ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О.М. Врублевская,
кафедра спортивной режиссуры

Первым этапом создания спортивно-художественного представления (СХП) является, как известно, написание сценария. Ознакомление студентов с понятийным аппаратом, необходимым для написания сценария, и методом практического освоения его и посвящена эта статья.

СЦЕНАРИЙ - это литературно-художественная основа постановки предложенного режиссеру к осуществлению спортивно-художественного праздника. С чего начинается написание сценария? С отбора нужных сюжетов, а также выразительных и изобразительных средств, которые будут воздействовать на чувства зрителей в процессе восприятия ими представления, и на артистов-спортсменов во время их работы на площадке, то есть с отбора того, что в театре называется ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ. ОТБОР ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ - один из главных законов художественного творчества.

Что же является критерием отбора предлагаемых обстоятельств? ИДЕЯ - страстный призыв, который пройдет через все СХП и соединит все эпизоды его единой мыслью, и образное воплощение которой откликнется в душе зрителя нравственным выводом. Откуда берется эта идея? Она рождается из заинтересованного, окрашенного конкретным чувством, ОТНОШЕНИЯ режиссера к общественной проблеме, вызвавшей необходимость создания этого спортивно-художественного представления.

ПРОБЛЕМА - это противоречие между привычным укладом жизни общества и новой потребностью, которая не согласуется с этим укладом, и которое уже развилось до степени выраженного КОНФЛИКТА, требующего разрешения. Одним из путей разрешения социального конфликта является формирование широкого общественного мнения, чему и служит, как правило, спортивно-художественное представление.

Исследование конфликта на определенном срезе общества, где он наиболее остро проявлен, даст ТЕМУ будущего СХП, то есть ту первую ступеньку отбора нужного и отсечения лишнего, - жизненный материал, на котором будет строиться представление.

Например, известно, что жизненный уклад широких масс нынешнего российского населения - "выжить", причем задача эта решается каждой семьей отдельно путем ненормированной работы по обеспечиванию самого необходимого - пищи и одежды. И за всеми этими вот уже десятилетними частными заботами "вдруг" обнаружилось, что нация в целом сильно постарела и ослабела здоровьем. Особенно это заметно по детям, они все больше и тяжелее болеют и все меньше у них возможностей укреплять здоровье. То есть созрела потребность физического воспитания и оздоровления широких масс и в первую очередь детей и юношества, а такую задачу в обществе, где каждый озабочен решением своей частной проблемы, не решишь. Таким образом, в недрах общества созрела необходимость привлечь внимание руководства страны к этому вопросу, например, путем формирования широкого общественного мнения. То есть у режиссуры спортивно-художественных представлений появился социальный заказ постановки спортивно-художественного представления на тему оздоровления детей.

Итак, студенты отделения Спортивной Режиссуры, как будущие постановщики представлений широкого общественного значения, прежде чем начать писать сценарии, должны научиться:

- видеть проблемы общества, в котором живут,

- "заболевать" ими, чтобы получить эмоциональное отношение к проблеме, - источник идеи и активности в работе,

- формулировать идею, смысл своего СХП,

- определять тот социальный срез, где исследуемая проблема наиболее ярко выражена,

- оперировать законом отбора предлагаемых обстоятельств.

Всему этому можно научиться, следуя методу, давно отработанному на режиссерских факультетах театральных вузов. "Идейно-тематический анализ литературного произведения". На первых порах лучше, если это будет не драматургия, а небольшие непереводные произведения классиков, где достаточно много обстоятельств уже отобранных автором, что помогает освоить закон отбора предлагаемых обстоятельств. Второе требование: в поисках проблемы, вынудившей автора написать данное произведение, нужно исходить из уклада жизни той эпохи, которую описывает автор. И третье: произведенный анализ обязательно нужно подвергнуть обсуждению товарищей по группе и преподавателя, чтобы расти в умении и научиться доказательно отстаивать свою точку зрения.

Начать учиться идейно-тематическому анализу удобно с "Повестей Белкина" А.С.Пушкина, рассказов А.П.Чехова, И.С.Тургенева, А.М.Горького, И.Бунина, М.Булгакова, К.Паустовского, И.Шукшина, повестей Ч.Айтматова и т.д. и т.п.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Врублевская, О.М. Проблемы создания спортивно-художественных представлений // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 108-109.