Спартианский воспитательно-образовательный комплекс "Игра. Спорт. Диалог"

Спартианский воспитательно-образовательный комплекс
"Игра. Спорт. Диалог"

О.С. Макарова, А.А. Чунаев (Россия)

Идеи олимпизма и спартианского движения позволяют преодолеть обыденную практику упрощенной физподготовки, охватившей физическую культуру в сфере образования и молодежной политики. Упрощенная, обыденная практика физического воспитания все более расходится с живым, нравственным и интеллектуальным единством развития личности. Нарастает разобщение форм физического воспитания с культурой и духовной жизнью людей, идеалами, воплощенными в Олимпийской хартии. Физическая культура постепенно сводится к обессмысленному физическому упражнению, изъятому из культуры, спорта, игры, искреннего общения и отношений.

Утилитарная редукция гуманитарных идей, смысловых перспектив и организованных форм физического воспитания снижает физическую культуру личности, ее созидательную инициативу, препятствует формированию духовного мира в общении и сотрудничестве сверстников, взрослых, семьи. Она препятствует естественной потребности молодежи выразить себя, самоутвердиться в общении, поступке и социальных достижениях В результате утрачивается общенародный, воспитательный смысл физической культуры. Происходит ее разрушение в молодежной среде и заполнение образовавшихся опустошенных зон развития массовыми квазикультурами, а в некоторых случаях и антисоциальными групповыми явлениями. Эти тенденции продолжают нарастать, так как трудно выделить другую сферу воспитания молодежи, подобную культуре целенаправленных идей, действий и упражнений, специально созданных для преобразования человеком себя, с их широким спектром социальных, образовательных и эмоционально привлекательных для людей массовых возможностей.

Занятия физическими упражнениями и спорт -не только средства физподготовки и укрепления здоровья, на чем долгие годы основывались взгляды большого числа специалистов. Например, питание или гигиена также, а возможно, и более влияют на физическое развитие и состояние здоровья, как и целый ряд других факторов. Развивать мышцы, функции, укреплять организм, бесспорно, полезное дело. Но в своей упрощенной ограниченности это занятие не сохраняет культурного содержания и через это - значения и жизненного смысла. Оно неизбежно отрицается развитием личности в ее созидательной деятельности, которая необходимо выходит за своекорыстные побуждения и предполагает человеческое, гуманное, нравственное взаимодействие с другими. Именно это взаимодействие, опосредованное культурой, словом и делом порождает и обнаруживает поступки, личность и судьбу [1]. Примитивная физподготовка себя, не приведенная в гуманистическое соприкосновение с культурой и жизнью других людей, по-плюшкински унижает человека, ведет его к антисоциальному одиночеству. Сфера физической культуры и спорта прежде всего должны быть сферой взаимодействия, социального сотрудничества и гуманистического сближения людей. На этой основе появляется серьезная возможность преодоления тенденций отторжения молодежи от культуры, знания, труда, от людей.

При такой постановке проблемы сущность молодежной политики в сфере культуры и спорта определяет идея гуманистического сближения людей. Ее последовательное развертывание противостоит утрате в культуре смысловой основы развития личности и технократической угрозе с разрушительной прагматикой современной жизни и сверхпотребительских иллюзий. Развертывание коммуникаций, интегрирующих образовательные формы и организованные сферы жизни молодежи в живую действительность культуры, спорта и творчества, поможет сменить идеологическую ориентацию в молодежной политике на культурную.

Для преобразования физических упражнений и спорта, ориентированных лишь на телесность человека, в игру, диалог, образ жизни и всеобщие культурные формы важно построение развернутой, системно организованной, социально открытой деятельности. Личность в своей внутренней жизни в любой культуре устанавливается активно. Ее деятельность организуется поступком. Поступку же нужна определенность целей и средств. Отчет поступка сплошь объективен. Хорошо, если эта объективность полагается в педагогически организованной культуре. Социально и педагогически организованные формы культуры и могут составить смысловой ряд поступков, образовать смысловую направленность жизнедеятельности детей и молодежи. Основу практической реализации этой идеи создают возникшие в России новые формы организации культуры, такие, как олимпийское образование, спартианское движение и президентские состязания.

С учетом этой ситуации и начата работа по проектированию и внедрению в практику развития физической культуры начальной школы спартианского воспитательно-образовательного комплекса "Игра. Спорт. Диалог". Этот комплекс, базирующийся на идеях олимпизма и спартианского движения [10-14], реализует ряд принципов:

- развитие форм и коммуникаций взаимодействия школы с внешкольными учреждениями и организациями;

- формирование сферы отношений, общения и сотрудничества детей и взрослых;

- сохранение и развитие физической культуры как среды воспитания, противостоящей отторжению детства от культуры, знания, здорового отдыха и социального общения;

- интеграция, организационное и гуманитарное сотрудничество школы и ДЮСШ, культурно-спортивных учреждений, клубов, союзов и федераций;

- разработка творческих, концептуальных моделей новых образовательных форм, систем и технологий, культурно-спортивных проектов, соединяющих деятельность школы и ДЮСШ;

- интеграция спорта, культуры, здорового отдыха и образа жизни;

- реализация и отработка преемственной структуры непрерывного образования;

- осуществление прав детства на приобщение к культуре, сохранение и укрепление здоровья/

Практическая реализация комплекса "Игра. Спорт. Диалог" предусматривает ряд ступеней.

Первая ступень - детский спорт и физическая культура ребенка в его отношениях и деятельности в начальной школе и семье. Эта ступень соответствует Конвенции о правах ребенка и является одной из ключевых в сфере защиты прав детства. Она ориентирована на формирование детско-взрослых культурно-образовательных общностей. Материалы этой ступени комплекса организуются формами игры. Они включают подготовку сюжетно-игровых программ для начальной школы и учебных спортивных книжек для детей. Опытно-экспериментальная площадка комплекса "педагогический университет - начальная школа" развертывается посредством профессиональной образовательной программы специализации "Физическая культура ребенка".

Вторая ступень построена на практике делового сотрудничества общеобразовательных школ с детско-юношескими спортивными школами. Эта ступень реализует идеи детского спорта, президентских состязаний и спартианских игр. Культурно-спортивные программы ступени построены в возрастных группах на спортивных календарях, реализуемых в регионе. Отдельные, замкнутые учебные программы школ и узкоспортивные программы ДЮСШ в такой работе взаимооткрываются и обогащаются одна другой.

Третья ступень является практикой молодежного спорта, здорового отдыха и туризма. Она ориентируется на календарь Российских и международных соревнований, спартианских игр, туризма и спортивных фестивалей студентов. На этой ступени реализуется историко-культурный проект "Форпосты отечества", программа спорта и путешествий в защиту культуры и природы Волги, программа Гуманитарного центра реабилитации и спорта инвалидов в Ульяновском государственном педагогическом университете.

Важное место в комплексе "Игра. Спорт. Диалог" занимает спортивный фестиваль школьников "Честная игра". Концепция и главная цель этого фестиваля состоит в поддержке спорта, культуры и здорового отдыха в общеобразовательных школах. Он отвечает идеям гуманизации спорта, отраженным в концепции спартианского движения, в "Манифесте о честной игре" Международного комитета "Фэйр плэй" и т.д. Фестиваль осваивает и переносит в школу идеи проведенного в Российской государственной академии физической культуры I Фестиваля студентов вузов физической культуры, идеи спортивного менеджмента, другие идеи совершенствования системы физического воспитания детей и молодежи [ 2-8].

Фестиваль "Честная игра" является проектом партнерства факультета физической культуры и спорта педагогического университета, общеобразовательных и спортивных школ Ульяновской области. Замысел, организованность и условия партнерства в спортивном фестивале нацелены на серьезное повышение заинтересованности специалистов, руководителей и предпринимателей в делах школы и всего социально-экономического сектора образования в области. Условия фестиваля "Честная игра" предполагают не только личное, профессиональное, моральное или благотворительное участие в развитии школы отдельных людей, но и партнерство школы с организациями и предприятиями для проявлений живого общения, теплой и ободряющей культуры, освоения необозримого рынка образовательной практики.

В спортивном фестивале разрабатываются и поощряются формы сотрудничества школ с детско-юношескими спортивными школами, высшей школой, организациями, осуществляющими спортивную и социокультурную политику, предприятиями, издательствами и фирмами, способными к производству услуг и товаров для школы, семьи и молодежи.

Проведение фестиваля "Честная игра" может стать конкретным и ощутимым стимулом организованного детского спорта в школах; соединения спорта с творчеством и здоровым отдыхом; общения и сближения детей и взрослых; создания в школах современных учебно-методических комплексов с комплектами учебников, рекламы и продвижения на рынок необходимых в образовании новых услуг и товаров; учебных пособий и материально-техническим оснащением.

Ведущий организационно-игровой принцип фестиваля, формула оценки результатов и подведение итогов определяется поощрением не отдельных школ или лиц, а стимулами развития творческих комплексов и партнерских отношений в организованных формах взаимодействия школ в различных сферах. Организаторы поддерживают социально открытую, гармонично построенную, целостную школу.

Программа фестиваля включает следующие мероприятия: соревнования в уровне спортивных способностей: гибкости, ловкости, силы, быстроты, выносливости и президентские тесты; презентацию видов спорта и открытые занятия ведущих специалистов; новые виды спорта, новые правила в спорте, новые технические устройства; творческие конкурсы. Конкурс "Олимпийское образование"; выставку спортивного рисунка, плаката, , инвентаря, оборудования, спортивных моделей одежды и обуви, детской учебной и развивающей литературы; выставку-ярмарку услуг и товаров для школы; конкурс спортивной рекламы; творческий семинар специалистов и студентов; конкурс учебно-методических материалов и комплексов; конкурс информационных и рекламных материалов фестиваля.

Для развертывания комплекса "Игра. Спорт. Диалог" и подготовки фестиваля "Честная Игра" в школах выбраны два направления. Первое ориентировано на разработку игры и отход через игру от традиционного, аналитического, погружения в урок, нарушающего целостность педагогического процесса, на привлечение педагогов и семьи к участию в игре и оценке ее воспитательного результата, на целенаправленное развитие инициативы и активности всех участников. Второе направление предусматривает возможность соединения деятельности школы и ДЮСШ. Разрабатываются условия перехода к работе по физическому воспитанию школьников на спортивных принципах, общие для начальной школы и ДЮСШ программы и организационные формы детского спорта.

В целом спартианский воспитательно-образовательный комплекс "Игра. Спорт. Диалог" структурирует в конкретной деятельности идею интеграции игры, спорта, образования, здорового отдыха и туризма, служит развитию и сближению людей в духе олимпизма.

Проект разрабатывается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Литература

1. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979, 423 с.

2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры, 1993, № 4, с. 21-22.

3. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1994, № 9, с. 9-11.

4. Громыко В.В., Кузин В.В. Фестиваль науки, культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, 1996, №12, с. 3.

5. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Спортивный менеджмент и практика развития спорта: выводы и предложения зарубежных специалистов // Теория и практика физич. культуры, 1996, №2, с. 58-60

7. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры, 1996, №1, с. 2-4.

8. Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физич. культура. Воспитание, образование, тренировка, 1997, № 2, с. 12-16.

10. Родиченко В.С. Олимпийское движение и современная Россия // Теория и практика физической культуры, 1994, № 8, с. 1-3.

11. Родиченко В.С., Столяров В.И. Идеология и олимпийское образование // Теория и практика физической культуры, 1996, №6, с. 2-7.

12. Столяров В.И. Проект СпАрт и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России // Теория и практика физической культуры, 1993, №4, с. 10-13.

13. Столяров В.И. Спартианские игры школьников // Физическая культура в школе, 1997, N6, с.57-63.

14. Столяров В.И., Баринова И.В., Курило С.И. Молодежь и олимпийская идея "Фэйр плэй" // Теория и практика физической культуры, 1994. №8, с. 3-7.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Макарова, О.С. Спартианский воспитательно-образовательный комплекс "Игра. Спорт. Диалог" / Макарова О.С., Чунаев А.А. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 248-253.