Социально-педагогический принцип активизации и детский спорт

Социально-педагогический принцип активизации и детский спорт

В.А. Колычев (Россия)

Массовый спорт, как известно, является одним из самых мощных средств решения многих социальных проблем, связанных с организацией рационального досуга детей и взрослых, с нравственным, культурным воспитанием членов общества, а также с повышением и поддержанием их работоспособности. Физическая культура и спорт традиционно рассматривается как один из важнейших факторов укрепления здоровья нации.

По оценкам специалистов, состояние здоровья нашего общества не то что вызывает тревогу, оно приближается к тому катастрофическому минимуму, ниже которого уже речь будет идти об угрозе национальной безопасности не только в плане воспроизводства населения, но и в плане состояния самого населения. Вот только несколько цифр. Рождаемость в России за последние пять лет значительно упала и на сегодняшний день составляет 9,3 чел. на тысячу. В то же время смертность намного возросла - 15 чел. на тысячу. Естественная убыль населения, связанная с этими процессами, в 1994-1995 гг. составляла 800-900 тысяч человек в абсолютных цифрах.

По мнению вице-президента Фонда социальной экологии Ю.А. Вяльба, наиболее серьезными причинами социального нездоровья российского общества являются: низкий уровень общественной консолидации, и, как следствие, идеологический раскол, создающий общественное напряжение; низкий уровень общей культуры - правовой, политической, административной, экономической, психологической; состояние психического здоровья населения, наличие непреодолимых психических травм.

Одним из важных факторов социального нездоровья населения, на наш взгляд, является постепенное размывание традиций и норм массовой физической культуры и спорта, существовавших в нашей стране до перестройки, и отсутствие сегодня в России действительно массового физкультурного движения.

Охват активной части населения организованным спортом, заполняющим досуг тренировками и соревнованиями, по мнению специалистов, сегодня недопустимо низок. Например, в Москве, где потенциальные возможности для развития массового спорта велики, среди подростков и юношей 12-17 лет организованным спортом занимаются не более 12%, а среди юниоров и молодых взрослых их ещё меньше. Фактически у нас в стране отсутствует подлинный организованный массовый спорт. При этом среди населения достаточно четко выделяются группы с выраженной спортивной направленностью интересов. К этой группе принадлежит 60-80% подростков и юношей, 36-55% мужчин 20-45 лет, 15-30% женщин того же возраста. В тех случаях, когда нет условий для занятий спортом, эти люди, особенно подростки, зачастую находят другие формы проведения досуга, часто социально нежелательные.

Одной из главных причин, тормозящих развитие массового спорта в России, являются материально-экономические факторы. Так, в стране производится чрезвычайно мало хорошего спортивного инвентаря, особенно детского, а тот, который производится, весьма дорог и недоступен для большинства населения. Установка на самофинансирование и самоокупаемость спортивных сооружений побуждает культивировать лишь платные формы массового спорта, а это доступно далеко не всем членам общества.

Как в этих непростых условиях все-таки возродить традиционный для населения нашей страны интерес к занятиям физической культурой, вовлечь широкие слои населения в организованные занятия спортом? Особенно это важно для подрастающего поколения, ибо отсутствие привычки к занятиям спортом, как правило, приводит к воспроизводству нездорового образа жизни, и как следствие, к социальному нездоровью общества в целом.

Известно, что в западных странах в 80-90 гг. начал активно внедряться принцип активизации населения, который широко используется в практике социальной работы и, в частности, в развитии массового спорта. В последние годы этот принцип начинает распространяться и в бывших социалистических странах, где финансирование социальной сферы остается недостаточным, и требуются новые малозатратные формы и методы социальной работы. Развитие массового спорта в СССР также во многом базировалось на принципах активности, самоорганизации и добровольного участия населения в спортивных мероприятиях. Поэтому нам представляется целесообразным восстановление этих традиционных для нашего общества форм организации досуга населения.

Суть принципа активизации состоит в том, чтобы помочь людям научиться реализовывать важный жизненный принцип "помоги себе сам". Общепризнанно, что люди более склонны что-то изменить в себе или окружающей среде, предпринять какие-то действия или осуществить намеченные планы в том случае, если они сами играют главную роль в принятии решения об этих изменениях, действиях, планах, а затем сами же решают, в результате чего могут быть достигнуты желаемые изменения. Например, в США для человека, проявляющего интерес к какому-либо вопросу, наиболее приемлемый способ действия состоит в том, чтобы собрать группу заинтересованных лиц. Это самые разные организации: от объединений по охране окружающей среды до образовательных, религиозных, социальных и т.п., то есть охватывающие практически все стороны социальной жизни, в том числе и занятия физкультурой.

Так, к примеру, на этой основе организована работа по развитию любительского детского футбола. Если в России ребенок хочет поиграть в футбол, он либо идет играть с друзьями на ближайшее поле (если таковое имеется), либо он должен вступить в команду, занимающуюся под руководством тренера в каком-либо спортивном клубе, секции и т.п., что происходит в единичных случаях. В американских городах небольшие дворовые стадионы, как правило, находятся в ведении общественной организации. Эта некоммерческая организация имеет совет опекунов, состоящий приблизительно из 20 добровольцев, интересующихся футболом и желающих отдавать свободное время, а кто может, и деньги для его развития. Совет опекунов нанимает менеджера для создания лиги. Лига действует с сентября по ноябрь. Родители, которые хотят, чтобы их дети играли в футбол, предварительно записывают их летом и платят небольшие членские взносы, из которых складывается зарплата менеджера и плата за приобретение формы для всех игроков и другой необходимой команде экипировки. В среднем подобные некоммерческие организации имеют более 100 команд по 18 игроков. Каждой команде необходимы тренер и помощник тренера. В качестве таковых выступают родители, добровольно тренирующие команду раз в неделю и организующие игры по субботам.

Таким образом, чтобы дать детям возможность играть в футбол и содействовать популяризации этой игры, создаются специальные общественные организации теми, кто любит играть в футбол и может научить этому детей. Следует подчеркнуть, что никого из родителей насильно не заставляют тренировать детей, их тренерство не оплачивается - все осуществляется на добровольных началах.

В США люди не доверяют своему правительству, не ждут от него помощи в выполнении задач, которые касаются лично их. В социальной жизни американских граждан действуют два основных принципа: во-первых, массовое предпочтение некоммерческих (добровольных) организаций по сравнению с государственными службами как способ людей действовать от своего лица, преследуя собственные интересы; во-вторых, высокий статус добровольной инициативы и упование людей на неё, что служит явным выражением социально-педагогического принципа активизации.

Традиционный для России патернализм в отношениях государства и гражданского общества способствовал формированию иждивенческих установок населения, пассивной жизненной позиции в организации своего досуга и образа жизни. Сегодня социально-экономические трудности вынуждают людей жить в режиме "выживания", что также не способствует развитию общественной инициативы и активности. Зачастую у людей просто не остается свободного времени и сил на занятия физкультурой и спортом. Все это и создает порочный круг, ту сложную ситуацию, сложившуюся в связи с развитием массового спорта в России, когда люди по объективным (отсутствие необходимых финансовых средств) и по субъективным (традиционные иждивенческие установки по отношению к государству, ослабление общественной инициативы) фактически лишены возможности вести здоровый образ жизни. Это является, на наш взгляд, одним из главных факторов социального нездоровья общества, о котором говорилось выше.

Предлагаемый в данной статье социально-педагогический принцип активизации населения может быть взят на вооружение государственными спортивными организациями как один из эффективных и малозатратных способов организации физкультурного движения и популяризации традиционных видов спорта: футбола, хоккея, а также для организации групп здоровья для различных категорий населения, в первую очередь среди детей.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Колычев, В.А. Социально-педагогический принцип активизации и детский спорт // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 238-240.