ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ: И НАУКА, И ИСКУССТВО, И СПОРТ

ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ: И НАУКА, И ИСКУССТВО, И СПОРТ

В.В. Князева,
кафедра шахмат

Взгляды на проблему шахматного треугольника (шахматы - наука, искусство, спорт) не остаются неизменными. Гипотеза о его составляющих рождена ХХ веком в связи с усилением внимания к игре, ростом числа профессионалов и любителей, сложностью, углублением содержания шахмат. Поэтому вполне естественно, что число принимающих и отвергающих гипотезу находится в постоянном движении. Подобное закономерно, так как в ее основании лежат понятия, опирающиеся на особенности восприятия индивида.

В последнее время споры вокруг шахматного треугольника - что же такое шахматы: наука, искусство, спорт? - приутихли. Подобное закономерно, потому что, вопреки всему, ответ на этот вопрос достаточно прозаичен. Каков сам человек, какова полнота его взглядов и представлений, кругозор, эмоциональная сфера, наконец, какова квалификация, такова и оценка им шахмат, сферы их приложения.

Шахматы - игра древняя, по творческим возможностям - богатейшая. Не одно поколение самых разных людей вдохнуло в них душу. Отсюда и насыщенность содержания. Естественно, что выражение личности в шахматах не укладывается в рамки прокрустова ложа. Их возможности столь многообразны, так богато расцвечены оттенками радуги, что есть от чего прийти в растерянность.

Подробно и аргументировано, более чем на 80 страницах, рассмотрены все три стороны шахматной игры Т. Петросяном в кандидатской диссертации "Некоторые проблемы логики шахматного мышления" . Здесь он , детально анализируя каждый из аспектов, приходит к выводу, что шахматы это - своеобразные и наука, и искусство, и спорт!

Близкой точки зрения придерживаются и многие другие выдающиеся шахматисты.

Попробуем и мы разобраться в проблеме, очертив некоторые ее границы.

Итак, НАУКА. Это понятие "Малая Советская Энциклопедия" 1930 года издания трактует, как "совокупность знаний о реальной действительности (теоретические науки) и о способах ее изменения путем планомерного воздействия (прикладные науки)", обозначая задачи теоретической науки как познание закономерностей в развитии природы и общества. С точки зрения прикладной науки, шахматы, по нашему мнению, можно рассматривать, как средство воздействия на объект природы и общества (человека) с целью получения полезных результатов (воспитательной готовности). Интересно, что "Большая Советская Энциклопедия" ( т.41 - 1939 год, т.53 - 1946 год) отождествляет понятия "наука" и "теория".

В позднейшем издании "Большой Советской Энциклопедии" ( т.29, 1954) наука рассматривается в качестве исторически сложившейся и непрерывно развивающейся на основе общественной практики системы знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития. Шахматы, на наш взгляд, можно считать и наукой о мышлении, так как на базе игры последнее наблюдается и изучается много, продуктивно и давно.

В "Толковом словаре" С. Ожегова наука предстает системой знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельной отраслью таких знаний.

Мы солидарны с точкой зрения Т. Петросяна на науку, который считал ее системой знаний, раскрывающей определенные закономерности той или иной предметной области. Он глубоко убежден, что наука о шахматах существует, и строит под это понятие цепь логических доказательств. Под ней экс-чемпион мира подразумевает основанную на определенных закономерностях теорию шахматной игры, давно, по его мнению, превратившуюся в систему научных знаний.

В принципе по большому счету шахматы - это и есть система знаний о закономерностях мышления и самой игры. Примечательна в этом плане мысль Э. Ласкера о том, что усвоивший правила игры получает ключ к многовековой науке, имея ввиду, конечно, прежде всего сами шахматы. Без научных знаний, а сегодня это особенно очевидно, спортивное совершенствование шахматистов ограничено. Воздействие игры на развивающийся интеллект тогда приобретает бессистемный, случайный, а значит, и неглубокий характер. Исследование закономерностей мышления и возможность управления им посредством древней игры делают шахматы блестящим полигоном для воспитания и научения, открывая дорогу их четвертому аспекту - педагогике.

Закономерно: чем шире научные представления о шахматах, тем выше класс спортсмена. И от этого никуда не деться. На протяжении многих веков "королевская" игра остается предметом пристального научного внимания, многочисленных исследований, выводы из которых - достояние всех поклонников Каиссы. Известны случаи, когда изучение той или иной партии занимало многих специалистов не одно десятилетие, ради короткого вывода: корректен ли сделанный ход?

Ярким примером тому может служить "вечнозеленая партия", игранная между А. Андерсеном и Ж. Дюфренем (Берлин, 1852 г.).

Почти за двухтысячелетнее существование эта блестящая, поразительная по возможностям игра обрела четкую теорию, которой бы не существовало, не будь научных изысканий энтузиастов, страстных поклонников игры. Фундамент науки о шахматах, заложенный В. Стейницем, основателен. Шахматные принципы классиков ежечасно проходят проверку практикой. Так, в недрах истории родился закон централизации, правило квадрата, треугольника, правило пяти, правило семи, оппозиции, принцип двойственности... Результатами творческих научных поисков стали классические шахматные принципы: использование открытых линий (П. Морфи), развитие вначале коней, а затем слонов (Э. Ласкер), пешечное большинство на ферзевом фланге (В. Стейниц), блокировки (А. Нимцович) ...

Детальное познание различных дебютных систем и вариантов - это также результат научных и художественных поисков шахматистов. Вспомним хотя бы теорию позиционной игры В. Стейница, учение Филидора о пешках, систему А. Нимцовича (!). Научно все то, что обосновано, что имеет стойкую ценность. Сегодня теория шахмат, благодаря творческой мысли блестящих умов, представляет стройную систему законов, правил, исключений, принципов.

Очерчивая круг проблем, изучаемых наукой о шахматах прежде всего отметим фундаментальность законов , на которых, как на китах, держится теория. Во - вторых, это - постоянное расширение и углубление теоретических выводов, обогащающих теорию игры. Новинки, дальние расчеты, тончайшие ходы, неожиданное решение, новые варианты, получающие имена своих наиболее последовательных разработчиков, и сегодня не редкость. Наука о шахматах представляет из себя не нечто застывшее и вечное, а живое, находящееся в постоянном движении явление, благодаря чему "королевская забава" остается интересной людям вот уже многие столетия. В - третьих, особо знаменательной, на наш взгляд, является проблема интеграции шахмат в другие отрасли знаний: философию, экономию, социологию, кибернетику ... Наконец, значимой нам видится проблема воспитания при помощи шахматной игры ряда важных для личности качеств натуры. Выделяя ее в самостоятельную проблему внутри круга, мы тем самым открываем новую страницу науки о шахматах.

ИСКУССТВО в шахматах представляет собой не менее существенный, чем наука, аспект игры. По С. Ожегову, искусство - это творческое отражение, воспроизведение в художественных образах действительности.

Отражение мысли посредством шахматных образов - искусство высшего порядка. Мало найдется охотников утверждать, что в шахматах нет творчества. Вне сомнений шахматная партия - это творчество, многоуровневое, разноплановое. Возведенное в разные степени, оно способно быть искусством.

Искусство - это особая форма общественного сознания, посредством которого познается окружающий нас мир. Не случайно шахматный мир по многообразию параметров сравнивают с миром реальным ( А.Луазис). Значит, данную игру можно рассматривать и как модель общества. Это - еще один способ научного погружения: модель мира, его развитие, отношения в нем...

Многие считают шахматы интеллектуальным искусством.

А вот умозаключение Т. Петросяна, которое он приводит в своей кандидатской диссертации, разрубившее, на наш взгляд, гордиев узел дилеммы "наука или искусство?" Он считает науку и искусство двумя равноправными формами общественного сознания и фундаментально это обосновывает.

Эстетика шахмат - самостоятельный курс, рожденный из практики.

Красота в шахматах способна поражать душу так же, как и малиновый закат, как россыпь серебра в ладошке травинки, как пульсирующий родничок - исток великой матушки Волги ... Шахматы - своеобразная и замечательная модель эстетического воспитания растущего поколения, словно запрограммированная на формирование чувства прекрасного.

О принадлежности шахмат к материальной и духовной культуре метко сказал А. Бисно. По его мнению, в шахматах содержатся элементы культуры, искусства и интеллектуальных достижений всей истории цивилизации. С этим высказыванием перекликается и утверждение Я. Рохлина, что шахматы, как и любая область искусства, создают культурные ценности.

Таким образом, искусство в шахматах предстает как форма общественного сознания, создающая культурные ценности и осваивающая окружающую нас действительность присущими ей средствами, как однопорядковое с наукой явление, как элемент прекрасного, как способ воспитания.

Что касается понятия СПОРТ, то, мы полагаем, толкование С.Ожегова не вызывает особые разночтения. Спорт, в его "Толковом словаре", - это физические упражнения для развития и укрепления организма. На первый взгляд данная формулировка далека от шахмат. Но так ли это?

Без сомнения, шахматы - это спорт, хотя и достаточно специфичный, мало что общего имеющий непосредственно с физическими упражнениями. Но соревновательный принцип, наличие спортивных результатов дают полное основание утверждать подобное. Не случайно тренер по шахматам - одна из специальностей, которую можно получить в Российской государственной академии физической культуры. Здесь на кафедре шахмат ( заведующий - доцент Е.П. Линовицкий) ведется большая научно-исследовательская работа по подготовке спортсменов высшей квалификации.

Во многих странах шахматная жизнь регулируется рамками спорта. Шахматные олимпиады собирают год от года все больше команд-участниц.

Шахматы - это состязание умов, интеллектов, это упорное и напряженное противоборство двух соперников. А если принять во внимание, что эта игра тренирует ум, то и она является своеобразным, но все же укрепляющим физическим упражнением (!) Игру в шахматы считают гимнастикой ума неслучайно. Она - эффективное упражнение умственного развития, побудитель воспитательной готовности.

Шахматы относят к индивидуальным игровым видам спорта. Шахматисту, помимо специальных умений и знаний, необходимы немалые физическая и психологическая выносливость, так как квалифицированным спортсменам приходится участвовать в соревнованиях, порой длящихся помногу часов. Подобные "марафоны" под силу далеко не каждому. Шахматист после напряженного поединка может сбросить вес так же, как и спортсмен в любом другом виде спорта.

Н. Крогиус называл шахматы книжным видом спорта, он утверждал, что "творческое содержание шахмат неразрывно связано со спортивным результатом - очком, половинкой или нулем в таблице. И от этого никуда не уйдешь!"

Таким образом, шахматные состязания, шахматная партия это - спорт. Он наравне с наукой и искусством - один из ведущих аспектов шахматной игры.

Ощущения и восприятие личности индивидуальны, они зависят от длинного ряда постоянных и случайных факторов и закономерностей. Поэтому, на наш взгляд, изучение феномена шахмат - принадлежности к той или иной отрасли знаний, умений, навыков - должно базироваться на научно-обоснованных фактах, вытекающих не только из практических наблюдений, но и экспериментов.

Нам представляется целесообразным начать исследование данной проблемы с изучения партий разных времен и народов, разложив их по принципу наличия или отсутствия искомых составляющих - наука, искусство, спорт, а также силы их проявления. Ранжировав результаты, можно будет обозначить "золотое" преломление в шахматах науки, искусства, спорта. Определив таким образом параметры проявления трех аспектов шахматной партии, мы приоткроем новые возможности применения древней игры в педагогике. Это - проблема будущего, тема не одного научного исследования.

Данный эксперимент мы начали с изучения партий, составляющих классическое наследие. Методом случайной выборки было определено 35 поединков корифеев шахматной мысли, достаточно хорошо изученных и прокомментированных аналитиками. Затем наш анализ сопоставлялся с публикациями. Вычленялись критерии, наличие которых давало повод заявить присутствие элементов науки, искусства и спорта.

К научным элементам мы отнесли: "новинку", нешаблонное решение проблемы, доказательство, опровержение ( идеи, закона ...), четкий план. К элементам искусства - гармонию, тонкий ход, оригинальный замысел, впечатляющую комбинацию, перспективную жертву. К спортивным элементам - волю к победе, упорство в защите, атаку обладающего преимуществом, фактор опровержения, фактор времени.

Кроме того, было проанализировано 26 партий " большого спорта" ( гроссмейстеры, мастера), 153 партий "малого спорта" ( массовые разряды - кандидаты в мастера), 32 поединка любителей шахмат.

Результаты ранжирования таковы.

"Классики": 1-2. Наука, искусство. 3. Спорт.

"Большой спорт": 1.Спорт. 2.Наука. 3. Искусство.

"Малый спорт": 1.Спорт. 2.Наука. 3.Искусство.

"Любители": 1. Спорт. 2.Искусство. 3.Наука.

Средний показатель для шахматной игры в целом идентичен результату ранжирования для "любителей":

1.Спорт. 2. Искусство. 3. Наука.

Таким образом, триединство наука, искусство, спорт - это единое целое. Оно представлено во всех партиях в разной мере, но в наиболее совершенной форме - в классическом наследии. Меньше всего заботятся о науке и искусстве профессиональные игроки, ставя на первое место спортивное достижение. Ниже по всем трем позициям количественные показатели игроков-любителей.

На основании полученных данных можно утверждать, что далеко не каждая игранная партия содержит в себе все три аспекта в равной степени. Мера в ней элементов науки, искусства, спорта подвижна и зависит в определенной степени от научного, спортивного и обще интеллектуального эквивалентов игрока и поставленных перед ним целей. В исследованных партиях присутствие элементов искусства ниже научных, а подавляющее преимущество получает спортивная цель.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Князева, В.В. Единое целое: и наука, и искусство, и спорт // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 4. - С. 80-85.