Игровая направленность как фактор гуманизации детско-юношеского спорта

Игровая направленность как фактор гуманизации детско-юношеского спорта*

Геллер Е.М. (Белоруссия)

Наблюдающаяся в мире неугасающая тенденция омоложения в спорте сопровождается нравственными и другими потерями. Дети и подростки, не обладая достаочным уровнем психологической устойчивости, жизенным опытом, моральной зрелостью в процессе занятий спортом проходят ускоренное общественное созревание. Слишком быстро взрослеют, не впитав в полную меру прелесть детства. Это усугубляется эксплуатацией детской непосредственности и безмолвности, установочно-рационалистическим фактором спортивной деятельности - целенаправленностью на победу, что усложняет процесс воспитания.

Происходящие в нашей стране изменения требуют пересмотра сложившегося подхода к спорту с позиций переосмысления его основных ценностей, а также гуманизации его сути и методов. В связи с этим особого внимания требует детско-юношеский спорт.

В основу поиска данной работы положена следующая гипотеза: ранняя специализация в спорте - по всей вероятности, неизбежное и закономерное следствие происходящего в мире общего омоложения во всех сферапх человеческой деятельности; дети в основном делают то, что им доставляет удовольствие. Следовательно, спортивная работа с детьми как деятельность, доставляющая удовольствие, должна непременно быть привлекательной, развлекательной, вызывать радость и одновременно оказывать благотворное влияние на формирование их личности.

В связи с этим особое внимание привлекает возможность целенаправленного использования игровых средств и метода как фактора повышения эффективности детско-юношеского спорта, его гуманизации.

Несмотря на то, что эта проблема в последние годы стала предметом внимания многих ученых, она не получила своего решения. В особенности слабо аргументированы в науке и практике социально-педагогические функции игры в гуманизации детско-юношеского спорта, повышения его воспитывающего воздействия в формировании личности юного спортсмена.

Системный анализ, базирующийся на результатах многолетних социологических и педагогических исследований, специальных наблюдений, опыта внедрения подвижных игр в практику физкультурного движения в Белоруссии позволяет выделить следующие основные социально-педагогические функции игры в развитии детско-юношеского спорта, гуманизации его сути и методик:

1. Социальная функция. Включение игр в занятия с юными спортсменами создает благоприятные предпосылки к созданию устойчивого интереса к занятиям, формированию правильных общественных отношений, культурного поведения, активной жизненной позиции, социализации личности, ценностных ориентаций, которые в дальнейшей жизни часто оказываются весьма устойчивыми и нередко предопределяют общую направленность личности.

2. Воспитательная функция. При целенаправленном педагогическом воздействии, наряду с воспитанием двигательных способностей игровая направленность на занятиях с юными спортсменами способствует и стимулирует развитие многих личностных качеств. Параллельно с физическим осуществляется нравственное, эстетическое, трудовое и патриотическое воспитание.

3. Оздоровительная функция. Использование игр в процессе занятий с юными спортсменами снижает перенапряженность, разружает все центры и органы за счет возникновения положительных эмоций, снимает утомление и повышает общую работоспособность, содействует сохранению баланса между процессами возбуждения и торможения.


* Статья из сб.: Социально-экономические проблемы воспитания спортсменов в условиях перестройки советского общества: Тез. докладов Всес. научно-практич. конф. 1-4 июня 1990 г., г. Минск. - М., 1990, с. 83-85.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Геллер, Е.М. Игровая направленность как фактор гуманизации детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 174-175.