Жертвы стресса - дети

Жертвы стресса - дети*

Бенджамин Спок (США)

Самого юного "чемпиона" американского каратэ зовут Чэд Смит. Ему девять лет, мать у него адвокат, отец - биржевой маклер. Мальчику еще ни разу не удавалось расколоть ударом ноги пять деревянных плашек, положенных одна на другую. Но когда в спортзал приехала группа операторов телекомпании Эн-би-си, Чэд решил попробовать сделать это: высоко подпрыгнув, он ударил босой ногой по плашкам, но расколол только четыре из них. И тут мальчик словно окаменел в боевой стойке: казалось, что ниточка, связывающая его с окружающим миром, порвалась. К счастью, через некоторое время он отвернулся к стене и заплакал.

Это всего лишь один пример. Но существует огромная статистика, содержащая весьма тревожные данные о 23 миллионах американских детей, не достигших еще одиннадцатилетнего возраста, то есть возраста, который директор психиатрического института в Вашингтоне Лоуренс Брейн называет "the age of protection" - буквально: возраст, нуждающийся в защите. Как показали исследования, проведенные Лоуренсом Брейном, слишком уж много зафиксировано случаев стресса у детей в возрасте оти шести до одиннадцати лет. Что касается спорта, говорит ученый, "то он перестал быть игрой. Детей губит безудержное соперничество, отсюда отчаяние и нервное перенапряжение. Около 50 процентов всех школьных проблем - касающихся как дисциплины, так и успеваемости - являются следствием этого перенапряжения".

За судьбами детей проступает воля родителей, стремящихся сделать своих малышей самыми сильными, умными и красивыми. И очень часто малышам не в меру тщеславных родителей угрожаютнеожиданные опасности. Но только ли родители виноваты? Нет ни одной передачи теленовостей, ни одного иллюстрированного еженедельника, в которых бы не рассказывалось о каком-нибудь вундеркинде. Публика обожает пятилетнего скрипача Осана Камуру, вполне прилично интерпретирующего Паганини, или семилетнего математика Висента Лопьеро, мгновенно решающего сложнейшие задачи...

Но стоит обратить внимание на социальную среду и семейную обстановку, в которой растут американские дети. Трое из каждых пяти детей живут (или в ближайшем будущем будут жить) в так называемой неполной семье, то есть с одним из родителей. Один ребенок из каждых шести уже познакомился с наркотиками, а каждый третий - с алкоголем. С 1960 г. число самоубийств в этой возрастной группе утроилось.

И все же в США создаются все новые центры по "выращиванию" сверходареннывх детей. Так, подлинным храмом "совершенного ребенка" считается филадельфийский Институт наилучшего использования человеческого потенциала, который ставит перед собой задачу формирования совершенного ребенка. Работа института ведется в двух направлениях. Помимо занятий с детьми, в нем проводятся семинары для родителей. Со всей страны съезжаются сюда мамы и папы и платят по 500 долларов в день, чтобы пройти недельный курс занятий на тему "Как развить и укрепить интеллектуальные возможности вашего ребенка". Похоже, все здесь основывается на уверенности, что любая физическая подготовка, начиная с обычной зарядки и кончая марафонским бегом, должна начинаться с четырех-, пятилетнего возраста. Позиция филадельфийского института в отношении умственного развития детей еще более радикальна. Начинать надо прямо с колыбели, создавая для ребенка целую систему стимулов, способствующих более быстрому и , как полагают сотрудники института, более широкому и глубокому развитию интеллекта. Руководитель семинара Глен Домен уверен, что "здесь дорога каждая минута" и что "мозгу нельзя давать отдых".

Что касается работы непосредственно с детьми, то здесь филадельфийский институт выдвигает просто чудовищный лозунг: "Маленький ребенок хочет не столько есть, сколько учиться". А матерям внушают мысль, за которую те хватаются с восторгом: "Индивидуальный умственный потенциал каждого из ваших детей не уступает умственному потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспира, Моцарта и Эйнштейна".

Но какой разговор об этом можно вести в мире заброшенных детей, никуда не годных школ, несостоятельных учителей, невнимательных родителей?

Ответ на вопрос дают два психиатра Дэвид Элкинд и Сэмюэль Сава, воглавляющие Национальную ассоциацию образования детей младшего возраста. Они уверены, что такой тип воспитания превращает детей в "умных дураков" (имеется в виду странное психическое состояние детей, явно ненормальных в эмоциональном отношении, но обладающих выдающимися математическими способностями). "Нас тревожит разрыв между физической и умственной подготовкой ребенка. Очень серьезную ошибку совершают те, кто слишком рано приучает детей к соперничеству. Но маленький спортсмен, достигший предела своих возможностей, либо останавливается, либо заболевает. Иными словами, здесь вступает в действие своего рода предохранительный клапан. А вот постоянное чрезмерное подстегивание умственного развития и так называемый стресс успеха (возникающий также под влиянием честолюбивых родителей и соперничества с другими детьми) порождает еще не изученные эмоциональные реакции, проявляющиеся иногда слишком поздно. В таких случаях ребенок участвует в гонке до тех пор, пока не сломается".

И все-таки в американских газетах пользуется все большей популярностью рубрика Джоан Бек "как сделать вашего ребенка гениальным". По мнению Бек, мозг ребенка - это не что иное, как компьютер: "Все зависит от того, какую программу в него заложить".

Ребенок подавлен. Напряжен. Не уверен в себе. Раздражителен. Переутомлен. В школе непоседлив и невнимателен. Ничего не читает. Не умеет играть. Любимое его занятие - сидеть перед телевизором. Никогда еще психология ребенка не была в таком стрессовом состоянии. Вот к какому поразительному выводу приводят последние обследования состояния среднего американского ребенка. Счастливый малыш, которого мы привыкли видеть в американских телесериалах, на деле оказывается малеьким старичком, у которого множество своих проблем, делающих его кандидатом в пациенты психотерапевта.

По данным обследования вашингтонского научно-исследовательского центра "Этапы развития ребенка", 35% американских детей подлежат лечению в связи со стрессами, порождаемыми самыми разными причинами. 2% детей от 6 до 12 лет, утверждает Андреа Пумариста, сотрудница одного из университетов Техаса, занимающаяся детской психиатрией, страдает острыми формами депрессии. Среди подростков таких больных 15%. Последователь Бенжамина Спока американский педиатр Терри Бразентон утверждает, что среди маленьких пациентов (чаще всего в возроасте 10-12 лет) с необычайной быстротой растет процент психосоматических расстройств, заболеваний астмой, язвой желудка и т.д.

Американские педиатры, которые в пятидесятых годах, отметая традиции, доказывали, что бутылочка с молоком для ребенка полезнее материнской груди, что укачивать младенца - значит чрезмерно его баловать, что поплакать ему совсем не вредно, сегодня пересматривают свои теории.

Ниже доктор Б. Спок высказывает свою точку зрения по поводу этих тревожных фактов.

- Доктор Спок, почему сегодняшние дети подвержены стрессу?

- В какой-то мере потому, что мы отказались от слишком многих полезных традиций, которые давали ребенку чувство безопасности.

- Играет ли в этом смысле свою роль то обстоятельство, что многие матери теперь работают?

- То, что детям приходится жить и расти вместе с другими детьми и с чужими взрослыми, - тоже один из факторов, несущих в себе элемент стресса. Он порождает негативные эмоции, и если утрату чувства безопасности ребенок переживает слишком остро, это может впоследствии отразиться на его умственных способностях.

- Есть ли основания утверждать, что стрессам особо подвержены дети, растущие в "неполных" семьях, то есть только с одним родителем?

- Я не хочу сказать, что родитель, воспитывающий ребенка в одиночку, не может сделать это как следует. И все-таки в большинстве случаев одному родителю никогда не удается "работать" с ребенком за двоих, так как у него нет возможности посоветоваться, обсудить с близким человеком проблемы, связанные с воспитанием.

- Могут ли родители причинить вред своим детям, оказывая на них нажим, требуя, чтобы малыши любой ценой добивались во всем наилучших результатов?

- Наша неуемность, наша риторика, требующая изнурительного соперничества, продвижения вперед любой ценой, принижают значение сотрудничества, взаимопомощи, беспечности, доброжелательности. А ведь именно в этих качествах мы нуждаемся больше всегою Меня, например, удручает и возмущает то, как некоторые родители наседают на детей, требуя от них высоких результатов в спортивных состязаниях, и особенно огромное значение, которое у нас принято придавать развитию сверходаренных детей, этаких маленьких гениев.

- Какой полезный совет вы можете дать родителям?

- Детям нужно постоянно внушать, что родились они на свет не только для того, чтобы заботиться лишь о себе, но еще и для того, чтобы приносить пользу и оказывать помощь другим. Дети должны понимать, что вокруг - и в США, и во всем мире - существуют тысячи проблем и что они должны, став взрослыми, помочь эти проблемы разрешить. Все это надо прививать им с малолетства - пусть даже такие мелочи, как помощь по дому.

- Следует ли чего-нибудь при этом избегать?

- Да. Никаких передач со сценами насилия по телевидению. Никакого игрушечного оружия. Для детей это страшный яд. Модель Рэмбо - опаснейшая штука, особенно в США, где насилия куда больше, чем в любой другой стране мира.

- Не может ли детский стресс служить своего рода "тренировкой", позволяющей с большим успехом бороться против стресса взрослого?

- Нет. Люди приспосабливаются к жизни в стрессовом состоянии, но это не означает, что им будет легче, если они начнут привыкать к стрессу с детства. Я вообще не считают, что люди могут жить в обстановке постоянного соперничества, жестокости, жадности. По-моему, это духовное голодание: так на организме сказывается диета, лишенная калорий и витаминов.

- Какими родителями станут сегодняшние дети?

- Если их самих будут воспитывать в обстановке напряженности и жестокости, они и своих детей станут воспитывать так же.


* Данная статья опубликована в: "Литературная газета" 8 апреля 1987 г. Она сделана по материалам итальянской прессы и включает в себя интервью с Б. Споком.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Спок, Б. Жертвы стресса - дети // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 154-157.