пока специалистами, будут способствовать развитию спорта, как важного элемента человеческой культуры.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лубышева, Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 41-44.