Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников

Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников*

В.И. Усаков (Россия)

Предлагаемая программа - это попытка создать систему воспитательно-образовательных механизмов в рамках различных образовательных учреждений. В какой-то степени она может восполнить прежде существовавшую довольно стройную систему воспитания подрастающего поколения, ныне утраченную. Поскольку, несмотря на, казалось бы, спортивную направленность, способна решать значительные общесоциальные задачи.

Характерной особенностью программы является возможность ее беспрепятственной реализации в существующей системе не только физического воспитания, но и всего воспитательно-образовательного комплекса семьи, детского сада, школы. Важно, что программа предполагает участие в ее реализации родителей. Это создает необходимые предпосылки для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни и соответствующего менталитета.

Начало реализации программы (2-я младшая группа - дети четырех лет) совпадает с достаточным для этого возраста уровнем развития детей, они вполне способны к восприятию тех элементарных понятий, которые заложены в ее содержании. Отличительной особенностью методического обеспечения программы являются прилагаемые олимпийские сказки и рассказы, основанные на мифах, легендах и исторических фактах, отражающих суть и назначение олимпийского движения.

Содержание программного материала выдержано в хронологической последовательности с учетом педагогических принципов обучения и воспитания, что делает ее реально доступной для последующих возрастных групп детей. Трудности в ее реализации автор видит в недостаточном количестве учебной и популярной литературы, что потребует от воспитателей и родителей дополнительных усилий, связанных с получением необходимых знаний. Однако эта проблема может быть решена через соответствующие курсы академий физической культуры, педагогические университеты и институты.

Программа не носит жесткого регламентирующего характера. Воспитатели самостоятельно определяют количество времени, необходимого для решения той или иной задачи. Важно, чтобы в течение года дети усвоили заложенные в программу идеи и понятия. Планирование реализации программы ведется воспитателями исходя из конкретных условий детского учреждения.

Цель программы

Приобщить детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, как одного из важнейших культурологических феноменов XX столетия.

Задачи программы

1. Познакомить детей с историей древнего и современного олимпийского движения.

2. Воспитание детей в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами.

3. Привитие детям потребности в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса.

Формы реализации программы.

1. Рассказы, сказки, викторины, загадки.

2. Конкурсы рисунков, видеофильмы, слайдфильмы.

3. Ролевые и сюжетные спортивные игры, основанные на олимпийских традициях.

4. Спектакли, театрализованные спортивно-оздоровительные представления и праздники.

5. Олимпийский урок.

6. "Олимпийские игры" детских садов и др.

Настоящая программа предоставляет большие возможности для проявления творческой инициативы детей, родителей, воспитателей, всех, кто заинтересован в укреплении здоровья детей через физическую культуру и спорт.

Содержание программного материала.

2-я младшая группа. Сказочное путешествие в страну Олимпию. Знакомство с мифическими и реальными героями древней Эллады, их подвигами. Создание у детей через образы и сюжеты представления о жизни в древней Элладе. Воспитатель самостоятельно подбирает соответствующий материал, исходя из степени готовности детей к восприятию заложенной в раздел программы информации. Основной формой реализации программного материала в этом возрасте являются сказки и рассказы. Детям читаются короткие и наиболее простые по сюжету сказки: "Стратон и Диагор", "Достойный победитель", "Легенда об Олимпийских играх", "Олимпийский огонь" и др. Хорошо, если их сюжеты будут как-то проиллюстрированы. Воспитатель обращает внимание на вопросы, которые появляются у детей в процессе общения, их настроение, переживания. Это послужит основой для корректировки программы.

Знакомство детей со спортивными снарядами и инвентарем, находящимися в группе. Воспитатель берет в руки спортивный предмет и спрашивает детей - что это? Что можно делать с этим предметом? Последовательное знакомство с мячом, булавой, гимнастической палкой, ребристой дорожкой и т.д. Если никто из детей не дает правильного ответа, то воспитатель ярко и доступно объясняет детям название и назначение предмета. Контроль за усвоением может быть разным. Воспитатель расспрашивает детей в произвольной форме, на основании чего и формируется представление о полученных детьми знаниях.

Средняя группа. Продолжается знакомство с героями древней Эллады - Зевсом, Артемидой, Герой, Гераклом, Диагором, Авгием, Пелопсом. Воспитатели обращают внимание детей на физическую силу героев, их благородные поступки. Создают ситуацию, в которых дети могут проявить качества, присущие античным героям. Проводится конкурс рисунков. По возможности воспитатели подбирают наглядные пособия, отражающие сюжеты сказок и рассказав. Дети играют в героев древней Эллады, поочередно меняя образы и развивая сюжеты, в которых они оказываются. Воспитатель руководит игрой. Подсказывая детям новые формы и сюжеты, поддерживает интерес к играм, поощряет детей. Дети обсуждают свои рисунки под руководством воспитателя.

Воспитатель проводит совместно с детьми собрание родителей, где в присутствии последних поощряет каждого ребенка. В конце собрания воспитатель задает детям и родителям домашнее задание, состоящее из 2 - 3 вопросов викторины. Родители вместе с детьми дома ищут ответы на эти вопросы. День викторины назначается воспитателем, и дети отвечают на вопросы, которые готовили вместе с родителями. Проводится викторина в рисунках. Детям поочередно показываются предметы и спортивные снаряды для зимних и летних видов спорта. Дети называют предмет, рассказывают о его назначении, о том, в какое время года им пользуются. Задание для родителей: посетить с детьми одно из спортивных мероприятий - состязание, праздник, тренировку. Дома провести с ребенком обсуждение виденного. Нарисовать один-два сюжета. На следующий день дети на олимпийском уроке в садике рассказывают о посещении спортивного состязания или праздника, показывают новые упражнения, пытаются сделать то, что увидели на празднике. На физкультурных занятиях в практическую деятельность включаются сюжеты и игры, придуманные детьми и воспитателями в процессе олимпийского образования.

Старшая группа. Подвиги Геракла. Геракл и Авгий. Вокруг них строятся сюжеты, освещающие зарождение Олимпийских игр древности. В доступной для детей форме показывается значение спортивных состязаний, их преимущество перед военными сражениями. Рассказывается о долине реки Алфей и Олимпии, братьях Геракла и состязаниях в беге между ними, о первых Олимпийских играх. Вводятся и объясняются понятия "стадион", "элланодики", "олимпионики". Леонидас - величайший олимпионик античных Олимпийских игр. Продолжается знакомство с героями древних олимпиад. Организуются экскурсии детей в близлежащую спортивную школу, на стадион, посещаются спортивные соревнования. Дети рисуют стадион, спортсменов и зрителей, простейшие спортивные снаряды. Детям читаются сказки "Мирный подвиг Геракла", "Менедем и Ланда", "Путешествие Мити по дорогам олимпиад" и др.

Подготовительная группа. Древняя Греция как центр Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских игр. Пифагор и Милон - ученик, достойный своего учителя. На основе достоверного исторического факта написана баллада о победителе и его учителе. Афины и Спарта, их влияние на развитие физической культуры. Аполлон как воплощение физической красоты и гармонии. Воспитатели самостоятельно подбирают соответствующий фактический материал для освещения темы. Современные Олимпийские игры, Пьер де Кубертен - основатель игр современности. Игры I Олимпиады. Герои современных Олимпийских игр. "О спорт! Ты мир!" - первое знакомство с Одой спорту. Олимпийский огонь. Древние и современные ритуалы Олимпиад. Олимпийский девиз: "Быстрее, выше, сильнее". Олимпийский символ - пять переплетенных колец, олицетворяющий единство спортсменов, живущих на пяти континентах Земли. Олимпийский флаг - пять переплетенных колец на фоне белого полотнища. Олимпийский огонь - один из главных ритуалов церемонии открытия игр. Факельная эстафета. Проводится конкурс рисунков на лучшее изображение атрибутики и символики олимпийских игр. В годы проведения Олимпийских игр детям и взрослым рекомендуется совместный телевизионный просмотр церемонии открытия и закрытия олимпийских игр, спортивных состязаний. Проведение "олимпийских игр детского сада" - театрализованного зрелищно-спортивного праздника с участием детей и родителей, посвященного выпуску детей из детского сада.


* Раздел работы: Усаков В.И., 1995. К олимпийским вершинам - с детства: Книга для родителей и воспитателей. - Красноярск: Кн. изд-во, 1995, с. 5-10.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Усаков, В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 59-62.