Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания

Физическая культура детей и молодежи:
актуальные проблемы воспитания*

В.В. Кузин (Россия)

Само по себе качественное своеобразие феномена физической культуры, его социально-биологический дуализм предопределяют сложность создания непротиворечивой системы представлений о теоретических основаниях стратегии и тактики физического воспитания молодежи, о выборе верных путей формирования здорового стиля жизни смолоду на основе освоения ребенком, подростком, юношей главных ценностей физической культуры.

Социально-природная сущность феномена физической культуры детерминирует и высочайший уровень ответственности организаторов и исполнителей процесса физического воспитания, поскольку направленность их деятельности затрагивает жизненно важные параметры физического и психологического состояния человека с самых ранних лет его жизни и в самые потенциально небезопасные ее периоды.

При всем многообразии подходов к построению концепций физического воспитания, физкультурного образования и физкультурного воспитания, организации этих процессов, степени их регламентированности или либерализации в нашем научном сообществе утверждается важная парадигма приоритета человека, личности в процессе освоения физкультурных ценностей. Безусловное уважение самоценности человека, его прав на свободу выбора формы физкультурного совершенствования, его актуальных и долгосрочных целей рассматривается как одно из важнейших условий гуманизации процесса воспитания, включения в него собственного потенциала развития ученика, его мотивационной и потребностной сферы.

Нет сейчас и серьезных расхождений во мнениях специалистов относительно необходимости организации природосообразной системы воздействий, стимулирующих развитие тех или иных физических качеств и психофизиологических кондиций на разных этапах онтогенеза детей и молодежи. Осуществление дифференцировок величины и содержательной направленности нагрузок и обучающих воздействий в согласии с сенситивными периодами в развитии органов и систем, обеспечивающих функционирование физического и психологического потенциала человека не вызывает каких-либо возражений у представителей разных научных школ.

В целом достигнут консенсус и в вопросе о настоятельной необходимости освоения дошкольниками, школьниками и студентами интеллектуальных ценностей физической культуры, ее огромного вапеологического потенциала, коммуникативных, информационных, эмоциональных и других ценностей физкультурной деятельности.

Все большее понимание встречает идея конверсии технологий спортивной подготовки в интересах совершенствования методик физического воспитания (В.К. Бальсевич, 1993), методология интегративной антропологии (В.В. Кузин, Б.А. Никитюк, 1995), вариативного и базового компонентов физического воспитания (В.И. Лях, 1992), концепция физкультурного воспитания (Л.И. Лубышева, 1992), физкультурного образования (А.П. Матвеев, В.Н. Непопалов, 1994) и другие прогрессивные направления развития теории и методики физического воспитания детей и молодежи.

Между тем до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, способные воплотить в непротиворечивых педагогических технологиях все то новое, что создано российской наукой в области теории формирования физической культуры человека на разных этапах его возрастной и социальной индивидуальной эволюции.

Нерешенным остается вопрос об оправданности классной формы урока физической культуры для всех без исключения возрастных категорий занимающихся, об обоснованности жесткого государственного стандарта физической подготовленности.

Дискутируется вопрос о месте и роли спортивной подготовки в формировании личности молодого человека, понятой не столько с позиций развития его физических кондиций, сколько в связи со становлением характера ребенка, подростка, юноши и девушки, обретением ими навыков жесткой организации своей жизнедеятельности, обеспечением высокой степени лабильности поведения в экстремальных ситуациях и в то же время настойчивости, терпения и выдержки при долгосрочной деятельности во имя значимой цели.

Необходимы дальнейшие шаги для еще более интенсивного освоения специалистами в сфере физического воспитания идей развивающего обучения (В.В. Давыдов, 1992), освоения механизмов рефлексии (В.В. Давыдов, Н.В. Самоукин, С.Д. Неверкович, 1988), создающих принципиально новые возможности для повышения эффективности учебной деятельности.

До сих пор не выработана соответствующая духу российских социально-экономических реформ и преобразований правового пространства система управления физическим воспитанием, не найдено естественных, полезно работающих рычагов стимуляции инновационных процессов в физическом воспитании детей и молодежи, привлечения для этой цели местных, региональных и общенациональных ресурсов и возможностей. Профессионалам в области физического воспитания, и прежде всего их управленческому корпусу, так и не удалось сориентировать общественность и государственные структуры на приоритетность этой сферы, ее огромную и ничем не заменимую роль в нравственном, духовном и физическом оздоровлении россиян, и прежде всего детей и молодежи нашей страны.

Серьезные преобразования необходимы в направленности приоритетов научных исследований и разработок в физическом воспитании.

Тематика диссертационных работ в значительной степени определяется интересами и возможностями научных руководителей. Изменение ее содержания в сторону приоритетных направлений педагогики физического воспитания и сопутствующих естественнонаучных дисциплин никак не поощряется, а неизбежный научный риск при разработке новых технологий формирования физической культуры детей и молодежи ничем не компенсируется.

Особого внимания заслуживает проблема освоения дошкольными, школьными и вузовскими педагогами новейших достижений науки и передового опыта. В этой связи создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры.


* Статья из ж. "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", 1996, № 1, с. 3-4. Статья печатается с некоторыми сокращениями.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кузин, В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 7-9.