О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

Э.А.Кулакова, Е.П.Линовицкий,
Т.Найдоски,
кафедра шахмат

Всеобщий интерес к шахматам, несмотря на все сложности современной жизни, во многих странах мира и континентах не ослабевает.

Можно смело утверждать, что шахматы играют немаловажную историческую роль в жизни человечества, обогащая ее уникальными эмоциональными переживаниями, каких не может дать ни один другой вид человеческой деятельности.

Закончившийся 9 января 1998 г. в Лозанне /Швейцария/ необычный чемпионат мира по шахматам среди мужчин, разыгрывавшийся под эгидой ФИДЕ, по так называемой "нокаут системе" с выбыванием, начавшийся аж с 1/64 финала при 98 участниках и затем 99-м чемпионе мира по версии ФИДЕ Анатолии Карпове - живое тому подтверждение.

Игра в шахматы дает возможность молодежи реализовать врожденную их потребность к состязаниям на уровне мыслительной деятельности.

Удовлетворение от этой потребности способствует гармоничному развитию личности.

Однако стремление достичь высоких результатов заставляет шахматистов все больше тренироваться и особенно играть. Получается, что большинству профессиональных шахматистов приходится ныне играть для обеспечения своей жизни через два дня на третий, (т.е. примерно 200 партий в год, а когда-то великий М.Ботвинник считал, что игрокам высшего уровня надо играть в год 60-70 партий!) и так в течение года, двух и т.д. Каковы же физические и психологические силы нужны для этого? Ни один вид спорта не может сегодня сравниться с таким затратами человеческой энергии. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на здоровые шахматистов. Оптимизация труда и отдыха их является в настоящее время проблемой номер один для специалистов, работающих в области спорта.

Ныне никто из специалистов, занимающихся теоретическими и практическими проблемами шахмат, будь-то педагоги, психологи, медики, не будет отрицать что решать проблемы необходимо с детского возраста, с первых шагов ребенка в шахматах.

Однако, несмотря на проводимые в этом направлении исследования, методики тренировочного процесса и профилактики переутомления шахматистов практически не существует.

В последние годы проблема взаимосвязи мыслительной и эмоциональной деятельности все чаще становится объектом экспериментальных исследований в психологии мышления.

Большинство исследователей приписывают эмоциям регулирующую роль в процессе творчества.

Так, Тихомиров О.К., один из авторитетных специалистов по данной проблеме, пришел к выводу о том, что эмоция изначально, по своему происхождению выступает, прежде всего, как организатор нестереотипного целенаправленного поведения человека. Он отмечал, что: "эмоции не являются самостоятельным регулятивным аппаратом. Их регулятивный смысл заключается скорее в координации становления и функционирования других регуляторов различных уровней. Зарождаясь в ходе эволюции как организатор нешаблонного поведения на уровне мыслящей личности, эмоции достигают своего высшего развития, позволяющего занять существенное место в организации гибкой и, в тоже время, устойчивой и целенаправленной мыслительной деятельности". Несколько позже /в 1984г./ он уточнял: "Положительные эмоциональные оценки выполняют функцию"эмоционального наведения" на объективно верные действия, что способствует переходу к объективно верному общему замыслу".

В рамках написания диссертационной работы аспирантом кафедры Найдоски Тони на базе Первомайского Центра ДЮТ в 1994-1997г.г. был проведен интересный эксперимент, который подтвердил гипотезу о влиянии психорегуляции на повышение эффективности тренировочной деятельности начинающих шахматистов.

При проведении исследования был применен комплекс психофизиологических методик

1.КГР/кожно-гальваническая реакция/.

2.КЧСМ/критическая частота световых мельканий/.

3.Реакциометрия-скорость двигательной реакции на заранее известный раздражитель.

4.Кинемотометрия-х-кратное воспроизведение заданной амплитуды движения на кинемометре Жуковского.

5.Секундометрия - воспроизведение 10-ти секундного интервала времени на ручном милисекундомере.

6.Корректурный тест /кольца Ландольта/, помогающий исследовать интенсивность внимания.

Оценка эффективности тренировочной деятельности /ЭТД/ осуществлялась тренером и самим спортсменом по пятибалльной системе. Сумма двух оценок свидетельствовала о степени реализации интеллектуальных способностей испытуемых после каждой тренировки. Существенную помощь при этом оказали и родители.

Следует уточнить, что в составе испытуемой группы было 12 мальчиков от 10 до 14 лет, имеющих I-й разряд по шахматам. Эксперимент проводился 3 раза в неделю до и после тренировки.

Ниже мы проводим результаты эксперимента, которые могли бы быть полезны и тренерам, занимающимся с детьми. На наш взгляд такое или примерно такое тестирование, да еще с применением тестов Равена и Люшера тренеры могли бы с успехом проводить на этапе отбора.

Таблица 1

Зависимость эффективности тренировочной деятельности от показателей, полученных до и после тренировки.

Показатели

Коэффициенты корреляции с ЭТД

До тренировки

После тренировки

1.Простая реакция в мсек.

0.846***

0.540*

2.Воспроизведение амплитуды движения в градусах

0.580*

0.780**

3.Интенсивность внимания в относительных ед.

0.690*

0.890***

4.Чувство времени в сек.

0.786**

0.756**

5.КГР в ком.

От 9.8 до 11.5 ком
0.834***

от 11.5 до 13.5 ком
0.796**

6.КЧСМ в герц.

от 30 до 31 герц
0.648*

от 29 до 30 герц
0.740**

Примечание:

* - коэффициенты корреляции, значимые при Р<0,05

** - коэффициенты корреляции, значимые при P<0,01

*** - коэффициенты корреляции, значимые при Р<0,01

Зависимость ЭТД от КГР и К1СМ определялась по критерию Уилкинсона.

Исследование показало, что только при определенном уровне психического возбуждения /КЧСМ/ и биоэнергетики /КГР/ - терминология известного отечественного психолога Анохина П.К./1970г./ юные шахматисты показывают высокую эффективность тренировочной работы. В результате были установлены границы показателей КГР и КЧСМ, при которых испытуемые достигают наиболее высоких результатов при игре в шахматы.

Вышеизложенное наталкивает на мысль, что управление функциональным состоянием спортсмена является одним из важных резервов, который может быть использован для повышения спортивных результатов и сохранения здоровья. Однако, несмотря на очевидность практической значимости проблемы функционального состояния остаются недостаточно изученными, ибо это представляет немалую практическую сложность.

Итак, научно-методическая литература свидетельствует о том, что с помощью внушения и самовнушения можно значительно повысит творческий потенциал юного шахматиста без ущерба его здоровья. При этом мы придаем большое значение правильному подбору формул внушения и самовнушения с учетом возраста испытуемых.

Контрольный эксперимент с применением самовнушения заключался в наборе и использовании одного и того же набора формул три раза в неделю по следующей технологии. Перед тренировкой спортсмены садились на стулья, принимали удобное для расслабления положение, закрывали глаза и по команде экспериментатора повторяли заранее заготовленные формулы /у всех одинаковые/ в течение двух минут. Как указывалось выше, расслаблению и самовнушению /мысленно/ они были заранее обучены. После этого проводили замеры по уже известным методикам, а затем под руководством тренера проводились обычные тренировки /шахматные/. После тренировки снова проводились измерения и определялось ЭТД. Затем результаты контрольного эксперимента /с применением самовнушения / сравнивались с результатами I-й серии исследования /без самовнушения /.

Проверялась эффективность следующих формул самовнушения:

1. Я чувствую прилив сил и энергии.

Тренировка доставляет мне радость и наслаждение.

2. Я чувствую желание тренироваться.

После тренировки у меня будет отличное настроение.

3. Я абсолютно спокоен и уверен в себе.

Мне нравится играть в шахматы.

4. Я буду тренироваться очень внимательно.

После тренировки я не буду чувствовать усталости.

5. Я спокоен.

Я хорошо себя чувствую.

6. Я чувствую приятное волнение.

Я хочу выиграть у всех ребят.

7./ ! / Самовнушение не проводилось.

8.Моя голова становится ясной и свежей.

Я чувствую огромное желание тренироваться.

Анализ средних показателей ЗТД юных шахматистов, показал что применение самовнушения по описанной выше технологии способствует в целом повышению работоспособности ребят. Однако, степень повышения ЗТД напрямую зависит от особенностей Формул самовнушения.

В таблице 2 приведем результаты тренировки с самовнушением.

Таблица 2

Влияние различных формул самовнушения на психофизиологические показатели юных шахматистов.

Психофизиологические показатели

Формулы самовнушения
1 2 3 4 5 6 7
без
само-
вну-
ше-
ния
8
1 Простая реакция       + +   +  
2 Воспроизведение амплитуды движения           +    
3 Интенсивность внимания     + + +      
4 Чувство времени +         +   +
5 КГР +         +   +
6 КЧСМ +         +    
7 ЭТД +         +   +

Примечание: Знак / + / означает положительное влияние формулы самовнушения на психофизиологический показатель. Цифры вверху таблицы обозначают номера формул самовнушения.

Из таблицы 2 видно, что наиболее эффективными являются формулы 1,6,8. Статистический анализ показал, что эти формулы способствуют уменьшению ошибки при воспроизведении 10-ти секундного интервала времени выравниванию эмоциональной активности /КГР/ до оптимального уровня в пределах 9,5-11,7 ком. перед тренировкой и 11,0-13,8 ком. после тренировки, а также выравниванию психического возбуждения /КЧСМ/ до 29-31 герца до тренировки и 29-30 герц после тренировки.

Таким образом, наиболее объективно мы можем оценить особенности функционального состояния юных шахматистов по показателям чувства времени, кожно-гальванической реакции и критической частоты световых мельканий.

Наиболее благоприятное функциональное состояние для повышения эффективности тренировочной деятельности создают 1,6 и 8 пары формул. Эти формулы самовнушения в наибольшей степени соответствуют специфике тренировочной деятельности юных шахматистов, охватывая, как мы предполагаем, более широкий круг психофизиологических функций, принимающих участие в настройке ребят на тренировочную нагрузку, в то время, как остальные формулы не охватывают весь спектр способностей юного шахматиста, а улучшают только отдельные его функции.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кулакова, Э.А. О некоторых проблемах повышения эффективности тренировочного процесса юных шахматистов / Кулакова Э.А., Линовицкий Е.П., Найдоски Т. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 4. - С. 42-47.