Место принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма и системе олимпийского образования

Место принципов "Фэйр плэй"
в концепции олимпизма и системе олимпийского образования

В.И. Столяров, С.Ю. Баринов (Россия)

В теорию и практику современного спорта, олимпийского движения и олимпийского образования прочно вошли понятие "Фэйр плэй" и связанные с ним принципы поведения спортсменов, тренеров, зрителей, всех, кто причастен к миру спорта.

В данной статье ставится задача уточнить место указанного понятия и принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма и в системе олимпийского образования.

Содержание и место принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма

Как известно, олимпийское движение основано на признании того, что спорт, спортивные соревнования и целенаправленная подготовка к ним имеют огромное социально-культурное значение для человека и человечества. Исходя из этого олимпийский девиз "citius, altius, fortius" ориентирует людей на активные занятия спортом, на высокие спортивные достижения, рекорды, победы.

Однако, согласно философии олимпизма, которая зародилась еще в Древней Греции, атлет не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен демонстрировать честное, благородное, рыцарское поведение в спортивных поединках, исходя из убеждения в том, что самое главное в этих соревнованиях - не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. "Нет большей победы, чем победа над собой". - писал древнегреческий философ Платон по поводу этой идеи олимпизма.

Основоположник современного олимпизма Пьер де Кубертен выступал за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, возражал против "чрезмерного сдерживания" результатов, видя в их постоянном росте "притягательность" спорта и его "право на существование". Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей Кубертен считал прежде всего этические соображения. Для выражения набора этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом, и используется английское выражение "Фэйр плэй" ("Fair play"), которое переводится как "честная (или справедливая) игра".

Историки античных Олимпийских игр полагают, что в те времена для обозначения того, что теперь называется "честной игрой", применялся термин "арете", обозначавший сочетание воинственности с честностью. Первым атлетом-олимпийцем, вошедшим в историю нечестной игры, был кулачный боец Европол: на Играх 388 г. до н.э. он подкупил трех своих соперников. Такое поведение на Играх каралось своеобразным штрафом: за счет виновного перед входом на античный стадион ставили бронзовую статую Зевса, на пьедестале которой высекалось не только имя виновного, но и его родителей, название города, откуда был родом спортсмен. По сведениям историков, за всю историю античных Игр было воздвигнуто 13 таких памятников "дурной славы" [см. Певцевич, 1983, с. 15].

Разные исследователи по-разному трактуют возникновение cовременного идеала честной игры. Чаще всего его связывают с рыцарским кодексом поведения средневековья, а также с системой воспитания в духе соперничества, сложившейся в английских частных школах в XIX в. [см. по данному вопросу: Indorf, 1938; Lenk, Pilz, 1989; Liponsky, 1994; McIntosh, 1978, 1979 и др.]. Норберт Мюллер, вице-президент Международного комитета Пьера де Кубертена, опубликовавший в 1982 г. работу о "концепции честной игры на протяжении веков", в качестве главного источника возникновения указанного идеала считает христианскую религию.

Принципам "честной игры" Кубертен отводил важное место в системе идей олимпизма. В одном из своих выступлений в июле 1908 г. он сказал: "Мы считаем, что олимпийская идея - это идея высокой мышечной культуры, вытекающей, с одной стороны, из рыцарского духа, который так красиво называют "честной игрой", а с другой стороны - из эстетической концепции, воплощение которой в жизнь является таким приятным и благодарным занятием". В другом своем выступлении Кубертен подчеркивал, что "культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - все это является фундаментом олимпизма". О позиции Кубертена в обсуждаемом вопросе ярко свидетельствуют и слова в его "Оде спорта": "Трижды сладостна победа, одержанная в благородной, честной борьбе". Как отмечается в тексте "Манифеста о честной игре", принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г., "принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)" [Manifesto, 1992, р. 10].

Идея Кубертена о том, что олимпийский атлет непременно должен соблюдать принципы "честной игры", демонстрировать рыцарское поведение в соревнованиях, занимает важное место и в современной трактовке олимпизма, его идеалов и ценностей. Не случайно и в Олимпийской хартии [1991] неоднократно упоминаются принципы "честной игры". Цель олимпийского движения, согласно Хартии, - "способствовать построению мирного и лучшего мира посредством воспитания молодежи занятиями спортом без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, что включает в себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры" [с. 6]. При перечислении основных задач МОК в Хартии отмечается, что этот Комитет: "... 5) способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики; 6) посвящает свои усилия тому, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них" [с. 7].

Важное значение принципов "Фэйр плэй" для спорта и олимпизма подчеркивают многие ученые и общественные деятели. Так например, известный французский философ и писатель Жан д'Ормессон в одной из своих речей, адресованных ЮНЕСКО, отметил, что видит в спорте смысл лишь в том случае, если им заниматься "по-честному". Свое кредо по данному вопросу он выразил в названии своей речи: "Спорт - это честная игра" [Ormesson, 1981]. В Предисловии к "Манифесту о спорте" [1971], принятому в 1964 г. Международным Советом физического воспитания и спорта (СИЕПС) президент Совета, ныне покойный сэр Филипп Ноэль-Бейкер (серебряный олимпийский медалист и лауреат Нобелевской премии мира) писал: "Честная игра является сущностью, необходимым элементом всякого спорта, достойного этого названия. Она лежит в основе и любительского, и профессионального спорта. Принцип честной игры требует не только строго, но и добровольно соблюдать дух и букву правил. Он предполагает уважение к противнику и самому себе. Без честной игры состязание становится грубым и унизительным" [с. 10].

Во введении к тому же "Манифесту о спорте" тогдашний генеральный директор ЮНЕСКО Рене Майо писал: "Манифест подчеркивает важность принципа честной игры, обеспечивающего человечность спорта. Принцип этот складывается из честного отношения к противнику (даже в разгар самого напряженного состязания) и моральной самокритики" [c. 7]. Как подчеркивается в самом Манифесте, "спортивный дух может быть отождествлен с честной игрой, т.е. с уважением к писаным и неписаным правилам. Он требует благородства по отношению к противнику во время борьбы, строжайшего повиновения судье и хладнокровия как после победы, так и после поражения. Он составляет основу спорта и обеспечивает его рыцарский характер" [с. 23].

Принципы "Фэйр плэй" подробно разъясняются и в "Манифесте о честной игре" [1977], который был разработан и опубликован в 1977 г. Международным Советом спорта и физического воспитания при ЮНЕСКО. Здесь отмечается, что честная игра выражается прежде всего в поведении самого спортсмена. Она характеризует его образ действий, вытекающий из чувства собственного достоинства и включающий в себя: честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным, осознание того, что соперничество - непременное условие соревновательного спорта и что противник - необходимый партнер в спорте; уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение. В этом документе подчеркивается, что соблюдение принципов честной игры требуется не только от спортсменов. Оно необходимо также для тренеров, спортивных руководителей, зрителей и всех других лиц, связанных со спортом, которые могут прямо или косвенно влиять на спортсмена.

Аналогичная характеристика принципов "Фэйр плэй" дается и в новом тексте Манифеста, принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г. Здесь отмечается, что "принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)" [см. Manifesto, 1992, p. 10]. Подчеркивается необходимость соблюдения принципов "Фэйр плэй" в спорте высших достижений, в молодежном спорте, в рекреационном спорте и спорте для здоровья, в спорте для инвалидов и приводятся примеры, разъясняющие смысл этих принципов.

Вот некоторые из этих примеров.

Спорт высших достижений:

- теннисист помогает судье, показывая, что удар его соперника пришелся в пределах линии;

- боксер воздерживается от нанесения ударов по сопернику после того, как понимает, что тот, хотя и продолжает стоять, уже не в состоянии себя защитить;

- велосипедист в гонке на длинную дистанцию останавливается, чтобы помочь упавшему и повредившему свой велосипед сопернику, предоставив ему запасную деталь из собственной "велоаптечки";

- тренер по футболу поощряет игрока за отказ от агрессивности по отношению к игроку соперника, хотя это и позволяет сопернику взять ворота.

Рекреационный спорт и спорт ради здоровья:

- мальчик стоит в одиночестве у ограды и смотрит, как его сверстники играют на улице; один из играющих подходит к нему и предлагает присоединиться к ним;

- на пляже группа отдыхающих играет в волейбол; состав команд постоянно меняется таким образом, чтобы все участвовали на равных: мужчины и женщины, молодые и старые и т.д.;

- малоснежной зимой семья отменяет традиционный лыжный праздник, чтобы не повредить природе;

- водитель подвозит велосипедиста, у которого сломался велосипед, поехав ради этого окольным путем.

Спорт для инвалидов:

- мать обращается с просьбой принять ее дочь-инвалида в детскую спортивную секцию; тренер отказывает ей, полагая, что эта девочка создаст для него слишком много проблем; матери других детей из секции также против, считая, что наличие в секции девочки-инвалида создаст трудности их детям;

- учащиеся школы для умственно отсталых достаточно пригодны для участия в местных школьных соревнованиях; но организаторы и родители учеников отвергают эту идею, так как считают этих учащихся неспособными справиться с напряжением соревнований;

- две команды футболистов-инвалидов хотят сыграть свой матч на местной спортплощадке в воскресенье днем; администрация, поддерживаемая командами здоровых игроков, отказывает им, поскольку поле зарезервировано в это время для команд высшего уровня, способных привлечь больше народу.

Таким образом, принципы "Фэйр плэй" требуют решительного и полного отказа от победы любой ценой, создания равных условий для всех участников соревнований. Эти принципы предполагают внутреннее убеждение в том, что победить путем обмана, за счет ошибки судьи, за счет несправедливо сложившихся условий - значит не победить вообще. Честная игра - уважение к партнеру, к сопернику, к самому себе, к судьям и зрителям, умение оставаться скромным после победы и достойно принимать поражение.

Реализация на практике принципов "Фэйр плэй" имеет огромное значение для спорта, его позитивной роли в современном обществе. "Если бы в силу какого-то катастрофического обстоятельства принцип честной игры исчез из спортивного мира, - подчеркивалось в "Манифесте о спорте" [1971], - соревнование стали бы местами лжи, обмана и грубости. Спорт из строителя человеческих отношений превратился бы в их разрушителя и, таким образом, потерял бы главный смысл своего существования" [с. 31].

Какова же реальная ситуация в современном спорте в этом отношении?

Реализуются ли принципы "Фэйр плэй" ?

История спорта дает немало ярких примеров демонстрации спортсменами и тренерами духа "Фэйр плэй".

Вот лишь несколько иллюстраций.

Датский ориентировщик Ханс Оле Кеттинг, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику. Анджей Грубба из Польши в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При по настольному теннису, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу. В итоге проиграл шведу Уве Вальднеру. Француз Мишель Пу не вышел на старт отборочного заплыва. Считал, что в олимпийский Сеул должен поехать другой, более сильный пловец. А конник Вольфганг Бринкманн из ФРГ, выигравший уже в Сеуле "золото" в команде, добровольно отдал свое место в личных соревнованиях вечному сопернику, который в конце концов получил "бронзу". Игрок немецкой команды "Вердер" Франк Ордоневид вообще совершил поступок, по футбольным понятиям невиданный. В матче с "Кельном" он остановил игру в своей штрафной и признался судье, что сыграл рукой. Пенальти - и "Вердер" проиграл. Французский фехтовальщик Жан-Мишель Анри отказался от укола, засчитанного было арбитром в его пользу. И не где-нибудь, а в поединке крупного турнира, входящего в зачет Кубка мира. Андрей Павлов из Новосибирска на чемпионате мира по легкой атлетике в Токио лидировал в ходьбе на 50 км. А его товарищ Александр Поташов здорово устал и, наверное, отстал бы, если бы Павлов не помог ему поддерживать нужный темп. Они финишировали одновременно, причем, фотофиниш вывел в чемпионы Поташова. Лишь 45 сек. сыграл за баскетбольную школьную команду, которую тренирует американец Кливленд Струд, игрок, не имевший по возрасту на то права. Что эти 45 мгновений в сравнении с серией игр на первенство штата и победой в этом баскетбольном марафоне? Но Струд, узнав о невольном обмане, возвратил добытый и уже врученный приз за первое место в спортивную комиссию штата.

Но это лишь одна сторона медали. Спорт, как и вся современная жизнь, весьма противоречив. Создавая условия для проявления рыцарского поведения, спортивная борьба и стремление победить побуждают к нарушению принципов честной игры. Например, защитник в футболе не только может, но и, как многим кажется, должен схватить за футболку рвущегося к воротам нападающего. В противном случае неизбежен его выход один на один с вратарем. Это почти верный гол. А за нарушение, совершенное до штрафной площадки, команда поплатится только штрафным ударом, да еще получит передышку и сможет организовать оборону. В легкой атлетике умышленный фальстарт, особенно в забегах спринтеров, нервирует соперников, ослабляет их реакцию и уменьшает шансы на победу.

А ведь победа в современном спорте приобретает все более важное значение. Как отмечал генеральный секретарь Международного комитета "Фэйр плэй" Януш Певцевич в 1989 г., победа приносит престиж самому атлету, тренеру, клубу и спортивной организации, наконец, стране, воспитавшей чемпиона. Чаще всего успех сопровождается не одними дипломами - значительными материальными поощрениями тоже.

Кроме этого надо учитывать, что спорт не изолирован от других сфер жизни, в которых, как правило, господствует ориентация не на гуманистические, духовно-нравственные, а на сугубо прагматические, технократические ценности, преобладает стремление к достижению успеха любой ценой.

Все это существенно сказывается и на отношении спортсменов, в том числе юных, к принципам "Фэйр плэй". Как показывают исследования, многие молодые люди вообще не относят их к числу наиболее важных ценностей олимпизма. Так например, 47% старшеклассников, опрошенных Ю.П. Сегал [1989], к важным целям олимпийского движения отнесли мир и дружбу между народами, 14% - выявление лучших спортсменов, и только 1,9% упомянули честную, справедливую игру.

Для сравнения отметим, что и в ходе опроса западногерманских школьников в возрасте 10-19 лет, проведенном НОК ФРГ в 1987 году, на вопрос: "Что такое олимпизм?" школьники чаще всего отвечали: "соревнование" или "международная встреча". Это связано с тем, что из всех "ипостасей" олимпизма у школьников лучше всего запечатлелись Олимпийские игры; другие его аспекты им практически незнакомы. Поэтому в ответах на вопрос лишь изредка встречались слова "идея", "традиция", "честная игра" и т .п. Менее 10% опрошенных указали на связь между олимпизмом и "честной игрой".

Опрос различных групп населения (включая молодежь) Будапешта и Варшавы, проведенный Т. Фельдеши и З. Кравчиком, показал, что меньше 27% жителей Будапешта и меньше 43% жителей Варшавы отнесли принципы "Фэйр плэй" к числу признаваемых ими основных ценностей олимпизма [см. Foldesi, Krawczyk, 1984, p. 16].

Иногда принципы "честной игры" включают в число идеалов олимпизма. Однако при этом чаще всего имеет место навязанная пропагандой формальная декларация, а не внутреннее убеждение. В реальном поведении часто имеет место ориентация не на принципы "Фэйр плэй", а на иные ценности. Все большее число людей, даже детей и подростков, спорт привлекает лишь тем, что здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, превосходство одного человека над другим, одной нации над другой.

Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет применения спортсменами медицинских и фармацевтических средств, пагубно отражающихся на их здоровье, а также нарушения нравственных норм и принципов.

Исследования, проведенные в разное время и в разных странах показывают, что активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте.

Финский ученый K. Heinila еще в 1969 г. на основе опроса молодых футболистов в возрасте 15-18 лет из разных стран и разной квалификации (было опрошено 17 профессиональных и 16 любительских клубов Англии, 38 клубов Швеции, входящих в 1-4 лигу и 38 команд Финляндии, участвовавших в первенстве страны) показал, что спортсмены высокой квалификации в меньшей степени склонны к ориентации на нравственное поведение в спортивных поединках, нежели спортсмены низкой квалификации. "Молодые футболисты из профессиональных клубов, - отмечал K. Heinila, опираясь на полученные им результаты, - в большей степени склоняются в сторону эффективности и в меньшей степени - в сторону идеализма, чем молодые футболисты из других групп. Наиболее типичным для молодых футболистов из профессиональных клубов является то, что они рассматривают такие категории, как коммерческое отношение к спорту, приоритет интересов команды, бесчестность, жестокость и "зуб за зуб", в качестве допустимых моральных категорий в системе с критерием эффективности" [Heinila, 1974, p. 33]. Проведенный K. Heinila опрос показал, в частности, что согласны: с утверждением "если игрок противника находится в выгодном положении для удара по воротам, то его нужно немедленно сбить с ног", - 70% опрошенных молодых футболистов Англии из профессиональных клубов и 54% из любительских; с утверждением "в главных играх все средства допустимы для достижения победы" - 54% футболистов из профессиональных клубов и 38% из любительских; с утверждением "в ходе матча игрок может позволить себе все лишь бы это не обнаружили" - 69% профессиональных игроков и 42% любителей; с утверждением "игрок может сыграть рукой, если судья этого не видит", - 83% профессиональных игроков и 63% любителей [p. 21-22].

В последующем в разное время и в разных странах были проведены социологические и педагогические исследования с целью выяснить влияние занятий спортом на нравственное поведение детей и молодежи [см. напр. Mantel, Vander, 1974; Kroll, 1976; Nixon, 1980; Allisson, 1982; Frogner, Pilz, 1982; Silva, 1983; Regnier, 1984; Mugno, Feltz, 1985; Вишневский, 1987; Gabler, 1987; Goncalves, 1988; Винник, 1991; Boixades, Cockman, Cruz, Capdevila, Papp, Pzisztoka, Valiente - по программе международного исследования (1990-1995), которым руководил Martin J. Lee; Bredemeier, 1994; Mielke, Bahlke, 1995; Pilz, 1995; Гутин, Самусенков, Сегал, Стопникова и др. - в рамках комплексного международного исследования (1982-1992 гг.), проведенного по программе и под руководством В.И.Столярова и др.]. Все эти исследования также приводят к выводу о том, что активные и регулярные занятия спортом (на основе "жесткой" модели) не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. Те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение нравственного кодекса "честной игры", чем постоянные участники состязаний, и спортсмены высокой квалификации по сравнению со своими коллегами "более низкого класса" проявляют меньшую склонность связывать себя этим кодексом.

Так, H. Nixon [1980].на основе опроса студенческой молодежи пришел к выводу, что те, кто показывает лучшие спортивные результаты, как правило, чаще нарушают кодекс честной игры.

Согласно данным, полученным В.А. Винник [1991] на основе опроса более 3 тыс. человек (в том числе более двух тысяч в возрасте от 12 до 25 лет), готовность нарушать правила соревнований в целях достижения успеха значительно ярче выражена у спортсменов даже по сравнению с физкультурниками: 13,4% физкультурников и 21,1% спортсменов занимают позицию, согласно которой в важной и ответственной спортивной игре допустимы все средства; готовы на нечестный поступок во имя личной выгоды 8,1% спортсменов и 5,9% физкультурников [с. 14]. Среди спортсменов низкой квалификации, которые были опрошены В.А.Винник, 20,5% готовы пойти на бесчестный поступок в соревнованиях ради победы, а среди спортсменов 1 разряда и выше таковых уже 35,5% [с. 16]. По ее данным, уже через 2-3 года занятий в спортшколах при практически одинаковых исходных позициях в реакции на нарушение правил "честной игры" с остальными школьниками подросток-спортсмен начинает в 1,5 раза чаще занимать безразличную позицию, чем его сверстники.

Этот вывод в принципе подтверждают результаты социологических исследований О.И. Самусенкова [1989] и В.И. Вишневского [1987]. В том и другом исследовании изучалось нравственное поведение юных футболистов в спортивных поединках, их отношение к принципам "Фэйр плэй". Однако первый опрашивал учащихся ДЮСШ, специализирующихся в футболе, а второй - школьников-участников массовых спортивных соревнований по футболу "Кожаный мяч", как правило, не занимающихся регулярно этим видом спорта. Сравнительный анализ результатов, полученных в двух указанных исследованиях, показывает, что юные футболисты-учащиеся ДЮСШ проявляют меньшую по сравнению со школьниками ориентацию на нравственное поведение в спорте.

Так, почти половина (48,5%) опрошенных О.И. Самусенковым юных футболистов придерживается мнения, что в современном футболе нельзя добиться успеха, если придерживаться поведения в духе честной игры, и 85,6% высказали мнение о том, что возможны ситуации, когда надо добиваться победы любой ценой.

Повидимому, исходя из этих соображений, более 80% юных футболистов (значительно больше, чем процент школьников и студентов) допускает грубую игру спортсмена (команды) в ответ на такую же игру соперника. 75% считает, что игрок может сыграть рукой, если судья этого не видит. 74% полностью или частично согласны с тем, что игрок может притворяться, симулировать травму, нарушать правила, если это способствует победе его команды. 72% согласились с утверждением о том, что в ключевых играх для достижения победы можно использовать любые средства, а 77% - с утверждением о том, что во время футбольного матча игрок может действовать на поле так, как этого требует его темперамент. 61,5% согласны с тем, что если игрок нарушил правила, а судья проявляет нерешительность, надо попытаться повлиять на решение судьи с помощью демонстративных протестов. За имитацию травм с целью создания условий для отдыха своей команды высказались 43,8%, а 93,1% - за затяжку времени с целью довести матч до победы, и т.д.

В.И. Вишневский также выявил целый ряд негативных моментов в нравственном облике опрошенных им школьников - участников массовых соревнований "Кожаный мяч", в том числе проявление у многих из них четко выраженной индивидуалистической направленности личности. Вместе с тем, по его данным, большинство юных футболистов доброжелательно настроены к сопернику, не стремятся к победе любой ценой, что соответствует нормам спортивной этики, 78% согласны с выражением: "борьба за победу дороже самой победы", 63% на вопрос, что бы они пожелали своему сопернику, встретив его перед выступлением в соревнованиях, ответили: "пожелал бы удачи", а "пожелал бы поражения" - только 4,3%. Около половины опрошенных в критических ситуациях готовы помочь сопернику, не считаясь со своим выигрышем, что свидетельствует, как пишет В.И. Вишневский, о наличии у них единства личных и общественных интересов. С увеличением стажа участия в соревнованиях такую позицию, по его данным, занимает еще большее количество юных спортсменов.

Интересно сравнить приведенные выше данные с результатами исследования, которое провел C. Goncalves [1989]. В 12 начальных и средних школах Португалии им было опрошено 2515 школьников (1290 мальчиков и 1225 девочек), из которых 1124 выступает в спортивных соревнованиях (642 мальчика и 432 девочки). 755 из них занимаются индивидуальными видами спорта (плаванием, гимнастикой, теннисом) и 369 - командными (футболом, баскетболом). Цель опроса состояла в том, чтобы определить уровень знаний школьников о концепции честной игры и их готовность соблюдать ее нормы в различных ситуациях, возникающих в спортивных состязаниях.

Для опроса использовалась анкета, состоявшая из двух частей. В первой части знания школьников относительно честной игры оценивались по количеству правильных ответов, данных на 12 вопросов типа: "Является ли признаком честной игры согласие с решением судьи, которое расходится с интересами вашей команды?". Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл (максимальное количество баллов - 12). Во второй части анкеты оценивалась готовность школьников вести себя в соответствии с кодексом честной игры. При оценке учитывалась их реакция на 5 ситуаций, которые могут возникнуть в спортивном соревновании и которые требуют решения нравственной проблемы. Например, предлагалось принять решение, связанное с указанной ниже ситуацией: "Ты участвуешь в последнем забеге финала ежегодного школьного соревнования по бегу на 50 метров. На середине дистанции твой главный соперник споткнулся и упал. Ты продолжил бег без соперника и выиграл соревнование. Перед тобой выбор: 1) не обращать внимания на то, что произошло с соперником, и оказаться победителем или 2) попросить учителя снова провести забег. Если бы ты оказался в такой ситуации, то попросил бы учителя снова провести забег?". Ко всем ситуациям были даны пять вариантов ответов: 1) "да, конечно"; 2) "да, наверное"; 3) "не знаю"; 4) "наверное, нет"; 5) "конечно, нет". Ответы школьников оценивались по шкале - от одного балла (при ответе "нет, ни в коем случае") до пяти баллов (при ответе "да, только так").

Опрос показал, что школьники, как занимающиеся спортом, так и не занимающиеся, достаточно хорошо знакомы с концепцией и принципами честной игры (средняя оценка знаний - 10,6 баллов). Девочки показали несколько лучшие знания (10,8 баллов) по сравнению со знаниями мальчиков (10,4 балла). Вид спорта, которым занимаются школьники, не оказывает какого-либо существенного влияния на их знания концепции честной игры.

Самое же главное состоит в том, что школьники, не выступающие в спортивных соревнованиях, проявили более выраженное стремление к соблюдению норм честной игры, чем те, кто выступает в соревнованиях. Из числа школьников, занимающихся спортом, 61% заявил, что они считают возможными любые действия, включая агрессивное поведение, при условии, что все это не будет замечено судьей. Тем самым, как подчеркивает C.Goncalves, проведенный опрос подтвердил данные, ранее получили R.C. Mantel и Velden Vander [1974], М.T. Allisson [1982], G. Regnier [1984], D. Mugno и D. Feltz [1985].

В 1990 г. Martin J. Lee по инициативе Комитета развития спорта при Совете Европы разработал программу и инструментарий международного социологического опроса юных спортсменов с целью выяснить влияние занятий спортом на их нравственное поведение [см. Lee, 1990]. Исследователи - Lee M. и Cockman M. [1995], Cruz J., Boixades M., Valiente L. и Capdevila L. [1995], Papp G., Prisztoka G. [1995] и др., которые в 1990-1994 гг. по данной программе опросили в нескольких странах (например, в Венгрии, Испании и др.) юных спортсменов, занимающихся разными видами спорта (футболом, теннисом и др.), пришли к уже упомянутому выводу: активные и регулярные занятия спортом (на основе "жесткой" модели) не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте [анализ результатов данного опроса см. также в: Lee, 1993]. Этот же вывод сделал и Gunter Pilz [1995] на основе проведенного им опроса 12-14 летних детей, занимающихся футболом в футбольном клубе.

Часто имеет место лишь формальное, декларативное признание (под влиянием пропаганды) в спорте гуманистических идеалов, в том числе нравственных принципов. Так например, при опросе О.И.Самусенковым [1989] юных футболистов большинство из них, отвечая на вопрос, как должен вести себя игрок на футбольном поле - в соответствии с требованиями судьи, в соответствии с духом честной и справедливой борьбы или так, чтобы получить как можно больше выгод для своей команды, - на первое место поставили пункт "в соответствии с духом честной и справедливой борьбы".

Однако многие факты говорят о декларативности этой позиции. В этом плане заслуживает внимания оценка юными футболистами описанной выше ситуации, которая может случиться в важном, ответственном соревновании: один из спортсменов увидел, что его товарищ по команде добился успеха (забил гол и т.д.), нарушив при этом правила, а судья не заметил этого нарушения. Оказалось, что только 10,8% юных футболистов занимают высоконравственную позицию - сразу во время игры сообщить судье о замеченном нарушении правил и просить отмены его решения. 23,1% заявили, что их вообще не интересует и не волнует поведение других игроков, 49,2% - что в упомянутой ситуации во время игры они не стали бы ничего предпринимать, а после игры поставили бы в известность о ней тренеров и своих товарищей, а 16,9% - что в интересах команды они вообще ничего не стали бы предпринимать.

Декларативность указанной позиции показывают и результаты опроса юных футболистов относительно их реального поведения. 80% из них во имя победы неоднократно нарушали правила честной игры, причем, лишь 8% сильно переживали об этом, 60% переживали, но не очень, 33% совсем не переживали. 37% заявили, что в аналогичной ситуации они вновь поступили бы точно так же, как и раньше, 16% отметили, что они поступили бы иначе, а 47% затруднились в формулировании своей позиции в этом плане.

Противоречие между декларативным признанием студентами нравственных ценностей и их реальным поведением отмечают и другие исследователи. Так, по данным опроса студентов г. Краснодар, принципы честной игры в спорте декларируются большинством респондентов, но лишь 7,1% отметили свое стремление выработать у себя качество вести честную и справедливую борьбу; 68,2% указали на то, что на соревнованиях позволительно отступать от общечеловеческих принципов поведения [Самусенков, 1989, с. 34-35].

Сошлемся также на данные, полученные И.А. Носовым в 1989-1990 гг. в ходе опроса учащихся 5 ДЮСШ г. Новосибирска. 16,6% учащихся младшей возрастной группы, 6,8% средней группы и 20,4% старшей группы применяют стимуляторы для выполнения норматива мастера спорта. Во время спортивных соревнований почти половина младших, 24% средних и 60% старших учащихся искажали год рождения; 32,9%, 30,7%, 75,3% - выступали под чужой фамилией; 27%, 35,5%, 63,7% респондентов отметили необъективное судейство, 2,8% средних и 10.2% старших школьников - договорные встречи (победы). Поддерживают применение допинга спортсменами высокого класса 25% учащихся младшей, 58,4% средней и 68,8% старшей возрастной группы [Носов, 1993, с. 63].

В связи с приведенными выше данными важно отметить, что речь идет прежде всего о детях и подростках, только начинающих свой путь в спорте и тем не менее уже имеющих столь "испорченные" взгляды на поведение спортсмена, да и реально проявляющих себя не лучшим образом в спортивных поединках.

Все это свидетельствует о том, что в практической реализации принципов "Фэйр плэй" в современном спорте существуют весьма серьезные трудности. Предлагаются различные пути их преодоления.

Пути формирования поведения спортсменов
в духе принципов "Фэйр плэй"

Анализ литературы и практической работы по формированию поведения спортсменов в духе принципов "Фэйр плэй" показывает, что нередко главный путь решения данной проблемы усматривают в активизации просветительской работы - работы по разъяснению и пропаганде принципов "Фэйр плэй", их роли и значения в современном спорте и олимпизме.

Особую активность в этом плане проявляет Международная олимпийская академия, а также Национальные олимпийские академии ряда стран - Канады, США, Германии и др. Определенную работу в этом плане проводят и Олимпийские Академии, созданные недавно в нашей стране.

Значительное внимание разъяснению и пропаганде принципов "Фэйр плэй" уделяет также Международный Комитет честной игры (основан в 1964 г. Международной ассоциацией спортивной прессы и Международным Советом физического воспитания и спорта - СИЕПС - при поддержке ЮНЕСКО) совместно с Международной ассоциацией борьбы за спорт без насилия и Международным фондом борьбы с насилием в спорте. Эти три организации создали совместный консультативный орган под названием "Международное содружество борьбы с насилием в спорте и пропаганды честной игры". При их содействии в 1977 г. был разработан и опубликован "Манифест о честной игре", а в 1992 г. - новый текст этого Манифеста.

Особенно важное значение придается разъяснению и пропаганде принципов "Фэйр плэй" среди детей и подростков, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы той системы ценностных ориентаций, которые в последующем будут определять все их поведение, в том числе и в спорте.

В ряде стран - например, в Канаде, Швейцарии, Германии, Греции и др. - предпринимаются попытки разработать для детей и молодежи специальные образовательные программы, направленные на воспитание у них понимания и уважения принципов "честной игры" [см. напр.: Binder, 1993, Lekarska, 1983]. Например, в Греции в 1983 г. была разработана программа "Спорт и ребенок", направленная на обучение детей в возрасте 6-12 лет спорту без желания выиграть любой ценой [см. Koulouris, 1985]. Канадская комиссия "Фэйр плэй", основанная в 1986 г. правительством Канады, разработала в 1990 г. программу обучения честной игре, в рамках которой ставилась задача сформировать у учащихся 4-6-х классов поведение, ориентированное на пять принципов "Фэйр плэй": соблюдение правил; уважение официальных лиц и согласие с их решениями; уважительное отношение к своим противникам; предоставление всем равных шансов и постоянный самоконтроль. При этом выделяются три основных ценности и установки: обучение совместным действиям (сотрудничеству); желание играть по правилам и развитие самоуважения и самоуверенности [см. Binder, 1993].

Программа "Фэйр плэй", используемая в школе и других учебных заведениях Германии, основываются в первую очередь на объяснении детям и подросткам принципов "Фэйр плэй". Например, учителю предлагается обсудить со школьниками такие ситуации: игрок своей или противоположной команды уличен в неблаговидном поступке во время или после матча; успешное выступление своей команды игроки встречают овацией, а хорошее выступление противника освистывается ими, неудачное выступление соперника вызывает насмешки и т.п.

В последние годы наряду с разъяснением и пропагандой принципов "честной игры" определенное внимание уделяется поиску стимулов, которые ориентировали бы детей и молодежь на рыцарское поведение, красоту действий и поступков. Так например, с целью привлечь внимание детей и подростков к принципам "фэйр плэй" в 1994 г. в связи с проведением чемпионата мира по футболу в Америке официальный спонсор чемпионата - компания "Сникерс" совместно с ФИФА организовали детский конкурс. Детям предлагалось нарисовать рисунок на тему "Честная игра". Этот конкурс проводился во всех странах, чьи команды участвовали в чемпионате. Победители конкурса были приглашены на чемпионат мира в США и перед каждой встречей команд выносили на поле флаг "Честной игры".

В связи с пропагандой принципов "Фэйр плэй" некоторые ученые обращают внимание на то, что олимпийский девиз "Citius. Altius. Fortius" содействует не только профессионализации современного спорта, но вместе с тем формирует у спортсменов желание добиться победы любой ценой и приводит к утрате в современном спорте нравственных ценностей [Роуз, 1989; Столяров, 1984; Heinila, 1973; Shaddad, 1995 и др.]. В связи с этим предлагается изменить упомянутый девиз олимпийского движения, связав его с духовными, нравственными и эстетическими ценностями. Еще в начале XX века известный американский скульптор Р.Тэйт Маккензи предлагал так сформулировать олимпийский девиз: "Celeritas, Agilitas, Fortitugo, Aegutas" ("Скорость, легкость, отвага, справедливая игра"). Хосе Мария Кахигал, президент Международной ассоциации школ физического воспитания, предлагал принять в качестве олимпийского девиза "Лучше, прекраснее, человечнее!". Олимпийская чемпионка Е. Петушкова предлагала в олимпийском девизе к словам "быстрее, выше, сильнее" добавить "красивее", а известный немецкий философ, олимпийский чемпион по гребле Г. Ленк - слова "эстетичнее" и "гуманистичнее". Председатель Международного комитета честной игры Жан Боротра в своем выступлении на заседании Комитета в марте 1983 г. предложил на каждых Олимпийских играх избирать из числа их участников спортсмена или спортсменку, в наибольшей степени воплощающих олимпийский идеал, и по окончании Игр на особой церемонии вручать им специальную медаль с надписью: "Гуманизм через посредство спорта". Венгерский философ Ф. Такач предложил вернуться к одному из вариантов олимпийского девиза Пьера де Кубертена "Mens fervida in corpore lacertoso!" ("В развитом теле возвышенный дух!").

Предпринимаются попытки разработать нравственные кодексы поведения тренеров, журналистов и самих спортсменов, в том числе юных, чтобы содействовать их поведению в духе принципов "Фэйр плэй". Например, Ю.П. Сегал [1989] был разработан "Кодекс юного олимпийца". При некоторых международных спортивных федерациях созданы комиссии по этике для проведения в жизнь таких кодексов.

Многие ученые и специалисты, придавая важное значение разъяснению и пропаганде принципов "Фэйр плэй", понимают вместе с тем, что вряд ли можно решить эту проблему одной лишь просветительской работой, не создав реальных стимулов, побуждающих к ориентации на данные принципы.

Один из шагов в этом направлении - введение определенных форм поощрения для тех, кто демонстрирует подлинно рыцарское поведение в соответствии с принципами "Фэйр плэй". Как известно, в спортивной практике для поощрения такого поведения спортсменов уже давно используются определенные призы и награды. Так, Международный Комитет "Фэйр плэй" с самого начала своей деятельности ежегодно присуждает две награды. Одна из них - "Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест" - присуждается за выдающийся пример честной игры, показанный спортсменом в течение предыдущего года, независимо от того, является ли спортсмен профессионалом или любителем, какого он возраста, знаменит или малоизвестен. Основанием для присуждения награды является поступок, совершенный спортсменом во исполнение писаных или неписаных правил спорта, либо из гуманных побуждений, если этот поступок "стоил или мог стоить спортсмену победы".

Другая награда Комитета - "Трофей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры" - присуждается спортсмену, завершившему свою карьеру, если в течение этой карьеры он неизменно демонстрировал во время соревнований истинно спортивный дух и способствовал пропаганде такого духа.

Призы и награды за высоконравственное поведение спортсменов вручает не только Международный комитет честной игры. В некоторых странах существуют призы, вручаемые спортсменам за проявление благородства и самоотверженности. Так, болгарская газета "Народен спорт" ежегодно проводила анкету среди читателей, цель которой пропагандировать проявления гражданской доблести, благородства и самоотверженности болгарских спортсменов. Ею учрежден и специальный приз "Спорт, этика, мужество". Венгерский союз легкой атлетики ежегодно вручал премию за "джентльменскую" спортивную карьеру, премию за джентльменский спортивный поступок и премию за воспитание подрастающего поколения в духе "Фэйр плэй" (она вручается преподавателям, тренерам, журналистам и т.д.).

В последние годы работа в этом направлении стала проводиться и в нашей стране. Комиссия "Фэйр плэй", созданная при Олимпийском Комитете России, старается пропагандировать идеи "честной игры" в ходе проводимого ею (начиная с 1990 г.) ежегодного конкурса "Спортивная честь".

В рамках деятельности, направленной на поощрение "рыцарского" поведения спортсменов заслуживает внимания опыт учреждения на многих чемпионатах по различным видам спорта специального приза "Фэйр плэй" для спортсмена или команды. В разных видах спорта по-разному определяются лауреаты этого приза. В хоккее на траве единственным критерием является меньшее число замечаний от арбитров. На соревнованиях по футболу и хоккею на льду учитываются результаты игр, а также штрафные очки за различные нарушения.

Указанные выше призы и награды за "рыцарское" поведение предназначены спортсменам высокого класса. Однако предпринимаются попытки поощрения и поведения юных спортсменов в духе принципов "Фэйр плэй". Одна из попыток такого рода была предпринята в 1989 г. под нашим руководством аспирантом О.И. Самусенковым [1989]. Им был организован конкурс среди юных футболистов, в ходе которого тренер регулярно (после каждой игры) оценивал их действия по следующим показателям: точное соблюдение правил игры; отказ от грубой игры; умышленная затяжка времени; оскорбительные выражения в чей-либо адрес; поздравление соперника с победой; принятие победы или поражения без насмешек над противником; внешний вид на поле; беспрекословное выполнение судейских решений; признание своих ошибок; четкое выполнение установок тренера; эстетическое выполнение технических элементов (красота действий); благородные поступки. Юные футболисты были поставлены в известность о ходе конкурса и оценке их поведения тренером по указанным критерия. Тренеры обсуждали действия юных футболистов после каждой игры и проводили беседы о спортивной этике, принципах "честной игры", их роли в спорте, в частности, в футболе, о высоконравственном поведении известных спортсменов, в том числе олимпийцев, во время состязаний и в жизни и т.д.

Для формирования поведения спортсменов в духе принципов "Фэйр плэй" вводятся также определенные изменения в правила соревнований, позволяющие наказывать тех спортсменов, которые отступают от норм честной спортивной борьбы. Например, международная федерация гандбола приняла решение налагать наказания на провинившихся игроков, а не на всю команду, ввести прогрессивно ужесточаемые наказания, чтобы создать атмосферу нетерпимости вокруг серьезных и регулярных нарушений правил, особенно в ситуациях физического соприкосновения с противником. Международная федерация баскетбола ввела новую классификацию нарушений правил: неумышленное нарушение, обусловленное ходом игры; умышленное нарушение, признанное серьезным; нарушение, влекущее за собой дисквалификацию; техническая ошибка, являющаяся нарушением правил игры [см. Певцевич, 1983, с. 20-21].

Изменение правил игр и соревнований используется и в рамках ряда образовательных программ "Фэйр плэй". Этой стороне дела уделяется, например, существенное внимание в программе "Фэйр плэй", разработанной Швейцарской Ассоциацией физического воспитания для школьников. Эта программа предусматривает обучение детей и подростков такому изменению правил игр и соревнований, которое содействует "честной игре".

Некоторые специалисты, например, Эрвин Хан, психолог из Кельна (Германия), предлагал пересмотреть правила детского и юношеского спорта, исходя из того, что тренеры и инструкторы учат юных спортсменов не столько честной игре, сколько применению насилия, не столько соблюдению правил, сколько умению обходить правила.

Определенные шаги в этом направлении сделала, например, международная федерация баскетбола. В мини-баскетболе, предназначенном для детей от 8 до 12-13 лет, она ввела дополнительные очки: за внешний вид команды (состояние инвентаря, одежды, обуви), за дисциплину (во время игры, в столовой и т.д.), за поведение тренеров. Благодаря этой системе победа не всегда достается выигравшей команде: ей засчитывается проигрыш, если она не набрала достаточного числа очков за поведение.

Как известно, в "художественных" видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика и др.) важное значение судьи придают эстетике, красоте действий спортсмена. Интересны попытки учета эстетических факторов при определении победителей и в других видах спорта (вспомним в связи с этим, что элланодики - олимпийские судьи - прежде всего выносили суждение о фигуре, телосложении, физическом совершенстве атлетов). Так, известный педагог В.А. Сухомлинский [1971], проводя спортивные соревнования (например, по легкой атлетике) в Павлышской средней школе, обставлял их судейство таким образом, что победа оценивалась не только по результатам, но также по красоте движений и поступков. По его мнению, в работе с детьми вообще должны преобладать "соревнования на первенство по красоте, изяществу, гармоничности движений", а соревнования в скорости следует рассматривать как второстепенный элемент [с. 170].

В целях "гуманизации" системы определения победителей спортивных соревнований иногда предлагают (как это делает, например, известный философ из Германии, олимпийский чемпион по гребле Г.Ленк) отказаться от использования такой "жесткой" модели этой системы, когда на основе все более и более точных измерений определяется один единственный победитель, а также участники, занявшие последующие места, и применять более "мягкую" модель, в рамках которой учитываются лишь очень значительные различия в результатах участников, и победителями признаются все, кто показал высокие достижения [см. Lenk, 1981]. Эти предложения обсуждались, в частности, на международном симпозиуме в Мюнхене в 1977 г. Предлагается также делать акцент на выявление победителей в командных, а не индивидуальных соревнованиях, выявлять степень улучшения участниками своих предыдущих результатов, а не превышение одним участником результатов другого, и т.д.

Важная роль в борьбе за честную игру, против насилия в спорте отводится средствам массовой информации. "Я полагаю, что лучшее противоядие против насилия и других извращений спортивного духа - это пропаганда нашими коллегами и среди наших коллег гуманистических идей олимпизма, мобилизация журналистов на защиту спортивной этики", - писал, например, Жак Маршан, спортивный журналист из Франции [цит. по: Певцевич, 1983, с. 24].

Новая комплексная программа формирования поведения участников соревнований в духе принципов "Фэйр плэй" разработана на основе идей проекта под названием "СпАрт" (данное название является производным от трех английских слов "Spirituality" - спорт, "Sport" - спорт и "Art" - искусство). Данная программа, как и проект в целом реализуются в России с 1991 г.

Спартианская программа "Фэйр плэй" ставит три основные задачи:

1) сформировать у спортсменов (тренеров, зрителей и т.д.) высоконравственное, благородное, рыцарское поведение по отношению к другим спортсменам, судьям, зрителям и т.д., исключить у них желание победить любой ценой, проявления грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п.;

2) сместить у спортсменов акцент с победы над другими на победу над собой, на преодоление собственных слабостей, недостатков, на полное и разностороннее развитие своих способностей;

3) содействовать формированию в спорте чувства глубокого уважения, партнерства, доброты и милосердия к лицам с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам) со стороны других лиц и формированию у лиц с ограниченными возможностями здоровья такой самооценки и такого поведения, когда они чувствуют себя не "инвалидами", "больными", "ущербными" людьми, а равными среди других.

При этом программа исходит из того, что основная причина недостаточной ориентации спортсменов, в том числе юных, на принципы "честной игры" коренится не в слабой разъяснительной, просветительской работе, а прежде всего в отсутствии у них достаточно сильных стимулов, побуждающих к такой ориентации.

Для создания такой ориентации программа предусматривает прежде всего существенное изменение программы проведения соревнований, а также системы оценки и поощрения победителей. На Играх (они называются "Спартианскими") используется огромная палитра разнообразных соревнований и конкурсов, а также показателей, по которым выявляются определенные достижения участников и они награждаются. Это позволяет каждому из них в чем-то проявить себя, почувствовать "победителем". На Играх не вручаются призы, имеющие большую материальную ценность. При определении мест, занятых участниками, и выявлении победителей учитываются лишь существенные различия в результатах. На Играх всемерно поощряется и учитывается при определении победителей высоконравственное поведение, красота действий и поступков, преодоление участником тех результатов, которые он показывал раньше. Кроме обычных соревнований проводятся "игры без побежденных", соревнования "смешанных" команд и т.д. (более подробно по данному вопросу см. статью В.И. Столярова, опубликованную в данном сборнике).

Комплексная спартианская программа "Фэйр плэй", практически реализуемая с 1991 г., показала свою высокую эффективность, хотя, естественно, и не решает всю проблему нравственного поведения в спорте. Поэтому работа над решением данной проблемы должна быть продолжена.

Литература

1. Винник В.А., 1991. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК.

2. Вишневский В.И., 1987. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М.

3. Гутин А.Т., 1984. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Дисс. ... канд. пед. наук. - М.

4. Манифест о спорте (подготовленный СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО после консультаций с правительствами). - М., 1971.

5. Манифест СИЕПС о честной игре // Информационный вестник ВНИИФК, N10, 1977, с. 3-12.

6. Носов И.А., 1993. К вопросу о воспитательной работе в детско-юношеских школах // Дети и олимпийское движение / Материалы симпозиума детской Сибириады, 5-7 июля 1993 г. - Новосибирск, с. 63-65.

7. Олимпийская Хартия. Международный Олимпийский комитет. - М., 1991.

8. Певцевич Януш, 1983. Честная игра и олимпизм // Межд. спорт. движение: Экспресс-информация, вып. 24. - М.: ЦООНТИ-ФиС, с. 15-28.

9. Роуз Д.А., 1989. Теоретические и практические разногласия по поводу Олимпийских игр // Межд. спорт. и олимпийское движение, № 3. - М.: ЦООНТИ-ФиС, с. 24-31.

10. Самусенков О.И., 1989. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дисс... канд. пед. наук. - Малаховка.

11. Сегал Ю.П., 1989. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Дисс... канд. педагогических наук. - М.

12. Столяров В.И., 1984. К вопросу об идеалах и целях современного олимпийского движения // Роль, функции и актуальные проблемы олимпийского движения. - М., ВНИИФК, с. 22-33.

13. Стопникова Е.В., 1992. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Дисс... канд. филос. наук. - Н. Новгород.

14. Сухомлинский В.А., 1971. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. - М.: Молодая гвардия.

15. Allisson M.T., 1982. Basketball - wie ihn die AngloAmerikaner verstehen und die Navajos ihn spielen // Becker, P. (Ed.): Sport und Sozialisation. - Reinbek, pp. 115-132.

16. Binder Deanna, 1993. Teaching Fair Play in scools. A model for succesful pedagogy: A Paper Presented to the 1st Joint International Session for Responsibles of Higher Institues of Physical Education. International Olympic Academy, 24-31 July 1993.

17. Bredemeier B.J., 1994. Children’s moral reasoning and their assertive, aggressive, and submissive tendencies in sport and daily life // Journal of Sport and Exercise Psychology, 16, pp. 1-14.

18. Cruz Jaume, Boixadeos Merce, Valiente Lourdes, Capdevila Lluis, 1995. Prevalent Values in Young Spanish Soccer Players // Ethics and Sport. Special Issue. International Review for the Sociologie of Sport, vol. 30, N 3/4, pp. 353-373.

19. Foldesi T., Krawczyk Z., 1984. Values connected to the Olympic games in Budapest and in Warsaw: Paper prepared for presentation at the Olympic Scientific Congress Eugene, Oregon, July 19-26, 1984.

20. Frogner E., Pilz G.A., 1982. Untersuchung zur Einstellung von jugendlichen Fussballspielern und - spielerinnen zu Regeln und Normen im Sport // G.A.Pilz u.a. (Eds.). Sport und Gewalt im Sport. - Schorndorf, pp. 191-244.

21. Gabler H., 1987. Aggressive Handlungen im Sport. - Schorndorf.

22. Goncalves C., 1989. The fair play and the young sport participants. Paper presented at the 1989 a.d. E.S.T.. World Convention "Movement and sport - a challenge for life-long learning". Jyvaskyla, Finland.

23. Heinila K., 1973. Citius - Altius - Fortius: The Olympic "Contribution" to the Professionalization of Sport? // Sport in the Modern World - Chances and Problems: Papers, results, materials of scientific congress, Munich, August 21 to 25, 1972. - Berlin, Heidelberg, N.Y.: Springer Verlag, pp. 351-355.

24. Heinila K., 1974. Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, N4.

25. Indorf H., 1938. Fair play und der englische Sportgeist. - Hamburg.

26. Koulouris Kimon, 1985. Violence in Sport and How to Deal with it // IOA. The Report of the 23rd Session. - Lausanne, pp. 187-190.

27. Kroll W., 1976. Psychological scaling of the AIWA code of ethics for players // Research Quartely, N26, pp. 441-447.

28. Lee M., 1990. Summary of agreed interview procedures. Committee for the Development of Sport. Unpublished manuscript: document DS-SR (90)22. Council of Europe.

29. Lee M.J., 1993. Moral development and children’s sporting values // J.Whitehead (Ed.). Developmental Issues in Children’s Sport and Physical Education. - Bedford: Bedford Institute of the Study of Children Sport, pp. 30-42.

30. Lee Martin J., Cockman Michael, 1995. Values in Children’s Sport: Spontaneously Expressed Values among Young Athletes // Ethics and Sport. Special Issue. International Review for the Sociologie of Sport, vol. 30, N 3/4, pp. 337-351.

31. Lekarska N., 1983. Education in the spirit of fair play // Bulletin Bolgarian Olympic Committee, NN 180-181, pp. 27-34.

32. Lenk H., 1981. Eigenleistung: eine sozialphilosophishe Analyse und ein "adamitisches" Pladoyer fur eine positive Leistungskultur // Olympische Leistung. Ideal, Bedingungen, Grenzen. Begegnungen zwischen Sport und Wissenschaft. Eine Documentation. Koln: Bundesinstitut fur Sportwissenschaften, S. 279-307.

33. Lenk Hans, PILZ Gunter A., 1989. Das Prinzip Fairness. - Edition Interfrom, Zurich.

34. Liponsky Wojciech, 1994. The Celtic Roots of the Concept of Fair Play // Almanack, Polish Olympic Committee, Polisn Olympic Academy, pp. 111-120.

35. Manifesto // Fair Play for All. Declaration of the CIFP. Munchen, Paris, 1992, pp. 10-17.

36. Mantel R.C. & Vander Velden L., 1974. The relationship between the professionalization of attitude toward play of preadolescent boys and participation in organized sport // G.Sage (Eds), Sport and American society. - Reading Mass: Addison Wesley, pp. 17-39.

37. McIntosh Peter, 1978. History of a Moral Contradiction or Hypocrisy in Physical Education // The International Congress of Physical Activity Sciences. Physical Activity and Human Well-being, book 2. - Quebec, Symposia Specialists, pp. 641-650.

38. McIntosh P., 1979. Fair play. Ethics in sport and education. - Heinemann, London.

39. Mielke Rosemarie, Bahlke Steffen, 1995. Structure and Preferens of Fundamental Values of Young Athletes. Do they differ from Non-Athletes and from young People with Alternative Leisure Activities? // Ethics and sport. Special Issue. International Review for the Sociologie of Sport, vol. 30, N 3/4, pp. 419-437.

40. Mugno D., Feltz D., 1985. The Social learning of aggression in youth football in the United States // Canadian Journal of Applied Sport Sciences, N10, v.1, pp. 26-35.

41. Nixon H., 1980. Orientations toward sports participation among college students // Journal of Sport Behavior, 1980, N3, pp. 29-45.

42. Ormesson J., 1981. Sport is fair play // Bulletin 11th Olympic Congress. - Baden Baden, pр. 60-64.

43. Papp Gabor, Prisztoka Gyongyver, 1995. Sportmanship as an Ethical Value // Ethics and Sport. Special Issue. International Review for the Sociologie of Sport, vol. 30, N 3/4, pp. 375-389.

44. Pilz Gunter A., 1995. Performance Sport: Education in Fair Play? (Some Empirical and Theoretical Remarks) // Ethics and sport. Special Issue. International Review for the Sociologie of Sport, vol. 30, N 3/4, pp. 391-405.

45. Regnier G., 1984. Youth sport and fair play: does organized sport promote what it says it promotes?: Paper presented to the Olympic Scientific Congress, Eugene, Oregon, July 1984.

46. Silva J.M., 1983. The perceived legitimacy of rule violating behaviour in sport // Journal of Sport Psychology, N 5, pp. 438-447.

47. Shaddad Kamal Hamid, 1995. A call for the return of the term "amateur" and the rejection of the Olympic Motto": Paper presented at 38th international session IOA for the young participants, International Olympic Academy, 5-8 July 1995.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Место принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма и системе олимпийского образования / Столяров В.И., Баринов С.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 254-278.