Детско-юношеское спартианское движение России: за духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения

Детско-юношеское спартианское движение России:
за духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения

Координационный комитет
спартианского движения России

Ниже публикуются подготовленные президентом спартианского движения В.И. Столяровым и одобренные Координационным комитетом этого движения материалы, касающиеся детско-юношеского спартианского движения России.

Спартианское движение - детище России

Хотя название спартианского движения связано со словом "СпАрт" (SpArt), которое производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство, это движение зародилось в России (1991 г.) и развивается на основе идей проекта "СпАрт", который также разработан в России (1990 г.).

Спартианское движение - широкое социальное движение, которое не связано с какими-либо политическими, экономическими, националистическими и т.п. целями и задачами. Это движение является социально-культурным, гуманистическим. В условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья и физического состояния в целом практически всех слоев населения России оно направляет свои усилия на духовное и физическое оздоровление людей.

Для достижения этой цели в качестве основного в рамках спартианского движения выбрано средство, которое близко, понятно, интересно практически каждому человеку - игры и соревнования.

Однако в рамках спартианского движения используются необычные игры и соревнования под названием "Спартианские игры" и "Спартианские турниры". Программа этих игр и турниров построена таким образом, что она объединяет спорт с искусством и другими видами творческой деятельности, ориентирует участников на духовно-нравственные ценности, самосовершенствование, разностороннее развитие, создает условия для совместного и равноправного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений.

Важным дополнением Спартианских игр и турниров в рамках спартианского движения служат спартианские школы, клубы, игротеки, летние игровые лагеря и т.д.

О ярко выраженной гуманистической направленности спартианского движения свидетельствует и спартианский символ:

SpArt

Знак состоит из сочетания буквы "А" и символического изображения ленты Мебиуса - символа бесконечного движения, совершенствования. Эта лента одновременно является буквой "S". Тем самым достигается сочетание "S" и "А" - начальных букв английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство. Концы буквы "S" представляют собой также изображение беговых дорожек стадиона. В центре знака помещен круг, разбитый вертикальными линиями, что является условным изображением сцены. Следовательно, знак символически изображает стремление участников спартианского движения к самосовершенствованию, гармоничному развитию духовных и физических качеств, сближению спорта и искусства и приоритет для них духовности, духовных ценностей.

Эта ориентация спартианского движения находит отражения в целом ряде спартианских девизов и лозунгов: "Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!"; "От спорта и искусства к их объединению во имя гармонии и духовности!"; "Будь Рыцарем в спорте и искусстве и стремись объединить их в своей жизни!"; "Красота действий и поступков дороже успеха!"; "Быть добру!" и др.

Спартианские игры, эта новая модель Игр и соревнований с ярко выраженной гуманистической ориентацией, - школьные, городские, региональные, Российские - регулярно проводятся в России с 1991 г. Участниками Игр являются школьники, дети дошкольного возраста, студенты, взрослые, родители со своими детьми, воспитанники школ-интернатов и детских домов и т.д. из различных городов и регионов РФ. В Играх совместно участвуют лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений.

В 1994 г. создано межрегиональное общественное объединение "Спартианское движение", которое зарегистрировано Министерством юстиции РФ и имеет свои отделения в 17 регионах РФ. Эти отделения развернули активную работу на местах по спартианской программе с детьми и молодежью, включая инвалидов и детей-сирот: проводят Спартианские игры и лагеря, создают спартианские клубы и школы и т.д. Спартианские игры и подготовка к ним в Спартианских клубах, школах, игротеках используются для организации активного, творческого отдыха и общения различных групп населения, усиления ориентации подрастающего поколения на духовно-нравственные ценности и гармоничное развитие, для социальной реабилитации и интеграции инвалидов и детей-сирот.

В ряде краев и областей РФ - Смоленской, Саратовской, Кемеровской, Ростовской областях, Краснодарском крае и др. - разработаны региональные программы развития спартианского движения, в реализации которых отделения спартианского движения сотрудничают со спорткомитетами, Олимпийскими академиями, с органами образования и культуры, с комитетами по делам молодежи и т.д.

Детско-юношеское движение "Спарт"-
важнейшая составная часть спартианского движения

Спартианское движение с момента своего зарождения ориентировалось в первую очередь на детей и подростков.

Дети и подростки (включая детей-инвалидов) - наиболее активные участники Спартианских игр. Так например, уже в первых Спартианских играх, которые проводились под названием "Олимпийский турнир Рыцарей СпАрта" (август 1991 г., г. Анапа), приняли участие 400 школьников из 17 городов страны, в Российских играх "СпАрт" (на базе РДЦ "Орленок", август 1992 г) - 1,5 тыс. школьников из разных регионов России, а также Украины и Узбекистана и т.д.

В последние годы в различных городах и регионах начали создаваться Спартианские клубы, школы, игротеки для детей, подростков, родителей с детьми-инвалидами и т.д.

Так, в 1994 г. в Смоленске создана экспериментальная "спартианская школа" на базе школы физкультурно-эстетического направления N 39 (директор школы - Г.Ф. Петлеваный), в 1997 г. - школа-центр Спартианской культуры (директор школы - Л.Н. Подколзина) в г. Новокузнецк Кемеровской области. В селе Юсьва Коми-Пермяцкого национального округа Пермской области несколько лет работает Центр дополнительного образования "СпАрт" для школьников II-VII классов (руководитель - Н.Д. Власова), ориентированный на гармоничное объединение спорта и искусства в целях обеспечения единства физического и духовного развития ребенка. В г. Зверево-2 Ростовской области на базе УДО "Олимпик" создана Спартианская школа "Олимпик" (руководитель - Н.К. Галкина), программа обучения в которой помимо занятий художественной гимнастикой и настольным теннисом предусматривает овладение музыкальной грамотой, основами культуры речи и общения, знакомство с народными играми, традициями и обычаями донских казаков и т.д. В г. Похвистнево Самарской области на базе ДК "Нефтяник" создан Спартианский клуб "Пируэт" (руководитель клуба Г.Н. Павлова). Воспитанники клуба (для приема в него необходимо только желание детей) занимаются акробатикой, хореографией, ритмикой, карате, вокальным творчеством, театральным и цирковым искусством. В Байкаловской средней школе организована спартианская игротека, ыель которой - ознакомить школьников с подвижными играми, которые по своему художественному содержанию и эстетической направленности наиболее близки искусству, не предполагают разделение участников на победителей и побежденных, выдвигают на передний план не соперничество, а сотрудничество, общение, развлечение участников, юмор и т.д.

В Курской средней школе N 53 работает спартианский клуб "Виктория" (руководитель - Л.В. Горбулина). При клубе создана Спартианская школа, программа которой рассчитана на 3 года обучения.

В Москве и Московской области в настоящее время работает ряд Спартианских клубов: Спартианский клуб "Царицыно" (руководитель клуба - Т.И. Губарева) при Реабилитационном центре для подростков и взрослых с ДЦП; Клуб "Рыцари СпАрта" Северо-западного округа г. Москвы (руководитель клуба - Н.П. Батманов); Спартианский клуб "Росинка" (рук. клуба - Е.А. Лубышев) при детском реабилитационном социально-лечебном профилактическом центре г. Балашиха Московской области; семейный Спартианский клуб "Подснежник" при Обществе родителей, имеющих детей-инвалидов (руководитель клуба - А.Г. Басмина); семейный Спартианский клуб "Надежда" (руководитель Клуба - И.В. Мосеева); семейный Спартианский клуб "Муравейник" при Ассоциации родителей детей-инвалидов (руководитель клуба - Е.Э. Егоркина) и др.

Таким образом, за период с 1991 г. разработаны и проверены на практике формы и методы включения детей и подростков в спартианское движение, позволяющие эффективно решать широкий круг социально-педагогических и культурных задач физического и духовного оздоровления подрастающего поколения, социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов и др.

Эти формы и методы получили одобрение и поддержку со стороны Государственного Комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России, Российского Совета ФСО "Юность России", Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства образования РФ, Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте России, других государственных и общественных организаций.

Государственный комитет по делам молодежи в 1996 г. включил спартианское движение в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой (распоряжение Председателя Комитета от 18.09.1996 г., № 65), а в 1997 г. присудил спартианской программе 1-е место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью.

Спартианское движение получило положительную оценку в средствах массовой информации: в радио- и теле-передачах, в газетах и журналах "Медицинская газета", "Учительская газета", "Народное образование", "Русский инвалид", "Вечерняя Москва", "Физкультура в школе", "Спорт в школе", "Советский спорт", "Олимпийская панорама", "Теория и практика физической культуры" и др.

Учитывая эту ситуацию, Координационный комитет спартианского движения в настоящее время ставит задачу перехода от отдельных "очагов", "огоньков" детско-юношеского движения "Спарт" к более широкому развертыванию этого движения как важнейшей составной части спартианского движения России.

Решение этой задачи предусматривает:

- создание системы организации и проведения Спартианских игр различного уровня (школьных, городских, региональных, Российских, международных);

- создание системы Спартианских клубов, школ, игротек, игровых лагерей (в том числе международных);

- повышение активности самих детей и подростков в организации и проведении всей этой работы.

Ниже публикуются два Обращения Координационного комитета спартианского движения:

1) к детям и подросткам - возможным участникам детского движения "Спарт";

2) к органам государственной власти, средствам массовой информации и широкой общественности: политикам, банкирам, предпринимателям, деятелям искусства, культуры, учителям, педагогам, спортсменам, тренерам и т.д., ко всем, кто может помочь в развитии детского спартианского движения России и от активной поддержки которых в значительной мере зависит судьба движения, ставящего своей целью не только физическое, но и духовное оздоровление подрастающего поколения нашей страны.

I
Стань спартианцем,
участником нового игрового детско-юношеского движения
"СПАРТ"

Что это за движение?

Движение под названием "СПАРТ" - новое детско-юношеское движение, связанное с необычными играми, соревнованиями, в которых всемерно поощряется красота действий и поступков, ценится юмор и участникам предоставляется возможность проявить свои способности не в какой-то одной, а в разнообразных видах творческой деятельности - в спорте, искусстве, интеллектуальной деятельности, техническом творчестве и т.д. Поэтому и само движение называется "СПАРТ", что можно расшифровать как"Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества".

Данное движение не является политическим. Его главная цель - духовное и физическое оздоровление детей и подростков. Поскольку достижение этой цели применительно к России означает спасение ее генофонда, формирование нового поколения россиян - активного, творческого, здорового не только физически, но и духовно, это движение является патриотическим. Вместе с тем движение "СПАРТ" не является националистическим. Оно направлено на решение общечеловеческой проблемы и призвано содействовать укреплению дружеских связей, контактов между детьми и подростками разных наций, национальностей, регионов, стран.

Это движение открыто для всех детей и подростков (начиная с 6 лет) независимо от пола, физического состояния, инвалидности и т.д. Но особый интерес оно представляет для указанных ниже детей и подростков.

I. Для тех, кто любит отдых, развлечение, игры (особенно новые, необычные, увлекательные), а также общение с друзьями и природой.

II. Для тех, кто любит соревноваться, хотел бы участвовать в соревновании, но боится это делать из-за опасения проиграть и в связи с этим испытать чувство унижения;

III. Для тех, кто осознавая свои слабости, недостатки (они есть у всех, ибо идеальных людей не существует), не мирится с ними, "не ставит на себе крест", хотел бы стать лучше, но не знает, что и как для этого надо делать;

IV. Хотел бы решить для себя проблему самоутверждения, т.е. вопрос о том, где, в какой сфере деятельности (в науке или в искусстве, в техническом творчестве, в спорте и т.д.), каким образом максимально полно и эффективно проявить свои силы и способности, чтобы это было интересно и полезно (как для себя, так и для других людей, для общества), чтобы на основе этого можно было почувствовать себя Человеком, Личностью в полном смысле этого слова, заслужить уважение других людей, а также и самого себя, что не менее важно.

Проблема самоутверждения возникает практически перед каждым человеком, хотя у разных людей она выступает по-разному. Многие дети и подростки, например, просто не знают, где и каким образом лучше применить свои силы и способности. Часто эту проблему решают путем произвольного выбора какой-то сферы деятельности, которая либо случайно "подвернулась под руку", или которую кто-то подсказал, или которой просто заставили заниматься. Такой способ самоутверждения чаще всего не приносит удовлетворения. Для детей и подростков с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов) данная проблема выступает в более острой форме. Человек, который оказался в состоянии временной или постоянной инвалидности, не может (по крайней мере сразу) изменить эту ситуацию. Он должен научиться приспосабливаться к существующим условиям и научиться жить полнокровной жизнью, активно участвовать в жизни, несмотря на все ограничения. Но как это сделать? Как поверить в свои силы, ощутить себя полноценным человеком, а не "ущербным", "больным", "инвалидом"? Как доказать себе, другим людям, обществу право на активное существование - в умственном и физическом плане? Не только дети и подростки, но даже их родители часто не знают, с чего начать решение этой проблемы.

V. Для тех, кто уже каким-то образом решил указанную проблему, избрал для себя определенный вид деятельности (например, спорт или какую-то разновидность художественного творчества - например, музыку), добился в ней успехов, но вместе с тем хотел бы попробовать свои силы и способности в других сферах деятельности. Например, тот, кто активно занимается спортом, хотел бы испытать себя в какой-то области искусства, проверить и улучшить свой интеллект, творческие и другие психические способности. Или, допустим, тот, кто увлечен искусством или наукой, техническим творчеством, вместе с тем хотел бы попробовать себя в каком-то виде спорта, да и просто укрепить свое здоровье, стать более физически развитым.

VI. Для тех, кто вообще хотел бы органично сочетать в своей жизни разные увлечения, добиться успеха в разных сферах деятельности, не связывая себя только какой-то одной из них.

Как стать участником спартианского движения?
С чего начать?

Всем детям и подросткам, у которых возник интерес к новому движению, предлагаем сделать несколько шагов по тому пути, которые позволит им (если у них этот интерес сохранится, и они будут достаточно настойчивы в достижении поставленной цели) стать спартианцами.

Шаг первый:
стань участником Спартианских турниров или игр

Что представляют собой эти турниры и игры (их название "Спартианские" связано с указанным выше словом "СПАРТ")? Чем они отличаются от других игр и соревнований?

Спартианские турниры отличаются от других соревнований, в том числе спортивных, лишь своей программой. Участники этих турниров соревнуются между собой не в какой-то одной узкой деятельности (например, в определенном виде спорта - в легкой атлетике, плавании и т.д., или в художественном творчестве - пении, танцах, или в техническим творчестве, или в интеллектуальной деятельности и т.д.), а в разнообразных видах творческой деятельности. Программа спартианских турниров включает в себя соревнования и конкурсы, которые связаны с различными видами спорта, туризмом, художественным и техническим творчеством, требуют от участников физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, творческих способностей, юмора, знаний и т.д.

Определенный комплекс таких соревнований и конкурсов, включенных в программу Спартианского турнира, составляет спартианский агон (агон по-гречески - борьба, состязание, турнир). Победителями спартианского агона становятся те участники, кто наиболее успешно выступает во всех тех соревнованиях и конкурсах, которые включены в его программу. Программа Спартианского турнира может включать в себя один или несколько спартианских агонов.

Приведем для иллюстрации несколько спартианских агонов.

Исходным агоном, как правило, является "Спартианская визитка". В этом агоне каждый участник (команда или отдельное лицо) представляет свою "визитку" ("визитную карточку"), но не обычную, а "спартианскую". Это представление включает в себя художественно-театрализованное выступление и художественно оформленный стенд, которые заранее (до Игр) готовятся участниками и выполняют для них функцию "визитной карточки" - с их помощью они должны представить себя другим участникам, жюри, зрителям, познакомить со своими интересами, достижениями в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве и т.д. Художественно-театрализованное выступление участника включает в себя: а) приветствие других участников, судей, зрителей и демонстрацию своей атрибутики: названия или имени, эмблемы, талисмана, девиза, вымпела (флага), песни (гимна) и т.д.; б) показ оригинальной "спартианской одежды" и "спартианских украшений" участника, которые символизируют идею единства спорта с искусством и предусматривают творческое использование в одежде и украшениях спортивного и художественного инвентаря (например, футбольного или теннисного мяча, музыкальных инструментов и т.д.); в) спортивную художественную композицию (сценку), в которой участник средствами хореографии или пантомимы (клоунады) выражает свое отношение к спорту, а также к тому или иному поведению в спорте; г) демонстрацию физической подготовленности и спортивного мастерства участника. Наряду с выступлением каждый участник выставляет художественно оформленный стенд, на котором он может представить любые материалы (рисунки, фотографии, карикатуры, модели, коллекции, рассказы и т.д.), которые содержат в себе какую-то интересную и важную информацию об участнике, о его жизни, интересах, идеалах, способностях и достижениях в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве и т.д.

Один из простейших (с точки зрения организации и т.д.) спартианских агонов, который часто включается в программу Игр - "спартианское многоборье". Оно включает в себя традиционные спортивные соревнования (например, по легкой атлетике, плаванию и др.), конкурсы в области искусства (например, певцов, танцоров и т.д.), конкурсы знатоков и другие творческие конкурсы. Характер этих соревнований и конкурсов зависит от места и продолжительности проведения спартианского многоборья, возможностей организаторов, состава участников, их возраста, подготовленности, особенностей физического состояния, умственного развития и т.д.

Большой популярностью пользуется спартианский агон "Орхестрика" (Искусство движения). Участники по заданию организаторов, а также по произвольной (выбираемой ими самими) программе выполняют акробатические и другие упражнения, танцуют под музыку, разыгрывают пантомимы или балетные сценки (прежде всего на спортивную тему) и т.д.

Соревнование обычно проводится в несколько этапов.

1-й этап. Участники демонстрируют уровень развития своей гибкости и/или других физических качеств и двигательных способностей (координации движений, силы, меткости и т.д.): а) выполняя предложенные организаторами физические упражнения; б) произвольным способом.

2-й этап. Участники показывают придуманные ими оригинальные физические упражнения (это могут быть: прыжки; броски; попадание в цель; удары; жонглирование; удержание на голове, носу и т.д. различных спортивных предметов - мяча, ракетки и т.д.; езда на велосипеде, самокате и т.д.) и/или новые, оригинальные и соответствующие эстетическим критериям способы демонстрации силы, меткости, других физических качеств: а) используя предложенные организаторами предметы (приспособления), б) используя любые другие предметы и приспособления.

3-й этап. Участники демонстрируют чувство музыки и ритма в движениях, красоту и пластику "одухотворенного движения" (способность выражать в движениях чувства и переживания, вызванные музыкой): а) под фонограмму организаторов и выполняя их задания; б) под собственную фонограмму.

4-й этап. Участники демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ: а) выполняя задания организаторов; б) разыгрывая заранее подготовленную пантомиму, клоунаду или балетную сценку на спортивную тему).

Спартианские турниры, отличаясь от спортивных соревнований более разнообразной программой, вместе с тем сохраняют присущую им жесткую конкренцию участников, связанную с такой системой определения победителей, при которой ставится задача на основе предельно точных измерений сравнить их результаты и учитывая разницу (даже минимальную) по каким-то показателям, обязательно выяснить, у кого результат лучше, а у кого - хуже. В ходе этой оценки учитывается лишь соблюдение правил, принятых в данном соревновании, и не принимаются во внимание нравственные и иные аспекты поведения участников. На основе такой процедуры участники соревнования расставляются "по местам".

На Спартианских турнирах победители отдельных соревнований и конкурсов определяются традиционным способом: учитываются результаты участников, выраженные в сантиметрах, секундах, баллах и т.п. Для определения победителей турнира в целом используется система, основанная на подсчете суммы мест, занятых каждым участником (командой) в различных соревнованиях и конкурсах, или тех баллов, которые начисляются за эти места.

Спартианские игры отличаются от других игр и соревнований не только своей соревновательной программой (она такая же, как и на Спартианских турнирах).

На этих Играх используется совершенно иная, более "мягкая" система определения и поощрения победителей. Участники Спартианских игр соревнуются, стремятся к победе и высоким результатам, но среди нет жестокой борьбы и конкуренции. Дело в том, что при выявлении победителей учитываются лишь существенные различия в результатах, всемерно поощряется высоконравственное поведение, красота действий и поступков (девиз Спартианских игр: "Красота действий и поступков дороже успеха!"), преодоление участником тех результатов, которые он сам показывал раньше и т.д. Кроме того, на Спартианских играх наряду с соревнованиями проводятся несоревновательные игры, в которых участники не разделяются на победителей и побежденных, всемерно поощряется сотрудничество, совместное творчество, юмор участников. Поэтому, хотя на этих Играх соревнуются, но здесь нет униженных и оскорбленных, участники не опасаются проиграть.

Все эти особенности Спартианских игр создают условия для совместного и равноправного участия в них детей и подростков разного возраста, пола, физического состояния, в том числе лиц с ограниченными двигательными возможностями (инвалидов). На Играх они получают возможность не только самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что самое главное) равноправного участия вместе с ними в соревнованиях, при котором они не чувствуют себя "ущербными", "больными", "инвалидами". Разнообразие спортивных соревнований, адаптация их правил, оборудования и т.д. к физическому и психическому состоянию инвалидов позволяет им активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. Столь же успешно они могут выступать и в художественных конкурсах, конкурсах знатоков и т.д. Кроме того в число победителей на Играх включаются не только те, кто показал лучший результат, но и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т.д.

Итак, первый шаг для включения в спартианское движение - довольно простой. Надо стать участником Спартианских турниров или игр. Эти турниры и игры - прекрасное средство отдыха и развлечения. Вместе с тем они приобщают участников к увлекательному миру физической культуры, спорта, искусства, дают им возможность попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности, определить свои "плюсы" и "минусы", определить ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они могут с наибольшей отдачей проявить свои способности и т.д.

Шаг второй:
подготовка к Спартианским играм и турнирам

Комплексная программа Спартианских игр и турниров, огромная палитра разнообразных соревнований и конкурсов, а также показателей, по которым выявляются достижения участников, позволяет каждому из них даже без специальной подготовки в чем-то проявить себя и заслужить определенное поощрение.

Однако для более успешного выступления на Спартианских играх и турнирах нужна, конечно, определенная подготовка. В ходе этой подготовки, как минимум, нужно:

- овладеть комплексом разнообразных знаний, умений и навыков, связанных со спортивной, туристской, художественной деятельностью, техническим творчеством, другими видами творческой деятельности;

- познакомиться с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, национальными видами спорта и искусства, народными играми и т.д.;

- хорошо знать историю Олимпийских игр и олимпийского движения, идеи олимпизма, принципы спартианского поведения на играх и соревнованиях;

- иметь высокую культуру движений, показателями которой являются: гибкость, ловкость, сила, меткость, координация движений и другие физические качества и двигательные способности; умение их творческой и эстетической демонстрации; чувство ритма и музыки в движениях; красота и пластика "одухотворенного" движения (способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой, картинами природы и т.д.); искусство создания в движениях художественных образов;

- владеть навыками культуры речи (ораторского искусства) и т.д.

Некоторые из указанных выше знаний, умений дает обычная школа. Какие-то из них можно усвоить самостоятельно. Но все-таки программа спартианской подготовки, спартианского образования очень многогранная и сложная. Лучший способ справиться с ней - стать членом уже существующего или созданного вами (вместе с вашими друзьями) Спартианского клуба.

Шаг третий:
стань членом Спартианского клуба

Что представляет собой Спартианский клуб?

Спартианский клуб (для краткости будем называтиь его просто клубом) - добровольное игровое объединение детей и подростков для организации разнообразных игр, забав, развлечений (включая народные игры и забавы), соревнований и в первую очередь, Спартианских игр и турниров, а также для подготовки к ним, с целью совместного активного, творческого отдыха, общения, развития и проявления своих способностей в различных областях творческой деятельности.

Он может быть создан на базе общеобразовательной или специализированной школы (ДЮСШ, ДЮК ФП, музыкального училища, школы-интерната и др.), Дворца творчества детей и молодежи, по месту жительства и т.д. Клуб может включать в себя учащихся одного или нескольких учебных заведений (школ, гимназий и т.д.). В нем могут быть дети и подростки разного возраста, разных увлечений, разной физической подготовки и физического состояния, в том числе инвалиды.

При создании Клуба и начале его работы можно использовать применявшиеся ранее программы Спартианских игр и турниров, а также другие известные соревнования и игры, в том числе народные и национальные игры, забавы, развлечения. Затем надо попробовать придумать новые, оригинальные игры и соревнования, программы Спартианских игр и т.д. Начните с простого: попытайтесь изменить правила, инвентарь, место проведения и т.д. уже известных игр или соревнований, причем, так, чтобы сделать их более интересными, эстетичными, гуманными, демократичными (доступными для всех - независимо от возраста, пола, уровня подготовки, инвалидности и т.д.

Так постепенно вы создадите свою, клубную спартианскую игротеку соревнований, игр, забав, развлечений, которые больше всего нравятся членам вашего клуба и в которые они с удовольствием играют. Такая спартианская игротека может включать в себя:

- известные, традиционные игры, соревнования, разработанные ранее программы Спартианских игр и т.д.;

- народные, национальные игры, забавы, развлечения;

- придуманные членами клуба: новые физические упражнения (прыжки, броски и т.д.) и соревнования развлекательного и игрового плана; новые (необычные) способы демонстрации физических качеств (силы, гибкости, меткости и др.) и двигательных способностей; новые виды технического оборудования для спортивных и других игр, соревнований; новые элементы программы Спартианских игр; новые способы определения победителей соревнований и т.п.

Для того, чтобы активизировать работу по созданию спартианской игротеки и сделать эту работу более интересной, организуйте ряд конкурсов. Одним из них может быть спартианский конкурс изобретателей. Участники конкурса предлагают на суд жюри свое "изобретение": соревнование (игру) или техническое приспособление для соревнования (игры), требующие от участников физической подготовленности, спортивного мастерства. Это могут быть совершенно новые, уникальные соревнования (игры, приспособления) или модификации известных соревнований (игр, приспособлений). Модификация соревнования или игры может затрагивать их правила, используемый инвентарь и т.д. Предложенная модификация соревнований (игр, приспособлений) должна делать их более интересными, эстетичными, гуманными и демократичными (доступными для всех, включая инвалидов). Особо следует поощрять изобретение "спартианских" соревнований и игр, в программе которых спорт объединяется с искусством, с другими видами творческой деятельности. Можно организовать также конкурс тех, кто сообщит наиболее интересную информацию о народных и национальных играх, забавах, развлечениях, конкурс тех, кто наиболее интересно проведет какую-то игру и т.д.

Деятельность Клуба не следует ограничивать проведением упомянутых игр и соревнований. Важное направление деятельности Клуба - организация спартианского образования членов Клуба, оказание им помощи в подготовке к Спартианским играм и турнирам. Для этого в Клубе может быть создана Спартианская школа. В ней проводятся практические занятия по различным вопросам искусства, спорта, олимпизма и т.д., организуется работа оздоровительных, спортивных и туристских секций, кружков технического творчества, музыкальных, танцевальных литературных и других подобных кружков, творческих лабораторий. Под руководством опытных педагогов, психологов, тренеров члены Клуба повышают свои знания и умения в области спорта, искусства, технического творчества и т.д.

По желанию членов Клуба возможны и другие направления его деятельности:

- создание в Клубе спартианского театра - театра двигательной культуры и различных видов театрального искусства, прежде всего пантомимы, ориентированной на спортивную тематику;

- организация выставок художественных (творческих) работ членов Клуба, собранных ими коллекций;

- переписка со спартианскими клубами других регионов и стран, обмен с ними информацией об играх и соревнованиях, о спартианской игротеке;

- встречи с известными спортсменами, олимпийцами, художниками, писателями, артистами, деятелями науки, искусства, культуры, изобретателями, политиками и т.д.;

- вечера отдыха, экскурсии и т.д.

В определенный период времени (прежде всего летом) деятельность Клуба может проходить на базе игрового Спартианского лагеря, который используется и для отдыха членов Клуба.

Клуб может иметь специфические задачи, направления деятельности, связанные с особыми интересами тех детей и подростков, которые его организуют.

Так например, если организаторами и членами Клуба являются дети и подростки, активно занимающиеся спортом и стремящиеся к высоким спортивным достижениям, одной из важнейших задач Клуба будет пропаганда идеалов и ценностей олимпизма, сформулированных основоположником современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном. В этом случае и сам Клуб может быть назван Кубертеновским (Олимпийским) Клубом "СПАРТ".

Может быть создан также семейный спартианский клуб - для объединения усилий, координации деятельности семей, имеющих в своем составе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, по организации психолого-педагогических консультаций, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий для родителей и их детей, а также их отдыха, общения, творчества, подготовки к Спартианским играм. Такой Клуб многое может дать не только детям и подросткам, имеющим ограниченные физические или интеллектуальные возможности, но и их родителям. Они могут здесь отдохнуть и поиграть вместе со своими детьми, пообщаться с другими родителями, а также расширить и углубить свои знания и умения по различным вопросам, касающимся воспитания своих детей, лечения и профилактики их заболеваний и т.д. В Клубе могут быть организованы психолого-педагогические и медицинские консультации для родителей, а также обмен опытом тех лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которые они проводят для своих детей.

Спартианский клуб - самодеятельный клуб детей и подростков. Они сами организуют всю работу Клуба (конечно, это не исключает того, что для оказания помощи по тем или иным вопросам они привлекают взрослых - педагогов, психологов, тренеров, других специалистов).

Эта самодеятельность относится не только к Клубу в целом, но и к тем детям, подросткам, кто участвует в его работе: каждый из них сам должен заботиться о своем физическом, психическом и духовном совершенствовании.

Задача Клуба - помочь ему в этом самосовершенствовании, самопреодолении, самовоспитании. Эта работа может быть организована по-разному.

Один из вариантов ее организации следующий.

Каждый член Клуба в соответствии со своими возможностями и планами на будущее ежегодно разрабатывает и стремится выполнить индивидуальную спартианскую программу развития (самосовершенствования). Она называется "спартианской", так как ориентирована на формирование и развитие многосторонних способностей и их проявление в различных сферах творческой деятельности - в области физической культуры, спорта, искусства, других видов духовно-творческой деятельности.

Разработке таких программ предшествует тестирование состояния здоровья, физических, психических, художественных, творческих и других способностей членов Клуба. Это тестирование, проводимое с помощью специалистов, призвано помочь каждому члену Клуба выявить свои "плюсы" и "минусы", осознать свои возможности, а вместе с тем недостатки, и наметить конкретную программу своего спартианского совершенствования.

Каждый член Клуба имеет индивидуальную карту здоровья и культуры личности, в которую заносятся все данные относительно его здоровья и различных параметров культуры, получаемые в ходе тестирования. Такая карта помогает ему и специалистам следить за динамикой изменения его физического, психического и духовного состояния. Ход выполнения намеченной программы (успехи, достижения, неудачи и т.д.), а также советы и рекомендации специалистов, помогающие в ее реализации, дети и подростки по своему желанию могут отражать в своем личном Дневнике.

Индивидуальные спартианские программы разрабатываются членами Клуба на добровольных началах. Каждый из них сам выбирает для себя цели и те средства, с помощью которых он стремится их достигнуть. Разумеется, при этом он может опираться на помощь, советы и рекомендации специалистов, родителей и т.д. Реализуя спартианскую программу своего развития, член Клуба соревнуется лишь сам с собой, а не с другими. Хотя при этом он может ориентироваться на какие-то нормы, идеалы, других лиц, но основная его задача состоит в том, чтобы "победить" (преодолеть) самого себя, а не других.

Клуб имеет Устав, название, эмблему, девиз и другую атрибутику (в частности, для членов Клуба может предусматриваться определенная форма одежды). Устав (его также разрабатывают сами члены Клуба) должен предусматривать определенные требования к членам Клуба, основанные на идеях спартианского движения.

Он может устанавливать, например, что каждый член Клуба должен:

1) придумать хотя бы одну новую игру (соревнование);

2) овладеть системой исходных знаний в области здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпизма и искусства (включая знание культурных обычаев и традиций своего народа и народов других стран, национальных видов спорта и искусства, народных игр и т.д.) ;

3) постоянно повышать свою физическую подготовленность или мастерство в определенном виде спорта, а также иметь достижения в каком-либо виде искусства - например, в живописи или танцах, пении, декоративно-прикладном творчестве и т.д.);

4) разработать свою индивидуальную спартианскую атрибутику (имя, эмблему, девиз, спартианский танец или песню, одежду и т.д.).

Для тех, кто желает стать членом Клуба, Устав может предусматривать также определенные испытательные сроки и "спартианские испытания".

Шаг четвертый:
заслужи спартианскую награду

В рамках детско-юношеского движения "Спарт" предусмотрены различные формы поощрения наиболее активных участников этого движения.

Определенные награды (грамоты, дипломы, призы) вручаются победителям и лауреатам Спартианских турниров и игр.

В Спартианском клубе ежегодно присуждаются специальные награды тем, кто за определенный период (год, два и т.д.) добился наибольших достижений в реализации своей программы индивидуального самосовершенствования, а значит, в сохранении и укреплении своего здоровья, в физическом совершенствовании, в спорте, в развитии художественных способностей в одной из сфер искусства (пение, музыка, изобразительное или декоративно-прикладное искусство, литературное творчество и т.п.), в каких-то других областях духовно-творческой деятельности (наука, техника и т.п.). При этом в первую очередь учитывается не выполнение данным человеком какой-то стандартной нормы, не превышение им результатов других лиц и т.д., а характер намеченной им программы (ее сложность, комплексность и т.д.) и успешность ее выполнения, насколько ему удалось превзойти свои собственные показатели, которые он имел раньше.

В зависимости от уровня достижений ("высокое достижение"; "значительное достижение"; "не очень значительное достижение") члену Клуба может быть вручена одна из следующих наград:

  • За высокие достижения в спартианском самосовершенствовании.
  • За успехи в спартианском самосовершенствовании.
  • За стремление к спартианскому самосовершенствованию.

Однако, наверное, самая главная награда участнику спартианского движения - это его собственная победа над собой, гордость за преодоление своих слабостей и недостатков, достижения в разнообразных сферах творчества, а также то удовольствие, которое он получает в процессе Спартианских игр и соревнований, общения со своими друзьями, другими детьми и подростками, с природой и т.д.

С осознанием этого связан и еще один шаг - пожалуй, самый трудный и важный, на пути включения в спартианское движение.

Шаг пятый:
стань спартианцем

Кто такой спартианец? Какими качествами он обладает?

Спартианец - человек, который по своему внутреннему убеждению, а не по принуждению, не из-за каких-то наград и поощрений, придерживается указанных ниже принципов спартианского поведения, образа и стиля жизни, Спартианского кодекса чести.

Во-первых, спартианец - свободная, активная, творческая личность, ориентирующаяся на слова Фридриха Ницше: "Расслабленная, невзрачная, потухшая, отрицающая себя личность не годится ни на что хорошее".

Исходя из этого, спартианец постоянно работает над собой, стремится к духовному и физическому самосовершенствованию. Его девиз: "Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!"

Этот девиз связан с известными древними изречениями: "Познай самого себя" (лат.: "Nosce te ipsum"), которое было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона, и "Победи самого себя!" /"Te ipsum vincere!"/, а также с рекомендацией Ф. Ницше: "Познай самого себя и сделай из себя то, что ты есть; все, что в тебе есть самого лучшего, развивай до высшего совершенства, живи для осуществления этой твоей правды, будь верным себе, будь во всем самим собою... Постоянно старайся стать тем, чем ты должен быть - учителем и созидателем самого себя".

Во-вторых, в своем самосовершенствовании спартианец ориентируется на гуманистический идеал гармонично и разносторонне развитой личности.

К такой гуманистической ориентации призывали древнегреческие мыслители, сформулировавшие идеал калокагатии (греческое слово kalakagathia от kalos - прекрасный и agathos - добрый): гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств. Основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен, призывая к реализации этого идеала в рамках данного движения, сформулировал девиз: "Возвышенный дух в развитом теле!" /"Mens fervida in corpore lacertoso!"/. Широко известны также слова Маркса: "Призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности", а Гоголь писал: "Друг мой, храни вас Бог от односторонности".

По мнению многих современных ученых и общественных деятелей, а также государственных и общественных организаций, например, Римского клуба, который создан в 1968 г. и включает в свой состав около ста известных ученых, общественных деятелей, бизнесменов из более чем 30 стран, для преодоления кризиса современной цивилизации все стратегии, политические программы и перспективные планы развития в национальных и глобальных масштабах должны быть подчинены цели полного и всестороннего развития возможностей и способностей всех людей планеты.

Исходя из этого, спартианец стремится к гармоничному и разностороннему развитию: к сохранению и укреплению своего здоровья, развитию физических (силы, выносливости и др.), психических (воли, интеллекта и т.д.) и духовно-нравственных качеств, повышению спортивного мастерства, художественной культуры и т.д., т.е. многосторонних способностей и проявлению их в различных областях творческой деятельности (в спорте, в художественном и техническом творчестве и т.д.). Он ищет пути установления гармоничных отношений с другими людьми и с природой.

В-третьих, - и это, пожалуй, главное - спартианца отличает высоконравственное, благородное, подлинно рыцарское поведение в играх, соревнованиях, во всей своей жизни.

Как настоящий рыцарь в любой игре, в любом спортивном соревновании или художественном (творческом) конкурсе спартианец стремится проявить мужество, волю, настойчивость, показать максимально высокий для себя результат. Однако, во-первых, он добивается его не для того, чтобы завоевать приз, награду, другие почести, одержать победу над противником, а прежде всего для того, чтобы доказать способность преодолеть самого себя. Во-вторых, он придерживается того же мнения, что и Франческо Панетта, легкоатлет, чемпион мира, который неоднократно говорил: "Мне нравится побеждать в соревнованиях, но я не делаю из этого культа". Тот же принцип П. де Кубертен выразил другими словами: "Бесчестие не в том, что ты будешь побежден, а в том, что ты отказываешься от борьбы".

Спартианец стремится действовать по законам красоты и благородства, даже если это не позволяет одержать победу. Девиз спартианца - "Красота действий и поступков дороже успеха!". Он уважительно относится к соперникам (независимо от того, являются они победителями или побежденными), к судьям и другим официальным лицам, к зрителям, остается скромным после победы, не подчеркивает своего превосходства над соперниками, достойно переносит поражение.

На такое поведение спартианец ориентируется не только во время игр, соревнований. Добиваясь гармонии в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой, на первый план он всегда выдвигает человечность, благородство, доброту, честность, красоту. Во всех своих поступках - и не только во время игр, соревнований, но и в повседневной жизни - спартианец стремится придерживаться лозунга: "Быть добру!"

Он делает это сознательно, опираясь на вывод академика народной медицины Надежды Шотт, которой на IV Международном конгрессе в Санкт-Петербурге присвоено звание "Лучшая целительница России": "все болезни человека идут от дисгармонии души, нарушения нравственного баланса в Космосе. Нарушается духовная структура человека, отсюда идет поток различных заболеваний на физическом уровне. Пришел апокалипсис, т.е. в обществе идет естественный отбор... Выживают сильные. Но... сильные не из принципа "Сила есть, ума не надо", а остаются жить на земле люди духовно богатые, с чувством сострадания ко всему живому на земле, с развитым сознанием и интеллектом".

Обязанностью и делом чести каждого спартианца считается участие в Спартианских играх, тщательная подготовка к ним (самостоятельно, а также в Спартианских клубах, школах и т.д.) и поведение на Играх, соответствующее критериям нравственности и красоты. Кроме того спартианец призван активно разъяснять, пропагандировать и проводить в жизнь основные идеи спартианского движения.

Если вас заинтересовало спартианское движение, вы избрали для себя спартианский путь самоутверждения, решили двигаться вперед, делая указанные шаги, вам, наверное, хотелось бы ориентироваться в этом движении не только на общий абстрактный идеал спартианца, но и на каких-то конкретных лиц, которые соответствуют идеям спартианского движения.

Укажем некоторых из них, оставляя право выбора за вами.

Спартианские ориентиры

Ориентир первый. Ориентиром для вас прежде всего могут быть те, кто смог преодолеть себя, свою болезнь, инвалидность, другие неблагоприятные обстоятельства и, продемонстрировав волю, мужество, добиться выдающихся результатов в спорте или каких-то других сферах деятельности. Таких людей очень много.

Укажем, например тех, кто добился триумфа в спорте несмотря на серьезные препятствия - или, может быть, благодаря им.

Ярким примером этого может служить история жизни Михаила Саулина. Начало жизненного пути Михаила открывало перед ним блестящие перспективы. В 17 лет он - чемпион СССР среди юниоров по боксу. Поступил в МГУ на физико-математический факультет. Но в 1984 г. - автомобильная катастрофа и как ее следствие - около 30 переломов верхних и нижних конечностей, в том числе 3 открытых перелома, травма центральной нервной системы, потеря памяти, обоняния, зрения, неподвижность, два месяца коматозного состояния. После больницы он был выписан домой инвалидом 1-й группы, неспособным обслужить себя, самостоятельно пить и есть. И вот находясь в таком тяжелейшем состоянии, Михаил Саулин мечтал вернуться в свой любимый бокс. Больше того, он избрал для себя девиз: "Я должен, я обязан, я сумею быть лучше и даже сильнее здоровых!" Для всех окружающих эти мечты инвалида, который не может держать в руках ложку, казались смешными и нереальными.Михаил сумел воплотить их в жизнь. Используя тренажеры, разнообразные физические упражнения, он начал тренироваться по 12 и более часов в сутки.В 1988 г. он начинает вновь учиться в МГУ. В том же году на первенстве университета по боксу занимает 1-е место. А в 1990 г. он становится чемпионом Москвы по плаванию среди инвалидов, а на первенстве СССР занимает 2-е место. Кроме этого, он начинает бегать, пробегая 20 и более км., поднимает более 100 раз гирю в 32 кг, 25 раз подтягивается на перекладине и т.д. И все это несмотря на то, что у него осталось сильное повреждение локтевых суставов и левого коленного сустава.

Гарольд Конноли, чемпион Олимпийских игр 1956 г. в метании молота и рекордсмен мира в этой дисциплине в течение 14 лет, при рождении получил травму руки и первые семь лет жизни прожил с металлической скобой в плече. Как только скоба была удалена, он сломал руку и тем усугубил свое отставание от сверстников; но одновременно возросла и решимость преодолеть это отставание. Конноли и некоторые другие чемпионы, преодолевшие свою физическую неполноценность, служат доказательством того, сколь большое значение имеет в качестве мотивации стремление преодолеть себя.

Слепой прыгун Фриц Ассми и слепой же марафонец Вернер Ратерт - оба работают по своей профессии - также являются примерами железной воли, примерами, которые можно умножить на сотни. Большое количество ампутированных на своих протезах принимают участие в марафоне, в то время как один из инвалидов, ампутированный до бедра, стал победителем в беге на дистанцию в 100 метров, будучи участником Олимпиады инвалидов.

В 1979 г. в Вальдниле (Германия) одна из японских спортсменок приняла участие в марафоне "АВОН" несмотря на то, что у нее только одно легкое.

Ориентир второй. Еще один ориентир связан с демонстрацией спортсменами рыцарского поведения. История современного спорта дает также немало ярких примеров этого.

Вот лишь несколько иллюстраций:

  • россиянин Андрей Павлов из Новосибирска на чемпионате мира по легкой атлетике в Токио лидировал в ходьбе на 50 км. А его товарищ Александр Поташов здорово устал и, наверное, отстал бы, если бы Павлов не помог ему поддерживать нужный темп. Они финишировали одновременно, причем, фотофиниш вывел в чемпионы Поташова.
  • Датский ориентировщик Ханс Оле Кеттинг, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику.
  • Анджей Грубба из Польши в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При по настольному теннису, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу. В итоге проиграл шведу Уве Вальднеру.
  • Игрок немецкой команды "Вердер" Франк Ордоневид совершил поступок, по футбольным понятиям невиданный. В матче с "Кельном" он остановил игру в своей штрафной и признался судье, что сыграл рукой. Пенальти - и "Вердер" проиграл.
  • Французский фехтовальщик Жан-Мишель Анри отказался от укола, засчитанного было арбитром в его пользу. И не где-нибудь, а в поединке крупного турнира, входящего в зачет Кубка мира.
  • Лишь 45 сек. сыграл за баскетбольную школьную команду, которую тренирует американец Кливленд Струд, игрок, не имевший по возрасту на то права. Что эти 45 мгновений в сравнении с серией игр на первенство штата и победой в этом баскетбольном марафоне? Но Струд, узнав о невольном обмане, возвратил добытый и уже врученный приз за первое место в спортивную комиссию штата.

Ориентир третий. В своем движении вперед по спартианскому пути самоутверждения вы можете ориентироваться и на тех выдающихся людей, кто в своей жизни и деятельности ярко демонстрировал разносторонние способности, добивался успеха не в какой-то одной, а во многих сферах человеческой деятельности.

Среди этих людей такие известные вам гении, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, И. Ньютон, В.А. Гете, М.В. Ломоносов. Ибн Сина (Авиценна) - философ, врач, естествоиспытатель, поэт, автор трактата по теории музыки. У А.П. Бородина научная деятельность в области химии сочеталась с деятельностью композитора; у зоолога Н.А. Холодковского - с деятельностью поэта-переводчика; у Д.И. Менделеева - с работой по истории живописи. Разносторонние способности проявили Г. Галилей, Р. Декарт, А. Дюрер, Ж.Л. Д’Аламбер, Г.В. Лейбниц, А.С. Грибоедов (дипломат, драматург, поэт, композитор), П. Швейцер (философ, теолог, миссионер, врач, музыковед и органист). Из современных нам ученых назовем выдающегося советского физика Я.И. Френкеля, профессионально владевшего скрипкой; американского физика Ф. Хойла, автора литературных произведений; канадского нейрофизиолога и писателя У. Пенфилда; гениального физика и любителя-музыканта А. Эйнштейна.

Если обратиться к истории, то можно вспомнить и о том, что древнегреческий философ, математик, религиозный и политический деятель Пифагор был победителем на Олимпийских играх и тренером. Другой выдающийся древнегреческий философ Платон успешно выступал в соревнованиях борцов на Истмийских играх, а Милон - наиболее известный атлет древности написал философский трактат о природе.

Можно привести и более поздние факты, показывающие возможность совмещения активных и успешных занятий спортом с творчеством в сфере науки, искусства и т.д. Упомянем, например, тот факт, что Winaus (США) в 1900 и 1908 гг. был олимпийским чемпионом по стрельбе, а в 1912 г. выиграл золотую медаль в одном из художественных конкурсов, а Hajos (Венгрия) в 1896 г. был олимпийским чемпионом по плаванию, а в 1924 г. получил серебряную медаль за архитектурный проект стадиона. На художественной тематической выставке, посвященной спорту, в Париже в 1957 г. из 100 известных художников и скульпторов, представивших свои работы на эту выставку, 25 активно занимались спортом, а большинство других участвовали в спортивных соревнованиях.

Среди современных спортсменов (в том числе самого высокого класса, олимпийцев) немало таких, кто активно занимается искусством, наукой, другими видами духовно-творческой деятельности и добивается больших успехов в этих видах деятельности. Яркой иллюстрацией в этом плане может служить, например, Ю. Власов - всемирно известный штангист, писатель, политический деятель. Известный современный немецкий философ Г. Ленк, которому принадлежит огромное множество книг в области философии, был олимпийским чемпионом в гребле. Валерий Брумель - шестикратный рекордсмен мира по прыжкам в высоту, серебряный призер Олимпийских игр в Риме, чемпион Токийской Олимпиады. Три года подряд - с 1961 по 1963 гг. - признавался лучшим спортсменом мира. В 1965 г., когда ему было 23 года, попал в автокатастрофу. В течение трех лет перенес более 30 операций и снова вышел в прыжковый сектор. Это - "спортивная сторона" его деятельности. А вместе с тем им написаны: документальная книга "Высота", пьесы "Доктор Назаров", "Олимпийская комедия", "Рев трибун", либретто к оперетте "Золотая каравелла", роман "Не измени себе" и т.д. С другой стороны, среди музыкантов, певцов, художников, писателей и других людей мира искусства есть такие, кто активно и успешно занимался спортом (примером могут служит известные певцы Иглесиас и Соткилава), ведет и активно пропагандирует здоровый образ жизни (образец в этом плане Джейн Фонда).

Конечно, этими людьми не исчерпывается список лиц, в полной мере отвечающих идеалам спартианского движения. Было бы неплохо, если бы вы вместе с другими членами вашего Спартианского клуба, составили книгу "Спартианских звезд", на которых они могут ориентироваться. Наверняка таких людей вы сможете найти и среди вашего ближайшего окружения.

Шаг шестой:
содействуй укреплению "Спартианской семьи"

Все участники детско-юношеского движения "СПАРТ" объединены в единый "Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества". Для решения главных, принципиальных вопросов движения один раз в два года собирается Спартианское Вече. Оно включает в себя представителей всех спартианских клубов, школ, игротек (этих предсмтавителей демократическим путем определяют сами клубы, школы, игротеки), которые зарегистрированы и признаны Координационным комитетом спартианского движения (руководящим органом всего спартианского движения).

На собрании после заслушивания информации о работе представленных на нем спартианских клубов, школ, игротек голосованием всех членов Спартианского Вече определяются лучшие клубы, школы, игротеки. Из их представителей на срок 2 года создается Спартианская Дума - руководящий орган детско-юношеского движения "Спарт".

Детско-юношеское движение "СПАРТ"- составная часть всего спартианского движения. Все участники этого движения составляют единую Спартианскую семью - добровольное объединение людей (независимо от их пола, возраста, состояния здоровья и физического развития, национальности, места проживания, социально-политических взглядов, вероисповедания и т.д.), участвующих в Спартианских играх, в работе Спартианских клубов, школ и т.д. Это объединение основано на интересе к Спартианским играм, на признании идей спартианского движения, принципов Спартианского кодекса чести, на стремлении воплотить их в жизнь, на взаимном уважении друг друга и готовности в любую минуту прийти на помощь друг другу.

Как и всякий другой спартианец, вы призваны содействовать укреплению Спартианской семьи, развитию спартианского движения. Это можно делать разным способом, в частности: активно участвовать в разъяснении и пропаганде идей движения; вовлекать друзей, знакомых в движение и Спартианские игры; оказывать помощь в создании и работе спартианских клубов, игротек, школ, в организации и проведении Спартианских игр, других акций спартианского движения.

*

Изложенный выше путь включения в детско-юношеское движение "СПАРТ" - это одновременно игровой спартианский путь самопреодоления и самоутверждения. Этот путь достаточно прост, особенно если имеются в виду его первые шаги. Нужно преодолеть себя и включиться в Спартианские игры, начать готовиться к ним, чтобы приобрести нужные знания и умения, стать членом Спартианского клуба, разработать для себя индивидуальную программу развития, совершенствования и попытаться ее реализовать и т.д.

Конечно, этот игровой путь не решит для человека всех его необычайно сложных проблем. Это - лишь начальный этап борьбы за самого себя, за свое место в мире, за свое признание. Но это начало имеет огромное значение, особенно для тех, кто неуверен в своих силах, для лиц с ограниченными физическими возможностями и т.д. Оно дает им не только радость, отдых, развлечение, общение с друзьями, но и возможность сдвинуться с места, поверить в себя, почувствовать поддержку других и получить признание с их стороны. Спартианский путь позволяет этим людям нормально и вместе с другими отдыхать, развлекаться, активно участвовать в различных сферах общественной жизни, готовит к этому, развивает соответствующие знания, умения, навыки.

Желаем удачи всем, кто решил стать участником детско-юношеского движения "СПАРТ", членом единой Спартианской семьи, избрать для себя спартианский путь самопреодоления и самоутверждения!

Координационный комитет спартианского движения России

 

II
Не будьте равнодушны к судьбе
детско-юношеского спартианского движения России

Обращение
Координационного комитета спартианского движения

Координационный комитет спартианского движения России - от имени отделений спартианского движения 17 регионов Российской Федерации: гг. Москва, Зеленоград и Санкт-Петербург; Архангельской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской и Ульяновской областей; Краснодарского края; республики Дагестан и Татарстана - обращается к органам государственной власти, к средствам массовой информации, к политикам, банкирам, предпринимателям, деятелям искусства, культуры, учителям, педагогам, спортсменам, тренерам и другим представителям общественности Российской Федерации с просьбой оказать содействие и помощь в развитии детско-юношеского спартианского движения России!

Это движение заслуживает внимания, помощи и поддержки, потому что оно:

1) ставит своей целью духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения, а не только физическое или только духовное;

2) не только декларирует эту цель, но предлагает конкретную программу и технологию ее достижения на основе комплекса социально-педагогических и культурных акций, которые имеют строго научное обоснование и прошли длительную (с 1991 г.) практическую проверку.

Эта проверка убедительно показала, что социально-педагогическая технология, используемая в рамках детско-юношеского спартианского движения:

  • позволяет организовать активный отдых детей и подростков, заполнить их досуг интересной, увлекательной, а вместе с тем творческой деятельностью, содействующей гармоничному и разностороннему развитию личности;
  • оказывает интегративное, целостное гуманистическое воздействие на личность, содействует формированию физически здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, а в своем отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям;
  • создает хорошие предпосылки для решения проблемы социальной реабилитации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (инвилидов), для исправления девиантного поведения детей и подростков и т.д.

Движение "СПАРТ" заслуживает поддержки еще и потому, что:

1) это движение относится к числу тех немногих движений, которые не занесены в Россию из других стран, а зародились в России, прошли практическую проверку в России и служат интересам России;

2) аналогичные движения начинают зарождаться (не без влияния спартианского движения России) в других странах и потому, если в настоящее время российскому спартианскому движению детей и подростков не будет оказана государственная и общественная поддержка, оно заглохнет, а через некоторое время вернется в Россию, но уже как привнесенное к нас из других стран;

2) детско-юношеское спартианское движение служит не изоляции России от других стран и народов, не противопоставлению ее другим странам, а ее интеграции в мировую цивилизацию на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.

Детско-юношеское спартианское движение России развивается с 1991 г. Однако в настоящее время возникла серьезная угроза для дальнейшего развития этого движения, поскольку до сих пор не решены проблемы его материально-технического и финансового обеспечения.

Спартианские игры проводятся в основном на небольшие средства, выделяемые (да и то нерегулярно и, как правило, с опозданием) упомянутыми государственными организациями. Крайне небольшими являются спонсорские взносы. В результате этого многие Спартианские игры проводятся по неполной программе, с существенным снижением их эффективности, а нередко и вообще срываются. Крайне затруднена систематическая и регулярная работа по реализации и пропаганде идей спартианского движения, поскольку Центр "СпАрт" (г. Москва) и межрегиональное объединение "Спартианское движение" как общественные организации имеют крайне ограниченные финансовые и материально-технические возможности (они до сих пор не располагают не только собственными помещениями, но и средствами для размножения методических и других материалов, для связи и т.д.).

Без серьезной, действенной, постоянной помощи и поддержки детско-юношеское спартианское движение России не сможет развиваться достаточно эффективно или даже совсем прекратит свое существование. Координационный комитет спартианского движения еще раз обращается ко всем тем, кому понятны и близки цели детско-юношеского спартианского движения России: не будьте равнодушны к судьбе этого движения, которое направляет свои усилия на спасение генофонда России, формирование нового поколения россиян - активного, творческого, здорового не только физически, но и духовно !!!


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Детско-юношеское спартианское движение России: за духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 204-226.