Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования

Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования*

Ниже представлены разделы доклада и рекомендаций по теме "Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования", принятых I Международной конференцией министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Париж, 5-10 апреля 1976 г.), которая была организована ЮНЕСКО в сотрудничестве с Международным советом по физическому воспитанию и спорту. - сост.

I. Общий доклад

... 22. Все делегации выразили удовлетворение в связи с тем, что Конференция была созвана в данный конкретный момент. Она была сочтена своевременной, поскольку к этому времени большинство правительств уделяло важное место физическому воспитанию и спорту в их программах образования. Тем не менее, все же представлялись бы необходимыми дополнительные усилия по осознанию значения концепции непрерывного, всеохватывающего и демократического образования и усилению международного сотрудничества в этой области.

23. Широкий консенсус выявился относительно значения физического воспитания и спорта для гармоничного развития личности не только в физическом, но и в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и эмоциональном планах. Физическое воспитание не только способствует развитию физической силы и ловкости и улучшает здоровье и гигиену, но и является общим фактором уравновешенности, носителем этических ценностей, и оно содействует нравственной подготовке, воспитывая мужество, самообладание, выносливость, инициативу, чувство солидарности, коллективизма и дух товарищества, уважение правил и благородство в спорте. Физическое и спортивное воспитание представляется необходимым элементом сохранения физического потенциала, которому в большинстве стран угрожает промышленная окружающая среда и ограничения современной жизни. Оно является незаменимым средством активного отдыха и творческого использования досуга. Поэтому оно должно занимать законное место в качестве важной составной части любой формы образования. Поскольку образование масс рассматривается как проявление стремления к достижению демократизации, физическое и спортивное воспитание для всех считается "необходимостью". Оно готовит к занятию спортом, которое может продолжаться в течение всей жизни человека и, в более общем плане, способствует активному участию в жизни общества. Физическое и спортивное воспитание рассматривается, таким образом, как составная часть права на образование. Точно так же можно говорить о праве на занятия спортом.

...33. Физическое и спортивное воспитание, которое должно подготавливать к свободному занятию массовым спортом и стремиться превращать зрителей в участников, должно учитывать разнообразные мотивы и особенности различных участвующих групп и их спортивные возможности. Что касается мотивов, то следует отметить, что спорт, который в настоящее время главным образом основывается на концепциях усилия и все большего достижения, должен во все большей степени учитывать новые стремления к отдыху и досугу.

34. С тем, чтобы физическое и спортивное воспитание превратить в один из элементов современного гуманизма и фактор культуры, необходимо выполнить ряд условий. Прежде всего нужно принять меры по содействию осознания общественностью значения практики физического воспитания и спорта. В этой связи следует упомянуть о роли средств массовой информации. Как представляется, эти средства в настоящее время уделяют слишком много внимания зрелищным аспектам спорта, а им следовало бы стремиться больше к воспитательной роли, особенно путем показа пользы спорта для всех.

35. Во многих странах следует возродить традиционные игры и виды спорта, поскольку они могут служить полезным дополнением современных видов спорта, единообразно практикуемых во всех странах.

36. Кроме того, спорт и занятия физкультурой можно, как отмечалось выше, с пользой для дела сочетать с рядом других мероприятий, таких, как культурные мероприятия, мероприятия на открытом воздухе и мероприятия по охране окружающей среды. В этой связи внимание обращалось на то, что не следует ожидать от спорта решения всех проблем общества. Хотя спорт является действительно мощным фактором улучшения качества жизни, он приобретает все свое значение лишь в сочетании с другими элементами. Вполне очевидно, что спорт и физическое воспитание необходимо рассматривать в рамках общих планов экономического, социального и культурного развития, от которых на практике они явно зависят. Ибо, хотя спорт и физическое воспитание способствуют развитию, они слишком подвержены тем же сдерживающим факторам, которые влияют на общее развитие...

III. Рекомендации

Физическое воспитание и спорт и достоинство человека

Рекомендация № 1

Конференция

сознавая роль физического воспитания и спорта в воспитании молодежи,

признавая, что следует придавать первостепенное значение подобной деятельности в национальных программах образования и отдыха для народа,

сознавая, что одним из основных предварительных условий достижения более высокого качества жизни на национальном и международном уровнях является сохранение и максимальное развитие физических и социальных способностей человека,

веря в то, что физическое воспитание и спорт должны вносить более эффективный вклад в утверждение основных человеческих ценностей как фактора наиболее полного развития народов,

считая поэтому, что физическое воспитание и спорт будут содействовать развитию бескорыстного соревнования, солидарности и всестороннему уважению целостности и достоинства человека,

рекомендует,

(i) чтобы в интересах обеспечения воспитательных целей физического воспитания и спорта национальные планы направлялись на контроль и устранение коммерческих тенденций, широко распространенных в профессиональном спорте и мешающих широкому развитию спорта и превращающих тех, кто им занимается, в своего рода товар;

(ii) для обеспечения того, чтобы физическое воспитание и спорт действительно вносили вклад в дело международной солидарности и чтобы все страны могли участвовать в спортивных мероприятиях без каких-либо ограничений, следует подтвердить традиционно признанные принципы, которые запрещают расовую, политическую и экономическую дискриминацию и которые в настоящее время подвергаются нападкам со стороны сил расизма и фашизма.

Стратегии, которые необходимо разрабатывать, и меры, которые необходимо принимать на национальному уровне в целях содействия физическому воспитанию и спорту

Рекомендация № 2

Конференция,

признавая, что развития физического воспитания и спорта должно являться неотъемлемой частью планирования образования государствами-членами и соответствовать критерию образования, установленному с учетом интересов и потребностей различных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста и кончая университетом, а также интересов непрерывного образования, в целях всесторонней подготовки личности и ее полного участия в жизни общества,

рекомендует, чтобы государства-члены разработали последовательную национальную политику по развитию программ и мероприятий в области физического воспитания и спорта как в школе, так и вне школы, цели которой состояли бы в:

(а) поощрения обеспечения всесторонней подготовки для детей, молодежи и взрослых в рамках непрерывного образования;

(b) содействии созданию школ подготовки для инструкторов по физическому воспитанию, тренеров и специалистов в области спорта такого характера, который соответствовал бы возможностям развития образования и потребностям каждой страны;

(c) стимулировании широкой общественности каждой страны к активному участию в содействии и осуществлении национальных планов посредством развития максимально возможного сотрудничества между органами и организациями, являющимися неотъемлемой частью структуры государства и общества;

(d) создании и расширении помещений и спортивных сооружений, используемых в целях физического воспитания и спорта в школах и в рамках внешкольных программ, и содействии оптимальному использованию существующих помещений и спортивных сооружений, а также людских ресурсов и инвентаря;

(е) содействии воспитательным мероприятиям средств массовой информации и национального аппарата ориентации и пропаганды в целях обеспечения повсеместного, активного и систематического участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;

рекомендует, чтобы государства-члены признали, что польза, приносимая физическим воспитанием и спортом, является правом всех людей и особенно детей и молодежи, в связи с чем:

(а) физическое воспитание и спорт должны тесно увязываться с программами образования, являться их неотъемлемой частью и включаться в законодательство страны наряду с законодательством, касающимся системы образования;

(b) программы по физическому воспитанию и спорту должны распространяться также на лиц, испытывающих в них особые потребности, включая детей, которые не охвачены школой, лиц, страдающих физическими, умственными или иными недостатками, молодых рабочих, учащихся системы производственного обучения и рабочих, занятых на тяжелом или вредном для здоровья производстве;

(с) в национальных программах следует предусмотреть соответствующее положение о необходимости более широкого участия девушек и женщин в физическом воспитании и спорте. Необходимо рассмотреть вопрос об особых положениях в целях расширения совместного образования и специальной подготовки в том случае, если мы хотим, чтобы женщины играли равную роль путем более широкого участия в жизни общества во всех странах мира;

(d) следует принять меры с целью развития практики "спорт для всех", начиная со школы с тем, чтобы ввести широкораспространенную практику спорта в течение всей жизни;

рекомендует, чтобы государства-члены обеспечили широкие и разнообразные программы по физическому воспитанию и спорту и в связи с этим:

(а) учитывали при планировании национальных программ дополняющий характер спортивных соревнований, направленных на установление рекордов и достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, и массовые программы на широкой основе физического воспитания и спорта, с другой;

(b) поощряли развитие самобытных и традиционных форм спорта и физического воспитания;

рекомендует, чтобы государства-члены признали необходимость соответствующего обеспечения компетентным персоналом, в связи с чем:

(а) правительствам следует создать институты физического воспитания для подготовки квалифицированного персонала в целях развития физического воспитания и спорта;

(b) преподаватели по физическому воспитанию и спорту должны иметь такой же профессиональный статус, вознаграждение и престиж, как и другие преподаватели, имеющие аналогичные обязанности и эквивалентную подготовку. Там, где необходимо, следует принимать меры по обеспечению этих условий;

(c) правительствам следует обеспечить достаточное вознаграждение преподавателей по физическому воспитанию и спорту в целях предотвращения ухода преподавателей со своих должностей на более выгодные должности в другие сферы;

(d) учреждение региональных институтов следует рассматривать на основе географического и культурного районирования в целях подготовки преподавателей по физкультуре и спорту, тренеров, администраторов, методистов и других педагогических работников, занимающихся вопросами физического воспитания;

(е) учебные планы подготовки преподавателей педагогических учебных заведений, готовящих преподавателей по физическому воспитанию и спорту, должны отражать значение физического воспитания в плане интеллектуального, психологического и нравственного развития людей на различных стадиях развития;

(f) программы профессиональной подготовки должны давать знания, которые бы:

- позволяли определять и учитывать интеллектуальные, психологические и нравственные аспекты поведения, прививаемые физическим воспитанием и спортом;

- прививали будущим преподавателям чувство ответственности за воспитание в соответствии с моделями поведения с тем, чтобы такие модели совпадали с национальными устремлениями;

- давали возможность устанавливать связь между физическим воспитанием и спортом и другими дисциплинами, такими, как наука, социальные исследования (география), художественное творчество (музыка, танцы, драма)...

Рекомендация № 3

Конференция,

констатировав,

- что, несмотря на различие национальных спортивных структур, объясняющееся разнообразием идеологических и культурных концепций и различными уровнями развития, представляется ясным, что функции физического воспитания и спорта не ограничиваются исключительно областью физического развития, а содействуют разностороннему, полному и гармоничному развитию человека,

- что эту цель нельзя достичь без предоставления видного места физическому воспитанию и спорту, аналогичного месту, предоставленному так называемым интеллектуальным дисциплинам,

- что в перспективе непрерывного образования и спортивных занятий, осуществляемых после того, как дети выйдут из возраста обязательного школьного обучения, необходимо обеспечивать ребенку одновременно основы общего физического воспитания и привитие навыков факультативных видов спорта,

констатировав, кроме того,

- что эта цель требует параллельного проведения физических и спортивных мероприятий в школе и вне школы,

- что если физическое и спортивное воспитание в школе остается основной областью ответственности национальных или местных органов власти, факультативные спортивные занятия могут в большинстве случаев проводиться в клубах или ассоциациях,

провозглашает торжественно, что физическое воспитание и спорт являются основным элементом культуры и, в качестве такового, являются национальным и международным долгом;

рекомендует осуществлять физическое и спортивное воспитание молодежи одновременно в школьной и внешкольной среде;

считает, что вышеупомянутую цель можно, в частности, достичь путем использования спортивного инвентаря, общего для всех возрастных групп, и путем более эффективного сотрудничества между работниками спорта в школьной и внешкольной среде;

рекомендует принять на национальном уровне законодательные и нормативные положения в целях достижения вышеупомянутых целей.

Рекомендация № 4

Конференция,

считая, что в эпоху глубоких преобразований, происходящих в жизни современного общества, весьма показательно, что ЮНЕСКО решила представить на рассмотрение Конференции один из основных факторов многосторонней подготовки личности - его физическую подготовку.

считая также, что следует обогатить истоки физического воспитания и спорта за счет более внимательного отношения к окружающей среде с тем, чтобы физические трудности и воздействие окружающей среды во время общения с природой вели к уважению, а также сохранению и использованию ресурсов и даров планеты с наибольшей пользой для всего человечества в целом,

считая, кроме того, что физическое воспитание и развитие следует сочетать насколько это возможно с музыкой, танцами и другими формами искусства, способными обогащать культуру и побуждать молодежь должным образом ценить ее, содействуя вместе с тем физическому укреплению тела,

рекомендует государствам-членам поставить перед физическим и спортивным воспитанием следующие цели и учитывать с точки зрения координации следующие новые тенденции:

- приобщение молодежи к занятиям различными видами спорта в качестве средства расширения возможностей социальной интеграции молодежи и осуществления функционального единства физического воспитания, спорта для всех и спортивных соревнований;

- преимущественное положение преподавателей при выборе наиболее эффективных методов с должным учетом существующих материальных условий, выбора учащихся и спортивных традиций;

- роль спортивных мероприятий на открытом воздухе, в основном рассчитанных на то, чтобы приобщить учащихся к видам спорта, имеющим прикладной характер, таким, как атлетика, лыжи и конькобежный спорт, плавание, гребля, как средство продления времени, проводимого учащимися на природе, укрепления их организма, привития им привычки проводить часть их дня на лоне природы;

- развитие у молодежи навыков самостоятельно организовывать свое спортивное воспитание...


* Разделы публикации: Окончательный доклад. Первая Международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт, Штаб-квартира ЮНЕСКО 5-10 апреля 1976 г. - Париж: ЮНЕСКО, 1976, с. 6-8, 15-19.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 10-16.