ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА

В.Н.Непопалов, кафедра психологии,
Н.Я.Корх, кафедра стрелкового спорта

Конец XX века характеризуется появлением в психологической науке двух ярко выраженных тенденций развития. Первую можно обозначить как дифференциацию предмета исследования, а вторую - как интеграцию его отдельных элементов и образование новых предметных областей. Первая тенденция связана с освобождением психологической науки от чуждых ей наслоений и восстановлением культурно-исторических традиций российской психологии. Вторая - связана с современным этапом развития науки, с тем что было накоплено за последние десятилетия в западной и советской психологии, и отражает давно назревшую потребность общества в реализации психологических знаний на практике. Наличие этих двух тенденций приводит, хоть и с опозданием, с одной стороны к переосмыслению содержания и структуры психологической науки, а с другой - уже привело к появлению разнообразных форм практической психологии. При этом, одни формы обеспечены теоретическим и экспериментальным потенциалом науки, другие как колдовство или шаманство - лишь архаичными и средневековыми мифами. Вследствие этого, можно фиксировать что дальнейшее развитие самой науки будет связано с развитием научной практической психологии.

Оставляя в стороне развитие первой тенденции, рассмотрим в этой статье вторую. Интерес ко второй тенденции объясняется, во-первых, тем, что она стремится построить специфическое научное знание о реальности индивидуальной жизни человека. Именно эта реальность требует комплексного подхода, межпредметных знаний и интеграции отдельных элементов разных наук. Появление интегральных наук, например, интегральной антропологии, экологии, психологии жизненной среды и других, создает общенаучный фон для гуманизации современного научного исследования. Во-вторых, начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес-планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Каков их социальный статус и место в системе общественного производства? Какими принципами они руководствуются? Какие задачи решают? В-третьих, появление практических психологов в сфере образования, медицины и управления общественным сознанием привело к осознанию роли и необходимости применения неиспользованных до сих пор психологических техник и знаний о "другом" человеке. В связи с этим область применения психологии стала значительно расширяться. В настоящее время назрел вопрос о создании такой межпредметной области как спортивная психология. Не претендуя на полноту изложения, цель настоящей статьи кратко осветить основное содержание данной области.

Актуальность появления данной позиции в физкультурно-спортивной сфере вызвана тем, что до сих пор, с одной стороны, в силу сложившейся традиции в советской науки, спортивная наука использовала психологию в части заимствования отдельных теоретических представлений, методического арсенала и, в связи с этим, клишированием отдельных экспериментальных исследований. Вследствие этого, результаты такого подхода носили лишь познавательный интерес для тренеров, но редко служили руководством к действию в практической деятельности, т.к. не вписывались в медико-педагогическое сознание и мышление тренера. При этом психология рассматривалась как одно из средств исследования, а не как предмет или практика подготовки. С другой стороны - можно фиксировать, что в послевоенное время тренеры под влиянием идеологических установок "на высокие спортивные результаты", взяв за основу медико-биологические представления на человека, оттеснили на периферию общественного сознания и спортивного пространства как физическую культуру, так психологию в ее прикладном и практическом аспекте. Вследствие этого в последующие годы и до настоящего времени превалирует ориентация "на наращивание тренировочных нагрузок" у спортсменов (2) и наращивание функциональных обязанностей у тренеров (5), а вместе с этим наращиваются нерешенные проблемы - проблемы психологического обеспечения, где психологическая подготовка лишь ее часть; проблемы не физиологического, а возрастно-психофизического развития; психология формирования и управления двигательным действием; формирование личности спортсмена; проблемы спортивной карьеры; жизнь после спорта; психология деятельности и личности тренера; психология управления спортивным движением; проблемы женского спорта и т.д. И это не окончательный список проблем, которые вряд ли разрешимы без современных средств культурно-исторической психологии.

Сегодня как попыткой преодоления этих проблем, - отмечает Г.С. Абрамова - "представляется создание особой области знания о человеке, которую, по-моему, можно назвать по всем объективным признакам наукой (Пиаже Ж.,

П. Копнин, П. Кедров, М. Ярошевский и др.). Это практическая психология."(1). Соглащаясь в целом, все же отметим, что с этим трудно согласиться, так как речь не может идти о создании науки, - она уже есть! ( Э. и В. Штерн,

Г.Мюнстерберг, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Г.П.Щедровиц-кий и т.д.). Речь может идти только о осознании ее необходимости, восстановлении ее статуса как части общей психологии, обновлении, насыщения ее новым содержанием и дальнейшем развитии (9). Но оставим в стороне методологические и исторические предпосылки зарождения и становления практической психологии, которые были осознаны и развиты в начале века в Германии и России; также оставим в стороне методологический анализ содержания различных форм, появившихся и работающих сегодня "практических психологий" - это все темы отдельных статей и обсуждений. Наша задача более скромная - ответить на запросы практики и в целом наметить пути решения, создав тем самым предпосылки и условия для подготовки соответствующих специалистов, способных решать вышеуказанные проблемы.

Поэтому и прежде всего необходимо ограничить позицию спортивного психолога, выявив достаточное условие существования. Анализ содержания привел нас к тому, что основная работа практического психолога сводится к оказанию помощи "другому" (Абрамова Г.С., 1994 и др. ). Данное указание на определенность позиции осмысленно с общечеловеческой точки зрения, но с научной - является поверхностным и абстрактным. Все помогают, но вопрос в том "как это делает психолог"? Отметим здесь лишь появление позиции "другого", к чему вернемся ниже.

Более конкретно позиция задана в "Словаре практического психолога" , где читаем: "Психолог практический - к его сфере деятельности относятся диагностика психологическая, выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на использовании специальных психологических техник (11; с. 474). Данное определение наоборот слишком операционализировано и функционально, оно указывает на вполне конкретные этапы деятельности психолога. Но исчерпывается ли данная позиция арсеналом этих действий? Почему не указываются такие действия, как исследование, консультирование, коррекция и т.д.? В этом подходе выделим, один, важный для будущего, элемент - указание на "психологические техники".

В целом же, в связи с неопределенностью таких подходов, необходимо задать предметно-деятельностную область данной позиции. Зададим через оппозицию "специалист - не специалист" или "психолог - эмпирический субъект ( неквалифицированный психолог или специалист, но в другой области знаний и практики) /Е. Аллен, 1987; А.А. Дергач, 1996; Г.С. Абрамова, 1997/.

1. "Другой" для специалиста не объект и не пациент. Это человек определенной истории и эпохи, общества и культуры, представитель определенной социальной и профессиональной группы, ассимилировавший вполне определенный набор жизненных средств и планов своей жизнедеятельности. Для не специалиста - "другой" задан через описание дихотомичных свойств, проявленных в конкретном типе взаимодействия (Петя-Вася, плохой - хороший, нужный - не нужный, товарищ-враг и т.д.). Его знание о другом всегда абстрактно и существует в границах конкретного типа отношений.

2. Специалист видит другого в многообразии его отношений с миром (общество, государство, природа, группы, другие и т.д. и т.п.), в многообразии мотивов и установок, наслоений знаний и умений, желаний и множественности "Я". Он видит проблему и разрешает ее в совместной работе с другим. Другой для не специалиста типичен, наделен потребностями и желаниями. Другой - клиент или заказчик и задача заключается в том, чтобы даваемые рекомендации отвечали потребностям клиента.

3. Проблемы другого это жизненные и профессиональные проблемы. Специалист принимает их форме задачи и решает, применяя различные психотехнические средства. Не специалист сводит проблемы к типичным, для которых уже есть стандартные решения.

4. Специалист ориентирует другого в его целях, открывая иные типы взаимодействий и взаимоотношений, и осуществляет вместе с ним поиск адекватных способов действования и поведения. Не специалист преследует свои цели, "используя клиента для реализации своих склонностей" (1; с. 33). Он исходит из своей "Я-концепции" игнорируя "Концепцию -Я" другого.

5. Специалист, понимая ограниченность исторически заданных теорий и катаклизмы внутреннего мира другого, стремится понять его и соответственно использует в своей работе множество теорий и техник. Он, используя принцип "здесь и теперь", как бы заново конструирует внутренний мир "другого". Не специалист не производит аналитической работы, ограничивая свою работу рамками какой-то одной из теорий. Она для него "панацея от всех проблем".

6. Для специалиста "оценка" является одним из результатов его работы, так как оценка и последующие рекомендации есть продукт мыслительной деятельности.

Для не специалиста "оценка" не следствие, а причина, порождающая "типичный стиль поведения". Он находится в ситуации детского восприятия, как бы каждый раз заново познавая мир. Мир интересен ему и он навешивает ярлыки "что есть что" и от того "что есть что" - он строит свое поведение.

7. Специалист, обладая "полифоничностью сознания" (М. Бахтин), способен работать с другим, находящимся в рамках других форм культур (Леви-Стросс). Это позволяет ему ассимилировать (войти в...) мир другого и осуществлять вместе с другим решение проблемы (искать пути, средства и т.д.). Не специалист не приемлет других культур.

8. Для специалиста "жизнь другого" (событие) есть способ мышления другого. Слова, в ситуации его практической работы с другим, есть понятия, отражающие способ действования. Основная проблема "прорваться сквозь слова" или вернуть словам реальные значения. Для не специалиста - "нет проблем". Он готов говорить со всеми на любом языке, но как только другой произнесет ключевые слова (раздражители) , он получит шаблон-совет.

9. Позиция специалиста основана на профессиональной рефлексии, позиция не специалиста - на его "Я-концепции". Исходя из этого, специалист передает отрефлектированную информацию другому в адекватной для него языковой культуре, соблюдая при этом этические нормы. Для не специалиста "нет проблем" в получении и передачи психологической информации, "чаще всего он использует псевдоквалифицированный лексикон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность" собственного высказывания (1; с. 36).

10. Специалист понимает и разграничивает позицию другого, дифференцируя его ролевое и жизненное поведение. Он, при передачи информации, исходит не из потребности другого, а из его проблем. Поэтому его информация всегда индивидуальна и носит конфиденциальный характер. Не специалист не различает множества ролей, которые осознанно или не осознанно играет другой. Поэтому он редко соблюдает правила конфиденциальности.

11. Специалист не манипулирует сознанием другого, он совместно с другим производит анализ причин и событий, приведших другого к жизненной или профессиональной проблеме. Он предложит несколько вариантов выхода из проблемной ситуации, оставляя за другим право выбора. У не специалиста - есть один вариант, а право другого заключается в исполнении.

Исходя из заданной онтологической картины деятельности практического психолога, можно определиться и в позиции спортивного психолога. Не претендуя на окончательный вариант сформулируем так: спортивный психолог (практический психолог ) - специалист, решающий психологические проблемы, возникающие в сфере физической культуры и спорта, психологическими средствами. Вместе с тем укажем, что данная позиция это не столько связующее звено сферы спорта и психологии, сколько синтез их. Это межпредметная область, где спортивный психолог, к примеру, может решать проблемы спортсмена, тренера и занимающихся физической культуры психологическими средствами, помогая тренеру сконцентрироваться на конкретно педагогических проблемах подготовки. Или решать проблемы психического развития и личностного роста средствами физической культуры. После этого рассмотрим содержательную сторону позиции или то, что в конечном итоге при реализации на практике и составит арсенал психологических средств, но вместе с тем определит задачи подготовки.

Профессиональные знания как объективно необходимые сведения о всех сторонах (блоках ) труда практического психолога складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения психологом желаемых результатов труда.

Профессиональные знания, объективно необходимые для успешной деятельности психолога, охватывают сведения об объектах исследования, психологических технологиях реализации функциональных обязанностей, данные о всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Цели и задачи труда в сфере спорта , где психолог реализует свои функции, достигаются в целостном деятельно-педагогическом процессе и через меры психологического характера. Полная структура профессиональной деятельности психолога включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий диагностического, развивающего и формирующего, терапевтического, корректировочного и консультационного характера, а также аналитический контрольно-оценочный элемент.

Алгоритм этого процесса таков: уяснение целей и задач практической деятельности; изучение психологических условий и факторов реальной обстановки и принятие решения об осуществлении социально-психологической работы; планирование психологических мероприятий по реализации решения и организация их выполнения в соответствии с требованиями психологических принципов и научными рекомендациями; анализ результатов труда, жизнедеятельности социальных субъектов и социально - психологической работы, а также корректировка всей своей деятельности. Особое внимание следует уделять изучению принципов и технологии выполнения функциональных обязанностей.

Знание спортивным психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен быть компетентен психолог, включает также знания о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Не обойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков. Не менее важно знать основные психологические особенности объектов исследования в их развитии, характеристики реальных процессов и взаимосвязей. Здесь, прежде всего, надо ориентироваться на реальные измерения человека как целостного феномена в его индивидуальности.

Профессиональные умения представляют собой действия и "техники" психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности. Они выступают исходными элементами целостной технологии его социально-психологической работы. Навыки здесь отражают приобретенную способность практического психолога выполнять профессиональные действия, приемы, конкретные должностные функции.

Профессиональные умения, необходимые для продуктивной деятельности практического психолога, охватывают обширный арсенал его действий по выполнению профессиональных функций. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни "клиента"; планировать и эффективно осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека (спортсмена, тренера), группы (спортивной команды, коллектива), спортивного сообщества; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизаций. В числе базовых компонентов можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизовывать возможности и психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностных элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда психолога.

Специфические психологические особенности позиции отражают сформированность всех компонентов мировоззрения профессионала - образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их специфический характер определяется спецификой субъекта вне психологической деятельности, спецификой труда спортсмена и тренера, а также социально-психологическим багажом психолога. Психологические качества практического психолога представляют собой совокупность активных элементов психологического ресурса, каждый из которых самобытно проявляется в его деятельности. Они охватывают особенности профессионального мышления и сознания, рефлексии и самооценки, целеполагания и мотивационной сферы, взаимосвязей, отношений и практических действий. Наиболее значимыми психологическими качествами практического психолога являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни "клиента", так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий.

Профессиональная позиция практического психолога - это целостное психическое образование отражающее устойчивую систему отношений спортивного психолога, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных предпочтений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде. Эти позиция выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации им собственной профессионально-деятельностной и личностной концепции. Она включает общесоциальный, профессиональный и психологический аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность - деятельность. Эта сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными, в зависимости от конкретных задач, при выполнении деятельностных функций диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного, консультационного, аналитического, контрольно-оценочного и иного характера.

Профессиональная позиция практического психолога выступает совокупной детерминантой его активности. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сфера спортивной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии и технологии, то в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и социально значимые интересы спортивного сообщества и заказчика. Она способна стимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельности практического психолога.

Акмеологические инварианты практического психолога представляют собой такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов. В числе общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение психолога к вершинам профессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморазвитие и саморегуляцию, и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.

Следует отметить, что использование профессиограммы как наиболее полного системного описания профессиональной компетентности спортивного психолога позволяет не только выделить ее желаемые компоненты, но и определить те из них, которые препятствуют продуктивной деятельности. Такие противопоказания играют роль психологических затруднений, барьеров, блокаторов профессионально-личностного роста специалиста в этой сфере.

Следовательно, профессиональная деятельность практического психолога, являясь важнейшей стороной его труда, требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда. С учетом этих связей возможно проанализировать основные составляющие профессиональной компетентности психолога, необходимые для продуктивной деятельности.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога, фиксированная в его позиции, является главным компонентом совокупного труда в сфере спорта и физической культуры. Ее использование в практике подготовки позволяет обеспечить задачи, средства, содержание, методы и формы контроля освоения данной деятельностью; получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности. С учетом ее объективных характеристик (задач, функций, результатов) доработать главную часть акмеограммы - профессиограмму психолога для конкретно спортивной сферы. Вносить коррективы в учебно-методические планы подготовки спортивных психологов. Вместе с тем, сопоставление реально сформированных качеств спортивного психолога с показателями акмеограммы позволяет определить уровень его профессиональной компетентности и выработать стратегию продвижения к вершинам профессионализма, к оптимальной практической деятельности.

Видение практическим психологом стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение ряда этапов, каждый из которых означает взятие очередного рубежа профессиональной компетентности. Эти рубежи характеризуются такими уровнями профессионализма, как способность успешно выполнять профессиональную деятельность; подготовленность к стабильному продуктивному труду; профессиональное мастерство в реализации функций и обязанностей; творческое овладение исследовательско-инновационным стилем профессиональной деятельности.

Отмеченные уровни профессиональной компетентности являются эталонами для оценивания и позволяют отслеживать эволюцию профессионального роста, выявлять ее тенденции и придавать профессиональной деятельности оптимальный характер в соответствии с ее предназначением и собственной стратегией достижения. Вполне очевиден факт, что профессиональная компетентность является стержневым компонентом конкретной деятельности и труда в целом.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Непопалов, В.Н. Профессиональная деятельность и задачи подготовки спортивного психолога / Непопалов В.Н., Корх Н.Я. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 133-141.