Опыт практической реализации спартианской системы олимпийского образования

Опыт практической реализации спартианской системы
олимпийского образования

Г.П. Петлеваный, А.Г. Егоров (Россия)

В последние годы во многих странах, в том числе и в нашей, ведутся интенсивные поиски путей активизации и повышения эффективности олимпийского образования детей и молодежи.

Одна из программ, направленных на решение этой задачи, разработана в нашей стране на основе идей проекта "СпАрт" (автор проекта - В.И. Столяров). Важная особенность этой программы состоит в попытке найти средства и методы, формирующие не только знания детей и молодежи об олимпийском движении, идеалах и ценностях олимпизма, но и ориентацию их реального поведения в спорте на эти идеалы и ценности. Для этих целей предлагается использование Спартианских игр, клубов и других социально-педагогических акций, предусмотренных указанным проектом.

В связи с разработкой данной программы возникла потребность в ее практической реализации на базе определенного учебного заведения. В качестве такой экспериментальной площадки была избрана созданная в феврале 1994 г. школа-комплекс N 39 физкультурно-эстетического направления г. Смоленска, директором которой является Г.П. Петлеваный, один из авторов данной статьи. На него была возложена функция координатора разработки и практической реализации спартианской программы олимпийского образования школьников.

В данной работе ставится задача дать анализ этой программы и опыта ее внедрения в учебно-воспитательный процесс указанной школы. Эта школа была создана в 1994 г. как учебно-воспитательный комплекс "Школа - вуз". Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 125 учителей и 12 специалистов Смоленского государственного института физической культуры. В школе-комплексе введено углубленное изучение предметов физкультурно-эстетического цикла. В 10-11 классах углубленно изучаются предметы по избранному профилю: юридическому, экономическому, страноведческому, психологическому, спортивному.

Организация олимпийского образования учащихся школы

Основным элементом разработанной и реализуемой в школе системы олимпийского образования является личностно-ориентированная учебная программа по олимпизму, учитывающая индивидуальные и психологические особенности учащихся. Эта программа включает в себя три основных блока: 1) олимпийских знаний, 2) физкультурно-оздоровительный и 3) художественно-эстетический.

Главная задача первого блока - сформировать у школьников систему знаний, предусматриваемую олимпийским образованием. Эта задача осуществляется в школе на основе гармоничного сочетания двух основных направлений олимпийского образования - непосредственного и контекстного.

В учебный план школы введен специальный факультативный курс "Основы олимпийских знаний". Этот курс, который ведет учитель истории, проводится в виде олимпийских уроков, целью которых является изучение истории Олимпийских игр и олимпийского движения. На уроках проводятся беседы и диспуты по проблемам олимпизма, конкурсы знатоков олимпизма с использованием краеведческого материала о Смоленщине, обсуждаются доклады и рефераты учащихся о спорте и олимпизме, о наиболее ярких спортивных событиях, эпизодах Олимпийских игр, составляются и решаются кроссворды на спортивную и олимпийскую тематику и т.д.

Важное значение для формирования олимпийской образованности школьников имеют уроки по физкультуре. Они проводятся на основе соответствующей учебной программы, одним из разделов которой является курс теоретических знаний о физической культуре, спорте и олимпизме. Однако кроме этих занятий по стандартной программе в школе-комлексе введены и дополнительные занятия. Например, для учащихся 5-6-х классов проводится 10 олимпийских уроков для изучения идей олимпизма на основе "Оды спорта" Кубертена.

Второе направление олимпийского образования в школе - контекстное. Оно реализуется в процессе преподавания и междисциплинарных связей таких школьных предметов, как этика, эстетика, музыка, хореография, изобразительное искусство, математика, география, литература и др. В изложение практически всех учебных предметов включены разделы и вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения и т.д.

Существенный вклад в повышение уровня олимпийской образованности учащихся вносит школьный олимпийский музей. Программа его работы включает в себя посещение музея дважды в год каждым классом и прослушивание лекций по истории олимпийского движения, сбор самими учащимися материалов об олимпийском движении в мире, стране и Смоленской области, оформление этих материалов в виде альбомов, стендов и т.д.

Задача физкультурного блока - формирование у школьников здорового образа жизни, приобщение их к активным занятиям физкультурой и спортом с целью физического совершенствования, укрепления физического, психического и духовного здоровья.

Эта задача решается прежде всего на уроках физкультуры, которые проводятся по стандартной программе. Однако в школе-комплексе увеличено количество часов на уроки физкультуры - с двух до четырех. Для проведения индивидуализированной работы классы делятся на подгруппы. Помимо обычных физических упражнений, игровых и силовых видов спорта программа урока включает в себя элементы йоги, восточных единоборств и т.д. Один из четырех уроков в неделю проводится в виде "урока здоровья" (на этих уроках применяются различные методики закаливания школьников, укрепления их здоровья), а один - в виде развивающего занятия. Программа таких развивающих занятий помимо теоретических разделов по истории олимпизма, физической культуре и т.д. включает в себя дополнительные (по сравнению со стандартной программой) физические и танцевальные упражнения, комбинированные эстафеты, подвижные игры и соревнования, внутриклассные Спартианские игры и т.д.

В школе ежегодно создаются специализированные спортивные классы. В учебной программе этих классов на занятия по определенным видам спорта дополнительно отводится 10 часов в неделю. Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе включает в себя и такие специфические формы работы, как проведение для каждой возрастной группы учащихся общешкольных туристических слетов (3 раза в год), Спартианских игр (3 раза в год) и "Дней Здоровья" (2 раза в год), участие классов в одно-, двух- и трехдневных походах и т.д.

Большое значение придается диагностике и тестированию физического и психического состояния школьников. Для этого разработаны определенные методики и программы. Ежегодно проводится экспресс-оценка уровня физического здоровья школьников и два раза в год - "День диагностики, регулирования и коррекции".

Художественно-эстетический блок системы олимпийского образования направлен на приобщение школьников к духовной культуре, развитие у них мотивации к творчеству в сфере искусства и других видов духовной деятельности. Программа этого блока помимо традиционных учебных предметов "литература", "изобразительное искусство", "музыка" и др. включает и ряд новых, например, ритмика (хореография), театральное искусство, мировая художественная культура и др. Кроме этого вдвое по сравнению с обычной программой увеличен объем часов на традиционные учебные предметы художественного цикла, и при проведении уроков по этим предметам классы делятся на подгруппы для индивидуализации работы со школьниками. Один из двух уроков в неделю в рамках цикла - развивающее занятие, которое проводится в более свободной, непринужденной атмосфере, объединяет различные формы искусства и т.д.

Особенность учебного процесса художественно-эстетического цикла в школе-комплексе заключается в том, что он является органичным элементом олимпийского образования школьников. Опираясь на идею, высказанную Кубертеном, о необходимости укрепления союза спорта с искусством, педагогический коллектив школы рассматривает физкультурно-спортивную работу, предполагающую использование физических упражнений, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятельность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга элемента единой системы социально-педагогического воздействия на школьников. Это единство ярко проявляется в программе регулярно проводимых в школе Спартианских игр, программа которых включает в себя как спорт, так и искусство, и построена с учетом тех знаний и умений, которые школьники получают на уроках и развивающих занятиях.

С учетом физкультурно-эстетического направления школы для проверки уровня сформированности знаний и умений школьников по олимпийскому образованию ежегодно в 3-8-х классах проводятся переводные экзамены по физической культуре, основам олимпийских знаний, изобразительному искусству, музыке, хореографии, театральному искусству.

Отмеченные выше формы и методы олимпийского образования в рамках учебного процесса органично дополняются разнообразными формами внеучебной работы, к числу которых относятся: секции по видам спорта; "малые Олимпийские игры" с торжественной церемонией открытия и закрытия Игр, с использованием олимпийской символики, которую изготавливают сами школьники; Спартианские игры; отчеты классов (в виде альбомов) о результатах поиска забытых, малоизвестных игр народов России с практическим показом этих игр, разучиванием новых игр и т.д.

В школе постоянно работают хореографические, музыкальные, театральные, художественные студии. Они проводят конкурсы на лучший рисунок, плакат, посвященные олимпийскому движению и Олимпийским играм, здоровому образу жизни, спорту. Организуются выставки технического творчества, коллекций учащихся на спортивную и олимпийскую тематику (значки, вымпела, открытки, марки).

Одной из форм внеучебной работы по олимпийскому образованию учащихся школы являются классные часы, которые проводят классные руководители один раз в неделю по специально составленной программе. К числу важнейших тем этой программ относится олимпийская проблематика.

Для учащихся 8-11-х классов создано Научное общество. Важное место в числе тем, выбираемых членами общества для подготовки научных докладов, рефератов и т.д., занимает олимпийская проблематика. Учащиеся школы активно участвуют в городском Дне науки, который в течение нескольких лет проводится для школьников г. Смоленска на базе школы-комплеса. Они выступают с рефератами на олимпийскую проблематику.

Важную роль в олимпийском образовании учащихся школы играет Спартианский клуб "Эллада", членами которого являются школьники, стремящиеся сочетать в своей жизни физкультурно-спортивную активность с творчеством в сфере искусства. Летом деятельность Спартианского клуба проходит на базе игрового Спартианского лагеря, в котором отдыхают и получают олимпийское образование учащиеся не только школы-комплекса, но и других школ г. Смоленска и Смоленской области. Причем, учащиеся школы-комплекса выступают здесь проводниками идей олимпизма и оказывают помощь в организации и проведении занятий.

Для проведения работы по олимпийскому образованию школьников, для формирования у них гуманистического отношения к спорту, интереса к эстетическим, нравственным, эвристическим и другим гуманистическим аспектам спорта учителя должны обладать соответствующими знаниями и умениями. Как показывают проведенные ранее исследования, вузы не обеспечивают достаточного уровня подготовки специалистов в этом плане.

Учитывая эту ситуацию, большое внимание в школе уделяется повышению уровня подготовленности педагогического коллектива к работе по олимпийскому образованию: организуются циклы лекций и семинаров для учителей; практикуются их творческие самоотчеты; поощряется разработка программ самообразовательной работы, изучение специальной научно-методической литературы; организуются творческие группы учителей профилирующих предметов для разработки конспектов олимпийских уроков, развивающих занятий и т.д. На базе школы-комплекса постоянно действуют двухгодичные курсы повышения квалификации по теме "Олимпийское образование в школе" для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ г. Смоленска и Смоленской области.

Беседы с учителями, посещение уроков, а также опрос учителей и классных руководителей выявил достаточно высокий уровень их подготовленности к работе по олимпийскому образованию школьников. Вместе с тем ряд фактов, выявленных в ходе опроса и посещения уроков, свидетельствует о некоторых пробелах в подготовке учителей для работы по олимпийскому образованию.

Эффективность спартианской системы олимпийского образования
и ее место в учебно-воспитательном процессе школы-комплекса.

Об эффективности олимпийского образования можно судить по тому, насколько успешно достигается цель этой деятельности, решаются задачи, связанные с формированием и развитием олимпийских знаний, гуманистического отношения к физкультурно-спортивной деятельности и соответствующих умений и навыков.

О высоком уровне олимпийской образованности учащихся школы свидетельствует их успеваемость по курсу "Основы олимпийских знаний". Все школьники 8-х классов успешно осваивали в 1994-1996 гг. этот курс и сдавали соответствующий зачет. Из 148 учащихся школы 124 (83,7%) в последний учебный год имели оценки "4" и "5" (остальные - оценку "3"). Важным показателем являются и высокие оценки школьников на экзамене по физической культуре, программа которого наряду с практической частью включает в себя большой блок теоретических вопросов.

Результаты проведенного опроса учащихся школы свидетельствуют о том, что 70% респондентов высоко оценивает значение не только массового спорта (спорта ради отдыха, развлечения, здоровья и т.д.), но и спорта высших достижений. 94% высоко оценивает роль и значение Олимпийских игр. Правда, 17% школьников затруднились оценить роль спорта высших достижений, а 6% - роль и значение Олимпийских игр. Большинство (около 85%) учащихся школы имеет в основном правильное представление о гуманистическом, социально-культурном потенциале физкультурно-спортивной деятельности.

Достаточно высокий уровень олимпийской образованности учащихся школы-комплекса в первую очередь является результатом организованной в школе целенаправленной работы по олимпийскому образованию. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, выявленный в ходе опроса, что практически для всех (98%) школьников, судя по их ответам, основным источником информации по вопросам олимпийского движения (относительно его целей, задач, идеалов и ценность и т.д.) являются уроки в школе (по "Основам олимпийских знаний", физкультуре и другим учебным предметам), посещение олимпийского музея в школе и в Олимпийской академии Запада России с прослушиванием там соответствующих лекций и бесед. Для сравнения сошлемся на данные опроса школьников, проведенного Ю.П. Сегал (1989). Согласно полученным ею данным, уроки в школе, включая уроки по физкультуре, в качестве источника информации по вопросам спорта и олимпийского движения упомянули лишь около 10% школьников. Для 80,5% опрошенных школьников, судя по их ответам, основным источником являются радио и телевидение, а для 65,6% - печатные издания.

Важным показателем эффективности системы олимпийского образования является физкультурно-спортивная активность школьников и их отношение к спорту. По данным проведенного нами опроса учащихся школы, большинство из них (95%) интересуется спортом, более половины активно занимается физическими упражнениями и спортом самостоятельно или в спортивных секциях и участвует в спортивных соревнованиях (помимо тех, которые предусмотрены обязательными учебными занятиями по физкультуре в школе). 97% учащихся школы проявляет интерес к Олимпийским играм и следят за ходом Игр. 70% желают стать активными участниками олимпийского движения. Для 65% учащихся школы олимпийцы являются кумиром и образцом для подражания. Для сравнения отметим, что лишь 1/3 опрошенных Ю.П. Сегал школьников старших классов находит себе образец для подражания среди спортсменов.

В настоящее время в школе работает 12 секций по различным видам спорта. В них занимается 285 учащихся (33% от общего числа учащихся 5-11 классов). Из них 55 человек имеют спортивные разряды, 3 мастера спорта, 10 кандидатов в мастера спорта, 10 являются обладателями черного пояса таэквандо. Имеются определенные успехи в выступлениях сборных команд и учащихся школы в спортивных соревнованиях. Так, в 1995 г. команда школы заняла 3-е место в городском осеннем кроссе и 3-е место по туризму на областных соревнованиях, в 1996 г. - 1-е место по туризму в областных соревнованиях и 1-е место по баскетболу среди школ города. Команда школы по таэквандо в 1994 г. участвовала в финале первенства России (13-14 лет) в Твери, и члены команды заняли два первых и два вторых места; в 1995 г. члены команды заняли два первых места в Спартакиаде СНГ (15-17 лет) в Санкт-Петербурге, четыре вторых и три третьих места в финале первенства России (г. Черноголовка Московской области, 13-14 лет), одно второе и одно третье место на открытом Кубке Белоруссии (г. Минск), 3-е место на международных соревнованиях в Голландии; в 1997 г. на зональных соревнованиях в Твери (15-17 лет) учащиеся школы заняли два первых, одно второе и одно третье место, а в финале России (г. Ульяновск) - 4 первых, 4 вторых и 7 третьих мест. Учащаяся школы Юля Демченкова вошла первым номером в состав юниорской команды России по таэквандо. Две спортсменки-ученицы школы являются стипендиатами Олимпийского комитета России.

Важное значение для оценки системы олимпийского образования школьников имеет формируемое этой системой их ценностное отношение к спорту и спортивным соревнованиям. Как показывают исследования, многие молодые люди вообще не относят принципы "Фэйр плэй" и кубертеновский идеал гармонично развитого спортсмена к числу наиболее важных ценностей олимпизма. Иногда молодые люди лишь декларативно включают принципы "честной игры" и идею гармонично развитой личности в число идеалов олимпизма. Особую тревогу ученых и специалистов вызывает слабая ориентация детей и молодежи на принципы "честной игры" в спортивных поединках [Самусенков О.И., 1989; Сегал Ю.П., 1989 и др.].

Какова эффективность в этом плане спартианской системы олимпийского образования школы-комплекса? Проведенный нами опрос учащихся школы дает определенную информацию об этом.

Так например, при ответе на вопрос: "Что вас больше всего интересует, когда вы смотрите спортивные соревнования?" больше всего школьников (более 30%) отметило, что их интересуют красивые моменты спортивного соревнования. Правда, 11% (довольно большой процент) отметило, что их интересуют в первую очередь драки, столкновения, споры спортсменов друг с другом. По данным указанного выше исследования Ю.П. Сегал, у 30% опрошенных ею школьников наибольший интерес при наблюдении за спортивными поединками вызывают драки, столкновения, споры спортсменов друг с другом.

По данным нашего опроса, для 83% школьников наиболее высокой оценки и одобрения заслуживают не те спортсмены, которые добились победы в ответственных соревнованиях, хотя при этом действовали не очень красиво, допускали нарушение правил честной и справедливой борьбы, а те, кто строго соблюдал данные правила, доставил удовольствие зрителям красотой своих действий, старался из всех сил, но все-таки не добился победы в соревнованиях. Для более чем половины школьников (53%) наиболее важной чертой олимпийцев является не их внешний вид и даже не способность показывать высокие спортивные результаты, а высокая нравственность, культура, разностороннее и гармоничное развитие. Правда, для 31% наиболее важна способность олимпийца показывать высокие спортивные результаты, а для 16% наиболее значим их внешний вид. По данным Ю.П. Сегал, для 46% опрошенных ею школьников наиболее привлекательными в спортсменах-олимпийцах являются их внешние черты, а около 11% юношей и 14% девушек вообще не смогли указать черты их идеала-спортсмена.

При ответе на вопрос о том, как должен вести себя спортсмен во время соревнования, большинство (70%) опрошенных нами учащихся школы высказали мнение о том, что он должен всегда беспрекословно подчиняться решению судьи, 51% - что самое главное для спортсмена показать красивую игру, даже если это не позволяет добиться победы, 55% - что обязанность каждого игрока - строго соблюдать правила, честно вести спортивный поединок, даже если он (его команда) проигрывает, и т.д. Лишь 8% школьников считает, что если зрители приветствуют драки, грубую игру, то и спортсмен должен вести себя таким же образом, а 15% (к сожалению, это все-таки довольно большой процент) - что в очень важной, ответственной игре для достижения победы допустимы все средства. Важно, что, судя по ответам учащихся школы, более 40% из них не доводилось лично хотя бы один раз добиваться успеха в спортивном соревновании, допуская при этом нарушение правил, которого судья не заметил, а около 30% - не помнят о таких случаях. Из тех, с кем это все-таки случалось, 76% отметили, что они очень сильно переживали в связи с этим.

Результаты опроса свидетельствуют, таким образом, о том, что у большей части учащихся школы на основе организованного процесса олимпийского образования удалось сформировать гуманистически ориентированное ценностное отношение к спорту и спортивным соревнованиям.

Вместе с тем опрос выявил наличие существенных проблем и трудностей в формировании такого отношения у определенной части школьников. Это объясняется не только недостатками в системе олимпийского образования школы, над устранением которых необходимо работать педагогическому коллективу, но и существенным влиянием окружающей среды, всей социально-экономической обстановки в стране. Значительное негативное воздействие на ценностное отношение школьников к спорту оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение, которые по-прежнему на первый план выдвигают достижение любыми средствами победы на спортивных соревнованиях, закрывая глаза на грубость спортсменов и другие отступления от нравственных норм во имя этой победы.

Разработанная и реализованная на практике спартианская система олимпийского образования органично вписывается в общий учебно-воспитательный процесс школы. Этот процесс ориентирован на принципы гуманистической педагогики и психологии, предусматривает внедрение технологии личностно-ориентированного образования и элементов адаптивной системы обучения, т.е. учет индивидуальных особенностей школьника, диагностику и тестирование состояния его здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психики, выявление творчески одаренных детей, содействие в раскрытии их способностей в учебной и других видах творческой деятельности.

Важную роль в решении этих задач играет психологическая служба школы-комплекса, а также использование системы разноуровневой дифференциации обучения. Существенные изменения внесены в содержание образования в сторону оздоровительной, художественно-эстетической и развивающей направленности. Учебный план школы-комплекса включает в себя пять блоков: цикл общеобразовательных предметов; цикл предметов регионального компонента; факультативы, спецкурсы и специальные предметы второй половины дня.

К середине недели работоспособность учащихся резко падает, наступает заторможенность умственных процессов. С учетом этого в структуру учебно-воспитательного процесса школы-комплекса введен развивающий день, который призван защитить психику ребенка от перегрузки, сохранить его здоровье, расширить знания по профилирующим предметам, содействовать формированию духовно развитой личности. Развивающие дни позволяют ученикам каждой параллели за период в пять недель принять участие во всех видах развивающей деятельности, планируемых специализированными кафедрами (физической культуры, музыки, ритмики и танца, эстетики, педагогики и психологии), проявить свои способности и возможности в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях, тестах физической подготовленности. Расписание развивающих дней составлено таким образом, чтобы у учащихся 2-8 классов сформировалась система знаний о физической культуре, спорте, олимпизме, музыке, живописи, театре. Учащиеся III ступени в этот день занимаются по программам Смоленского гуманитарного университета и Смоленского государственного института физической культуры.

В школе разработана и практически реализуется комплексная программа формирования здоровья и здорового образа жизни школьников, которая предусматривает комплекс мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания, системы рационального питания, физкультурно-оздоровительных мероприятий, комфортной вещно-пространственной среды и улучшения психологической среды.

В ходе реализации этой программы регулярно проводится экспресс-оценка физического здоровья учащихся школы с использованием целого ряда индексов - Кетле, Робинсона, Скиблинского, Шаповаловой, Руфье. Результаты этих обследований помогают учителям физкультуры подбирать индивидуальный оздоровительно-тренировочный режим занятий учащихся, а классным руководителям составлять индивидуальные программы физического совершенствования школьников и по возможности уменьшать негативное влияние отрицательно воздействующих факторов среды.

В рамках таким образом организованного учебно-воспитательного процесса олимпийское образование является не чужеродным элементом, а органично вписывается в этот процесс и содействует эффективному решению его основных задач: оздоровлению учащихся, повышению уровня их знаний, общей культуры, их разностороннему и гармоничному развитию.

С другой стороны, весь учебно-воспитательный процесс школы-комплекса содействует более эффективному решению специфических задач олимпийского образования. Так например, интеграция занятий физкультурой и спортом с циклом эстетических учебных предметов помогает школьникам правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте по законам красоты и отображать его средствами искусства. Формированию нравственного поведения школьников в спортивных соревнованиях содействует вся система обучения, построенная на принципах гуманистической педагогики и психологии, в том числе гуманная система взаимоотношений учителя с учениками, основанная на уважении к личности, положительных эмоциях в общении при сохранении требовательности.

О позитивном эффекте взаимовлияния олимпийского образования и других элементов учебно-воспитательного процесса школы-комплекса свидетельствует целый ряд показателей.

Один из таких показателей - успеваемость. В 1994 г. в школу-комплекс влились учащиеся четырех близлежащих школ. За год число классов высокого уровня обученности увеличилось с двух в 1994-95 учебном году до семи в 1996-97 учебном году. Из 114 выпускников 1995-96 учебного года 54 поступили в вузы (в том числе 12 школьников в институт физической культуры) и 41 - в средние специальные учебные заведения. В определенной степени повысилось и качество обученности учащихся по классам: в 6-х классах на 2,8%, в 7-х - на 2%, в 8-х - на 4,4%, в 9-х - на 11%, в 10-х - на 9%. Качество обученности учащихся по всем учебным предметам в 1995-96 учебном году в среднем по сравнению с 1994-95 учебном годом повысилось на 8%.

В школе регулярно проводится экспертиза уровня воспитанности школьников, который является интегративным показателем их отношения (позиции, установки) к природе, обществу, другим людям и к самим себе. Оценка уровня воспитанности школьников, учитывающая соответствующие "качества личности" и дифференцированная по возрастным периодам (первый-пятый, шестой-девятый, десятый-одиннадцатый классы), проводится по методике Т.И.Шамова. Сравнение результатов этой оценки показывает, что уровень воспитанности учащихся начальной школы в 1996-1997 учебном году по сравнению с 1994-1995 учебным годом повысился с 25,3 до 27,6 балла, учащихся 5-9 классов - с 27 до 31 балла и учащихся 10-11 классов - с 67 до 72 баллов.

Наблюдается и некоторое улучшение здоровья учащихся школы. Так, число "условно здоровых" детей в 1-3 классах увеличилось с 13,4% в 1994-95 учебном году до 20,9% в 1996-97 учебном году, в 5-8 классах - с 24% (1994-95 учебный год) до 27,5% (1996-97 учебный год), в 9-11 классах - с 20,6% (1994-95 учебный год) до 23,5% (1996-97 учебный год). Выявлено улучшение показателей, связанных с такими заболеваниями, как скалеоз, нарушение осанки, сердечно-сосудистые заболевания, болезни центральной нервной системы и органов дыхания.

Анализ результатов диагностики уровня физической подготовленности учащихся 10-11 классов с учетом 5 параметров (быстрота, выносливость, координация движений, сила, скоростно-силовые качества) в апреле 1996 и 1997 гг. также свидетельствует о позитивных тенденциях. Так, в 10-х классах в 1996 г. высокий уровень физической подготовленности имели 12 школьников (16,3%), а в 1997 г. - 17 (22,9%), средний уровень в 1996 году - 43 школьника (58%), а в 1997 г. - 44 (59,4%) и низкий уровень в 1996 г. - 19 школьников (25,6%), а в 1997 г. - 13 (17,5%). В 11-х классах в 1996 г. высокий уровень физической подготовленности выявлен у 41 школьника (36%), а в 1997 г. - у 64 школьников (56,2%), средний уровень в 1996 г. - у 62 школьников (54,4%), а в 1997 г. - 43 (37,7,4%) и низкий уровень в 1996 г. - у 11 школьников (9,6%), а в 1997 г. - у 7 (6,1%).

Таким образом, внедрение спартианской системы олимпийского образования в учебно-воспитательный процесс школы-комплекса наряду с другими отмеченными выше инновациями этого процесса (переход на принципы гуманистической педагогики и психологии, перераспределение времени на обучение и воспитание школьников в течение недели, организация курсов по выбору, спортивных секций, студий, введение одного развивающего дня в неделю и др.) позволило добиться определенных успехов в решении важных социально-педагогических задач образования и воспитания учащихся школы.

Об этом свидетельствует и тот факт, что на проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую общеобразовательную школу в области олимпийского образования, школа заняла 1-е место. По итогам Всероссийского конкурса "Авторская школа - Эврика-96", организованного Ассоциацией инновационных школ при участии Министерства образования и РАО, школа рекомендована к присвоению статуса "федеральная экспериментальная площадка". В 1996 г. она стала победителем IV зонального конкурса (г. Липецк) "Мастер педагогического труда по новым формам организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками", а в 1997 г. - лауреатом Всероссийского конкурса "Школа года". Олимпийский музей школы занял третье место в конкурсе олимпийских музеев страны, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр.

Имеется, однако, ряд таких проблем, связанных с организацией олимпийского образования и всего учебно-воспитательного процесса учащихся школы, которые требуют к себе пристального внимания и дальнейшей работы педагогического коллектива школы. К их числу относятся прежде всего отмеченные выше негативные факты, касающиеся здоровья и физической подготовленности отдельных учащихся, их физкультурно-спортивной активности, а также отношения (не декларативного, а реального) к принципам "честной игры".

Конечно, в определенной степени на эти факты влияет общая социально-экономическая и политическая ситуация в стране, недостатки в питании детей и подростков, слабая материально-техническая база школы и другие объективные факторы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Петлеваный, Г.П. Опыт практической реализации спартианской системы олимпийского образования / Петлеваный Г.П., Егоров А.Г. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 234-247.