Ненасильственная парадигма системы физического воспитания дошкольников

Ненасильственная парадигма системы физического воспитания дошкольников

С.Д. Неверкович (Россия)

В данной статье ставится задача дать предельно краткую характеристику той теоретико-методогической концепции (парадигмы), на базе которой, с нашей точки зрения, должна строиться вся система оздоровления, воспитания и образования дошкольников, в том числе их физического воспитания. Применительно к последнему мы называем эту концепцию ненасильственной парадигмой системы физического воспитания (НПСФВ).

В нашей концепции мы опираемся на идеи К. Роджерса, который считает ценным и осмысленным только то учение, которое основано на самодеятельности, саморегуляции и самопознании. В соответствии с этим, главной проблемой в сфере образования является разработка методов, способных поддержать у всех воспитанников без исключения здоровую любознательность и жажду учения, которые могли бы заменить любые "кнуты и пряники" искусственной мотивации. Нужно высвободить любопытство воспитуемых, позволить им поиск, т.е. свободный выбор направления учения, продиктованный их собственными интересами, дать пищу пытливости, стимулировать дух открытий. Деятельность воспитателя должна быть построена на демократических, уважительных, равноправных началах. В конечном счёте воспитывает детей то, что они сами делают, а не то, что делает воспитатель; важно не то, что мы даём, а то, что мы получаем; дети изменяются только через свою самодеятельность.

Такой подход лежит и в основе НПСФВ. Ее основные признаки: признание свободы, права на выбор; саморегуляция и самоактуализация (самовыражение, реализация своих способностей, идей, желаний); отсутствие эмоциональных барьеров между воспитанником и воспитателем; вера в достижение цели обоими; сотрудничество и сотворчество.

На базе указанных принципов и должна строиться технология воспитания, образования и оздоровления дошкольников.

Технология воспитания представлена следующими положениями:

1. Понять каждого воспитываемого как особую индивидуальность, сложивщуюся у него структуру потребностей, установить, какие из них доминируют, а какие хронически неудовлетворены.

2. Вооружить разумными способами удовлетворение потребностей в соответствии с возрастом, использовать такие задания, которые были бы внутренне приняты ребенком.

3. Для успешного формирования потребностей необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у них было эмоционально положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

4. Поскольку непосредственным "трансформатором" структуры потребностей являются положительные эмоции, а они, в свою очередь, связаны с успешным удовлетворением этих потребностей, вооруженность субъекта средствами удовлетворения этих потребностей - первейшая забота воспитателя. Кроме обещания, сопереживания, духовных контактов воспитанник ждет от воспитателя реальной помощи в повышении своей вооруженности способами удовлетворения социально ценных потребностей. Только элементы творчества, интуиции сообщают труду и учению привлекательность до получения конечного результата.

Критерии эффективности технологии воспитания:

  • умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание её цели и общественного смысла;
  • умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции;
  • умение замечать состояние других людей; усвоение правил, связанных с культурой поведения.

Технология образования. Образование есть система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях. Целью этой деятельности является планомерное и направленное психическое и физическое развитие индивида.

Образование (обучение) - это поставленное на службу сохранения индивида и вида (человеческого), управляемое стимулами, адаптированное изменение поведения, переработки и накопления информации на базе филогенетически образованных структур. Различаются следующие виды обучения: привыкание; первичное запоминание; условные реакции; условные действия (инструментальная обусловленность); обучение путем наблюденияи подражания; обучение путем познания.

Методика образования в рамках НПСФВ предполагает обучение как творческий процесс, основанный на следующих принципах.

1. С самого начала обучение строится как исследовательская деятельность самих детей. В таком обучении исключительно важное место занимает моделирование, которое становится той опорой, которая и позволяет превращать обучение в исследовательскую деятельность ребенка.

2. Необходимо соединять учение и игру. В форме разного рода игр дети открывают свойства движений, действий, моделируют возможные способы двигательной деятельности, анализируют, обобщают и т.д.

3. Задачу физического, равно как и умственного образования, можно определить следующим образом: оно непременно должно содействовать уменьшению непроизвольной сферы в действиях человека и развитию самостоятельности его проявлений. Ребенок должен приучиться владеть собой настолько, чтобы с наименьшей тратой сил производить наибольшую работу в возможно меньшей промежуток времени.

4. Обычно слишком опасаются всяких препятствий, которые ребенок может встретить при своей деятельности, и поэтому стараются устранить их и облегчить ему работу. Этим, напротив, совершенно уничтожают то, чего желали достигнуть данной работой, а именно - умение преодолевать препятствия. Твердость, решительность и последовательность в действиях развиваются главным образом при стойком преодолении встречающихся препятствий, которые поэтому и не следует обходить.

5. Главные препятствия, с трудом преодолеваемые человеком, это - чувственные его стремления, проявляемые в прямом соотношении с темпераментом. Умение преодолевать препятствия, порождаемые организмом, и состоит в сознательном направлении этих сил и возбуждаемых ими ощущений и чувствований, а также в дисциплинировании своих действий.

6. Всякие действия, состоящие в преодолении ряда препятствий, всё более приучают ребенка к управлениюю собой. Необходимо только, чтобы эти препятствия постепенно осложнялись и чтобы в преодолении их принимала участие как его умственная, так и физическая энергия.

Критерии эффективности технологии образования:

  • знание определенного круга понятий по физической культуре и гигиене физических упражнений;
  • выполнение несложных правил по рациональному использованию физических упражнений, по использованию физических упражнений с прикладной направленностью;
  • проявление положительного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • улучшение исходного уровня основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • улучшение исходного уровня основных двигательных способностей.

Технология оздоровления предусматривает решение следующих задач.

1. Задачи по сохранению и укреплению здоровья ребенка решаются на основе воспитания свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма (Л.П. Матвеев).

2. Задачи по закаливанию организма (повышению его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям среды) и по приобщению к здоровому образу жизни в целом имеют самостоятельное оздоровительное значение. Их реализация в процессе физического воспитания дошкольников предполагает, кроме прочего, специально ориентированную на это систему мер физкультурно-гигиенического характера.

Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления и четкого соблюдения следующих правил:

а) систематичность закаливания (в её основе лежит условно-рефлекторный характер ответных сосудистых реакций);

б) постепенное увеличение силы воздействия, обеспечение постепенности перехода к более сильным раздражителям и контроля за реакцией детей на новый раздражитель;

в) учёт возрастных и индивидуальных особенностей (положительный эффект закаливания может быть получен только в том случае, если на фоне общих приемов, разработанных для возрастных групп, будет осуществляться принцип индивидуализации в отношении ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания, здоровых, но не закаленных детей; основная методическая тактика состоит в применении более щадящих воздействий и более осторожном, постепенном увеличении силы тренирующего фактора);

г) проведение закаливания на фоне оптимального теплового состояния ребенка (известно, что эффект тренировки функции теплорегуляции может быть достигнут при периодических воздействиях раздражающего агента, а длительное напряжение функции приводит к её истощению);

д) закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка, так как при этом легче и быстрее формируются условные связи; в случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует перенести или заменить другой;

е) закаливающие воздействия необходимо комбинировать и адресовать попеременно разным участкам тела, чередуя общие и местные, направленные на более чувствительные области (стопу, носоглотку);

ж) воздействия нужно видоизменять по силе - слабые, средние, сильные; по продолжительности - быстрые, средние и замедленные; по характеру применения - только холодовая нагрузка или в сочетании с физическими нагрузками;

з) после выраженных физических, эмоционально-психических нагрузок необходимо уменьшить степень охлаждающего воздействия.

3. Задачи по совершенствованию телосложения, поскольку совершенные формы тела выражают в какой-то мере совершенство функций организма.

Критерии эффективности технологии оздоровления:

- улучшение работы зрительного, слухового, двигательного анализаторов;

- улучшение развития опорно-двигательного аппарата;

- улучшение развития дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и обмена веществ.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Неверкович, С.Д. Ненасильственная парадигма системы физического воспитания дошкольников // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 241-244.