СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ

А.Ф.Каращук,
кафедра борьбы

Система - совокупность взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов какого-то целостного образования. Она называется абстрактной, если нам известны только структура, соотношение между входящими в систему объектами, но неизвестна природа объектов. Если же она не может быть расширена без противоречия путем добавления в нее каких-либо элементов, то эта система называется полной (Н.И.Кондаков, 1975 г.).

При всем обилии определений функционирующих технических систем (Т.Хубка, Германия, 1978 г.) простейшая из них содержит минимум три элемента (рис. 1):

1. Энергоноситель

2. Трансмиссию

3. Рабочий орган

Рис. 1 Схема элементов различных типов систем деятельности.

В специальной литературе, посвященной творческой (изобретательской) деятельности, больше всего публикаций, относящихся к технике (С.А.Альтшеллер, 1986 г.; А.И.Половинкин, 1988г.; Р.М.Голубчик, 1994 г.; А.Ф.Каращук, 1997 г. и др.). Сегодня можно сказать о созданной теории технического творчества, разработанной "изобретающей машине" и успешно внедряемой все шире как в странах дальнего зарубежья, так в России и странах СНГ. Ряд положений из теории творчества могут быть успешно и плодотворно использованы и в других сферах человеческой деятельности, например, в единоборствах.

Система изобретательских стандартов (А.Б.Селюцкий, 1988 г.) или вепольный анализ (С.А.Альтшуллер, 1986 г.) могут быть положены в основу методологии системно-структурного подхода при развитии теоретических основ контактно-силовых единоборств. Простейшая система вепольного анализа (творческой деятельности) включает, также как и технические функционирующие системы, три необходимых и достаточных элемента (см. рис. 1):

1. Поле, которое обеспечивает контактно-силовые взаимные противодействия между двумя веществами, например, магнитное или любого типа двигатель (мотор автомашины);

2. Вещество 2, которое воздействует на основе своего поля на вещество 1 как воздействующий (рабочий) орган ;

3. Вещество 1, которое воспринимает внешнее воздействие вещества 2 как орган приема.

На основании системно-структурного подхода, разработчиками и представителями которого в нашей системе физического воспитания и спорта являются Н.А.Бернштейн, Д.Д.Донской В.М.Дъячков, И.П.Ратов, С.В.Дмитриев и др., простейшую современную систему двигательной деятельности человека можно представить в виде трех групп элементов (см. рис. 1):

1. "ПОЛЕ" на основе структур систем движений, например, динамических с энергообеспечением, информационных с сенсорными ("чувственными"), психологическими и эффекторными ("командными") структурами, а также обобщенных и координационных;

2. Тело человека, которое воздействует на основе своего поля на вещество (например, на ядро, копье, штангу, различные спортивные снаряды и т.п.) ;

3. Элементы его тела (в виде биозвеньев, - пар и - цепей) как система трансмиссии, которые формируют внешние силы воздействия на основе технологии внутренних действий (по В.Б.Коренбергу, 1996 г.).

Сравнение элементов трех типов систем деятельности показывает, что на первом уровне "ПОЛЯ" обеспечивающие структурные элементы систем наиболее полно разработаны в теории физического воспитания и спорта (Н.А.Бернштейн, Д.Д.Донской, С.В.Дмитриев и др.), а на третьем уровне "воспринимающих" органов - только в творческой деятельности. При этом следует отметить, что в различных видах единоборств в качестве воспринимающего органа ("приемника") выступают противники (соперники) на соревнованиях и партнеры при обучении и на тренировках, а также подготовке специалистов в сфере физического воспитания и спорта.

Сравнительный анализ рассмотренных элементов систем позволил разработать для спортивных единоборств псибипольный анализ - разновидность системного анализа. Простейшая система такого анализа включает четыре необходимых и достаточных подсистемы:

1. Поле воздействующего спортсмена;

2. Его тело с элементами;

3. Поле воспринимающего противника(партнера) ;

4. Его тело с элементами.

Анализ соревновательного варианта такой простейшей системы можно продемонстрировать на такой модели:

где линиями ( ) обозначены внешние контактно-силовые взаимосвязи типа захватов между соперниками и внутренние взаимосвязи их полей с их телами и элементами, а стрелками ( ) - взаимопротиводействия органов их тел друг на друга. Из схемы очевидно, что результаты всех внешних воздействий (обозначено - ), за счет которых в спортивной борьбе добиваются оцениваемых и защитных преимуществ, зависят непосредственно от рациональных контактно-силовых взаимосвязей ( ), т.е. захватов, верхних и нижних опор, степени и площади контактов различных элементов тела и т.п.. Зона, в которой на модели (псибиполе) расположены четыре единицы двигательных и контролирующих взаимосвязей и взаимных противодействий, названа нами "конфликтно-переходной". Именно от качества и мастерства двигательных задач в этой зоне зависит напрямую достижение преимуществ в поединке борцов. На основе исследования фрагментов видеозаписей соревновательных поединков ведущих борцов в этой зоне был обнаружен основополагающий блок спортивной техники борьбы названный нами "Контактно-силовые взаимосвязи". При этом, также было обнаружено, что тренерами и преподавателями недостаточно уделяется внимания технике этого блока, что на практике приводит к нестабильности и низкой результативности выступлений на крупнейших соревнованиях и некачественной подготовке (и переподготовке) специалистов по борьбе.

На основе псибипольного анализа нами разработана технология конструирования спортивной техники борьбы на базе педагогических признаков, приведенных на рис.2 . Эти признаки сформулированы с учетом аналогичных данных видных ученых и практиков, а также в результате анализа и обобщения практического материала большого числа видеозаписей крупнейших соревнований по спортивной борьбе.

В кинематических структурах систем движений особенно следует подчеркнуть контактно-силовые взаимосвязи, фазы, состав и структуру траектории; адекватность при эффективных защитах и активных контратаках; произвольности и автоматизм, вариативность и стабилизация, прогрессирование и фиксирование, интеграция и дифференциация, а также соподчиненность двигательной цели и согласованность элементов тела.

Ведущую роль при конструировании спортивной техники играют "чувственный" контроль динамической взаимоустойчивости, взаимных противодействий, а также оперативных взаимопоз.

Основными из перечисленных признаков управляющих "команд", по нашему мнению, следует признать энергообеспечение плотности поединка и необходимого интервала спуртов и, конечно, - качество функционирования эффекторных и сенсорных структур.

Особую роль в таком сложно-координационном виде спорта как спортивная борьба играют при конструировании ее спортивной техники педагогические признаки психологических структур. Трудно отдать предпочтение какому-то отдельному признаку, так как именно от этих структурных элементов техники в конечном счете на верхнем соревновательном уровне (Олимпийские игры, Чемпионаты мира) решаются "вопросы": "Кто кого?".

Рис. 2 Педагогические признаки для конструирования техники борьбы.

Однако, с нашей точки зрения мы могли бы особо подчеркнуть на базе личного борцовского опыта и ближайших партнеров следующие из перечня: оптимальность контактно-силовых взаимосвязей, арсенала и комбинаций в поединке; предвидение событий на ковре, правильность и быстрота оценивания ситуаций на ковре, единоборная   (состязательная) готовность и "агрессивность", коррекция качественных отклонений взаимопротиводействий, способность целесообразно организовывать, соподчинять и согласовывать движения в единое целое; переключаться на другое действие, самозадания и самоконтроль, твердо знать смысловое содержание основных действий и конечно - ЦЕЛЬ как требуемый, желаемый отчетливо предвидимый результат.

Системное исследование соревновательного уровня спортивной техники борьбы и вопросов ее конструирования позволяют сделать следующие выводы:

1. Для системно-структурного подхода решению методологических аспектов конструирования спортивной техники борьбы рационально использовать комбинированный вариант двух типов систем деятельности с четырьмя, а не с тремя, элементами структур движений и творческой деятельности. Заглавную роль из них играют элементы структур систем движений при совместном использовании с псибипольным анализом.

2. Для развития педагогического конструирования спортивной техники борьбы и повышения его надежности и качества следует ориентировать на весь структурный диапазон педагогических признаков - кинематических, психологических, сенсорных и эффекторных структур индивидуальных систем движений спортивной техники контактно-силовых единоборце (борцов).


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Каращук, А.Ф. Системный подход при конструировании спортивной техники борьбы // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 34-39.