МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, В.В.Асеев, А.Федоров,
кафедра теории и методики,
физического воспитания

Процесс профессиональной подготовки студентов направлен, прежде всего, на формирование знаний умений и навыков. Они определяют базовые направления профессионального обучения. В процессе профессиональной подготовки обеспечивается формирование общеобразовательных и специальных знаний. К последним мы относим знания по теории и методике физической культуры. Специальная теоретическая подготовка в системе специального физкультурного образования (характеризуемая формированием знаний по курсу "Теория спорта") включает содержательное и процессуально-методическое обеспечение. Содержательное обеспечение связано с определением состава информационного содержания знаний. Процессуально-методическое обеспечение связано с дидактическим моделированием управлением процессом их формирования - тем, что в последние годы называют "технологией обучения". Проблемы содержательного и процессуально-методического обеспечения специальной теоретической подготовки в системе специального физкультурного образования издавна были, есть и будут ключевыми проблемами профессиональной подготовки. Это связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с динамичностью состава содержания знаний, определяемой появлением новой информации, расширением, уточнением и систематизацией имеющейся. Во-вторых, переориентацией на новые концептуальные построения системы образования.

Учитывая данное обстоятельство, нами разработан методический проект оснащения учебно-воспитательного процесса по дисциплине "Теория спорта" комплексом учебно-методических материалов. Он включает в себя:

1. Лекционный материал для преподавателя по всему курсу предмета (25 лекций объемом 1 п.л. каждая).

2. Лекции ведущих профессоров и доцентов РГАФК (проф. В.П.Филин, Ф.П.Суслов, Ж.К.Холодов и др.) продолжительностью 100-110 минут, записанные на видеокассеты.

3. Дидактический методический материал по всему курсу. Содержанием его является краткая содержательная информация по той или иной теме, иллюстрации, схемы, рисунки, таблицы (объем 10-12 страниц).

4. Методические материалы для индивидуального обучения, записанные на аудиокассеты (продолжительность прослушивания 30-40 минут).

5. Обучающие программы комбинированного типа для самостоятельной работы в компьютерном классе. В обучающей программе дается не только учебная информация, которую необходимо усвоить, но и способы работы с ней, т.е. то, как необходимо осуществлять работу в процессе ее изучения и закрепления.

Сущность работы с обучающей программой состоит в том, что прочитав определенную порцию (дозу) учебной информации, обучающийся выполняет предложенное ему задание. Затем, проконтролировав результаты своей работы и скорректировав дальнейшие действия согласно предписаниям программы, он получает новую порцию информации, задание, корректирующее воздействие. Во многих случаях самостоятельная работа с обучающей программой включает в себя деятельность с элементами проблемных ситуаций.

6. Программы контроля знаний студентов по всем изучаемым темам (25 программ для текущего контроля, 5 программ для рубежного контроля и одна программа для итогового контроля). Каждая программа содержит по десять вопросов и по 4 варианта ответов к каждому из них, один из которых правильный.

7. Программы самоконтроля знаний, предназначенные для работы учащихся в компьютерном классе.

8. Методические разработки для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. Их содержание включает в себя: тематические планы, предусмотренные программой по предмету; рекомендации по основной и дополнительной литературе по каждой теме; учебные задания для самостоятельной работы, направленные на развитие творческого мышления; рекомендации по написанию контрольных работ; методику самостоятельной работы с учебным материалом.

С целью опытной проверки качества и эффективности учебного процесса с использованием разработанных учебно-методических материалов различного дидактического назначения нами был проведен педагогический эксперимент на базе УОР г. Москвы в условиях направленно-индивидуализированного обучения. Сложность обучения учащихся в УОР состоит в том, что, с одной стороны, они должны повышать свое спортивное мастерство, а с другой - качественно осваивать знания, умения и навыки будущей профессиональной деятельности. Повышение спортивной квалификации осуществляется в учебно-тренировочном процессе. При современном развитии спорта, чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходимо много и качественно трудиться, затрачивать на это большое количество энергии, сил и времени. Анализ данных анкетирования показывает, что в среднем по УОР процентное соотношение времени занятий, пропущенных учащимися в связи с выездами на учебно-тренировочные сборы и соревнования, ко всему времени академических занятий составляет 35:65%. В УОР есть учащиеся, которые уже входят в сборные молодежные и основные команды РФ. Эти учащиеся постоянно находятся на спортивных сборах и соревнованиях и, естественно, не могут посещать, хотя бы эпизодически, академические занятия в силу своей постоянной занятости. По данным опроса респондентов, таких учащихся в различных УОР насчитывается 23-25%.

В связи с тем, что основной контингент учащихся УОР 50% времени вынуждено пропускать учебные занятия (сборы, соревнования), нами были разработаны индивидуальные графики прохождения учебного материала с учетом их занятости в спортивных мероприятиях, сдачи зачетов, экзаменов, контрольных работ. Во время отсутствия спортивных мероприятий они также, как и все учащиеся, посещали учебные занятия, а при выезде на сборы и соревнования получали задания и все необходимые учебные материалы с тем, чтобы самостоятельно работать по тем темам, на которых они будут отсутствовать. Им на руки выдавались лекции, методический раздаточный материал, чемоданчик-кейс с плеером и аудиокассетами с учебным материалом, видеокассеты с лекциями, программы самоконтроля знаний и методический материал для самостоятельной проработки учебного материала. Проводились консультации, что необходимо делать, какие темы проработать, как работать над учебным материалом. На рис.1 показано качество усвоения учебного материала при традиционной форме обучения (без использования комплекса учебно-методических материалов) и при направленно-индивидуализированной (с использованием комплекса учебно-методических материалов). Анализ данных показывает, что освоение учебного материала по экспериментальной методике значительно лучше и качественнее, чем в контрольной группе. Получены достоверные различия средних на двух уровнях: втором - t =2,36 при Р< 0,01; третьем - t =2,48 при Р< 0,01. Исключение составили первый и четвертый уровни. Очевидно, ни обычная, ни экспериментальная методики не выводят учащихся на уровень творческого освоения знаний.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить, что при традиционном обучении (без использования учебно-методических материалов различного дидактического назначения) учебный процесс хотя и носит строго организованный характер, однако качество обучения оставляет желать лучшего.

Рис. 1 Качественный уровень освоения учащимися учебного материала при очно-заочной системе организации учебного процесса с использованием экспериментальной методики по предмету "Основы спортивной тренировки".

При направленно-индивидуализированном обучении (с использованием комплекса учебно-методических материалов) процесс обучения становится более качественным, приобретает ярко выраженный осмысленный характер за счет включения учебных заданий по анализу, интерпретации, выведению новых знаний на основе полученной информации, переводу знаний в умственные методические умения и т.п. Постоянный контроль и самоконтроль позволяют вовремя выявлять пробелы в освоении учебного материала, вносить коррективы. Кроме того, учебная деятельность учащихся, в период их отрыва от учебного процесса в связи с отъездом на спортивные сборы и соревнования, не прерывается. Благодаря комплексу учебно-методических материалов различного дидактического назначения учащиеся в состоянии самостоятельно и качественно осваивать учебный материал.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Методическое обеспечение теоретической подготовки студентов в системе специального физкультурного образования / Холодов Ж.К. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 142-145.