К ЧИТАТЕЛЯМ

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сборник "Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами - восьмой выпуск тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы", которую Гуманитарный Центр "СпАрт" Российской государственной академии физической культуры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии - ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

Восьмой выпуск посвящен необычайно важной и актуальной проблеме: нужен ли спорт и какие именно его формы инвалидам - лицам, имеющим ограниченные физические или интеллектуальные возможности (латинское слово invalidus означает бессильный, слабый).

Проблема поиска новых форм физкультурно-спортивной работы с инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, организации досуга имеет необычайно важное значение в настоящее время.

В мире насчитывается примерно 450 млн. людей, которые в силу каких-то причин - из-за своей болезни, травмы и т.д. - стали инвалидами. В России свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия - их значительно больше. Несмотря на успехи медицины число лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями постепенно и неуклонно растет.

Всеобщая декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия и из-за существующей по отношению к ним апатии со стороны общества, отсутствия необходимых условий (общественного транспорта, лекарств и т.д.) превращаются в неполноценных членов общества.

Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития человеческой цивилизации, требуют неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. Эта проблема актуальна и с экономической точки зрения. Ученые подсчитали, например, что единица капиталовложений в реабилитацию детей-инвалидов окупается в 10-30-кратном размере. И это без учета потерь от временной нетрудоспособности родителей по уходу за больными детьми [Ваганов и др., 1994].

В период радикальных реформ российского общества необходимо принятие широких мер духовно-нравственного оздоровления, социально-экономической поддержки всех слоев населения. Но особенно важное значение эта проблема имеет для социально уязвимых категорий населения, к которым относятся в первую очередь инвалиды.

Анализ истории развития проблемы инвалидности в нашей стране свидетельствует о том, что общество, пройдя путь от идей физического уничтожения, неприязни, изоляции, до концепции привлечения к труду "неполноценных" людей, в настоящее время подошло к пониманию необходимости отойти от рассмотрения инвалидности как проблемы определенного круга неполноценных людей и представить ее как проблему, затрагивающую все общество в целом.

Специалисты многих стран в настоящее время ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, восстановления их работоспособности, социальной адаптации, реабилитации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не-инвалидами и т.д. Задачи эти крайне сложные и чтобы решить их, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, психологов, специалистов в области физической культуры и спорта, организации досуга и т.д.

В настоящее время особенно много внимания уделяется вопросам лечения различных заболеваний инвалидов и другим медицинским аспектам данной проблемы. Этим вопросам посвящена огромная литература. Они обсуждались на многих научных конгрессах, семинарах, симпозиумах. Например, в 1990 г. в Сент-Этьене состоялся медицинский конгресс по проблемам спорта для инвалидов.

Успешно решаются многие вопросы разработки и изготовления для инвалидов специальных технических средств, различных приспособлений и т.д. [см. Боровицкий, Иванов и др., 1988; Верхало, 1990; Дмитриев, 1993; Николаев, 1982 и др.].

Наряду с медицинскими и техническими аспектами все более активно разрабатываются педагогические и психологические аспекты проблемы. С начала XX столетия развивается специальная научная дисциплина психомоторика (она подразделяется на мотопедагогику и мототерапию), основная область применения которой - педагогическая работа с детьми, страдающими пороками физического или умственного развития [см. Decker, 1984]. В рамках анализа этих проблем значительное внимание уделяется вопросам формирования здорового образа жизни и физического воспитания инвалидов, их социальной реабилитации на основе использования физических упражнений и спорта [см. Айшервуд, 1991; Азарян, 1987; Григоренко и др., 1991; Дмитриев, 1993; Желенкова, 1989; Кудрявцев, Сыромолотов, 1987; Семенов, 1989; Сермеев, 1983; Шмельков,1981; Aaken,1991; Arnheim, Sinclair, 1977; Beck, 1977; Jochheim, 1984; Pichalski, 1983; Rieder,1991 и др.], спортивной тренировки лиц с физическими недостатками, их приспособляемости к тому или иному спортивному оборудованию [напр., Воронкин, 1969; Druvert, 1986], организации и проведения специальных Олимпийских игр для умственно отсталых [Кашин, Цой, 1990; Нечаева, Сыромолотов, 1988; Сахно, 1993]. Делаются попытки на основе определенных тестов определить пригодность тех или иных групп инвалидов к соревновательной деятельности [см. напр., De Potter, 1987] и на основе изменения правил спортивных соревнований сделать их более демократичными, гуманными, доступными для всех людей независимо от уровня их подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д. Иллюстрацией этого может служить изменение правил ориентирования, позволяющее участвовать в этом виде спорта людям с ограниченными возможностями передвижения [см. Бреггинс А., 1996]. В ряде стран разработаны широкие комплексные программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов [см. Башкирова, 1990, 1991; Нечаева, Сыромолотов, 1988].

Однако проблема выявления форм физкультурно-спортивной деятельности, которые наиболее пригодны для работы с инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, до сих пор относится к числу наименее разработанных проблем, касающихся инвалидов.

C учетом этой ситуации и составлен данный сборник.

Врач Эрнст ван Аакен (США), ставший в результате несчастного случая инвалидом, в статье "Инвалидам нужен спорт!", написанной в 1981 г. в связи с "годом инвалида" и помещенной в сборнике, обосновывает необычайно важную роль спорта для инвалидов.

В работе В.И.Столярова, Т.И.Губаревой и Лубышева Е.А. характеризуется спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая предусматривает использование новой, гуманистически ориентированной модели спорта в его интеграции с искусством в целях социальной реабилитации инвалидов. Анализируя опыт многолетней разработки данной программы, авторы уточняют ее основные положения, обсуждают вопросы организации Спартианских игр и клубов с участием инвалидов, анализируют первые итоги практической реализации программы.

В работе, авторами которой являются Г.В.Дремова, П.Л.Соколов и В.И.Столяров, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся иппотерапии: характеризуется ее место в системе средств лечебного, оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате (прежде всего вследствие ДЦП); излагается методика комплексного использования иппотерапии в сочетании со спартианской программой в целях социальной реабилитации инвалидов; предлагаются пути закрепления положительных сдвигов в реабилитации, достигнутых на основе иппотерапии, а также научные методы и тесты, позволяющие определить степень воздействия иппотерапии на физическое и психическое состояние инвалидов, лечебно-оздоровительный, реабилитационный и интеграционный эффект воздействия на них иппотерапии.

Органичным дополнением этой работы являются две последующие работы, авторы которых - Ганзина Н.В, Цейтлин Г.Я., Ларионов Н.Н., Губарева Т.И. (Россия) рассматривают возможность использования подвижных и спортивных игр, а также Спартианских игр в качестве средства социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП и детей с онкопатологией.

Завершает сборник работа Анни Бреггинс (Великобритания) "Ориентирование по тропам", которая освещает вопросы вовлечения инвалидов в такую новую, увлекательную и полезную для них форму физкультурно-спортивной активности, как ориентирование по тропам.

Литературные источники, на которые имеются ссылки в работах сборника, объединены в единый список литературы, который для читателя может служить библиографией по теме.

Сборник ориентирован в первую очередь на практических специалистов и ученых, работающих в области физического воспитания, лечебной физической культуры, спорта, культуры, организации досуга лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями.

 

Ректор Государственной академии физической культуры,
президент Центральной Олимпийской академии,
академик РАО

В.В.КУЗИН

Руководитель Гуманитарного Центра "СпАрт",
зав. кафедрой философии и социологии РГАФК,
президент Координационного комитета спартианского
движения, профессор

В.И.СТОЛЯРОВ

Декан факультета, кандидат педагогических наук,
доцент

Н.Н. ЧЕСНОКОВ


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы. Вып. 8: Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами / РГАФК; Гуманит. центр "СпАрт". - М., 1997. - 255 с.