ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ ПО ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУРСЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ ПО ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУРСЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

С.Н.Мягкова,
кафедра истории цивилизации,
физической культуры и спорта

Работа в специализированном физкультурном вузе требует от преподавателей гуманитарного цикла особо внимательного отношения к профилю института, использования некоторых сведений из истории физической культуры при чтении лекций и проведении семинарских занятий по таким дисциплинам как, например, "История России", "Культурология" и проч. Эти сведения, вплетенные в контекст общего исторического повествования, значительно оживляют интерес студентов к гуманитарным наукам, заставляют их более внимательно вчитываться в предлагаемые исторические источники, будят их творческую мысль. Приведем несколько примеров, использование которых на занятиях позволяет удерживать внимание студентов при изучении отдельных исторических периодов.

Рассказывая об истории восточных славян можно остановиться на традициях, например, кулачного боя, который издревле существовал на нашей земле. Испокон века устраивались общенародные "игрища", зачастую имевшие и ритуальный характер: они проходили в дни славянских, еще языческих празднеств - Красной горки, Масленицы или во время тризны, своеобразных поминок по умершему (4). Кулачные бои были непременной частью такой поминальной тризны. Обычай этот столь древний, что невозможно даже приблизительно указать его возраст. О древнем славянском обычае поминальных спортивных игрищ хранит память одно из старинных русских названий кладбища. Звучало оно необычно: "буевище", то есть место, где проходили бои. Слово "буй", в смысле кулачного боя, сохранилось в ряде диалектов русского языка, и сравнительно недавно так называли свои кулачные "стенки", например, саратовцы. "Буй-Тур Всеволод" в "Слове о полку Игореве" - это богатырь, подобный в бою грозному разъяренному туру.

На занятиях, посвященных принятию христианства на Руси, интерес студентов привлекает легенда, появившаяся в Новгороде, которая якобы объясняла причину возникновения палочных боев. Еще в языческом Новгороде на почетном месте стоял идол Перуна, державший в руке дубовую палицу с тяжелым оловянным навершием. Когда же после принятия христианства идола срубили и швырнули в Волхов, то он, проплывая мимо, швырнул свою палицу на Великий мост и разъяренно крикнул людям:"Поминайте меня и бейтесь, безумные, на этом мосту!" Поэтому и палки, употреблявшиеся в бою, назывались "перуновыми палицами" (5). Фехтование на палках вообще один из древнейших видов спорта. Наряду с классическим фехтование на палках практиковалось спортсменами Европы и Америки еще в конце прошлого-начале нынешнего века и входило даже в программу I Олимпийских игр современности в Афинах в 1896 году.

История Древней Руси IX-XШ вв. будет явно неполной без более или менее детального изучения русского народного эпоса. По подсчетам историков (6), свыше трехсот строк в записях свыше сорока сюжетов былин дают упоминание значительного числа исторических реалий, содержащих и элементы физической культуры. В былинах отражены разнообразные конные виды, прообразы отдельных видов легкой атлетики, стрельба из лука, борьба, поднятие тяжестей, шахматы и некоторые родственные им игры, кулачный бой, охота, плавание. Кроме того, отражены в былинах некоторые виды, не имеющие аналогов в наше время, например, различные способы испытания физической силы (удар палицей по дереву или по камню и т.д.) (6, 11). Цитирование отдельных мест из различных циклов былин ( и не только о хорошо известных трех богатырях, но и "Дюк Степанович", "Иван Гостиный сын", "Ставр Годинович", "Василий Буслаевич" и др.) дает представление о значении в Древней Руси хорошей физической закалки, ловкости, силы, выносливости, конной подготовки, Кстати, о роли самого коня в древнерусском обществе говорят памятники древнерусского права, в частности "Русская Правда", изучение которой также входит в программу гуманитарного цикла. Целый ряд статей Краткой и Пространной редакций показывает, что конь ценился выше любого другого домашнего животного (10). В былинах же описывается своеобразное конное троеборье состоятельных соперников, включающее конную выездку с демонстрацией одежды, конные прыжки через водную преграду и оценку имущества, значительную часть которого составляли конные табуны, конюшни, богатая сбруя (12).

Трагический эпизод вероломного убийства великого князя владимирского Андрея Боголюбского в 1174 году никогда не оставляет равнодушными слушателей. Студенты-спортсмены всегда обращают внимание на физическую подготовку князя, который будучи безоружным, окруженный изменниками, осыпаемый со всех сторон ударами, с голыми руками вступил в эту неравную и последнюю в его жизни схватку. Уже раненный, уклоняясь от ударов вражеского оружия, он ловким приемом обезоружил близстоящего изменника и так рубился с толпой заговорщиков, что, уходя, пришлось им одного из своих товарищей уносить на руках.

Славная Куликовская битва также не может быть обойдена вниманием со стороны интересующих нас фактов. В канун битвы отряд из пятерых русских разведчиков получил приказ взять языка, но не простого воина, а достаточно осведомленного военачальника. Оторвавшись на сотню верст от своего войска и приблизившись к самой ставке Мамая, разведчики незамеченными долго выжидали удобного случая. И наконец, двоим из них - Петру Горскому и Карпу Александровичу удалось выследить и скрутить нужного им пленника, причем так ловко, что никто из врагов даже не успел ничего заметить (5). Дмитрий Донской имел возможность строить свои боевые планы с точным учетом необходимых сведений о неприятеле, а мы имеем сведения об использовании воинами захватов, ударов, бросков, болевых приемов и т.д.

Не менее интересно будет узнать студентам, что в Новгороде археологи обнаружили свыше десятка лыж XI-XIV веков. Одна из лыж имеет длину 1 метр 92 см. Средняя ширина - 8 сантиметров. На месте крепления толщина до 3 сантиметров. Есть отверстие для продевания ремня. Значит пятьдесят веков назад лыжи на Руси были очень распространены. Никоновская летопись (1444) сообщает об успешном походе В.И.Оболенского с москвичами на лыжах против татар, грабивших русские земли у Переяславля-Рязанского. Лыжная рать Ивана III освободила от татар "Югорскую" землю (1499), названную А.Твардовским "опорным краем державы". Воины-лыжники успешно действовали в Ливонской войне 1558-1583 гг. (3).

В памятниках русской письменности часто встречаются прямые и опосредованные обращения к вопросам физической культуры, например, в "Повести временных лет", "Слове Даниила Заточника по редакциям XII и XШ вв.", "Домострое" и др. Практически в каждом тексте есть обличающие, к сожалению, фразы о "бесовских забавах", "об утолоченных местах для игрищ", "об эллинских беснованиях", что наводит на мысль о достаточных знаниях наших предков Олимпийских игр. Прямое обращение к ним осуществил русский переписчик XV века, делая самостоятельную сноску в сочинении греческого философа Дионисия Ареопагита. Переписчик кратко, но исчерпывающе объяснил, что есть Олимпийские игры: "Олимпиады называют пять видов состязаний. Первое - бой кулаками! Второе - борьба! Третье - бегать и ездить на колесницах! Четвертое - прыгать! Пятое - метать камни!" (9).

"Бесовские игрища" осуждались не только православной церковью, но иногда запрещались даже и представителями светской власти, как это имело место в царствование Алексея Михайловича. Его указ от 1648 года, запрещающий все, по сути дела, народные развлечения и формы физического воспитания господствующих классов, за исключением охоты, предписывал "ослушников бить батогами и ссылать в украйные города" (2). Ситуация изменилась в эпоху правления ПетраI. В сущности, именно с реформ Петра I началась государственная регламентация физического воспитания в России. Впервые в истории образования нашей страны физическое воспитание вошло в цикл изучаемых дисциплин отдельных учебных заведений. Наряду с распространением новых педагогических идей получили известное распространение и идеи физического воспитания. К этому же следует отнести и проникновение из западноевропейских стран совершенно новых форм физического воспитания, еще до этого не применявшихся в России. Таковы фехтование на рапирах, вольтижировка, катание на коньках и на буерах (1).

Среди указов Петра I не встречается ни одного, который прямо говорил бы об отрицательном отношении к народным забавам. Правда, указ правительствующего синода от 17 апреля 1721 года пытается бороться с одним из вошедших в обычай развлечений - в Пасху обливать ледяной водой или купать в реках якобы проштрафившихся людей. В указе говорится: "...Однако от той суетной забавы делается не токмо здравию, но и животу человеческому тщета; ибо от невежд купанием в глубинах иногда людей потопляют или разбивают, а сонных или хмельных внезапным обливанием ума лишают" (1, С.112).

С большим интересом воспринимают студенты физкультурного вуза сведения об изменениях правил кулачного боя - одного из самых распространенных развлечений на Руси. Особо следует отметить указ Екатерины I "О кулачных боях", который вышел в 1726 г. и регламентировал правилами их устройство и проведение. Подлинный текст указа говорит следующее: "Ее императорскому величеству стало известно, что в кулачных боях, которые бывают на Адмиралтейской стороне и на Аптекарском острове, многие люди, вынув ножи, за другими бойцами гоняются; другие, положа в рукавицы ядра, каменья и кистени, бьют многие без милости смертными побоями, и это убийство между подлыми за убийство и в грех не вменяется, также и песком в глаза бросают; поэтому кулачным боям в Петербурге без позволения главной полицейской канцелярии не быть; а кто хочет биться для увеселения, те должны выбрать между собой сотских, пятидесятских и записывать свои имена в главной полицейской канцелярии; выбранные сотские, пятидесятские и десятские должны осмотреть, чтобы у бойцов никакого оружия для увечного боя не было; и кто упадет, лежачего не бить" (1, С.111).

История интересна тем, что очень сложно, вернее почти невозможно выделить и обособить отдельную ниточку из прочной ткани исторического процесса. Материальные и духовные накопления различных периодов настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что нельзя, предположим, представить себе обращение к гуманистическим идеям в сфере физического воспитания в конце XIX века (когда формировалась концепция Пьера де Кубертена) без обращения к тем же проблемам XVIII века, эпохи Просвещения и российского "Просвещенного абсолютизма". Именно в тот период и закладывался будущий особый интерес к гуманистическим идеалам олимпизма в России.

В российском государстве с начала XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования, создается система физической подготовки в армии, получают развитие фехтование, стрельба из ружей и пистолетов, лечебная гимнастика, плавание, игры и другие физические упражнения. Потребовалось много усилий со стороны прогрессивной общественности, чтобы физическая культура была признана общественной ценностью, способствующей воспитанию подрастающего поколения, а также оздоровлению нации.

Представители естественнонаучного направления - русские ученые и врачи-гуманисты, такие как А.П.Протасов, А.А.Прокопович-Антонский, С.Г.Забелин, Н.М.Максимович-Амбодик и др., пропагандировали физические упражнения как средство оздоровления народа. Особенно это хорошо видно, например, в докладах А.П.Протасова, сделанных им в Академии наук в 1765 году - "О физическом воспитании детей" и "О необходимости движения для сохранения здоровья".

Общественно-педагогическое направление составляли представители и деятели литературы и просвещения: М.В.Ломоносов, чей гений подсказал ему идеи, которые были воплощены в статьях "О размножении и сохранении народа российского", "Об истреблении праздности". И.И.Бецкой - придворный человек, официальное лицо, который кроме того, что составил "Генеральное Учреждение о воспитании обоего пола юношества", "Устав воспитания двухсот девиц", "Устав сухопутного шляхетского кадетского корпуса" и пр., постоянно проводил наблюдения за воспитанниками вверенных ему учебных заведений, состоянием их здоровья, влиянием на них физического воспитания. Интересны воспоминания бывшего кадета С.Н.Глинки. "Такое воспитание начиналось самого первого дня пребывания кадета в корпусе. Нас принимали как спартанских отроков: раздевали, заставляли бегать и прыгать. В корпусе специально было выстроено особое здание, предназначенное для гимнастических упражнений и игр. Среди кадетов были отличные бойцы, рапиристы, лихие наездники, искусные пловцы, - благо купальни были просторные и широкие" (7, С.159).

Н.И.Новиков - общественный деятель и популярнейший из публицистов. В "Московских ведомостях", когда он был издателем и редактором, появились этюды "О воспитании и наставлении детей", статья "О должном попечении родителей в рассуждении телесного образования детей" и т.д.

Екатерина II - державная просветительница, считала полезным давать детям правильные понятия в области гигиены и воспитания. Она сочиняла детские сказки (например, "О царевиче Февее"), где, может быть в несколько прямолинейно назидательном, но абсолютно доступном пониманию тоне дает иллюстрацию тех мыслей, которые она проводила в своих педагогических трактатах. "Учить подвижным играм, кои придают телу силу и поворотливость, уму - бодрость и расторопность". "Ребенок должен вдоволь купаться, плавать, ездить верхом, учиться стрелять из лука и ружья, метать копья в цель. Тогда он вырастет крепким, закаленным телом и душою".

Все средства воспитания, которые упомянуты в сказке, подробно рассматриваются и защищаются в составленной императрицей "Инструкции князю Н.И.Салтыкову" о воспитании внуков Александра и Константина Павловичей. Показательна такая фраза: "Не оставлять их высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начинать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получали бы умножение знания". "Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей" (7, С.160).

Екатерина II пыталась заботиться о полезном и здоровом времяпровождении не только детей, но и взрослых. В качестве примера можно обратиться к известной Петербургской карусели 1766 года. На наградных медалях имеется знаменитая надпись: "С АЛФЕЕВЫХ НА НЕВСКИЕ БРЕГА", которая когда-то и привела к сопоставлению петербургских ристалищ с Олимпийскими играми, хотя, безусловно, они таковыми не являлись. Мероприятие говорило о прекрасном знании истории античности, средневекового рыцарства, использовании мотивов древнегреческих мифов при составлении программы праздника. Но есть и другая надпись по окружности карусельного жетона: "ПОЛЕЗНЫЕ ЗАБАВЫ" (8, С.133-134). А вот эта надпись уже говорит о социальной значимости Олимпийских и им подобных игр и соревнований.

Следует отметить преемственность гуманистических идей в различные исторические периоды. Так же, как идеи гуманизма французского Просвещения повлияли в конце XIX века на концепцию физического воспитания Кубертена, так и российские просветители XVIII века сыграли свою роль в накоплении той критической массы духовного сознания, которое позволило и России не быть в стороне от олимпийского движения конца XIX века.

Примеры, касающиеся интереснейших вопросов истории Российского государства XIX-XX вв., которые так или иначе связаны с проблемами физического воспитания и спорта, можно продолжать бесконечно. Однако даже вышеизложенный материал позволяет сделать вывод о целесообразности использования сведений из истории физической культуры в курсах гуманитарного цикла в специализированных спортивных вузах.

Литература

1. Грачев А.В. Физическое воспитание в России в эпоху реформ Петра I // Очерки по истории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1938. - С.107-139.

2. Золин П. Древние ристалища Руси. - М.: Товарищество "Московский писатель", 1989. - С.3-35.

3. Кулинко Н.Ф. Олимпийские игры как общечеловеческая культурная ценность // 2-я науч.-практ. конф. "Физическая культура и олимпийское движение Урала". - Пермь, 1993. - С.11-15.

4. Лукашев М.Н. И были схватки боевые...: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 238 с.

5. Лукашев М.Н. Слава былых чемпионов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. -96 с.

6. Мордвинцев В.М., Старков В.А. Былины как источник по изучению физической культуры Древней Руси. - Киев, 1985. - 26 с.

7. Мягкова С.Н. Использование гуманистических идей эпохи Просвещения в сфере физического воспитания в России (вторая половина XVIII века) // Олимпийское движение и социальные процессы: Мат-лы VII Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр. - Краснодар, 1996. - С.158-160.

8. Описание русских медалей. Составил по поручению начальника С.-Петербургского монетного двора действительный член императорского археологического института горный инженер В.П.Смирнов. - Спб., 1908. - С.133-134.

9. Пейчев В. Находка в старинной рукописи // Наука и жизнь. - 1979. - № 10. - С.151.

10. Русская Правда // Российское законодательство X-XX веков. Т.,I. Законодательство Древней Руси. - М.: Юридическая литература, 1984.

11. Старков В.А. О физической культуре Древней Руси // Актуальные вопросы исторической науки. - Киев, 1988. - С.123-129.

12. Старков В.А., Мордвинцев В.М. Конные состязания в Древней Руси (по былине "Иван Гостиный сын"). - Киев, 1986. - 29 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мягкова С.Н. Использование сведений по истории физической культуры и спорта в курсе гуманитарных дисциплин // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 126-132.