ВЛИЯНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 11-16 ЛЕТ

ВЛИЯНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 11-16 ЛЕТ

Н.Ж.Булгакова, И.В.Чеботарева
кафедра плавания

Многолетняя тренировка в спортивном плавании проводится в возрастных группах и совпадает с периодом наиболее интенсивного роста и развития детей и подростков - пубертатным. Наиболее важной особенностью развития в пубертатном периоде с точки зрения спортивной педагогики являются гетерохронность и сенситивные периоды развития. Под гетерохронностью принято понимать различия в темпах возрастного развития отдельных соматических показателей, физических качеств и функциональных систем и в сроках их созревания. По теории сенситивных периодов направленная тренировка физических качеств наиболее эффективна в периоды их интенсивного естественного роста. В возрастные периоды, когда отмечаются низкие темпы прироста того или иного физического качества и низкий уровень матурации, нецелесообразно и неэффективно проводить тренировку, направленную на развитие этого качества, так как его прирост будет незначительным.

Поэтому данные о гетерохронности и возрасте максимальных годовых приростов показателей физического развития и двигательной подготовленности являются основополагающими для развития программ педагогического воздействия, направленных на интенсификацию роста этих показателей (Н.Ж. Булгакова, В.П. Филин, А.А. Гужаловский, В.К. Бальсевич и др.)

Задачами настоящей работы были:

Установить различия в возрастном развитии юных пловцов и школьников, занимающихся физической культурой в объеме школьной программы для оценки влияния многолетней тренировки в спортивном плавании;

Уточнить возрастные зоны наибольших темпов прироста некоторых морфофункциональных показателей с целью наиболее эффективного педагогического воздействия на процессы роста.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: антропометрический, фракционирования массы тела, вариационно-статистический.

В нормативных исследованиях участвовали сильнейшие кандидаты и члены сборных команд СССР и РСФСР по плаванию обоего пола в возрасте 11-16 лет. Для выявления влияния многолетней тренировки в плавании на возрастное развитие юных пловцов были обследованы их ровесники-школьники, занимающиеся физической культурой в объеме школьной программы на базе московских школ с последующим сравнением полученных показателей на обеих группах. Всего обследовано 823 человека.

Результаты исследования

По основным показателям физического развития пловцы обоего пола превосходят своих сверстников не занимающихся спортом. Следует отметить, что в возрасте 11-13 лет бo льшая разница показателей длины, массы тела и периметра груди наблюдается у девочек, в то время как у мальчиков различия более ярко выражены с 14 лет. Это объясняется более поздним началом пубертатного периода у мальчиков по сравнению с девочками. Установлено также, что пловцы обоего пола вступают в пубертат в среднем на 1 год позже, чем школьники, что объясняется влиянием систематических занятий плаванием.

Вместе с тем у девочек обеих групп скачок роста происходит на год раньше, чем у их сверстников-мальчиков, что обусловлено особенностями их биологического развития (рис. 1). Из литературы известно, что длина тела является определяющим фактором развития. Отмечается, что в вариациях длины всех сегментов, как правило, наблюдается положительная корреляция: высокорослые люди имеют относительно длинные конечности (Бунак, 1957).

 

Рис. 1 Возрастная динамика годичных приростов тотальных размеров тела у пловцов и школьников обоего пола. По ординате - прирост, по абсциссе - возраст..

Высокая положительная корреляция между длиной тела, конечностями и их сегментами, а также их генетическая обусловленность позволяют ориентироваться на них при отборе в плавание.

В процессе роста и развития организма происходит изменение пропорций тела. О пропорциях позволяют судить относительные размеры тела, выраженные в процентах. Анализ пропорций тела пловцов и школьников обоего пола показал, что в возрасте 11-16 лет пловцы оказались более длиннорукими и длинноногими по сравнению со школьниками. Так, если в 11-летнем возрасте у пловцов длина руки составляет 45,84 % от длины тела, а у школьников - 44, 38 %, то в 16 лет соответственно 46,11 % и 44,35 %.

Таким образом, в плавании происходит отбор лиц как мужского, так и женского пола, отличающихся от незанимающихся спортом высоким ростом (длиной тела), а также длинными верхними и нижними конечностями.

Отношения ширины плеч к ширине таза, а также каждого из этих параметров к длине тела в определенной мере характеризуют гидродинамические качества пловца. У пловцов по сравнению со школьниками отмечается увеличение с возрастом показателя отношения ширины плеч к длине тела и уменьшение отношения ширины таза к длине тела.

Таким образом, пловцов обоего пола отличает относительно узкий таз и широкие плечи, что свидетельствует о высокой силовой подготовленности, поскольку основными "движителями" пловца являются мышцы рук и плечевого пояса.

Обхватные размеры тела (обхваты плеча, предплечья, бедра и голени), косвенно характеризующие локализацию мышечной массы сегментов конечностей у пловцов обоего пола 11-16 лет выше, чем у детей, не занимающихся спортом. Причем, если разница по показателям обхвата предплечья и голени в среднем составляет 1,0 см, то по обхватам плеча и бедра - 2-3 см. Это и понятно, т.к. в спортивном плавании основные рабочие движения, продвигающие пловца вперед, выполняют мышцы плечевого пояса и бедра.

Как показал анализ данных по составу массы тела в период с 11 до 16 лет у пловцов масса тела возросла на 28, 12 кг, в то время как у школьников на 25,87 кг. Следует отметить, что по безжировому компоненту увеличение за весь период у пловцов составило 26,84 кг, у школьников - 23,23 кг. В то же время по жировой ткани увеличение у пловцов составило 1,28 кг, а у школьников в 2 раза больше - 2,64 кг.

Таким образом, у пловцов прирост массы тела произошел за счет активного безжирового компонента, у школьников же как безжировой, так и жировой массы. Та же тенденция, только более ярко выраженная, наблюдается у пловчих и школьниц того же возраста. Следовательно, спортсмены и спортсменки на протяжении всего возрастного периода 11-16 лет были более атлетичными и сильными, чем их ровесники-школьники.

Наряду с соматометрическими характеристиками интересным представляется рассмотрение функциональных характеристик и силовых показателей пловцов и школьников.

Абсолютные величины функциональных и силовых показателей у пловцов выше, чем у школьников на всем протяжении возрастного диапазона 11-16 лет. При этом необходимо подчеркнуть, что приросту функциональных возможностей организма предшествуют годы прироста соматических признаков, что подтверждается полученными нами данными.

Скачкообразность прироста соматических признаков имеет взаимосвязь с пиками приростов функциональных показателей, что, в конечном счете, определяет направленность тренировочных программ в эти возрастные периоды. Сопоставление возрастной динамики развития функциональных и силовых показателей пловцов и школьников обоего пола позволило установить, что по таким характеристикам как ЖЕЛ, кистевая динамометрия, индексы работоспособности (ЖЕЛ/вес и ЖЕЛ/абсолютная площадь поверхности тела) спортсмены существенно отличаются от своих сверстников (рис.2).

 

Рис. 2 Разница в тотальных размерах тела между пловцами и школьниками обоего пола (n=823). По ординате - разница, по абсциссе - возраст.

С возрастом, как и следовало ожидать увеличиваются показатели ЖЕЛ (табл. 1, 2). Причем, если в 11-летнем возрасте величина ЖЕЛ у обеих групп испытуемых почти одинакова (у пловцов - 2,25 л, а у школьников - 2,07 л), то затем наблюдается бурное увеличение его у мальчиков-пловцов и значительно в меньшей степени у школьников: в 16-летнем возрасте величина ЖЕЛ достигает 5,49 л, а у школьников - лишь 3,63 л, что отражает благотворное влияние занятий плаванием на дыхательную систему детей и подростков. У девочек в обеих группах наблюдается та же тенденция.

При сопоставлении данных кистевой динамометрии пловцов обоего пола и их ровесников-неспортсменов выяснилось, что максимальные величины приростов силовых показателей выше у пловцов. Наибольшие различия в показателях силы обнаружены у мальчиков в возрасте 15 лет и составляют 7,06 кг, у девочек - в 13 лет и равны 8,29 кг.

Выводы

Установлено влияние многолетней тренировки в спортивном плавании на соматические, силовые и функциональные показатели школьников в возрастном диапазоне 11-16 лет.

Спортсмены и спортсменки имели преимущество перед своими сверстниками школьниками:

по величинам погодовых приростов соматических, силовых и функциональных показателей за возрастной период 11-16 лет;

по абсолютным показателям тотальных, обхватных размеров и пропорций тела, составу массы тела, силовым и функциональным показателям, т.е. были более атлетичными, сильными и выносливыми.

У спортсменов обоего пола возрастные зоны наибольших темпов прироста морфофункциональных показателей зафиксированы на 1 год позже, чем у школьников. Это свидетельствует о том, что систематическая тренировка в плавании замедляет процессы полового созревания.

Полученные данные о величинах погодовых приростов и возрастных зонах пиковых приростов соматических и функциональных показателей у пловцов и школьников являются основополагающим материалом для разработки программно-нормативных документов для детей и подростков, занимающихся в СДЮСШ плавания и общеобразовательной школе.

Литература

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988.

Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986.

Бунак В.В. Антропометрия. - М.: МГУ, 1941.

Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. - Автореф. дисс… докт. пед. наук. - М.: 1979. - 25 с.

Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пособие для ин-тов и техникумов физ. культ. - М.: ФиС, 1987.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Булгакова, Н.Ж. Влияние многолетней тренировки в спортивном плавании на физическое развитие школьников 11-16 лет / Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 152-157.