Социальные параметры спорта

Социальные параметры спорта*

Паули Вуолле (Финляндия)

В ходе всех дискуссий о спорте, в том числе детском, важно учитывать социальную природу спорта, то, что мы называем его "социальными параметрами", и перспективы его развития. Краткому анализу этих вопросов и посвящена данная статья.

Пытаясь понять природу спорта, мы можем рассматривать его в двух аспектах - индивидуальном и социальном. Эти два подхода не исключают друг друга и не противоположны друг другу. Действительно, мы можем считать, что спорт как феномен находится в рамках системы "индивид - общество", и мы можем оценивать его, выдвигая в качестве критерия или индивидуальный или социальный аспект. Подчеркивание индивидуальной стороны характерно для традиционного западного подхода к оценке спорта, а социалистические страны выдвигали на передний план социальную значимость спорта.

Рассматривая спорт с индивидуальной точки зрения, мы вступаем в область задач спортивной психологии и социальной психологии спорта. Существенная задача социологии спорта - выяснить социальные связи спорта. Исходным пунктом здесь может быть исследование различных мнений и понятий, касающихся отношения спорта с обществом и определения его подлинной ценности. Общее мнение, основанное на повседневных наблюдениях, состоит в том, что при решении проблемы следует учитывать 4 основных гипотезы, и современное социологическое исследование подтверждает это мнение. Его поддерживает и американский психолог спорта John Loy [McPherson, Curtis, Loy, 1989].

Первую гипотезу я называю "тезисом автономии". Согласно этому тезису, спорт - независимая сфера жизни, функционирующая лишь на основе своих собственных условий, автономный остров в обществе, способный сохранять себя вне и независимо, к примеру, от политических и экономических конфликтов. Эта гипотеза, сегодня уже устаревшая, свое наиболее строгое и видимое подтверждение получила в международном соревновательном спорте и особенно в олимпийском движении. Раньше важно было подчеркивать игровой характер спорта, рассматривать спорт и труд как противоположные системы активности и подчеркивать "неполитическую" природу спорта. Обращали внимание и на независимый статус международной административно системы олимпийского движения. Когда современники критиковали процедуру избрания членов авторитарного и аристократического Международного олимпийского комитета, Кубертен резко критиковал их: "Лучший способ служить демократии - сохранять независимость, чтобы противодействовать требованию общих и равных выборов" [Coubertin, 1908].

Однако мысль об автономии завершила свой круг. Бывший дипломат и президент МОК Х.А. Самаранч пришел к этому выводу во время Олимпийских игр в Сеуле: "Спорт и политику уже нельзя больше разделять".

Вторая гипотеза относительно отношения спорта и общества может быть названа "тезисом отражения". Она указывает на способность спорта отражать. Спорт является зеркалом, которое в соответствии со своими целями и активностью отражает основные ценности общества, не оказывая активного воздействия на них. Исторический процесс организованного спортивного движения примерно в течение столетия показывает, что в западных странах предпосылки для быстрого развития спорта были основаны на современных социальных изменениях. Первая промышленная революция создала экономические и социальные возможности для того, чтобы спорт занял прочное место в жизни людей. Миграция из деревни в город в сочетании с развитием индустрии и професиональными занятиями, общим совершенствованием системы образования и кроме того увеличением свободного времени создала основу для развития спорта и других видов активности в свободное время.

Само возникновение высокой соревновательности в спорте явилось отражением соревновательного общества, связанного с либеральным мышлением. Историческая аргументация показывает, насколько глубоко современный спорт и условия его существования коренятся в основных социальных элементах, особенно в отношениях производства. Эта ситуация сохраняется и по секй день. В Финляндии, наша национальная физическая культура отражает основные тенденции развития ценностей общества, а международная спортивная жизнь служит барометром международной политики.

Современный спорт - это также микрокосм современного общества, и потому важнейшая проблема современного спорта сходна с основными проблемами современного общества, как например, сексуальная, этническая и расовая дискриминация, преступления и обман, контроль насилия, употребление допинга, азартные игры, алкоголизм, защита окружающей среды, социальные, политические и международные отношения и т.д.

Тезис об отражении имеет важное значение при рассмотрении социальных связей спорта с его историческими основаниями. Но интерпретация спорта лишь как символа организованного общества недостаточна для того, чтобы объяснить ту активную роль, которую он всегда играл в социальной сфере. Эту роль подчеркивает следующая гипотеза: "тезис предохранения" ("the thesis of preservation"). Согласно этому тезису, спорт не только отражает социальные ценности, но и активно содействует им посредством социального контроля и структурным процессам. В соответствии с этим тезисом, спорт может быть связующей силой общества, которая активно поддерживает социальный порядок и его ценности, а также структуры власти, в рамках которых он функционирует. Этот тезис включает в себя и тот факт, что спорт охотно предоставляет себя в качестве орудия для власти, которая чуствует, что социальный порядок находится в опасности. Спорт - не орудие революции, но он легко может быть использован для реализации целей социальной власти.

Недавнее прошлое и события нашего времени показывают те многообразные способы, какими спорт обычно используют в национальных и сверхнациональных интересах. В качестве примера прошлого можно сослаться на то, что спорт играл важную роль в Финляндии в начале столетия, когда народ Финляндии боролся за сохранение и укрепление своего национального тождества. В настоящее время аналогичным примером служат африканские страны. Для Европейской спортивной конференции (в ней участвовали ведущие представители национальных спортивных организаций и государственных спортивных институтов европейских стран) я и мой коллега Kari Puronaho в 1968 г. с целью изучить потребность в спортивной кооперации провели опрос правительственных и неправительственных спортивных организаций 25 африканских стран, используя анкеты и интервью [Puronaho, Vuolle, 1986; см. также Vuolle, Puronaho, 1985]. Исследование ясно показало, что наиболее важные кооперации в спорте для "формирования нации" ориентировались не на физическое воспитание в школах и спорт для всех, а на тренировку, создание и улучшение условий соревновательного спорта. Другим примером может служить Китай. После политики Мао цзе-дуна на "закрытые двери" его преемник Дэн Сяо-пин для повышения имиджа страны использовал спортивные достижения в международных соревнованиях. Он и его администрация полагали, что успех в спорте является важным фактором достижения международного признания. "Пинг понговая дипломатия" Китая является хорошо известным примером того, как спорт использовался в качестве инструмента установления отношения с другими странами [Luo, 1995]. Но аналогичные примеры можно найти применительно не только к бывшим, но и постсоциалистическим странам, а также к странам капиталистического мира. Акции бойкота, которые часто использовались в связи с наиболее важными международными соревновнованиями, Олимпийскими играми, являются следствием "тоталитаризации спорта" (данный термин ввел Kalevi Heinila, 1982), который стал важным средством в холодной войне сверхдержав. Спорт является средством потому, что национальные, политические и экономические группы интереса столь сильны в административном и материальном плане, что идеология олимпийского движения неспособна существенно изменить организованную национальную власть, а последняя способна изменять себя.

Анализ национальных форм физической культуры может показать, насколько тесно содержание и формы спорта связаны с развитием нации. Это четко показал в своем исследовании R. Sipes [1975], который проанализировал взаимосвязь соревновательного спорта с воинственностью и агрессивностью в обществе. Результаты исследования показали, что соревновательный спорт повышает воинственность (warlike) социальный системы. Уточняя культурный потенциал спорта, это исследование подтвердило ту теорию, согласно которой спорт может быть безопасным клапаном для агрессивного поведения, а вместе с тем выступать как "война без оружия".

В то время как революционные теоретики рассматривали спорт как опиум для народа, сторонники социального порядка характеризовали его как фундамент основных социальных ценностей. Исследователи показали, что спорт особенно соответствует принципам протестантской этики. Потому что в спорте действует, например, принцип дифференциации по половому признаку. определенные виды спорта, особенно те, которые предполагают контакт с оппонентом, непригодны для женщин.

История спорта различным образом подтверждает тезисы о спорте как отражении и предохранении. А можно ли доказать тезис о реформаторском воздействии спорта на общество? Тезис о реформаторстве поднимает вопрос о том, может ли спорт возвышаться над социальными проблемами и действовать как гуманистическое движение, которое снижает социальные конфликты и тем самым содействует социальным преобразованиям в направлении гуманизации. Эта разновидность идеалистического понимания возможностей спорта часто присутствует в речах, посвященных важным спортивным событиям. В исходном пункте этого воззрения находится концепция Кубертена, согласно которой спорт может выступать как средство нравственного воспитания на социальном и индивидуальном уровнях.

Финские исследователи проблем мира Aki Hietanen и Tapio Varis [1984] показали, что неотъемлемая часть диалектики международного спорта состоит в том, что спорт может использоваться, с одной стороны, как средство укрепления политической власти, а с другой стороны, как эффективный инструмент укрепления взаимопонимания наций. Согласно их мнению, в спорте заключена возможность для укрепления мира, особенно в период международной напряженности, когда он может стабилизировать международные отношения как часть культурного обмена. В этом случае на первый план в международном спортивном движении, в котором заключены широкие возможности для взаимодействия, выступают эти его силы, а не его идеологическое содержание.

Финляндия - организатор международного конгресса "Спорт и международное взаимопонимание" (Хельсинки, 1982). Участники конгресса - ученые и практические работники в области спорта - оказались едины в мнении о том, что в спорте заключены возможности для позитивного воздействия на международные отношения. Однако позитивный эффект не достигается сам собой. Вместо укрепления мира и сотрудничества спорт может содействовать международному военному соперничеству и холодной войне. Признаками такого влияния спорта может быть, например, национализм, расизм, коммерциализация, насилие в спорте. Эта опасность особенно очевидна для западных стран, где соревнование и стремление превзойти других глубоко коренится в основе социального порядка [Vuolle, 1984].

Другой подход к социальным связям спорта предполагает анализ перспектив его развития. Несколько лет тому назад в Финляндии рабочая группа по проблемам физической культуры выдвинула несколько версий и альтернатив для развития спорта в будущем [Pyykkonen, Seppala, 1987]. Эти альтернативы представлены в виде шкалы: "желательная - вероятная - нежелательная". Согласно этой шкале, современное общество будет замещено юудущим соревновательным обществом. В ближайшем будущем соревновательный спорт будет естественным и важным способом социализации людей в соревновательном обществе. Постоянное соревнование создает экономическое богатство, а вместе с тем оно порождает и социальные проблемы. Общество будет разделяться на граждан класса А и более низкого класса Б.

Вероятное общество будущего будет коммерциализированным/суперкоммерциализированным обществом, наиболее важными целями которого будут спекуляция (speculation) и потребительство. Народ будет отчужден от естественного и простого образа жизни и естественного отношения между людьми. В этом обществе отношение людей с природой будет инструментальным и технократическим. Финский философ Pietarinen [1987] назвал такое отношение утилитарным (utilism), так как его цель состоит в том, чтобы достичь максимально возможного уровня экономического благополучия посредством постоянно увеличивающегося производства. Прогресс общества контролируется здесь посредством технологии, которая эксплуатирует природу как важный и ценный источник энергии и сырья. В этом вероятном обществе будущего инструментальная физическая активность, международный спортивный бизнес, реклама и спонсорство совмещаются со спортивными организациями и спортивными командами как бизнесом. Физическамя активность является товаром (commodity) наряду с другими продаваемыми и обмениваемыми товарами. Когда John Loy в 1983 г. посетил мой департамент** , я спросил его, что он думает о современном спорте и перспективах его развития. John ответил следующее: "Я думаю, что современный спорт представляет собой иронический парадокс, ибо эта, в основном нерациональная, деятельность в процессе своего развития превратилась в один из самых рациональных видов деятельности. Наряду с наукой и технологией (и, по-видимому, с научным менеджментом, а также инженерными системами) спорт является наиболее высоко рационализированным институтом современного общесова, и он представляет собой наиболее высоко институционализированную форму сциентизма. Другими словами, спорт как институт служит наиболее яркой и конркретной иллюстрацией использования эффективных средств для дости жения нужного результата".

Желательное общество будущего - это общество ноу-хау и общество с более мягкой системой ценностей. Если для прошлого общества было характерно экономическое благополучие, то для будущего общества экономическая недостаточность компенсируется мягкой системой ценностей. В этом обществефизическая активность в естественном природном окружении имеет очень важное значение. Она гармонизирует отношение людей с природой.

Нежелательное общество будущего является обществом популярных движений и сверхнациональных средств массовой информации. В данном обществе власть находится в руках сверхнациональнрых ТВ-компаний, граждане отчуждены от политики физической активности. Общество имеет неограниченное право на эксплуатацию природы для технологических целей и для социального контроля народа.

Отмеченные выше перспективы, разумеется, являются определенными идеализациями. Вероятно, они реализуются не как таковые, а с некоторыми модификациями. Поэтому важно учитывать, что существуют внутрикультурные факторы, которые определяют общее направление развития общества, а через него и развитие спорта в стране. В данной статье я обрисовал холистическую картину сущности спорта и перспектив его развития. Я хотел подчеркнуть, что мы не имеем какой-то унифицированной теоретической структуры или модели, посредством которой мы могли бы объяснить сущность спорта. Наилучший путь, который можно предложить, - подход, учитывающий различные точки зрения.

Литература

1. Coubertin P. Une campagne de vingt et un ans: 1887-1908. - Paris: 1909.

2. Heinila K. The totalization process in international sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Research Reports. Jyvaskyla, 1982.

3. Hietanen A., Varis T. A Survey of the Structure and Trends of International Sporting Co-operation // Ilmarinen M. (ed.). Sport and International Understanding. - Berlin: Springer-Verlag, 1994.

4. Luo P. Political influence on physical education and sport in the People’s Republic of China // International Review for the Sociology of Sport, 1995, pp. 47-50.

5. McPherson B., Curtis E., Loy J. The social significance of sport. An introduction to the sociology of sport. - Human Kinetics Books. Champaign, 1989.

6. Pietarinen J. Ihminen ja metsa: nelja perusasennetta (перевод: Человек и лес: четыре основных установки) // Reuna A., Virtanen P. Metsa suomalaisten elamassa (Лес в жизни финнов). - Silva Fennica, 1987, pp. 4-21.

7. Puronaho K., Vuolle P. A Survey of the needs of sports development cooperation in Africa // Reports of the Physical Culture and Health 57. Jyvaskyla: The Foundation for Promotion of Physical Culture and Health, 1987.

8. Pyykkonen T., Seppala Y. Suomalaisen liikuntakulttuurin tulevaisuudenkuvat (перевод: Перспективы развития физической культуры в Финляндии). - Helsinki: The Finnish Society for Research in Sport and Physical Culture, 8.

9. Sipes R. War, sports and aggression // American Antropologist, 1975, p. 64-86.

10. Vuolle P., Puronaho K. A survey of the cooperation with development country by international sport organizations: Reports of the Physical Culture and Health 49. Jyvaskyla: The Foundation for Promotion of Physical Culture and Health, 1985.


* Русский перевод статьи: Pauli Vuolle. The social dimensions of sport.

Переводчик - В.И. Столяров.

** Автор статьи возглавляет департамент социальных наук о спорте и факультет наук о спорте и здоровье университета г. Ювескюла, Финляндия. - примеч. перев.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Вуолле, П. Социальные параметры спорта = [The social dimensions of sport] / Пер. Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 131-136.