Новые игры и игровое движение в Германии

Новые игры и игровое движение в Германии*

П. Капустин (Германия)

Те, кто живет в тот или иной период времени, весьма приблизительно могут судить о перспективах тех процессов, которые происходят в это время. Поэтому, по-видимому, и относительно зарождающегося в Германии игрового движения, которое в других странах (например, в Швейцарии и в Австрии) сформировалось уже давно, можно высказать лишь некоторые предварительные соображения.

Как 100 лет назад попытки внедрения в Германиитех народных и детских игр, которые получили широкое распространение, напримеря, в Англии, встретили сопротивление, так и в современное игровое движение вызывает скептическое отношение у некоторых педагогов, представителей учебных заведений и спортивных организаций, поскольку это движение находится под сильным воздействием движения "Новые игры" (New Games) в Северной Америке.

Новые игры -
организованное движение в Северной Америке

Желание обратиться к движению "Новые игры" в Северной Америке связано с моими многочисленными контактами со спортивными педагогами из США и Канады, а также с тем фактом, что новые игры, зародившись в Сан Франциско и в Калифорнии, развиваются в Северной Америке уже более 15 лет. В 1973 г. газета "Нью Йорк Таймз" писала: "То, что здесь происходило (речь идет о фестивале новых игр, в которых на первом плане идея творческих подвижных игр, переход от спортивной идеологии, делающей акцент на борьбу и конкуренцию, к сотрудничеству и доверию - автор статьи), возможно, будет иметь такое же значение для трансформации спорта, как штурм Бастилии для французской революции".

Из формы выражения протеста против вьетнамской войны возникло социально-политическое и педагогически обоснованное игровое движение. Спортивные педагоги, воспитатели, социальные педагоги и студенты, собиравшиеся на специальные семинары, создали организацию "Новые игры" (New-Games-Foundation), которая и организовала фестиваль новых игр.

Простой перевод выражения "New Games" - "новые игры" - не дает точного представления о целях и задачах развития данного движения. На семинаре по новым играм в 1979 г. в США в результате дискуссии были сформулированы следующие основные цели движения "Новые игры":

1. Искать, собирать и предлагать новые игры; возрождать забытые игры;

- изобретать новые приспособления для игр; возхрождать забытыве приспособления для игр; использовать в играх новые материалы и приспособления, знакомить с играми других стран, народными играми, которые преданы забвению; новые игры должны содействовать сохранению и обогащению народных игр.

2. Находить новые способы игры; искать новые формы использования игр; в играх не следует ограничиваться лишь спортивными целями; в них не должны господствовать соображения материальной выгоды, демонстрация способности к достижениям, подготовка к соперничеству в соревновании, игры с фиксированными правилами.

Новые игры должны:

  • быть пригодны для включения в игры новых групп;
  • содействовать включению в игровое сообщество не только отдельных, небольших, но и очень больших групп;
  • давать возможность проводить игры в крайне разнородных группах;
  • быть нацелены на интеграцию в спорт и через спорт, например, посредством устранения дистанции между игроками и зрителями (зрители могут стать игроками); должно быть сведено минимума доминирование педагога (руководителя игры): он участвует в игре, дает советы относительно игры, призывает к сотрудничеству, подсказывает игровые идеи партнерам и временами отказывается от своей ведущей роли (каждый может участвовать в игре, предлагать игру и руководить игрой); создавать игровую атмосферу, содействующую интеграции участников: формировать доверие участников друг к другу, сотрудничество, обращать внимание на безопасность партнеров, предлагать помощь друг другу, совместно высказывать игровые идеи и желательные способы поведения и т.д.

Новые игры понимаются как обогащение или даже как альтернатива спорту, который ориентирован на достижения, дифференцирует участников по полу и возрасту и часто связан с соображениями материальной выгоды.

Значительно расширяется сфера применения игр: участниками игр могут быть дети, молодежь, семьи, взрослые, включая лиц пожилого возраста, инвалидов, больных; игры могут проводиться практически в любом месте: на игровых и спортивных площадках, в спортивных залах и плавательных бассейнах, а главным образом в парках, в лесу, на снегу и льду и т.д., а кроме того - в саду, во дворе, в небольших помещениях, в квартирах, классах и т.д.; поводом для игр могут быть: часы занятий спортом и играми, вечера, праздничные дни, отпуск, школьные и рабочие паузы, акции, проводимые в целях социальной реабилитации и адаптации и т.д.; организационными формами могут быть: игровые встречи, игровые праздники, игровые улицы, игровые базары.

3. Использовать в играх новые виды спортивных сооружений естественный ландшафт.

Для соревновательных игр создавались и создаются специальные спортивные сооружения с использованием последних достижений техники. Для игры в волейбол, баскетбол, гандбол создаются специальные спортивные и игровые залы. Дя устранения неблагоприятного воздействия погодных условий создаются специальные покрытия и газоны. Новые игры, напротив, позволяют самым разнообразным образом использовать существующие спортивные сооружения, парки, любое свободное пространство и позитивно влиять на отношение человека к окружающей природе. Они ориентированы на недопущение какого-либо нарушения естественного ландшафта в игровых целях.

4. Создавать новые возможности для творчества и оригинальности: проводить игры в таких разнородных группах, которые включают в себя лиц различного пола, возраста, подготовки, а также в разнообразных внешних условиях, побуждать к разнообразию игр, чтобы развивать игры с новыми игровыми идеями и правилами. Представители групп, педагогики, руководители игр, а также сами участники могут упрощать и изменять известные правила игры - с учетом состава группы, места, где проводится игра; они могут дифференцировать эти правила для различных участников (например, вводить послабления, гандикапы), комбинировать их и т.д., а также создавать и использовать новые игры. В спорте крайне редки случаи проведения игр с гетерогенными группами лиц, отличающимися по возрасту, полу и уровню подготовки. Поэтому руководитель игры (и вся группа) должны стремиться к наведению мостов между этими разнородными группами. Нужно искать игры, которые используют простейшие средства и возникают самопроизвольно.

5. Создавать такие условия, чтобы игра порождала в группе радость, юмор: новые игры - это юмор, вызванный игровой ситуацией, радостное отношение к игре, веселый настрой во время игры. Руководитель игры и ее участники образуют игровое сообщество, основным мотивом которого являются не конечный результат игры, а общее радостное переживание игры в самом ее процессе. Ставится задача обогатить не столько спортивно-двигательный опыт или когнитивную область участников, сколько социально-аффективные аспекты их поведения.

Игровое движение как концепция
Немецкого спортивного Союза (ДСБ)

Игровое движение, которое появилось во второй половине прошлого столетия в Германии, первоначально развивалось децентрализованно, снизу вверх (от школ, родителей, медицинских работников). Лишь позднее, в ходе развития данного движения, в 1891 г. был создан "Центральный комитет содействия народным и юношеским играм в Германии". Современное игровое движение развивается прямо противоположным образом, оно формируется сверху - от ДСБ. Проведенный ДСБ в 1978 г. в Эссене семинар "Игра в спорте во время досуга" ("Das Spiel im Freizeitsport") - как дополнение к движению "Тримм" - дал решающий толчок к различным игровым акциям, которые в свою очередь на основе игровых праздников, семинаров организаторов игр, информационных материалов об играх и огромной палитры разнообразных приспособлений для игр во время досуга превратилось в игровое движение. Это действительно игровое движение и потому, что большая часть населения положительно восприняла игру, и через игры различные группы населения нашли для себя дорогу в спорт. Движение "Новые игры" оказало на это игровое движение существенное влияние как с точки зрения целей, так и по содержанию. Вместе с тем память о традиционных народных играх, условия свободного времени, образ жизни и ожидания, связанные с ним, школьный спорт и спортивные объединения как участники игрового движения, другие социокультурные факторы содействовали развитию и других направлений, отличающихся от новых игр.

С самим понятием "игровое движение" связано особое требование. А именно, речь идет более чем о просто кратковременном модном увлечении. Социокультурные условия и прежнее развитие акций "Играй с нами", начиная с 1978 г., побуждают ожидать более долговременного акцента на игры и развитие игрового движения. Одни лишь так называемые "большие игры" ("Grossen Spielen") [речь идет об играх, нацеленных на конкуренцию и сравнение результатов - примеч. перев.], не могут удовлетворить - ни в структурном, ни в методическом плане - потребность широких слоев населения в спорте. "Играй с нами" ("Spiel-mit") как общий лозунг относится не только к таким видам спорта, как футбол, гандбол, баскетбол, волейбол, хоккей, водное поло, теннис и др. Для многих лиц и групп такой путь к игре - даже при тщательной дидактической подготовке - был бы слишком трудным и далеким.

Усилия ДСБ дополнить игровые виды спорта народными и новыми играми для досуга упали на благодатную почву. Свободное время как такая сфера жизни, объем и значение которой существенно выросло за последнее время, предоставляет огромные возможности для игр. Почти у всех групп населения возросли требования к содержанию свободного времени. На основе использования в детских садах, школах и т.д. такого спорта, который не связан с определенным видом спорта, развивается такая форма проведения досуга, дотоле не свойственная многим группам населения, как подвижная игра. "Играя всей семьей, сохраняете всю семью" ("The family that plays together, stays together") - американский лозунг - содействует развитию семейного спорта в спортивных организациях и вне их. Многообразие "малых игр", способность их модификации на основе изменения правил, используемых предметов, величины игрового поля и т.д. позволяет без особых трудностей сблизить группы, отличающиеся по полу, возрасту, уровню подготовки, интересам, а также между родителями и детьми. Соответствующий подбор старых и новых игр - причем, использование новых приспособлений для игр (например, больших мячей и т.д.) существенно обогатило их набор - дает возможность пожилым и малоподготовленным людям, инвалидам и больным не только поучаствовать в новой игре, испытать радость от нее, но и побыть в игровом сообществе. Опытные руководители легко могут установить тот факт, что игровое рвение у "Больших" (взрослых) вплоть до самого пожилого возраста отнюдь не меньше, чем у "Маленьких" (детей). Игра позволяет преодолеть то отчуждение, которое является существенным элементом большого спорта, семейного спорта, спорта инвалидов.

В школьном спорте также заметна новая ориентация на игровое воспитание. Для возрождения воспитательных задач школе требуется такое свободное педагогическое пространство, которое может использоваться как в учебное, так и во внеучебное время. Школа является для учеников не только учебным заведением, но и весьма значительной частью их реальной жизни, которая предъявляет к ним жесткие требования. Игра - не только в спорте - существенно обогащает школьную повседневность. Она может формировать сообщество и содействовать сближению учеников, а также учеников с учителями и родителями. Игры между классами, игровые турниры, игровые праздники и т.д. являются выражением игрового движения, сформировавшегося и развивающегося и вне школы.

Поэтому школьное воспитание, ориентированное на определенные традиции, а одновременно на перспективу, не может ограничиваться в школьном спорте лишь спортивными играми с жестко фиксированными правилами и установками. Оно должно: учитывать весь тот комплекс игр, который сформировался в течение столетий; в равной степени воспринимать как народные игры, так и новые игровые идеи из других культурных слоев; облегчать вхождение в подвижные игры на основе использования новых материалов; использовать опыт проведения легких для усвоения игр, которые приспособлены в первую очередь для групп лиц, отличающихся по возрасту, полу и уровню подготовки; побуждать к организации, модификации, комбинированию и изобретению игр.


* Русский перевод раздела статьи: Peter Kapustin. New Games und die Spielbewegung des Deutschen Sportbundes // Ommo Groupe, Hartmunt Gabler, Ulrich Goehner (Hrsg.). Spiel-Spiele-Spielen. - Schorndorf: Verlag Kail Hofman, 1983, S. 243-256.

Переводчик - В.И. Столяров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Капустин, П. Новые игры и игровое движение в Германии = [New Games und die Spielbewegung des Deutschen Sportbundes] / Пер. Столяров В.И. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 227-231.