ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИМИДЖА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИМИДЖА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

М.Б.Доброрадных,
кафедра культурологии, политологии
и социальной антропологии

Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и подругам и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях. Ведь всё это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека в кругу своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе.

Известный учёный-морфолог М.Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатками тех природных дарований, которые определяют красоту тела и соразмерность всех его частей, стройность сложения, лёгкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании (3).

Современный труд специалиста, студента, требующий в основном интеллектуальных усилий, длительных нервных напряжений, связанных с переработкой большого потока разнообразной информации, существенно отличается от труда чисто физического.

Эволюция пока не выработала реакций, надёжно предохраняющих центральную нервную систему от перенапряжений. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличии от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь приводят к заболеванию человека.

Конечно, научно-технический прогресс сделал много для здоровья и блага человека: увеличилась средняя продолжительность жизни, практически ликвидированы многие инфекционные заболевания (оспа, тиф и др.). В то же время научно-технический прогресс принёс с собой и целый ряд негативных явлений, в частности пребывание человека в современном "русле" сопряжено с очень быстрыми ритмами, высоким эмоциональном напряжении, внезапными переключениями на другие виды деятельности и, главное - естественная потребность человека в движении сейчас в должной степени не удовлетворяется.

Гипокинезия и гиподинамика, то есть снижение двигательной активности, и как следствие, ослабление организма стали сугубо нежелательным фоном жизни современного человека. Не случайно гипокинезию и гиподинамию называют издержками научно-технического прогресса и рассматривают как своего рода конфликт между Биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создал (4).

Таким образом современные люди вынуждены обращаться к одной из важнейших экзистенциональных ценностей* ценности здоровья, которая в значительной степени носит опосредованный силовыми нагрузками характер и лишь на первый взгляд имеет, соотносимое с реальным состоянием тела, содержание.

К экзистенциональным ценностям относятся виды деятельности, которые связаны с обеспечением необходимых условий для человеческого существования (физическое здоровье, работоспособность).

Безусловно, природа тела не может быть полностью редуцирована к социокультурной практике, однако, в большей степени "здоровое" (или "нездоровое") тело - это не сама по себе характеристика физиологической нормы или нарушения, а своего рода социальная конструкция, которая может быть связана как с реальными, так и со мнимыми нарушениями в режиме работы биологического тела человека, с его восприятием и пониманием тех модальностей, которые приняты в конкретном социокультурном пространстве.

Исследователи в области социальной медицины обращают внимание на то, что в цивилизованно продвинутых странах больной теперь далеко не всегда рассматривается как жертва болезни. Более общая ценностная ориентация на то, что каждый должен быть ответственен сам за себя, в том числе, за своё здоровье, определяет и подход к ценности здорового тела, его восприятия как необходимого атрибута и свидетельства социальной адаптированности индивида, его в данном пространстве; напротив отсутствие такого тела весьма часто рассматривается как собственная вина субъекта, но не основание для сострадания со стороны общества. "Быть больным" всё чаще означает "больше, чем просто экзистенциональное состояние; эта позиция воспринимается как определённый образ жизни и особое место в обществе"(9).

Неоднозначность понятия "здоровое тело" имеет иной аспект, связанный уже не столько с характером социальной оценки и социального признания, сколько с личностными смыслами его понимания и трактовки. Большинство людей, как свидетельствуют многочисленные исследования, не видят в самом понятии здорового тела какой либо сложности; они полагают, что это есть само собой разумеющееся - просто не страдающее тело". Однако, если рассматривать ценность здорового тела не в биологическом контексте, а в собственно человеческом, социально-культурном, то её смысл будет существенно иным - и в модальности "социального тела", и "тела культурного". В первом случае необходимо говорить не просто об отсутствии сострадания, но о готовности, пригодности "человека телесного" к выполнению тех или иных функций, социальных предписаний и т.п., во втором же, связанным со сверх утилитарным, не определяемым собственно практикой подходом - о способности и внутренней мотивированности, ориентированности субъекта, обладателя этой личностной ценности, к самосовершенствованию, самореализации, к репрезентированности своего "Я" посредством своего тела.

Встроенность "человека телесного" в социальное пространство не означает лишь одностороннее влияние общественных факторов на развитие, трансформацию телесно-дыхательных характеристик человека: в свою очередь они выступают как материальный субстрой его интеллектуальной и духовной деятельности.

На формирование телесно-двигательных характеристик человека может происходить под воздействием совершенно различных факторов и обстоятельств:

1. Быть продуктом спонтанных влияний среды.

2. Результатом целенаправленных усилий.

К спонтанным влияниям среды - можно отнести представление об идеале телосложения, (хотя как известно, идеал в реальности недосягаем), проходящие модные "течения" на одежду, причёски и т.д. Мода и вкусы менялись в разные исторические эпохи, по-разному трактовались в разных странах, сравнительно часто меняются и сейчас.

Так, эталоном женской фигуры в 2980 г. до н.э. была Венера Виллендорская (археологический фонд), символ плодородия. Её размеры: обхват груди - 244 см, талии - 226 см, бёдер - 244 см.

1880 г. - идеальная женщина XIX столетия - "корсанная модель" (97-46-97 см). Выражение женственности в выступающих формах.

Правда в это время идеалы женщины подразделялись по сословному признаку. Чернышевский в своей диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" писал, что у крестьянок и аристократок разное отношение к эталонам женской фигуры. Так светская красавица должна быть "полувоздушной", хрупкой, нежной. У сельской девушки должны быть другие характеристики: свежий цвет лица, румянец во всю щеку, крепкое, плотное телосложение.

Но Чернышевский делает акцент на общечеловеческие, "общесословные" ценности - ценности здоровья. "Здоровье, правда, никогда не может потерять своей цены в глазах человека; потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить безздоровья - вследствии того румянец на щеках, и цветущая здоровьем и свежестью кожа, продолжают быть привлекательными и в дни светских людей"(7 с.10 ).

1920 г. - символ мира Дориан Джозефин Бейкер: 81-65-81 см.

1950 г. - богиня своего времени, идеал экономического чуда - Софи Лорен: 95-58-95 см.

1968 г. - маникенщица и киноактриса - Твигги -костлявая стройная фигура, абсолютно плоская грудь, идеальная женщина эры хиппи: 72-56-78 см (при весе всего 46 кг).

1990 г. - атлетическая женственность - Синди Кроуфорд: 86-60-86 см, спортивная, уверенная в себе.

1993 г. - эталоном назвали первую красавицу мира Клаудию Шиффер: 92-62-91 см (3 с.28).

За основу их разработок пропорций тела брались единицы меры, равные той или иной части тела человека. Такой единицей меры, называемой модулем, считается высота головы, длина позвоночного столба и пр.

Чаще всего эти измерения отображают усреднённые данные "идеальной" фигуры. Но всё это важно для художников, рисующих человеческие фигуры и для воятелей.

Хотя истинная не антропологическая соразмерность тела человека, признанная и анатомами, и специалистами биодинамики, в своей основе всё же имеет взгляды древних эллинов, у которых культ человеческого тела был достаточно высок. Это особенно чётко отразилось в классических пропорциях работ древнегреческих скульпторов.

Но современный человек понимает, что веяния моды, различные идеалы быстро проходят, а следовательно формирование телесно двигательных характеристик человека должны стать результатом целенаправленных усилий. Тем более, что научно-технический прогресс "приносит" каждый день новые панацеи здоровья: пищевые добавки, поливитамины, гормональные препараты, новые системы физических упражнений и т.д.

Индивидуум живущий на пороге XIX века, опираясь на свои знания, умения и навыки в состоянии позаботиться о своём биологическом теле, путём адекватных мер, которые выбираются в зависимости от профессиональной деятельности, физического развития, и только в этом случае превращение биологического тела в "социальное" или "культурное" тело опосредованно рефлексивным отношением человека к своей телесности, к её оформлению в социокультурном пространстве.

Группа социальных ценностей имеет отношение к функционированию телесности, формированию и использованию физического имиджа в пространстве социального взаимодействия индивидов (использование физических, двигательных характеристик в структуре социальных ролей личности, в её коммуникативном пространстве; значение "телесного потенциала" для достижения социального престижа, роль телесного фактора в процессе социализации и т.п.).

Из далёкой древности дошёл до нас призыв древнегреческого мыслителя Сократа, идеи которого оказали большое влияние на развитие философии, да и ен только философии: "Познай самого себя". Вот именно - "познание себя", объективная самооценка своего физического развития, психофизического состояния необходима для осознанного и оправданного выбора средств и методов для своего духовного и физического совершенствования.

Но мы часто забываем содействовать гармоническому воссоединению: духовного, психического и физического развития (рис.1). Но в классическую эпоху (480-300 гг. до н.э.) древние греки никогда об этом не забывали. Представление о красоте человека прежде всего ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности. Внешний облик человека как бы символизировал определённый уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразие же означало недостаток разума, благородства, силы характера и выступало как отрицание позитивных ценностей (6 с.212).

Рис. 1 Единство 3 начал в человеке: духовного, психического и физического. / по Александрову Н.Г., 1996г. /

1. - Духовное.

2. - Психическое.

3. - Физическое.

Пифагор на первой ступени посвящения своих учеников учил: "очищению души соответствовало очищение тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов" (8 с.188). Побеждать свои страсти было первым долгом посвящённого. Кто не привёл свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать и божественную природу.

Однако отношение к телу как к ценности самой по себе в то же время может также иметь различную смысловую нагрузку, обладать различной модальностью: от абсолютизации этой ценности, превращения её в самоцель ( я - это прежде всего моё тело, и на него должна быть сориентирована моя личностно-значимая деятельность) и до признания невторостепенности, ценностной значимости тела в общей системе социально-коммукативных, личностно-экспрессивных, нравственных, эстетических ценностей (2).

Особоеместо в контексте обсуждения социокультурных смыслов ценности здоровья, здорового тела в его оппозиции анти-ценности нездоровья, занимает проблема инвалидности, телесного увечья, на протяжении длительного времени практически не обсуждавшаяся, как и проблема телесности в целом, в социокультурном контексте.

В современном мире наука приобретает большое значение и развивается всё более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоритической науки, для решения социально-практических проблем. Она обогащает человека, его духовный мир и тем самым способствует развитию (5 с.172). Так научно-технические достижения активно внедряются в область фундаментальной и практической медицины. Учёные научились пересаживать все внутренние органы человека, делать сложные пластические операции, тем самым помогая человеку избавиться от телесного увечья, физических недостатков, успешно решать проблему инвалидности.

Литература

1. Александров Н.Г. Единство трёх начал в человеке // педагогика. - 1996. - № 4. - С. 20.

2. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. - М.: 1996.

3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО "Аспект пресс", 1995.

4. Ильинский И.Н. Молодёжь России: тенденции, перспективы. - М.: Молодая гвардия, 1993.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова, и др.; Под ред. проф. А.Н.Марковой. - М.: Культура и сспорт, 1995.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: Гордарика, 1997.

7. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - М.: ОГИЗ, 1948.

8. Шюре Э. Великие Посвящённые. - Калуга., 1914.

9. Herzich C., Pierret J. Illness and Self in society. Baltimore, 1987.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Доброрадных, М.Б. Ценности здоровья и имиджа в социокультурном пространстве // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 4. - С. 74-79.