МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.А.Щетинина,
кафедра УЭФКС

Многоуровневый маркетинг (MLM, происходит от английского Multy-Level Marketing) - одно из эффективных направлений в бизнесе, требующее тщательного разъяснения и обучения. Основная функция маркетинга: планирование производства, сбыта и продвижение продукта на рынок. Многоуровневый - обозначает систему поощрения людей, доставляющих продукт или услугу потребителю. Multy (много) - означает "более чем один". Level (уровень, ступень) - скорее означает "поколение". В настоящее время пользуются термином "сетевой маркетинг".

По данным Каленча, первой компанией, которая начала использовать концепцию сетевого маркетинга, стала California Vitamins по распространению пищевой добавки. Она была основана в США в конце 1940 года и существует до настоящего времени.

Через несколько лет она изменила своё название, в связи с тем, что в 1959 году отделились два её ведущих дистрибьютора и создали новую компанию, которую назвали "Amway Corporation".

В настоящее время это международная компания, которая также использует концепцию сетевого маркетинга.

В период 1959-1975 гг. концепция MLM медленно развивалась. В течение этого периода около 30 фирм вступили в сетевой бизнес. В 1979 году Федеральная комиссия по торговле признала законный статус сетевого маркетинга, а в 1982 году законодательным актом признан юридический статус "независимого контрактёра" за участником прямых продаж и дистрибьютором MLM-компаний. В период с 1979 по 1983 г. в индустрию МLМ только в США пришло более 5 миллионов человек.

До настоящего времени нет информационного центра, пользователей системы Интернет немного. Существует вакуум, людям трудно ориентироваться.

На Западе в средней школе, колледже или университете факультативно знакомят с МLМ: история бизнеса, системы работы и т.д.

В 1977-78 учебном году в академиях управления и финансовой ввели курсы по сетевому маркетингу, для того чтобы новые генерации были подготовлены к экономике ХХI века. Во многих странах происходят революционные изменения в управлении, и сетевой маркетинг - одно из их проявлений.

По сетевому маркетингу в мире распространяется более тридцати видов товаров и услуг. В их число входят: ароматерапия, товары гигиены, средства по избавлению от курения, продукты питания и пищевые добавки, путешествия, подготовка и приём на работу, образование, финансовый сервис (кредитование), компьютеры, кредитные карты и многое другое.

Этот вид экономики заказного, индивидуального распространения продукции очень высокого качества появился в США в 70-х годах нашего столетия, который не использует массовой рекламы и не подлежит продаже через прилавок. Появление Высокой технологии (Хайтек) обеспечивает высокое качество и разнообразие продукции, что требует квалифицированной консультации со стороны распространителя. Появление компьютерных технологий, которые также позволяют систематизировать и обрабатывать заказы, услуги и вознаграждения, используется в МLМ.

Сфера деятельности специалиста по физической культуре и спорту в условиях рыночных отношений предполагается исходя из интересов потребителя, которые ещё необходимо сформировать.

Выпускники академий физической культуры, имея соответствующую подготовку, могут оказывать услуги по применению продуктов Хайтека на спортивном рынке товаров и услуг, но для это студентов нужно своевременно обучить современным методам экономики по системе спецкурсов Сетевого маркетинга.

Большинство штатов США, а позже Великобритания, Франция, Канада, германия, страны Латинской Америки и многие другие государства признали сетевой маркетинг легитимным видом бизнеса.

Появились первые компании в Азии, Австралии, Японии, Малайзии и Западной Европе, которые начали применять эту бизнес-стратегию.

В начале 80-х годов этот вид деятельности получил совё развитие в Восточной Европе. В Венгрии было создано 98 фирм, в которых было занято от 3 до 5% населения. Люди посещали презентации, вступали в бизнес и обучались во время работы.

Ежегодный прирост индустрии МLМ составляет от 20 до 30%. По некоторым оценкам, сейчас от 4 до 5 тысяч компаний в мире работают по системе МLМ и осуществляют оборот в несколько миллиардов долларов в год.

Некоторые компании, работающие по принципу сетевого маркетинга, включены в список Нью-Йюркской Фондовой Биржи и в список ста наиболее удачливых и быстро растущих компаний ( Fortune’s List). Среди них Avon, Amway, Shaklee, Mary Kay Cosmetics, Colgate-Palmolive, Gillete, MCI, US Sprint, Tupperware).

Это не только американский феномен, Компания Amway наряду с IBM и Mobil Oil является одной из самых быстро развивающихся в Японии, а в Малайзии существует более 800 компаний сетевого маркетинга.

Первой компанией, которая появилась на русском рынке, была компания Herbalife International, затем Newyas.

В настоящее время в России в сетевом бизнесе занято около 2-3 миллионов человек. Процесс идёт очень бурно. Более ста фирм работало в 1995-1996 гг., в первой половине 1997 г. до двухсот, а ожидается - до нескольких тысяч.

Контроля за этим процессом со стороны государства нет. Не существует стабильных условий для работы в сетевом бизнесе, т.к. не принято законодательство, отражающее все аспекты этой деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Щетинина, А.А. Многоуровневый маркетинг в сфере физической культуры и спорта // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 4. - С. 103-105.