Как бы нам не опоздать

Как бы нам не опоздать

Галина Поликарпова (Россия)

Олимпизм как школьный предмет.

Мы часто забываем о том, что здоровый человек может интересоваться всем, а нездоровый думает только о своем здоровье. Памятуя об этом, специалисты Академии физкультуры им. Лесгафта подготовили и выпустили в свет учебное пособие "Проведение олимпийских уроков в школе"* . Часть петербургских школ успешно им пользуется. Однако далеко не все сделали работу с этим пособием регулярной, для многих она осталась разовым мероприятием, о котором благополучно забыли. Между тем к олимпийскому образованию весь мир относится с глубоким пониманием. В школах, например, Финляндии, Японии, Австралии и многих других стран олимпийское образование является обязательным.

С нашей точки зрения, включение олимпизма как самостоятельной дисциплины в школьную программу поможет не только выживанию нашей нации как таковой, но и формированию нравственности. Я не буду говорить сейчас о проблемах нравственности - они серьезные, глубокие и требуют особого разговора. Поделюсь своими соображениями об олимпийском образовании наших детей и подростков. Существует немало систем такого образования. Например, профессор Владислав Иванович Столяров предлагает использовать в олимпийском образовании Спартианские игры и другие формы культурно-спортивной работы, основанные на идеях проекта "Спарт", который предусматривает соединение спартанского воспитания и развитие творческо-художественных наклонностей детей. Спартианская система олимпийского образования успешно реализуется в школе-комплексе N 39 физкультурно-эстетического направления г. Смоленска, директором которой является Г.П. Петлеваный. Об этом свидетельствует тот факт, что на проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую общеобразовательную школу в области олимпийского образования, школа заняла 1-е место.

Аплодисменты Красноярску.

Что делается в этом отношении в Петербурге? К сожалению, мы находимся лишь в начале пути. Между тем наше учебное пособие активно используется далеко за пределами города, например в Красноярске. Недавно мне довелось участвовать в конференции "Олимпийское образование. Социальные процессы в обществе", проходившей в Краснодаре. Там выступила директор красноярской школы № 42 Лариса Михайловна Зарипова, рассказавшая о том, как используя наше учебное пособие "Проведение олимпийских уроков в школе", как ей удалось зажечь олимпийский факел в душах учителей и школьников и как олимпийская идея объединила всех. Учителя в этой школе разные - есть и немолодые, и не очень крепкие физически, однако, готовясь к олимпийским урокам, они забыли даже о школьных каникулах.

Конечно, мне было очень приятно слышать, что олимпийское образование в том контексте, который предлагаем мы, используется в Красноярске. Там же ученый Валерий Иосифович Усаков, заведующий кафедрой физвоспитания местного университета, используя нашу методику, предложил студентам написать курсовую работу. Получились удивительные сочинения. Когда на конференции нам их зачитывали, аплодисменты не смолкали. Кстати его авторская программа физического воспитания, действующая на основе олимпийского образования, запатентована в Канаде и США. И в то же время очень обидно, что у нас подобная работа ведется слабо. А ведь надо проводить ее ежедневно, поднимать школьников и студентов на изучение истории олимпизма - это так увлекательно!

Положительные примеры есть и у нас, но их до боли мало. Расскажу о школе № 125 Красногвардейского района - на Ржевке, в районе достаточно тяжелом в социальном отношении, да и в криминальном тоже. Несмотря на это, здесь сумели увлечь детей идеей олимпийского образования. Ребята провели настолько интересные соревнования, выпустили такую великолепную газету, сочинили такие частушки, что директора других школ района, присутствовавшие на этом мероприятии, были просто в восторге.

Недостающее звено.

Остается только сожалеть, что Управление народного образования пока не организовало свою работу по распространению олимпийских идей, не сделало ее краеугольным камнем. Но если мы мечтаем о проведении в Петербурге Олимпийских игр 2004 года, как бы нам не опоздать с олимпийским образованием наших детей. Нам надо сейчас обсудить этот вопрос и принять по нему кардинальное решение. В свое время еще Пьер де Кубертен - отец современного олимпийского движения - говорил, что если школа не начнет образовывать членов своего общества, то очень трудно будет организовать в дальнейшем обучение и развитие нации. А наш город обладает великолепным потенциалом. Взять Эрмитаж, ведь здесь возможно создание лектория "Мир Эллады", где учащиеся смогли бы участвовать в экскурсиях и изучать то, что подарила нам олимпийская Древняя Греция. В этом плане у Эрмитажа неограниченные возможности.

В школах сейчас нет комсомольских организаций, нет пионеров и октябрят. Известно, что заполнить вакуум пытается скаутское движение, однако это пока не вполне удается. Быть может олимпийская идея окажется тем недостающим звеном, которое поможет двинуть вперед и нравственное образование, и воспитание, в конце концов, общее совершенствование наших учащихся.

В карете прошлого далеко не уехать.

До недавнего времени Управлением народного образования руководил профессор Олег Ермолаевич Лебедев - милый, обаятельный, интеллигентный человек. Но за образец воспитания юных петербуржцев он взял систему конца XIX века, в которой для физического воспитания ничего не предусмотрено. Свою модель он организовал подобным образом. С нею мы не согласны: все-таки в основе должно лежать здоровье, ребенку необходимо двигаться, играть, развиваться. Олимпийская идея как раз ведет к гармонии тела, духа и разума.

Сейчас пришел новый руководитель - Криличевский, и мы очень надеемся на взаимопонимание. Мы хотели бы предложить ему нашу модель олимпийского образования школьников, она и экономически обеспечивается. Коллектив академии с удовольствием включился бы в активную работу в этом направлении - у нас очень сильный педагогический состав. Может быть, сначала следует разработать идею на уровне района, а потом уже города, но то, что необходимо выходить из застойного положения, совершенно очевидно.

Учитель - главная фигура.

Если мы возьмем олимпийское образование для всех как модель воспитания, то в нее включаются Управление народного образования. Институт усовершенствования учителей, дошкольные учреждения, школы, училища, вузы. Кто будет претворять в жизнь наши идеи? Конечно, учителя. Как они будут это делать? Через факультет повышения квалификации. Будем проводить семинары - одно-, двух дневные. В Красноярске сделали именно так и буквально зажгли всех любовью к олимпизму. И коллектив преподавателей нашей академии готов сделать это с большим энтузиазмом. Но и сами учителя должны развернуться на 180° к олимпийским идеям.

В каждой школе проводником олимпийских идей может быть не один конкретный учитель, а все педагоги. Учитель рисования, например, проводит конкурс "Как я вижу Олимпиаду"; учитель истории рассказывает о подвигах Геракла; на географии изучают страны и столицы Олимпийских игр; музыкальный руководитель проводит конкурс на лучшую спортивную песню. А какое поле деятельности открывается у учителя физкультуры! Без всего этого, я считаю, мы просто пропадем, никогда не увидим Олимпиалу.

Я уповаю и на самих детей. Кстати, как вы думаете, с каких лет можно рассказывать ребенку олимпийские истории? Оказывается, уже в трехлетнем возрасте можно возбудить в нем интерес к данному предмету.

Яблоко от яблони не далеко падает.

Считается общепринятым, что здоровье и образ жизни старшего поколения являются решающими в формировании здоровья детей. Статистика говорит, что состояние физического и психического здоровья детей прямо пропорционально числу занимающихся физкультурой и спортом родителей. Показатели здоровья детей хорошие, когда отец - спортсмен, очень хорошие, когда мать - спортсменка, и отличные, когда оба родителя - спортсмены. При изучении состояния здоровья ребят оказалось, что оно в порядке у 64 процентов детей, если спортом занимается отец, у 86 - у матери-спортсменки, а в семье спортсменов - у всех 100 процентов. Приобщение же детей к физкультуре и спорту в таких семьях, по данным профессора Шора, характеризуется следующими цифрами: 36, 50 и 57 процентов.

И противовесом этим показателям служат цифры, характеризующие здоровье детей, у которых родители алкоголики.

Дорогу осилит идущий.

Нет надобности говорить о том, что детей должны воспитывать люди здоровые. А если большинство учителей страдают хроническими заболеваниями, у них нет возможности заниматься спортом, если они курят уже со студенческой скамьи?

Как это возможно? И почему так происходит? Потому что мало кого интересует, чем занимаются дети, почему идут туда, где им легче чего-то добиться. В спортивные секции не приходят не потому, что нет денег, а потому что это уже не престижно, там надо трудится. Вот накачаться за короткий срок (сегодня хилый, а завтра с бицепсами) - это пожалуйста.

И все же мы предлагаем пройти эту олимпийскую дорогу. Мы предлагаем путь, по которому могут и должны пройти и 7-летний ребенок, и 14-летний подросток, и сложившийся 18-летний юноша.


* С.П. Евсеев, Г.М. Поликарпова, М.В. Прохорова. Проведение олимпийских уроков в школе: Учебное пособие/Под обей ред. В.У.Агеевца. - Спб: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1995. - 72 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Поликарпова, Г. Как бы нам не опоздать // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 54-58.