Центральная проблема гуманистической теории спорта

Центральная проблема гуманистической теории спорта
(Предисловие)

В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков

Сборник "Детский спорт: концепции, программы, технологии"- седьмой выпуск тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура", которую Гуманитарный Центр "СпАрт" Российской государственной академии физической культуры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии - ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

В данном, седьмом сборнике, все эти вопросы обсуждаются применительно к детско-юношескому спорту. В первую очередь речь идет о таких вопросах, как: допустимо ли с гуманистических позиций использование спортивных соревнований в системе образования, воспитания и организации досуга детей и подростков? Не приводит ли это к крайне негативным последствиям для их личностного развития? Возможно ли каким-то образом и каким именно избежать негативного влияния спорта на детей и подростков, как обеспечить его позитивное и наиболее полное гуманистическое воздействие на детей и подростков?

Эти и другие, связанные с ними, вопросы в последнее время вызывают повышенный интерес педагогов, психологов, социологов, философов, представителей других научных дисциплин. Это объясняется, во-первых, тем, что речь идет о детях и подростках, о подрастающем поколении, а от того, каким оно будет, зависит будущее всего общества. Во-вторых, все те негативные явления, которые в той или иной степени присущи современному спорту, особенно остро проявляются в детско-юношеском спорте и требуют быстрейшего разрешения.

Нельзя не отметить и необычайно сложный характер данных проблем. Не случайно они вызывают острые, принципиальные дискуссии. По ним высказываются самые различные, нередко прямо противоположные точки зрения.

Об этом свидетельствуют и работы, включенные в сборник.

В сборнике три раздела.

В первом разделе представлены работы, авторы которых формулируют общий концептуальный подход к проблеме детского спорта и его гуманизации: считают нужным вовлекать детей в спорт или выступают против этого, дают определенный ответ на вопрос о роли и значении спорта для детей и т.д.

Этот раздел открывается статьей ректора РГАФК, академика РАО В.В. Кузина. Она была написана как вступительная статья к новому научно-методическому журналу "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка" Российской академии образования и Российской государственной академии физической культуры. Излагаемые в статье теоретические и методологические положения, касающиеся воспитания физической культуры детей, имеют важное значение и при обсуждении проблем детского спорта, которым посвящен данный сборник.

Далее публикуются разделы доклада и рекомендаций по теме "Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования", принятых I Международной конференцией министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Париж, 5-10 апреля 1976 г.), которая была организована ЮНЕСКО в сотрудничестве с Международным советом по физическому воспитанию и спорту.

Внимание читателей несомненно привлечет работа В.И. Столярова "Неклассическая (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта". Эта работа представляет интерес по двум причинам. Во-первых, в ней обосновывается необходимость разработки и раскрывается содержание принципиально новой теории детско-юношеского спорта, базирующейся на идеалах и ценностях гуманизма. Во-вторых, в ней содержится обзор огромной литературы, посвященной обсуждению указанных проблем детско-юношеского спорта. Во многом именно вследствие этого работа является весьма большой по объему. Но составители сборника пошли на включение ее в сборник по указанным выше причинам.

Две последующие работы помогут читателю составить представление о тех общетеоретических концепциях (в том числе философских и социологических), на основе которых обсуждаются и решаются проблемы детско-юношеского спорта. Автор одной из этих работ - Паули Вуолле (Финляндия), а другой - М.Я. Сараф (Россия). К этим работам примыкает и статья "Спорт как качество жизни молодежи", авторы которой М. Дупона, К. Петрович (Словения)поднимают ряд острых дискуссионных вопросов, касающихся оценки современного детского спорта с позиций гуманизма и тех теоретических позиций, на базе которых они должны решаться.

Следующий блок данного раздела включает в себя три статьи. В первой из них "Спорт и американская школа" С.И. Гуськов, Л.Б. Кофман (Россия) на ярких примера показывают, что спорт с раннего детства играет важнейшую роль в жизни американцев, причем в этом спорте победа превалирует над всеми другими ценностями. Здесь же публикуется интервью с журналистом знаменитого американского педиатра доктора Б. Спока, обладателя золотой олимпийской медали на Играх 1924 г., в котором он высказывает серьезную озабоченность по поводу тех негативных последствий, к которым приводит ориентация детей и подростков в Америке на соперничество и стремление родителей "сделать своих малышей самыми сильными, умными, красивыми" и гениальными. Эта же проблема обсуждается и в статье О. Промптовой (Россия).

Та же проблема, но под несколько иным углом зрения обсуждается в двух последующих работах. Лиа Манолиу (Румыния) - олимпийская чемпионка 1968 г. по метанию диска пытается доказать, что современные "дети-атлеты" становятся через спорт зрелыми людьми, хорошо справляющимися с жизнью и выполняющими в качестве примеров обществу важную интегрирующую функцию. Однако в следующем материале: "Дети в спорте высоких достижений" (Заявлении Немецкого Спортивного Союза), хотя и выражается позитивное отношение к участию детей в большом спорте, но вместе с тем подчеркивается необходимость существенной гуманизации всей работы с детьми в этой сфере и указываются конкретная программа этой деятельности.

Завершает раздел стать, автор которой Е.М. Геллер (Белоруссия) путь гуманизации детско-юношеского спорта усматривает в повышении его игровой направленности.

Второй раздел выпуска посвящен обсуждению актуальных проблем развития детско-юношеского движения и тех концепций, программ, в которых предлагаются определенные пути решения этих проблем.

Раздел открывается статьей А.П. Зотова, президента Российского комитета физкультурно-спортивной организации "Юность России", в которой ставится задача обсудить состояние, проблемы и перспективы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в России и в других странах. Вслед за данной статьей публикуется несколько материалов, авторы которых - мэр Москвы Ю.М. Лужков, шеф-редактор Международного журнала спортивной информации "Спорт для всех" А.А. Исаев и генеральный директор Московского городского физкультурно-спортивного объединения, руководитель Исполнительной дирекции Всемирных юношеских игр-98 МГФСО Л.Б. Кофман знакомят читателей с программой этих Игр и нового детско-юношеского олимпийского движения "Олимп".

Три последующие работы также посвящены новым программам развития детско-юношеского спортивного движения. В статье Л.И. Лубышевой содержится информация о новом проекте организации физкультурно-спортивного движения детей и молодежи под названием "Президентские состязания", а в работе, подготовленной Координационным комитетом спартианского движения, - материалы, связанные с детско-юношеском спартианском движением России. В статье П. Капустина (Германия) характеризуется детско-юношеское движение в Германии, связанное с так называемыми "новыми играми".

Последний, третий раздел сборника содержит работы, в которых предлагаются новые технологии, методики, методические принципы, содействующие развитию детского спорта, повышению его гуманистической ценности.

В.К. Бальсевич и М.П.Шестаков излагают концепцию альтернативных форм организации физического воспитания школьников. Генеральный директор ЦУСК "Спартак" В.А. Колычев обосновывает важное значение социально-педагогического принципа активизации для более активного вовлечения детей и подростков в спорт.

Две последующие статьи посвящены проблемам физического воспитания и спорта детей дошкольного возраста. Директор ВНИИФК С.Д. Неверкович излагает основы ненасильственной парадигмы, которая, по его мнению, должна лежать в основе системы физического воспитания дошкольников, а О.В. Козырева характеризует программу и первые результаты исследования спорта в системе образования, воспитания и организации детей дошкольного возраста.

Ю.Т. Черкесов, заслуженный изобретатель РФ, предлагает новую программу организации спортивных соревнований, в том числе в детско-юношеском спорте, которая, по его мнению, способна ориентировать участников на здоровый образ жизни.

Завершают раздел и сборник в целом программа "Киви-спорт", которая разработана и используется в работе с детьми в Новой Зеландии, и статья Н. Д. Власовой, директора центра дополнительного образования "СпАрт" Юсьвинского района Коми-Пермяцкого национального округа, которая посвящена характеристике культурно-спортивной программы работы этого центра.

Как видно из этого краткого обзора, составители сборника стремились включить в него работы, которые позволяют читателям получить как можно более полное представление о широком спектре разнообразных мнений, теоретических концепций, методологических подходов, прикладных программ, связанных с оценкой современного детско-юношеского спорта с позиций гуманизма и поиском путей повышения его духовно-нравственной, эстетической ценности.

Сборник ориентирован на практических специалистов, работающих в области физического воспитания, спорта, культуры, организации досуга населения, а также на ученых, занимающихся философскими, социологическими, культурологическими, социально-педагогическими проблемами физической культуры и спорта.

Ректор Государственной академии физической культуры,
президент Центральной Олимпийской академии,
академик РАО

В.В.КУЗИН

Руководитель Гуманитарного Центра "СпАрт",
зав. кафедрой философии и социологии РГАФК,
президент Координационного комитета спартианского
движения, профессор

В.И.СТОЛЯРОВ

Декан факультета, кандидат педагогических наук,
доцент

Н.Н. ЧЕСНОКОВ


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кузин, В.В. Центральная проблема гуманистической теории спорта: (Предисловие) / Кузин В.В., Столяров В.И., Чесноков Н.Н. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 3-6.