Принципы "Фэйр плэй". Спорт. Воспитание.

Принципы "Фэйр плэй". Спорт. Воспитание.
(обзор)

М.Я. Сараф (Россия)

В данной статье ставится задача дать краткий обзор сборника: "Фэйр плэй. Спорт. Воспитание" под редакцией Софьи Жуковской* . В сборник вошли работы, подготовленные польскими учеными в связи с очередным Европейским конгрессом "Фэйр плэй" ("честной игры") в спорте. Такие конгрессы регулярно проводятся с 1996 г.

Открывается сборник рубрикой "Спорт - олимпизм - этика - воспитание", в которой собраны статьи, трактующие теоретические вопросы этики и эстетики спорта, олимпийского образования и воспитания. Как отмечает Стефан Волошин в статье "Олимпизм - глобальное воспитание" олимпийское воспитание следует рассматривать как педагогический процесс глобального плана, направленный на практическую реализацию гуманистических ценностей спорта.

Й. Липец свою статью "Олимпийская красота" посвятил анализу взаимоотношения спорта и искусства. По его мнению, многие трудности в понимании этой проблемы возникают вследствие того, что олимпизм создал такую новую форму, или новую область, творчества с особой драматургией и эстетикой, которая не подпадает под каноны общепринятого понимания искусства. Идеалом олимпийского гуманизма является интегрированного красота, органически соединяющая красоту спорта, добра и правды.

Известный философ и социолог спорта З. Кравчик предлагает свое видение категорий этики спорта. Он замечает, что сам факт широкого интереса к этическим проблемам современного спорта свидетельствует о сложной ситуации, сложившейся в этой области. Как отмечает З.Кравчик, чрезмерный оптимизм относительно того, что олимпийское воспитание разрешит многие, в том числе и этические проблемы спорта, не совсем оправдан, ибо основы спортивной этики имеют свои истоки вне сферы спорта. Спортивная этика детерминирована состоянием общественной морали и отражает это состояние. Надо учитывать и наличие разных этических моделей для спорта высших достижений, для массового спорта и для любительского спорта. Эти модели имеют разный уровень утилитаризма. Если современный спорт откажется от этических норм спортивной борьба, связанных главным образом с принципами "Фэйр плэй", то он, по мнению З.Кравчика, лишится своего мифологического, утопического измерения. А мифология и утопия спорта, создаваемые столетиями, являются его гласной культуротворческой силой. Именно благодаря им спорт как никакой другой феномен культуры сохраняет свое универсальное измерение - от народного универсализма (у греков), через европейский универсализм неолимпизма Кубертена до современного глобального универсализма. Поэтому современный спорт, считает З.Кравчик, не может быть только "рыцарским". В равной степени он должен быть и "утилитарным". В этом синкретизме и состоит его сила не только как идеи, но и как повсеместной практической деятельности.

З. Дзубиньски излагает понимание этики спорта с позиций католицизма. Он обращает внимание на то, что, по данным социологических исследований, до 90% респондентов негативно оценивает этическую значимость современного спорта. Католическая церковь выступает за такое развитие спорта, которое было бы направлено на раскрытие человеческого в человеке.

Статья Софьи Жуковской посвящена вопросам олимпийского воспитания молодежи в плане его традиций и перспектив. Сущность олимпийского воспитания является олимпизм, а главным средством - спорт, понимаемый как интегральная часть социокультурной жизни, как побуждение к активности и стремлению быть лучшим, как источник радости и положительных эмоций, как сфера добрых и дружеских отношений. Именно такую роль его в образовании усматривал Пьер де Кубертен. Универсализм олимпийской идеи основывается на двух фундаментальных нормах европейского гуманизма: на идее мира и на идее "Фэйр плэй". Хотя многие оценивает кубертеновскую концепцию неолимпизма как устаревшую, однако, она сохраняет свою плодотворность в плане олимпийского воспитания. Проблема состоит в том, что, как показывают социологические исследования, принципы "Фэйр плэй" весьма смутно представлены в общественном сознании. Для решения этой проблемы многое уже делается - прежде всего теми общественными организациями, которые ставят своей целью внедрение п пропаганду принципов "Фэйр плэй". Однако эти воспитательные микросистемы должны быть включены в социальные макросистемы и поддержаны ими. При отсутствии поддержки со стороны общества и государства трудно решить задачи олимпийского воспитания.

Во второй рубрике сборника "Фэйр плэй: генезис, традиции, ценности" речь идет о трактовке самих принципов "честной игры, их роли в развитии спорта на протяжении ста лет, об их проявлении в различных видах спорта, анализируются польские традиции в этой области.

Так например, Алан Кэлл (Alain Caille) анализирует понятие "Фэйр плэй". Это понятие, указывает он, не является привилегией лишь викторианской аристократии конца XIX в. Оно более универсально. При его определении возникают определенные трудности, связанные с тем, что, английское слово "fair play" означает, с одной стороны, справедливость и честность, а с другой - удовольствие и красоту. А для французов "fair" - действия такого спортсмена, который действует элегантно, не ставит под сомнение победу противника и удовольствие от самой игры считает выше победы в состязании. Автор считает, что не следует переоценивать и идеализировать прошлое с точки реализации принципов "фэйр плэй". Вместе с тем возникает трудности в определении того, какой способ игры в настоящее время является "честной игрой", поскольку критерии такой "честности" весьма относительны. То, что по мнению зрителя является "фэйр", может не быть таковым с точки зрения эксперта. В современном спорте, как считает автор, "фэйр плэй" прошлого утрачивает свою красоту и выглядит довольно наивно, поскольку отношения атлетов здесь несколько иные, особенно если в спорт привносится национализм. И тем не менее нужно следовать немодному идеалу "фэйр плэй".

Войцех Липоньски в своей статье показывает кельтское происхождение британского "фэйр плэй". Английская этимология данного слова скрывает более древнее происхождение этого принципа европейской этики. Его прототипом является древнекельтское "фир фер"("fir fer"), которое, утратив свое языческое религиозное содержание, стало впоследствии на Британских островах даже принципом евангелической этики, предписывающей благородное отношение к другим, особенно в условиях конфликта и борьбы. Английское "фэйр плэй" появилось лишь в XVI в. с легкой руки Вильяма Шекспира, употребившего это слово в драме "Жизнь и смерть короля Джона".

Статья Норберта Mюллера также посвящена истории "Фэйр плэй". По его мнению, вначале появилось альтернативное понятие "фол плэй" ("foul play"), зафиксированное в 1467 г., тогда как понятие "фэйр плэй" появилось лишь в 1593 г. (его использовал J. Balmfort), и ему предшествовало рыцарское "фэйрнес" ("fairness") - кодекс честного поединка. А "фэйр плэй" появилось в связи с состязаниями городского простонародья. Современное понимание этого понятия двоякое: с одной стороны, оно означает признание правил игры, состязания и следование им, а с другой, - нечто большее, в частности, доброжелательное отношение к противнику. Н. Мюллер подробно перечисляет объективные факторы, затрудняющие действие принципов "Фэйр плэй" в современном спорте, а также мотивы, побуждающие следовать этим принципам.

Вилли Дауме, автор статьи "Фэйр плэй - универсальная ценность олимпизма", эксплицируя триумфальное шествие олимпизма в течении целого столетия, замечает, что олимпийская идея не приобрела бы такого распространения и признания, не опирайся она на свои фундаментальные ценности. Но Олимпийские игры достигли почти своих пределов. Становится все труднее добиваться практической реализации олимпийского лозунга "citius, altius, fortius". И может быть, считает автор, снова надо вернуться к духу трезвого и практичного идеализма. Принципы "Фэйр плэй" могут сослужить добрую службу спорту. Без них спорт стал бы ареной грубой силы, лишенной человеческих чувств и мыслей. Эти принципы они соответствуют философии жизни, опираются на общечеловеческие ценности, содержащиеся в разных культурах. По его мнению, они хорошо согласуются с конфуцианством, положившим нравственность в основу человеческого бытия. Одно из главных понятий этики Конфуция - "рен", обозначающее "чувствование и мышление за других", "исполнение долга", "быть деликатным". Это очень соответствует понятию "фэйр плэй".

Януш Певсевич пишет о том, что за соблюдение спортсменами принципов "Фэйр плэй" должны быть ответственны все: тренеры, медики, спортивные руководители, спортивные журналисты. Важна и ответственность зрителей. Надо активизировать пропаганду среди них принципов "Фэйр плэй".

О деятельности Совета Европы по пропаганде принципов "фэйр плэй" говорится в статье Юзефа Шевчика. Совет принял спортивный этический кодекс, главным девизом которого является: "Фэйр плэй - дорога к победе". Он обращен прежде всего к детям и молодежи. Однако в спортклубах принципы "фэйр плэй" находятся до сих пор на периферии. На 1996-2000 гг. разработан европейский план пропаганды "Фэйр плэй". Некоторые из указанных мероприятий будут проведены во Франции во время чемпионата мира по футболу. а в 2000 г. - в Бельгии и Голландии в финале европейского чемпионата по футболу.

Третья рубрика сборника посвящена действию принципов "фэйр плэй" в разных областях спортивной активности молодежи и взрослых.

Рассматривая эти принципы в молодежном спорте и в двигательной рекреации, Анна и Анджей Добровские полагают, что здесь надо иметь в виду два аспекта: индивидуальный и социальный. В первом ведущую роль играют факторы общения, заботы о собственном самочувствии и о самочувствии других, уважение правил и судейства, самоконтроль, внимание к другим участникам. Второй аспект касается преимущественно ответственности организаторов и включает требования организации состязаний, обеспечивающих равные возможности, контроль условий соревнований и тренировок, контроль над коммерческими и политическими влияниями на спорт. Авторы указывают на важное значение принципов "фэйр плэй" и в спорте с участием инвалидов.

В статье, авторами которой являются Анна и Анджей Добровские, а также Ханка Делбани, анализируется план занятий со студентами Академии физической культуры в Варшаве по теме "Универсализм идеи фэйр плэй".

Р.Жуковски сообщает о конкурсе "Фэйр плэй", который был проведен в Польше в 1996 г. Он приводит социологический и методический инструментарий проведения конкурса, девиз которого был: "Что для меня значит фэйр плэй?". На первом этапе приняло участие 4500 детей и подростков. Для участия во втором туре было отобрано 50 человек. Конкурс показал, что участники достаточно хорошо знакомы с идеей "фэйр плэй", хотя и по-разному понимают эту идею - рассматривают ее как общий жизненный принцип, относят лишь к области спорта высших достижений и т.д.

Результаты социологического исследования по вопросу об отношении молодежи к "фэйр плэй" приводит Иоланда Дербих. Ею опрошено 500 респондентов (мужчин и женщин примерно поровну) из разных по социальному положению семей. Результаты опроса свидетельствуют о том, что молодые люди признают значимость принципов "фэр плэй" не только для спорта, но и в более широком плане. Однако, отмечает она, признание важности данных принципов не совпадает с реальным поведением молодых людей, а некоторая их часть вообще негативно относится к ним.

В сборнике приводятся также документы, касающиеся деятельности Международного комитета "Фэйр плэй", указываются номинации наград "Фэйр плэй" и персоналии тех, кому они были вручены, приводятся тексты "Манифеста спорта" и "Манифеста честной игры".

Подводя общие итоги, следует отметить, что в этом сборнике много полезного и интересного могут найти как теоретики спорта, так и практические работники этой сферы.


* Fair play. Sport. Edukacja. Redakcja i opracowanie Zofia Zukowska. - Warszawa, 1996. - 252 p.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сараф, М.Я. Принципы "Фэйр плэй". Спорт. Воспитание : обзор // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 279-283.