Часть V. МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ТРЕНЕРА

Часть V. МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ТРЕНЕРА

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ТРЕНЕРА ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОКА

В квалификации тренера по фехтованию основное место занимает уровень овладения методикой индивидуального урока (и главным образом, средствами и методами его проведения), имеющей как общие положения, так и относящиеся к отдельному виду оружия.

Среди требований к подготовленности тренера прежде всего можно выделить необходимость оценивать тактическую сущность действий спортсмена (на основе особенностей реагирований и готовности к их применению). По единым принципам строится и оценка ситуаций, вытекающих из предполагаемых действий противника (дистанций, исходных и конечных положений оружия), выбор и применение упражнений на технико-тактическое совершенствование.

Особенности двигательных действий тренера. Реализация тактических намерений в каждом виде фехтования существенно отличается, что определяет самостоятельность содержания двигательных действий спортсменов в поединке, и, следовательно, тренера в индивидуальном уроке.

Тренеру необходимо постоянно иметь в виду, что его действия регулируют возможности спортсменов к проявлениям быстроты и точности реагирований (суживают или увеличивают диапазон времени для успешных действий), лимитируют достижение оптимальных параметров их выполнения.

Движения тренера клинком в атаках определяют продолжительность нападений на основе моделирования пространственно-временных характеристик единоборства за счет удлинения или укорочения пути оружия. При этом их амплитуда, быстрота и количество (взаимосвязанные с быстротой и длиной передвижений вперед), должны соответствовать условиям боевого применения. В частности, атаки простые и атаки с действием на оружие предпочтительны быстрые и внезапные по направлению, а атаки и ответы с финтами - с заметными движениями оружия и не менее чем трех-четырех темповой продолжительности.

Подготавливающие сближения целесообразны значительными по длине, а подготавливающие движения оружием с увеличенной амплитудой, акцентированным началом. Сближения и отступления должны быть четко различными по направлению, оптимальными по быстроте и длине.

Овладение двигательными действиями и методикой технико-тактического совершенствования. Среди двигательных действий тренера в индивидуальном уроке особо следует выделить положения и движения, отличающиеся от техники спортсмена в поединке. В движениях тренера необходимы определенные условности в положениях туловища и ног, перемещениях оружия и передвижениях, допускаемых в целях сохранения педагогом на протяжении всего рабочего времени требуемого уровня двигательного обеспечения действий учеников.

Далее рассматриваются возможности облегчить спортсмену процесс овладения средствами единоборства, а в отдельных случаях и усложнить его за счет варьирования тренером дистанцией схваток, быстротой и длиной маневрирования и своих нападений в индивидуальном уроке. Тем самым допускаемые тренером отличия в двигательных действиях от техники спортсмена становятся средством оптимизации условий технико-тактического совершенствования. Осмысливаются также принципы формирования типового состава действий тренера оружием и приемов передвижений, его систематизация, возможности взаимозамены между отдельными специализированными операциями.

При овладении методикой совершенствования тактических умений, основанных на проявлениях анализаторных систем спортсменов в поединке, следует учитывать объективный характер процесса специализирвоания двигательных и психических функций. Затем конкретизируются неожиданные ситуации с адекватными и тактически целесообразными действиями спортсмена, выбор и применение которых основаны на быстроте и точности реагирований. Таким образом, осваиваются их воспроизведения в упражнениях индивидуального урока для ускорения процесса формирования у спортсменов комплекса специальных умений, составляющих в совокупности "чувство боя".

По аналогичному принципу осваивается методика моделирования пространственных и временных параметров действий спортсмена, формирования устойчивости к помехам в реагированиях на действия противника оружием и его передвижения по полю боя. В дальнейшем спортсмен сможет осваивать тактику применения оборонительных средств с рефлекторными помехами для противника с целью управления его действиями в поединке.

Изучая методы технико-тактического совершенствования фехтовальщика, следует иметь в виду, что овладение всеми их разновидностями открывает более широкие возможности для педагогического воздействия тренера на процесс спортивного совершенствования.

Тренеру по фехтованию крайне необходимы знания способов избирательного совершенствования качеств и навыков, отдельных двигательных и тактических составляющих квалификации фехтовальщика, а также четкие представления о возможностях предъявления к спортсмену комплексных требований (аналогичных условиям соревнований). Следующей ступенью является методика ускорения переноса усвоенных в тренировках действий в процесс соревнований за счет моделирования самостоятельного выбора действий спортсменом в предлагаемых тренером упражнениях, а также на основе адекватных реагирований в неожиданных ситуациях.

Обязательным является и формирование четких представлений о тактических критериях оценки действий, определяющих их выполнение в поединках (обусловленных, с выбором, с переключением, преднамеренно, экспромтно, преднамеренно-экспромтно, первого или последующих намерений). При этом необходимо использование упражнений, обуславливающих самостоятельный поиск разновидностей действий со стороны обучаемых, ситуаций взаимодействия со стороны тренера для реального их выполнения в индивидуальном уроке.

Освоение тактической сущности разновидностей действий целесообразно в такой последовательности - обусловленные действия, действия с выбором, действия с переключением.

С целью ускорения процесса повышения уровня адекватности выбираемых тренером действий и ситуаций их применения целесообразно сосредоточить внимание на учете следующих параметров:

- направленности защитных движений клинком (защита прямая, полукруговая, круговая) по отношению к поражаемой поверхности (защита - нижняя, верхняя);

- количества самостоятельных движений оружием (нападение - однотемповое, двухтемповое, многотемповое);

- защита - конкретная, комбинация защит;

- секторов нанесения укола или удара (внутренний, наружный);

- дистанции перед началом схватки (ближняя, средняя, дальняя);

- исходных положений оружия (конкретное соединение, позиция);

- длины перемещений спортсмена и тренера в процессе упражнения.

Самостоятельное значение имеет для тренера анализ содержанияи практики проведения наиболее распространенных упражнений, направленных на овладение тактическими разновидностями действий, методами технико-тактического совершенствования. Среди осваиваемых методов главное место занимают: "метод сочетания альтернативных действий при специализировании реагирований" и "метод произвольного чередования взаимозаменяемых действий в заданных ситуациях". Вместе с тем, начинать освоение специальных методов следует с "повторения обусловленных действий в заданных ситуациях". Причем подбор действий и построение упражнений в этом случае крайне просты, так как они знакомы обучаемым по собственной спортивной практике. Поэтому основное внимание направляется на оптимизацию исходных положений оружия и дистанции, длины перемещений тренера и амплитуды движений его клинком.

Совершенствование действий при специализировании реагирований проводится в основном за счет моделирования ситуаций, требующих взаимоисключающего выбора или переключения со стороны спортсмена для выполнения действий. В свою очередь, построение упражнений с пространственной и временной неопределенностью действий тренера просто и эффективно при использовании обусловленных действий, так как в этом случае конкретизируются педагогические установки на варьирование длиной и ритмическими параметрами нападений (моментными характеристиками выполнения защит и действий на оружие).

В целях освоения способов обучения действиям с выбором наиболее простыми являются упражнения в выполнении верхних прямых защит, затем атак переводом (переносом) внутрь и кнаружи на подготавливающий батман (захват), при обязательной разновероятностной последовательности действий со стороны тренера, чтобы затруднять ученику предугадывание.

Для апробирования метода "произвольное чередование взаимозаменяемых действий в заданных ситуациях" целесообразно объединять парами близкие по тактической сущности средства нападения и защиты, как например:

- укол прямо и перевод из верхнего соединения;

- защиту прямую и защиту круговую;

- защиту и ответ стоя на месте и ответную обусловленную атаку с одним финтом;

- атаку первого намерения и атаку последующего намерения с контрзащитой и контрответом.

Наиболее сложным является овладение методом "моделирование тактических сюжетов с вероятностным составом и последовательностью действий в схватке". Поэтому объединять для использования следует первоначально лишь обусловленные действия. Начинаться подобные схватки должны сближением спортсмена шагом вперед в качестве подготавливающего средства для парирования прямой защитой возможной простой атаки тренера на подготовку, а продолжаться спортсменом заданной двухтемповой атакой при отступлении тренера. По аналогичному принципу строятся и "тактические сюжеты", начинаемые оборонительным действием спортсмена, в которых тренер в разновероятностной последовательности выполняет 2-3 варианта действий.

Двигательные действия тренера в различных видах фехтования. Обязательным для освоения тренером являются и метод "усложнение идеомоторных представлений при выборе и применении действий". Действия тренера и ученика при усложнении идеомоторных представлений строятся на принципе упражнений, начинаемых подготавливающим действием, а также на основе устных заданий тренера, сообщающего информацию о своих намерениях.

В действиях оружием тренера по рапире и шпаге наиболее сложно выполнение атак в связи с необходимостью обеспечить ученику оптимальные дистанционные и моментные параметры выполнения защит, а также достижение атакующим соприкосновения слабой частью с сильной частью клинка защищающегося. Облегчает решение данной задачи выполнение тренером атак уколом прямо (затем переводом) из верхних соединений, так как в этом случае тренеру легче ориентироваться, направляя свой клинок в точку соприкосновения с клинком спортсмена, достичь конечного положения над верхней частью его гарды.

В дальнейшем тренер осваивает применение двухтемповых атак с действием на оружие, начинаемых из произвольных исходных положений, лучше даже из нижних позиций, а его движения клинком на укол строятся по аналогии с простыми атаками из соединения.

Атаки тренера с финтами целесообразны как из различных позиций, так и соединений, особенно из 8-го соединения. Однако, освоение многотемповых атак целесообразно начинать вне соединения и выполнять их в виде серии переводов или переносов, ставя ученику задачу не реагировать на финты.

Выполнение тренером защит в качестве реагирования на атаку ученика (подготавливающих батманов и захватов) не вызывает проблем, так как их двигательные основы практически совпадают с техникой спортсмена, которой владеет каждый фехтовальщик. Однако, защиты с ответами и контрзащиты с контрответами для перехода в трехактные и многоактные схватки целенаправленно осваиваются уже в практике работы тренера по фехтованию, ибо серьезные трудности представляет воспроизведение ритмических параметров единоборства клинками, сохранение пространственных соотношений между ними. Наиболее удобными для этих целей являются упражнения, в которых спортсмен выполняет атаку (ответ, контратаку) последующего намерения, парирует ответ тренера и наносит контрответ. Лишь затем имеют смысл неожиданные парирования нападений ученика, произвольные перемены разновидностей защиты или выполнение на ученика ответов переводом, переходы к многоактным схваткам с защитноответным единоборством.

Конечной целью при овладении составом приемов передвижений тренера в индивидуальном уроке фехтования является достижение возможностей взаимозамены средств приближения к спортсмену при выполнении атак. Вместе с тем, начинать совершенствование техники атакующих действий тренеру следует на фоне сближения шагом вперед. Лишь затем используется выпад и "стрела", скачок и выпад, скрестный шаг вперед и выпад. Атака же в беге вперед целесообразна лишь при выполнении многотемпового действия оружием.

При повышении уровня маневрирования и овладения другими подготавливающими средствами целесообразны серии шагов вперед и назад, скрестные шаги вперед и назад, а также комбинации приемов отступления и сближения. Однако для совершенствования защитно-ответных действий наиболее целесообразны передвижения шагами назад для сокращения безопорных фаз.

Длительная практика требуется для овладения взаимодействием клинками и варьированием дистанцией между тренером и учеником с целью специализирования реакции спортсменов не только на зрительные, но и тактильные сигналы. В частности, это необходимо, чтобы спортсмен научился наносить ответы (стоя на месте, или с выпадом) адекватно расстоянию до тренера, наносить ответы уколом прямо или переводом в зависимости от соотношения частей клинков или перемещения клинка тренера в момент защиты.

Нанесение учеником ответа уколом прямо облегчается соприкосновением слабой части клинка тренера с гардой спортсмена, сопровождаемое остановкой или продолжением движения вперед в момент защиты. Выполнение же тренером несколько укороченной атаки с кратковременной фиксацией выпада и последующим закрытием назад сигнализирует спортсмену на выполнение ответа с выпадом.

Соприкосновение средними частями клинков при непродолжительном сохранении некоторого сопротивления между ними и быстрая попытка тренера реагировать прямой контрзащитой вдоль клинка ученика являются для спортсмена вполне различными сигналами для ответа переводом.

Общепринятыми среди двигательных действий тренера в фехтовании на рапирах и шпагах являются имитации реагирований защитой в момент нанесения укола учеником, позволяющие достичь соприкосновения клинками. Применяются они для уточнения конечного положения оружия спортсмена в момент укола, а также, чтобы обеспечить помехоустойчивость по отношению к защитным действиям противников. В этом случае положение клинка тренера несколько отличается от типовых 4-й и 6-й защит, так как закрытие является лишь частичным, а острие клинка направлено вверх-вперед.

Неотъемлемую часть квалификации рапирного и шпажного тренера составляют способы создания пространственных и временных параметров взаимодействия в уроке, аналогичного боевому, за счет различных по длине сближений перед атакой с целью добиться отсутствия у спортсмена преждевременных защитных реагирований. В этих целях используются также ложные батманы, захваты, повороты и наклоны туловища, короткие атаки и др.

Действия тренера в фехтовании на шпагах напоминают по структуре движений технику тренера по рапире, а имеющаяся специфика относится, прежде всего, к положениям и движениям вооруженной руки. При посылке острия в цель тренеру по шпаге необходимо одновременно смещать гарду в разные стороны, создавая тем самым оппозиции, так как сочетание угрозы нанесения спортсмену укола в руку с защитой собственной кисти и предплечья лежит в основе техники управления оружием.

Определенное значение имеет в уроке по шпаге фиксирование тренером выпрямленной руки при выполнении атак (ответов, контратак), создающее ученику угрозу повторного укола и возможности расширения состава средств противодействия встречным нападениям.

От тренера по шпаге требуются четкие дифференцировки при выборе техники выполнения контратак (ремизов) и защит (контрзащит) в зависимости от длины захвата(батмана) или ответа ученика, а также строгий учет пространственных и силовых параметров собственных движений оружием, выполняемых в соединении с учеником.

Расстояние между тренером и спортсменом при совершенствовании обороны гораздо меньшее, чем между противниками, так как тренер физически не может производить на занимающихся действительные атаки в технике спортсмена с дистанции боя. Поэтому, особенно в сабле, характерной дальней и сверхдальней дистанцией, было бы для тренера неверным выполнять нападения в технике спортсмена. Ведь выполнение удара требует в несколько раз меньшего времени, чем собственно атаки, при выполнении которой удару предшествуют мгновения предварительного сближения.

В индивидуальном уроке по сабле, чтобы создать соответствие между продолжительностью движения оружием в учебной схватке и временем выполнения атаки (ответа) в поединке, тренеру необходимо производить рубочные движения с увеличенной амплитудой. Клинок тренера, начиная рубку, должен совершать широкий, строго в плоскости удара замах, с преимущественным движением в лучезапястном и частично в локтевом суставах. Взаимодействие тренера с занимающимися в этом случае будет соответствовать временным характеристикам перемещения оружия в соревнованиях. Кроме того, замах позволит спортсмену быстрее определить сторону нападения тренера и защищаться с выбором на основе специализированности реагирований. Таким образом, условность движений тренера клинком является вынужденной педагогической мерой и позволяет учесть в тренировке фехтовальщика временные соотношения в действиях противников, присущие бою.

Некоторые тренеры, значительно уменьшая замах рубочных движений, сохраняют время, необходимое для атаки, за счет замедления движения клинком. Этот способ допустим в тренировке защитных действий лишь как исключение. Ведь подавляющее большинство атак производится в боях максимально быстро и поэтому излишне замедленные движения тренера оружием противоречат условиям единоборства на саблях.

Вершиной тренерской квалификации по проведению индивидуального урока является разнообразие способов создания спортсмену неожиданных ситуаций, для чего используются:

- смена направления защиты;

- укорочение атаки и нанесение повторного укола (удара);

- попытки контратаковать атаки с действием на оружие;

- длинные отступления с переходом в ответную атаку;

- уколы (удары) в открывающийся сектор;

- сближения для затруднения переводов (переносов) или переключения спортсмена к контратаке и др.

Оснащение тренера комплексом специализированных двигательных операций, обеспечивающих создание в тренировочном процессе адекватных бою схваток, создает барьеры проникновению "брака" в технику спортсменов, обеспечивая предпосылки ускорения процесса повышения технико-тактической подготовленности.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ
ТРЕНЕРА ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОКА

Объективные предпосылки совершенствования двигательных действий тренера. В профессиональной деятельности тренера по фехтованию можно выделить компоненты, относящиеся к составу действий оружием и передвижений, проявлениям специализированных свойств анализаторных систем. При этом действия педагога можно квалифицировать как усилия, имеющие определенное нормирование, в пределах общепринятой практики, запрограммированный механизм движений и содержание деятельности, структуру и своевременность по отношению к действиям обучаемого.

В свою очередь, многоплановость и сложность работы тренера в уроке фехтования (прежде всего по характеру ее двигательных и функциональных проявлений), предопределяет и вероятность персональных особенностей и недостатков в конкретных разделах профессиональной подготовленности.

Реализации намерений тренера в процессе индивидуального урока могут помешать негативные внешние условия, имеющие место в практике рапиристов, выполняющих нередко упражнения без маски. Облегчая ученику ориентировку во взаимодействиях с тренером оружием, отсутствие маски у спортсмена вызывает скованность в движениях и появление охранительных рефлексов у обоих, создает ситуации, существенно отличающиеся от соревновательных, что в результате приводит к отступлениям от оптимальной структуры специализированных движений.

Моделирование различных ситуаций фехтовального боя в индивидуальном уроке с направленностью на возможно большее соответствие условий совершенствования приемов (действий) их реальному применению в соревнованиях, повышает уровень требований к качеству операционного состава двигательных действий тренера, адекватности реагирований, вынуждает его манипулировать оружием при дистанционной и моментной неопределенности взаимодействий с обучаемыми. В частности, при совершенствовании типового состава разновидностей действий, применяемых в поединках, тренеру необходимо выбирать и использовать в уроках такие ситуации, которые позволяют достаточно результативно и быстро перенести осваиваемые действия в боевую практику. Например, тренер предлагает ученику выполнять в упражнении обусловленные атаки на конкретные сигналы (перемену позиции, соединения, показ укола и т.п.), а в другом упражнении, предоставляют право атаковать, самостоятельно подготавливая момент и дистанцию для начала атак за счет игры оружием, маневрирования, угроз нанесения укола (удара) и др. При одинаковой операционной структуре атак, приведенные условия их подготовки и применения имеют принципиальные различия, как по уровню требований к технике атак, так и диапазону и сложности действий тренера при реализации требуемых тактических компонентов.

Самостоятельное значение имеет оценка финальной части схваток, в которых тренер нередко наклонен туловищем вперед. Причем подобное движение тренера целесообразно лишь в качестве помехи в виде имитации запаздывающей контратаки, но встречается данная ситуация в тренировочной практике значительно чаще. И дело видимо в том, что встречное движение туловищем в момент нанесения учеником укола (удара) в ответе (контрответе) ассоциируется у тренеров с усилиями по обеспечению условий для успешного завершения схваток. Вместе с тем, подобные реакции тренеров являются запоздалыми и по своей сути противоречат логике фехтовального поединка, в котором попавший в защиту спортсмен во избежание укола (удара) обычно стремится убрать туловище назад или в сторону, остается на месте в неожиданных случаях, но никак не подает его вперед. Следовательно, фехтовальщик, привыкший в индивидуальном уроке наносить укол (удар) приближающемуся противнику, в соревнованиях нередко промахивается при неожиданном перемещении поражаемой поверхности соперника из-за подверженности зрительным помехам.

В практике работы тренеров, в момент выполнения спортсменом укола (удара) общепринято использование запаздывающей защиты (нередко в виде подбива его оружия), позволяющего зафиксировать конечную часть нападения. Причем, встречается у тренеров данный педагогический прием, вне зависимости от их квалификации. Однако демонстрация запаздывающей защиты со стороны тренера имеет смысл лишь при неопределенном для обучаемого чередовании разновидностей защит. Фиксирование же момента нанесения укола (удара) целесообразно только эпизодически, как частный случай, иначе реально возникновение технического брака у тренируемого спортсмена в виде излишне высокого положения гарды и перенапряжения мышц вооруженной руки (спины, шеи), что затруднит впоследствии выполнение контрзащит и ремизов.

Значительный эффект имеет выбор темпа и ритма, как в движениях тренера оружием, так и в передвижениях, ибо фехтовальному поединку присущи изменения дистанционных и временных параметров. Таким образом на повышение и снижение уровня тактической неопределенности используемых в уроках ситуаций, направлено разнообразие ритма и темпа в движениях тренера.

Специальной оценки требуют следующие компоненты действий тренера:

- передвижения по дорожке, включая состав приемов и длину выполнения;

- параметры защит и их соответствие дистанционным и моментным взаимодействиям с оружием обучаемых;

- количество движений оружием в атаках и при выполнении подготавливающих действий;

- характеристики воздействий на клинок спортсменов при имитации батманов и столкновений клинков при выполнении защит, амплитуд финтов и направленности батманов.

Подобные особенности действий тренера в индивидуальном уроке, форсируя процесс стандартизации специализированных навыков занимающихся, определяют затем формирование одного из свойств квалифицированных спортсменов, которым является вариативность движений.

Со стороны тренеров необходима адекватность требований, обусловленная учетом индивидуальных ростовых данных спортсменов, присущих им особенностей выполнения приемов, физической подготовленности, уровня специализированности зрительно-моторных реакций, приверженности к определенным способам обыгрывания и др. Определенные коррективы необходимы и в связи со своеобразием личных оценок тренером места и времени применения различных действий и способов их подготовки в процессе схваток.

Особая значимость принадлежит конкретизации привычных положений и движений тренера оружием, среди которых в первую очередь выделяются уровень соблюдения оптимальных направлений клинка при имитации уколов (ударов), законченность движений, уточняющая оценки содержания нападений (защит) со стороны спортсменов.

Достаточно выраженное влияние на эффективность усилий тренера в уроке фехтования имеют адекватные по времени его реагирования на действия спортсмена, а также усилия по предупреждению технического брака при обслуживании оружием действий ученика, обусловленные предшествующим спортивным уровнем тренера, оставшиеся особенности в технике атак, защит и ответов, приемов маневрирования. Это относится к своеобразию проявлений специализированных свойств анализаторных систем тренера, выраженных в визуальных оценках траекторий движений клинка спортсмена, изменений дистанции в ходе упражнений, перемещений оружия, в совокупности составляющих "чувство боя".

Вместе с тем особенности тренера, в первую очередь, являются следствием профессионального опыта проведения индивидуальных уроков, причем, нередко и как результат прошлых выступлений в соревнованиях, несмотря на соответствие уровню мастера спорта.

Типовые ошибки тренеров и методика их предупреждения. К недостаткам, характерным для тренеров в индивидуальных уроках, следует отнести излишние объемы упражнений с инициативой начала схватки со стороны тренера. Причем относится это как к установкам спортсмену атаковать на определенный сигнал тренера, так и к тренировке защит с ответом, которые спортсмен выполняет обычно в уроке без средств подготовки. Подобная деятельность тренера сужает возможности обучаемых к активному розыгрышу боевых ситуаций, обедняет их тактический диапазон в условиях соревнований и, прежде всего, ведет к трудностям в единоборстве с фехтовальщиками позиционно-выжидательного стиля.

Имеет место и излишнее превалирование типовой верхней позиции в качестве исходного положения при подготовке и применении действий со стороны тренеров, в то время как в условиях боя в определенных соотношениях используются верхние и нижние позиции, а также перемещающийся клинок.

Обращает на себя внимание бедность операционного состава нападений тренеров при совершенствовании у спортсменов защит с ответом и контратак. Обычно, это простые атаки уколом или ударом прямо, переводом, переносом, реже с батманом и захватом. Не всегда также соблюдаются и требуемые соответствия между количеством движений и пространственно-временными параметрами их применения. И если спортсмен научен отражать в индивидуальном уроке преимущественно простые (однотемповые) атаки со средней дистанции, то в соревнованиях будет подвержен ранним защитным реагированиям. Ведь атаки противников обычно двухтемповые и трехтемповые действия, нередко и с задержкой, против которых обороняющийся должен первоначально отступить.

Ограниченность операционного состава движений оружием в атаках затрудняет возможности тренеров к адекватным действиям в условиях увеличения дистанции и отдаления момента для нанесения укола (удара). Поэтому от тренера требуется точная дифференцировка темповой (временной) структуры движений оружием. При этом негативное влияние на процесс реализации уровня специализированности восприятий тренера оказывает и суженный состав его передвижений (особенно вперед).

В практике работы тренеров превалирует выполнение атак с шагом вперед или небольшим выпадом и, следовательно, с малой продолжительностью и ограниченным составом движений ногами. Вместе с тем, тренеру не следует выполнять "стрелу" и скачок и выпад, повторные выпады в технике спортсмена и с максимальной длиной. Компенсировать недостающую длину и быстроту движений ногами удается за счет объединения двух-трех шагов и выпада при сочетании их со скачком, скрестным шагом и т.д., создавая тем самым соответствие используемых временных квот движений тактическим намерениям. Взаимозамены между различными приемами перемещений по фехтовальной дорожке позволяют тренеру компенсировать реально возникающие (во времени и пространстве) различия между индивидуальным уроком и соревновательным боем, определяя тем самым качественный уровень данного компонента профессиональных навыков педагога.

Тренеру, выполняющему упражнения в обороне, обычно не хватает неожиданных сближений, как элементов затрудняющих спортсменам завершение атак, а также длинных отступлений, определяющих необходимость применения комбинаций из двух или нескольких атак.

В тренировке (обычно на рапирах и шпагах) почти не встречаются в составе действий тренеров запаздывающие контратаки и ремизы (видимо из-за боязни нанесения болезненного укола ученику), являющиеся важными средствами создания устойчивости к помехам при использовании их в виде одновременных или несколько запаздывающих действий, начало которых атакующий нередко успевает заметить.

Отсутствие четких дифференцировок по продолжительности атак у тренеров ведет к неразвитости восприятий спортсмена, который в бою, реагируя на атаку противника, ориентируется обычно не только на ее начало, но и оценивает количественный состав действий оружием и передвижений, а также пространственные и временные параметры взаимодействия в схватке.

Значительный интерес представляет анализ специализированных предсигналов, присущих тренеру, возникающих в связи с ожиданием двигательного взаимодействия со спортсменом. К неконтролируемым предсигналам (зрительным, тактильным) относятся едва заметные, сугубо индивидуальные движения тренера, не имеющие непосредственного отношения к конкретным боевым ситуациям в уроке фехтования, позволяющие спортсмену считывать информацию о его намерениях, что естественно задерживает формирование у него умений эффективно действовать в неожиданно возникающих схватках.

Неконтролируемые предсигналы тренеров не имеют систематизации и могут выражаться в различных движениях оружия, туловища, ног, головы, мимике, просматриваемой под маской, звуковых комментариях, имеющих аналогичные последствия. Причем, разнообразным предсигналом подвержена деятельность в уроках даже тренеров высшей категории, что определяет необходимость сосредоточения внимания специалистов на данной проблеме во время занятий в системе повышения их квалификации.

В деятельности тренера по проведению индивидуального урока целесообразно сохранять возможности эффективного самоконтроля во всех ее существенных элементах. Поэтому тренеру, в первую очередь, необходимо знать о типовых профессиональных ошибках при проведении индивидуального урока. Личная информация накапливается при анализе опыта непосредственного взаимодействия с каждым длительно тренируемым спортсменом. Кроме того, наблюдая соревновательные поединки фехтовальщиков и сравнивая их с выполнением упражнений в индивидуальном уроке, тренер получает возможность выбора наиболее адекватных средств и методов взаимодействия со спортсменом, коррекции операционного состава своих действий оружием и приемов передвижений, их дистанционных и моментных параметров.

Предупреждение возможных ошибок целесообразно по следующей схеме:

- установление факта ошибки, участка возникновения, ее идентификация;

- определение степени значимости ошибки;

- выявление ряда причин ее обуславливающих и выделение основной из них;

- педагогическое истолкование ошибки и выбор наиболее адекватного способа исправления.

На профилактику ошибок в двигательных действиях, прежде всего, должен быть направлен самоконтроль тренера. Начиная рабочий день, в первом же индивидуальном уроке, стартовые 3-5 минут педагог опробывает свои основные навыки и, прежде всего, совершает попытки завладеть соединением, уколы внутрь и кнаружи (рапира, шпага), удары по маске, по правому и левому боку, серии финтов (сабля), своевременные защитные реагирования и ответы, запаздывающие встречные нападения и защиты. Акцент делается на четкость соприкосновения клинков, достижение оптимального соотношения частей клинка с оружием обучаемого, особенно более высокого положения острия собственного клинка по отношению к гарде (рапира, шпага), оптимальную амплитуду переводов и переносов, дистанционных и моментных параметров защитных реагирований, отсутствие предсигналов на ожидаемое нападение спортсмена.

Особенно важен самоконтроль при начале педагогической работы, после перерывов, даже в пределах одной или двух недель. В этом случае он необходим практически в течение всего первого дня работы.

Существенную помощь в профилактике профессиональных погрешностей оказывают тренерские дискуссии и семинары, проводящиеся нередко на крупных турнирах, где у специалистов имеется реальная возможность обменяться мнениями и таким образом объективизировать их применительно к оценке собственных профессионально-педагогических знаний, умений и навыков.

 

УМЕНИЯ И НАВЫКИ ТРЕНЕРА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ГРУППОВОГО УРОКА

В профессионально-педагогической деятельности тренера по фехтованию определенное место занимают умения и навыки по проведению группового урока, и, прежде всего, предназначенные для организации взаимодействия со спортсменами. Так, начинаются обычно занятия фехтованием с построения группы, взаимного приветствия. Исключения допустимы в тренировке квалифицированных спортсменов, если из-за малого числа занимающихся (3-4 человека) подобная процедура теряет свой смысл.

Установка на урок сообщается чаще всего перед началом разминки, имеет деловую мотивацию и облекается в конкретную требовательную форму. Держаться перед спортсменами следует уверено, говорить и подавать команду (распоряжение) четко, ясно, чуть громче обычной речи. В манере обращения к группе должна превалировать позитивная (поощрительная) направленность.

Располагаясь перед строем или медленно передвигаясь вдоль него, тренер создает предпосылки контроля за восприятием занимающихся и реализацией различных команд, оказания необходимой и быстрой помощи. В дальнейшем, в процессе разминки необходимо менять позиции, чтобы всем занимающимся было хорошо слышно и видно своего преподавателя. В частности, стоя перед учениками при фронтальном их расположении, необходимо учитывать и корректировать избранное расстояние, обусловленное размерами зала и количеством занимающихся. В свою очередь, проводя упражнения в круге, тренеру в большинстве случаев следует находиться вне его, что позволяет держать в поле зрения одновременно всех присутствующих.

Для обращений к спортсменам, указаний, может использоваться обычная речь, а также и различные команды, например, "шаг вперед", "шаг назад", "с выпадом коли", "начинай" и т.д.

В промежутках между упражнениями тренер может расхаживать вдоль пар или между ними, детализируя требования к реализации поставленной педагогической задачи. В подобных положениях разъяснения обычно кратки, но по содержанию должны включать основной объем необходимой занимающимся информации. Тренер акцентирует внимание на существенных элементах техники или тактики выполняемых действий, среди которых стартовые или конечные (фазовые) положения оружия, пространственные, скоростные или ритмические характеристики движений. В отдельных упражнениях целесообразны образные сравнения, способствующие восприятию информации.

Объяснения могут сочетаться с показом основных компонентов разучиваемых (совершенствуемых) приемов (действий). Тренеру не обязательно полностью выполнять, например, "стрелу" или повторный выпад, а показывать лишь часть движений, их важнейшие детали. В некоторых случаях тренер демонстрирует, как правильное, так и неправильное выполнение движений, создавая у занимающихся контрастные представления о выполняемых приемах (действиях). Причем для демонстрации педагог может выбрать занимающихся с разным уровнем подготовленности. На примере партнеров, допускающих неточности, указываются лишь типовые положения и даются рекомендации для всей группы. Вместе с тем, акцент внимания занимающихся концентрируется на спортсменах, отличающихся правильным выполнением, в противном случае негативный "след", оставленный в сознании занимающихся, может отрицательно сказаться на дальнейшем процессе освоения приемов (действий).

При объяснении и показе приемов (действий) тренер занимает в зале такую позицию, чтобы педагогическая информация воспринималась всеми занимающимися, однако оставляет за собой возможность свободного перемещения вдоль шеренги или пар спортсменов, для оказания, в случае необходимости, непосредственной помощи.

Важным представляются умения тренера по составлению пар занимающихся. В их подборе, прежде всего, необходимо руководствоваться уровнем технико-тактической подготовленности спортсменов, особенностями ведения поединков (правша, левша), приверженностью к определенным способам обыгрывания противников, уровнем проявлений двигательных качеств и свойств психической сферы, ростовыми и другими морфологическими данными. В определенных случаях целесообразно менять партнеров по ходу занятий в целях разнообразия условий тренировки, имея даже в виду создание определенного "дискомфорта" для спортсменов на основе взаимодействия с "неудобными" партнерами, моделируя тем самым характеристики соревновательной деятельности.

Контролируя ход тренировки, особое внимание тренер обязан обращать на дистанцию между спортсменами перед началом упражнений, исходные и конечные положения оружия, соответствие момента начала нападений и движений оружием тактической сущности совершенствуемых схваток. Делая при этом краткие замечания отдельным парам спортсменов, тренер создает предпосылки более эффективного решения педагогических задач и, в частности, для совершенствования проявлений быстроты движений (атакуйте быстрее), скоростно-силовых качеств (атакуйте глубже, делайте более сильный толчок сзади стоящей ногой), ловкости (выполняйте перевод уже по амплитуде, батман четче). В свою очередь серийное выполнение атак и защит с ответом способствует формированию специальной выносливости, сосредоточению внимания занимающихся на основных технико-тактических компонентах действий.

Обязательной является смена амплуа между спортсменами в парах вслед за определенным повторением совершенствуемых действий или с учетом продолжительности занятия. Количество выполняемых упражнений и попыток определяется уровнем подготовленности занимающихся и частными задачами тренировки.

Усложнением дистанционных и моментных параметров взаимодействия спортсменов в парах тренер создает предпосылки приближения условий совершенствования приемов (действий) к обстановке их применения в соревнованиях. При этом спортсменам, упражняющимся в парах, можно разрешить взаиморазъяснения и сенсорный самоконтроль технических параметров специализированных движений, как их временной точности, так и пространственных положений, уровня усилий в ходе взаимодействия клинками. Тренер лишь контролирует общую слаженность и ритмичность взаимных движений, определяет условия их применения, корректирует исходные и конечные положения оружия занимающихся, предвосхищает возможные искажения в технике движений, предоставляет партнерам возможности варьирования дистанцией перед началом схваток.

В групповом уроке тренер может использовать помощника, выбирая его из числа занимающихся, которому предлагается корректировать выполнение упражнений отдельными спортсменами, не выходя за пределы частных педагогических задач тренировки. Для подобной роли подходит активный и сознательный спортсмен, пользующийся личностным и спортивным авторитетом в составе группы. Тренер же, освобождаясь в этом случае от части контрольных функций, акцентирует свое внимание непосредственно на методике совершенствования приемов (действий), оптимизации последовательности предлагаемых упражнений.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТРЕНЕРОМ
И СПОРТСМЕНОМ

Воздействие взаимоотношений между тренером и спортсменом на эффективность тренировки, результаты соревнований и личность обучаемых очевидно. Поэтому целенаправленное регулирование процесса их формирования актуально для фехтования прежде всего из-за значительных объемов использования упражнений с направленностью на индивидуализацию тренировки, широких возможностей для тренера в управлении деятельностью спортсменов между поединками.

Анализ результатов проведенных исследований, а также обобщения опыта ведущих тренеров и спортсменов, позволил систематизировать причинно-следственные связи между компонентами профессиональной деятельности тренера и поведением спортсмена (относящихся в основном к тренировкам и соревнованиям), определить направленность практических усилий со стороны тренера на уровень взаимоотношений со спортсменами с целью повышения эффективности педагогических воздействий на процесс спортивного и личностного совершенствования.

1. Компоненты профессионально-педагогической деятельности тренера, относящиеся к выбору содержания тренировок, взаимосвязанные с характеристиками его взаимоотношений со спортсменами. Среди них, например:

- выбор средств подготовки;

- выбор методов подготовки;

- дозирование нагрузок;

- подбор партнеров;

- использование самостоятельных заданий для спортсменов;

- применение тренажеров;

- выбор разновидностей упражнений;

- установки на применение новых действий;

- проведение соревновательных тренировок с сильными противниками, равными или слабыми противниками;

- создание предпосылок к вступлению в личностную борьбу (ее прекращение) с противником (тренером).

2. Средства и методы управления тренером деятельностью спортсменов в соревнованиях, взаимосвязанные с характеристиками взаимоотношений. Среди них, например:

- тактические установки перед соревнованиями;

- рекомендации по поведению между турами соревнований;

- упражнения на повышение устойчивости к внешним помехам;

- задания, предусматривающие сужение неопределенности ситуаций в поединке.

Выбор тактических установок требует учета следующих факторов:

- ожидаемого результата конкретного этапа соревнований;

- значимости результата соревнований;

- состояния спортсмена;

- характеристик предстоящего противника (известного, неизвестного, неудобного);

- квалификации и добросовестности судей;

- возможных болевых ощущений.

3. Содержание организационной и воспитательной работы тренера, имеющей как позитивные, так и негативные влияния на характеристики взаимоотношений между тренером и спортсменами. Оно включает, в частности:

- улаживание конфликтов между спортсменами, между спортсменами и тренерами одной команды, соперничающих команд;

- снижение уровня (ликвидация) соперничества между учениками, спортсменами одной команды;

- организацию досуга спортсменов в условиях централизованной подготовки;

- контроль за соблюдением режима дня, условий жизни на сборе, выполнением установок на тренировках;

- выделение спортсменов для участия в показательных выступлениях, хозяйственной и организационной работе клуба, команды;

- поручения ведущим спортсменам по опеке и помощи запасным или молодым спортсменам;

- установки на внеплановое (нежелательное) участие в соревнованиях (отборочных, тренировочных, непристижных).

4. Авторитет тренера у спортсменов. Его формирование основывается на следующих главных факторах:

- опыте тренерской работы;

- спортивных результатах учеников;

- известности (популярности) в клубе, городе, регионе, стране;

- личной спортивной квалификации;

- личном соревновательном опыте;

- педагогической образованности;

- общей образованности;

- индивидуальном подходе к характеру учеников;

- внимании к спортсменам и их нуждам;

- точности прогнозирования результатов соревнований;

- умении сберечь спортсменов от перегрузок;

- способности дать точный совет перед соревнованием;

- индивидуализации содержания тренировок, средств технико-тактической подготовки;

- постановке высоких целей и их реальном обосновании;

- качестве собственных профессионально-педагоги-ческих навыков (показ упражнений, имитация действий учеников, участие в разминке, спортивных играх);

- доходчивости объяснений и оценок;

- победах над учениками в спорах, предсказаниях, специализированных играх и тестах.

5. Предпосылки возникновения авторитета у тренера. Основанные на его служебном и общественном положении, характеристиках поведения и личностных качествах составляют:

- реальную власть по должности (например, старший тренер);

- возможности решения жизненно важных проблем спортсменов (улучшить жилищные условия, повысить зарплату, облегчить учебу в институте, способствовать присвоению почетного или воинского звания);

- возможности воздействия на решение тренерских советов, определение составов команд, допуск к участию в соревнованиях;

- влияние на выбор судей, результаты судейства;

- умение защищать спортсменов в конфликтных ситуациях, спорах между участниками и судьями в ходе соревнований, на сборах, тренировочных занятиях;

- уверенность в перспективах спортивных достижений учеников.

6. Предпосылки к снижению авторитета тренера, ухудшению взаимоотношений со спортсменами. Они включают:

- непоследовательность поступков;

- мелочная опека учеников;

- недоверие к словам и поступкам учеников;

- придирки к спортсменам (своим ученикам и другим спортсменам);

- недобросовестность поведения и поступков;

- манипулирование судьями;

- недостаточная профессионально-педагогическая компетентность;

- необъективность оценок собственных действий и поступков учеников;

- необщительность, замкнутость;

- грубость, неуважение к ученикам и другим спортсменам;

- участие в планировании умышленных проигрышей, нарушении правил соревнований;

- вседозволенность в выборе средств ради достижения победы;

- нежелание переоценить или усовершенствовать систему тренировки;

- недостатки в уровне профессионально-педагоги-ческих навыков, недооценка его значимости;

- снижение работоспособности, объемов лично выполняемой тренировочной работы с учениками, перепоручение ее другим тренерам;

- недостаточное внимание к содержанию тренировки спортсменов, их действиям на соревнованиях;

- снижение интереса к процессу подготовки тренируемых спортсменов;

- излишнее, подчеркнутое внимание к другим спортсменам;

- стремление к переходу в другой клуб, переезду в другой город;

- пассивность по отношению к окружающей спортивной жизни;

- недостаточно профессионализированный терминологический аппарат, используемый на тренировках;

- негативные привычки (выпивка, курение, сквернословие, неопрятность).

7. Оптимальные профессиональные характеристики тренера, не связанные со склонностями к определенному стилю педагогической деятельности. Среди них, например:

- систематизированность взглядов на теорию и методику избранного вида спорта;

- уверенность в используемой системе тренировки;

- четко выраженное разделение направленности функций между тренером и спортсменом, в частности, у педагога на выбор путей создания оптимальной подготовленности, а у учеников на полную реализацию методических и тактических установок в условиях тренировки и на соревнованиях;

- внешне выраженная деловая направленность деятельности на тренировках и соревнованиях;

- прогнозирование достижений и обещания благ, основанные лишь на взвешенных возможностях их реализации;

- четкое распределение объемов внимания к ученикам, прежде всего, на тренировках и соревнованиях;

- предпочтение личной инициативы при возникновении конфликта, во избежание нежелательных возможностей его углубления, усиления эмоциональных проявлений со стороны учеников и окружающих;

- преимущественные личные объяснения с учениками в противовес публичным для опережения потенциально возможного конфликта;

- предотвращение нежелательных публичных высказываний спортсменов за счет оперативного применения средств снижения (ликвидации) перевозбуждения, отрицательных эмоциональных реакций;

- использование личного позитивного примера для воздействия на формирование личности спортсменов (поведение в общественных местах, образованность, профессиональная эрудиция, общая культура, семейные отношения, формы общения с окружающими, социальная активность);

- предпочтительное использование советов, а не указаний по решению различных проблем, поведению в личной жизни спортсменов;

- стимулирование самостоятельности тактического мышления учеников на основе регулярного их личного и совместного с тренером послесоревновательного анализа действий (своих и противника) на тренировках и соревнованиях;

- поощрение тактической инициативы спортсменов, прежде всего, в пределах поиска путей оптимальной реализации тренировочных и предсоревновательных установок тренера;

- открытое и превентивное признание в беседах с учениками очевидных ошибок, допущенных в тренировке, выборе техники и тактики, установок на соревнования, предпринимаемое для опережения выводов и рассуждений спортсменов;

- оптимальное сочетание позитивных и негативных оценок действий спортсменов в соревнованиях и при их послесоревновательном анализе, направленное на сохранение мобилизованности к максимальным усилиям после промежуточного успеха, а также активизации имевшихся и неиспользованных возможностей к более высоким показателям при допущенном проигрыше;

- отсутствие внешне различимого волнения, опасений негативного исхода единоборства в предстартовых ситуациях и при ожидании результатов соревнований;

- учет при выборе норм общения и формировании взаимоотношений особенностей характера учеников, их темперамента, квалификации и опыта спортивной деятельности, возраста, уровня культуры и образованности.

Приведенные положения, относящиеся к воздействиям со стороны тренера на уровень взаимоотношений со спортсменом определяют педагогические возможности их направленного формирования. В свою очередь оптимизация взаимоотношений между основными субъектами спортивной деятельности позволит превратить спортивное совершенствование в совместное творчество тренера и спортсмена.

 

ДЕЙСТВИЯ АРБИТРА
В ТЕХНОЛОГИИ СУДЕЙСТВА

СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ДЕЙСТВИЙ АРБИТРА

Арбитр, после назначения на одну из фехтовальных дорожек, последовательно выполняет определенные функции.

1. Фиксирует поступление судейского протокола на поле боя (или получает его сам в техническом директорате).

2. Осматривает поле боя, на котором оценивает:

а) расположение стола с электрофиксатором;

б) возможности для работы секретаря;

в) установку катушек, демонстрационного щита;

г) места для участников;

3. Знакомится с протоколом предстоящих боев.

4. Устанавливает персонально наличие вблизи поля боя участников предстоящих боев, и если необходимо, предпри-нимает усилия для их оповещения.

5. Контролирует вызов участников на каждый бой, последовательность их выхода, расположение спортсменов по отношению к арбитру перед началом боев (вызванный первым становится справа; если один из участников левша, то он становится всегда слева).

6. Проводит краткий осмотр оружия и защитной экипировки участников, проверяет наличие контрольных маркировок, запасного оружия вблизи дорожки, силу пружины наконечника (рапира, шпага) и свободный ход наконечника (шпага).

7. Наблюдает за действиями спортсменов при проверке исправности электроцепи во время пробных поочередных уколов (ударов) в поражаемую поверхность, уколов в гарду, контролирует дистанцию между участниками перед началом боя.

8. Подает команду "к бою готовсь", ожидает ее выполнения спортсменами. Затем спрашивает их о готовности. Получив утвердительный ответ спортсменов о готовности к ведению боя, командует "начинайте".

9. Останавливает фразы по сигналам электрофиксатора и присуждает действительные одиночные уколы (удары). Взаимные уколы (удары) оценивает с учетом правил, регламентирующих результативность действий спортсменов в каждом виде фехтования.

10. Следит за соблюдением правил ведения боя, фиксирует нарушения спортсменов, выносит санкции.

11. Следит за правильностью счета боя (объявляемого секретарем) и фиксированием его результатов на демонстрационном щите.

12. Оценивает правильность оформления результатов боев в протоколе, подписывает и направляет его в технический директорат.

13. Соблюдает общие положения, характерные для деятельности арбитра во всех видах оружия, в частности:

а) занимает перед началом каждой фразы типовое расстояние от фехтовальной дорожки, позволяющее видеть одновременно двух фехтующих;

б) перемещается вместе с участниками вправо или влево; выбирая быстроту движения добивается расположения электрофиксатора между фехтующими, иначе в процессе атаки электрофиксатор закроет один из спортсменов, или электрофиксатор выпадет из поля зрения.

в) произносит команды и резюме, делая это достаточно громко, если он работает без микрофона. Слова арбитра должны быть слышны спортсменам, а так же и в первых рядах зрителей.

г) присуждает уколы (удары); определив спортсмена победившего во фразе, свое решение фиксирует не только голосом, но и жестом.

д) следит за порядком вокруг дорожки, не допуская в ее пространство зрителей, посторонних участников и тренеров.

е) не допускает подсказок участникам поединка со стороны тренеров и других участников.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ
В ДЕЙСТВИЯХ СПОРТСМЕНОВ
(ПРИ СУДЕЙСТВЕ БОЕВ НА РАПИРАХ И САБЛЯХ)

Самым ответственным и самым сложным в деятельности арбитра (при судействе боев на рапирах и саблях) является определение инициативы со стороны одного из спортсменов по окончании каждой фразы при взаимных уколах (ударах). Для этого в правилах соревнований установлены три основных критерия.

1. Применение атаки, которая устанавливается на основе оценки действий вооруженной рукой спортсмена, первым начавшим нападение. Однако каждая атака имеет две или три фазы (начало действия, основное сближение, нанесение укола или удара) из-за того, что противники в начале фразы находятся в отдалении друг от друга, и, следовательно, арбитр визуально фиксирует вначале стартовую часть атаки - начало выпада (скачка вперед или "стрелы"), затем концентрирует внимание на действии (действиях) оружием и, в конце, на ее финальную часть -нанесение укола (удара). В этом случае спортсмен, первым начавший выдвижение оружия в сторону противника и не сделавший при этом замаха (паузы) или поиска оружия противника, является атакующим.

Дополнительных критериев для определения атаки, помимо преимущества начала нападения, в правилах соревнований три:

а) выполнение простой атаки быстрым и непрерывным движением оружия, продолжительностью в один фехтовальный темп;

б) выполнение батмана (захвата), которым удалось поколебать оружие противника с последующим непрерывно выполняемым уколом (ударом);

в) выполнение финта движением оружия, вызвавшего защитную реакцию противника.

2. Применение защиты оружием, закончившееся отбивом клинка противника и немедленным ответным уколом (ударом). При этом важной информацией служит оценка соотношения между частями клинков атакующего и защищающегося в момент их столкновения, так как попадание слабой части оружия защищающегося в сильную часть клинка (гарду) атакующего делает защиту не эффективной.

3. Применение контратаки, в которой нанесен укол (удар) раньше завершения атаки противника на один фехтовальный темп.

Однако фехтовальная фраза может развиваться, переходить от одноактных действий противников к многоактным, продолжаться повторной атакой (ремизом) или контрзащитой и контрответом и т.д. В анализе каждого из последующих действий обоих противников перечисленные критерии сохраняют свою значимость, например:

- повторная атака на обороняющегося противника, не выполнившего контратаки или ответа;

- ремиз на защитившегося противника и допустившего задержку между выполнением защиты и ответа (или применившего ответ с финтами);

- контрзащита и контрответ (реконтрответ) на противника при парировании его ответа (контрответа);


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Спортивное фехтование : учеб. для вузов физ. культуры / ред. Тышлер Д.А. - Москва: ФОН, 1997. - 389 с.: ил.