Спорт с детьми: опасность или шанс?

Спорт с детьми: опасность или шанс?*

Лиа Манолиу (Румыния)

За последние десятилетия все чаще становится заметным, что очень юные спортсмены, нередко еще дети, взбираются на больших спортивных состязаниях (включая и Олимпийские) на лесенку победителей. Массовые средства коммуникации, в особенности телевидение, вынесли этот феномен непосредственно в интимную сферу сотен миллионов семейств, феномен, который вызвал стремительные и различные по форме реакции, - начиная воодушевленным признанием и кончая негодованием. Множество родителей и воспитателей задали себе ряд волнующих их вопросов: Имеем ли мы право на "селекцию" детей, которые по нашему мнению имеют шансы на достаточно выские спортивные достижения? И если да, то каким именно путем? Имеем ли мы право отнимать у детей то, что обычно называют лучшими годами жизни - детство и юношество? Сможет ли "избранный", достигнув зрелого возраста, влиться в нормальную, обычную жизнь после того, как он в течение нескольких лет был своего рода "звездой"? Приводящие в замешательство, но, очевидно, оправданные вопросы. Вопросы, однако, которые частично уже нашли себе ответы. Не все - некоторые из них, т.к. в поисках выяснения причин мы сталкиваемся с целым рядом факторов, несомненно играющих свою роль. Главным из них является время. Но уже и сегодня мы пришли к некоторой уверенности.

Выше, сильнее, крепче

Действительность показывает, что юноши и девушки нашего времени выше ростом и сильнее, чем в этом возрасте были их родители, дедушки и бабушки или предки. Особенно в течение последних десятилетий мы наблюдаем постоянное ускорение роста и общего развития детей, в частности физического. Но не только: также и их интеллект подвергнут такому же быстрому темпу развития, что, конечно, ведет к раннему развитию детей, которым уже в младших классах школы преподносятся предметы, о которых их родители в соответствующем возрасте ничего не знали. И если к этому добавить влияние массовых средств информации, и, в первую очередь, телевидения, кроме того улучшение общей гигиены, жизненных условий и питания, то не сложно понять как логическое мышление, так и факторы, обуславливающие такое ускорение психосоматического роста детей и молодежи.

Научно доказано, что как детство, так и период половой зрелости располагают биологическими возможностями для достижения и развития большинства психических качеств. Более того, в гимнастике и плавании специфическая морфология этих возрастных групп является преимуществом. Телосложение детей и подростков гораздо лучше справляется с быстротой и координацией движений в сегодняшнем спорте, нежели телосложение взрослых. Боязнь, что продолжительная тренировка сил может быть опасной, не подтвердилась данными из практики и строгими научными исследованиями.

Воспитание посредством спорта

Личный опыт, собранный каждым в отдельности, показывает, что период половой зрелости и, особенно, время после него полны кризисов. Время физических изменений, время изменений психики и жизненных эмоций, время вызывающей застенчивость проблематики, связанное с собственной идентичностью, а также и с семейными отношениями и социальными связями, время зачастую бурных поисков решений. Несомненно, подобные кризисы почти всегда оказываются преходящими явлениями и физическая деятельность ускоряет корректуру соматических ошибочных функций, тенденций к агрессивности, затруднений в социальной интеграции и в области завоевания личного признания. Ибо добровольно принятое решение влиться в спортивную группу с ее постоянными нормами и довольно часто медленно возникающим удовлетворением, добросовестность и постоянство, которые требуют усилий и решимости перебороть самого себя в соревновании со временем и пространством, представляют собой воспитательные ценности, дополняющие стабилизацию гармоничного равновесия между собственной личностью и социальным организмом.

Занятие высоким спортом облегчает не только точное определение собственных возможностей, психо-физическое потенцирование посредством собственной личности и в ней самой, но также и формирование чувства собственного достоинства, чувства существования в результате активности, инициативы и способности принимать собственные решения. При этом мы не должны забывать, что спорт является одной из областей, в которой единственный из критериев завоевания личного признания есть собственная и непосредственно подлинная ценность. Нельзя забывать и о том, что тот, кому в юные годы будет дана возможность для развития мотивации успеха, получит значительно лучшие шансы продуктивнее действовать в будущем в различных областях, в особенности в таких, где требуется инициатива, энергия и руководящие качества.

Спорт и профессия: рука об руку

Практика показала, что имеется возможность исключительно уравновешенно обращаться с потенциалом "время", для того, чтобы этим путем достигнуть гармонизации обеих доминант жизни - подготовки к достижениям высокого спорта и подготовки к профессии - без необходимости удовлетворяться заурядностью в одной из этих областей и без предпочтения к одной из них. Очевидно мы имеем дело с единственной в своем роде ситуацией - с двойной специализацией, в успехе которой должны участвовать как сам спортсмен, так и его семья, школа и тренер в равной степени. Современная возможность для совместной работы между этими факторами представляется в виде новой организационной формы школы, в которой спорт будет тесно связан со школьным образованием (например, "снежные классы" во Франции, классы легкой атлетики в Болгарии, фехтования в Федеративной Республике Германии и проч.).

Показательным примером являются классы гимнастики гимназии в Онешти, колыбели гимнасток, которые свое мастерство успешно доказали во всех широтах мира - рампа для старта имен таких женщин-гимнасток, как Надя Команечи, Теодора Унгуреану, Дуимтрита Гурнар... Эстафета бежит ad infinitum, как доказательство действенности точки зрения и методологии, которые навязываются как естественная необходимость.

В период роста школа является тепличным климатом, дающим защиту и предлагающим условия для положительного спортивного развития, одновременно и возможность для выбора внеспортивных увлечений - в общем же возможность для хорошего развития личности. Одновременно с этим школа предлагает защиту против искушений, рисков и даже опасностей, которые в этой фазе человеческого развития нельзя не принимать во внимание. Ибо атлет сегодняшнего или завтрашнего дня не может быть подготовлен при помощи вчерашних средств или просто быть "поднят в цене".

Успех, обусловленный спортом

Несчетное количество случаев успеха в професси людей, занимавшихся спортом, подтверждает, что нет несогласия между спортивным и профессиональным успехом. Наоборот! Привычка постоянно, в продолжении длительного времени с отвагой бороться за первое место и, одновременно, перебарывать в себе неудачи и деморализацию - мобилизуя полностью телесные силы и силу воли - все это сопровождает атлета и вне спортивной арены и помогает ему после конца спортивной карьеры или параллельно с ней закончить образование.

Специальные исследования в области социологии, проведенные в течение десяти лет в одном из институтов нашей страны, привели к довольно интересным результатам: а именно, что процентная доля олимпийских атлетов, успешно продвигающихся "в жизни", чрезвычайно высока и что эти атлеты в сравнении с не занимающимися спортом людьми продвинулись гораздо дальше. Каждое поколение атлетов является одновременно и поколением учителей спорта, инженеров, врачей, биологов, архитекторов, конструкторов и профессоров университетов. Насколько мне известно, подобная ситуация наблюдается также и в других странах.

Наша обязанность ...

В поисках ответов на остальные вопросы, связанные с затронутой проблемой, важную роль играют различные ведущие спортивные органы и, в первую очередь, Национальные Олимпийские Комитеты.

Мы, члены отдельных НОК, располагаем в этом смысле нижеприведенными возможностями и обязанностями:

  • защищать атлета от самого себя, от его малоопытности, от искушений в его возрасте - что противоречит его достижениям и не поддерживает его "славы" и уважения;
  • предохранять атлета от тех, кто от имени какой-либо псевдо-идеи или в личных интересах оттягивает его от спортивной подготовки с намерением направить его по опасной дороге "цель оправдывает средства";
  • помогать атлету сохранять свое равновесие, правильно дозируя различные тенденции, усиливая его жажду борьбы, однако без возникновения агрессивности;
  • развивать в атлете сознание ответственности перед самим собой и перед окружающим его миром, а также и готовность принести жертву, которая должна сопровождать его в желании перебороть самого себя;
  • пробуждать в атлете чувство братской солидарности с теми, с которыми он делит свою судьбу, без различия рас, национальностей, вероисповеданий или политических убеждений.

Помочь счастью

Конечно, наши старания должны протекать также и в направлениях, менее нацеленных во внутрь. В первую очередь это постоянные и упорные старания расширять и укреплять благоприятные условия для всеобщего занятия спортом, ибо - здесь я должна повторить давно известную истину - массовый спорт представляет собой неисчерпаемый резервуар высокого спорта.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на поддержку и выбор юных и детских талантов, осторожное руководство ими и постоянная помощь. Целенаправленные, моральные, технические и финансовые мероприятия позволят атлету отлично согласовывать свою частную и профессиональнуюжизнь со спортивной карьерой, карьерой, которая может привести его к самой высокой спортивной чести.

Позднее судьба атлета высокого спорта не может быть безразличной для Олимпийских органов, которые направили его шаги в направлении спортивных сооружений, где его достижения действительно получили социальную ценность. В конце концов это именно его, атлета, деятельность, его личность и привлекательность его достижений создает последователей в массе юношества и детей. Он и только он волшебной флейтой ежедневно увеличивает количество людей, стремящихся в спортивные стадионы и залы, в плавательные бассейны. Только лишь он является бойцом на первой линии фронта борьбы против тенденции "неподвижности", против антифизиологических тенденций современной жизни.

Продолжительное сияние

Сияние, сопровождающее атлета, не гаснет и после его ухода со спортивной арены. Оно остается еще на долгое время, сохраняя его авторитет защищать перед общественностью дело спорта. Ибо он один из немногих, которые личным примером могут подтвердить педагогические и гуманистические, формирующие человека тенденции в увлечении спортом. Органы, ведущие спорт и определяющие направление его развития, должны возможно дольше использовать этот потенциал высокого спорта.

Ибо единственная, незаменимая и обязательно необходимая роль, отвечающая олимпийскому движению на сегодня и на завтра, заключается, конечно, в задаче придать спорту и атлету дополнительную размерность, размерность человечности в ее широчайшем и всеохватывающем понимании, отвечая колоссальным требованиям нашей эпохи.


* Статья из ж.: 11-th Olympic Congress. Baden-Baden 1981, Bulletin N3, рр. 24-27, 82-84.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Манолиу, Л. Спорт с детьми: опасность или шанс? // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 164-167.