"Катера и Яхты"

2 (168) 1999 г.                                                                                 POWER & SAIL BOATS

    

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

МАСТЕРСКАЯ

  

"НОРД-ВЕСТ-57" -

катер для семейного туризма,
воскресных прогулок, рыбной ловли, занятий подводным спортом,
а также для аварийно-спасательных
работ, навигационной
и инспекционной служб

[ ЧЕРТЕЖ -1 | ЧЕРТЕЖ - 2 ]

Основные данные мотолодки "Норд-вест-57"

Длина, м 5.700
Длина габаритная, м 6.100
Ширина, м 2.600
Высота борта, м 1.200
Высота габаритная, м 2.300
Водоизмещение, т 1.400
Мощность максимальная, л.с. 2Х60
Число спальных мест 4

Таблица плазовых ординат

Линия

№ шпангоута

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                    Высоты от ОЛ, мм

Киль - К 700

265

80

17

-

-

-

-

-

-

-

Скула - СК 1000

907

713

566

467

385

351

322

323

312

300

Рубка-надстройка 1500

1602

1667

1692

1700

2150

2200

2200

2200

-

-

Спонсон - СП -

830

520

385

300

250

220

-

-

-

-

Редан-3 Р-3 -

-

686

542

448

370

336

317

305

290

272

Борт - Б 1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

                     Полушироты от ДП, мм

Борт - Б 837

1003

1118

1198

1252

1288

1300

1293

1272

1240

1200

Кокпит -

503

618

698

752

788

800

793

772

740

700

Спонсон - СП 900

900

900

900

900

900

900

-

-

-

-

Скула - СК 330

925

988

1033

1062

1076

1080

1068

1046

1013

969

Редан - 1 Р-1 -

-

172

252

292

308

310

310

-

-

-

Редан - 2 Р-2 -

250

430

525

581

618

620

620

620

620

-

Шпация - 500

Предлагаемый для самостоятельной постройки проект каютной 5.7-метровой мотолодки под два 40-60-сильных ПМ во многом продолжает традиционно“зиминскую” тему. Это легкое и быстроходное (до 55-57 км/ч) глиссирующее судно, в котором видны многие черты хорошо известных в нашей стране “Радуг” и предыдущего “Норд-веста-53” (см.“КиЯ” № 89), практически рассчитанного на два “Вихря-30”, т.е. на общую мощность 60 л.с. Однако это совершенно новый и оригинальный проект.
   Попробуем дополнить скупой текст авторского пояснения к чертежам, разработанным по просьбе редакции.
   Применены хорошо отработанные и проверенные на том же “Норд-весте-53” (построенном и испытанном) обводы “глубокое V” с умеренной килеватостью днища (17° на кормовой половине) широкого и высокобортного корпуса. Спонсоны под скулами на носовой половине позволяют назвать эти обводы тримаранными (по типу “кафедрала”). Этому типу обводов соответствуют и очертания широкой, притупленной в плане (на “полушироте”) носовой части палубы.
   По скуле сделан редан-брызгоотбойник, ширина которого увеличивается от носа в корму примерно до 175 мм на транце. Традиционные продольные реданы (по два на сторону) дополняют картину.
   Бортам придан заметный развал (неизменный по всей длине корпуса), препятствующий нарастанию крена. Ширина корпуса (как по палубе — горизонтальная линия Б, так и по скуле) на транце на 100 мм меньше, чем на миделе. Днище выпущено за транец на 100 мм по килю. Как видим, ничего принципиально нового конструктор не применял, что и позволяет с доверием относиться к приводимым им значениям расчетных скоростей.
   А вот общее решение компоновки, казалось бы, обычного семейного дейкрейсера представляется очень интересным. На наш взгляд, изюминкой проекта является широко применяемое на крупных (и в первую очередь — рабочих) катерах, но неожиданное и довольно смелое для катера длиной всего 5.7 м “островное” расположение надстройки со свободным проходом вокруг нее. Палуба как бы “опущена” на уровень 600 мм от ОП и фактически служит днищем просторного самоотливного кокпита, защищенного по периметру сплошным фальшбортом и пущенным по его верху релингом-поручнем (общей высотой 750 мм).
   Отличительной чертой представляемого проекта является очень тщательно продуманная система конструктивных мер, обеспечивающих удобство работ и безопасность пребывания людей на борту “Норд-веста”. Достаточно, например, упомянуть, что для компенсации малой ширины проходов вдоль рубки конструктор предусмотрел завал верхней части ее стенок внутрь и поставил дополнительные поручни по краям крыши. Для удобства работ на носовой палубе установлены высокие (700 мм) релинги, в боковых проходах сделаны ступеньки, в крыше надстройки оборудован люк со сдвижной крышкой. На транец навешены площадки с трапами, удобные для спуска в воду.
   Конструктору удалось при столь малых размерениях катера одновременно обеспечить и довольно высокий уровень комфорта на его борту. Выделены оборудованный всем необходимым салон в рубке (с высотой в свету 1900 мм) и носовая каюта. Обеспечен сквозной проход с выходом в нос и в корму; проем в переборке на шп.5 при желании можно закрыть мягкой шторой. Оборудованы четыре спальных места.
   Остается добавить, что катер в целом решен как непотопляемая остойчивая платформа, а пост управления размещен в закрытой рубке. Все сказанное выше и позволяет существенно расширить область возможного применения “Норд-веста-57”. Это не только семейный прогулочно-туристский катер-дейкрейсер, но и действительно многоцелевой быстроходный катер минимальных размерений, пригодный как для доставки специалистов и несения патрульной службы, так и для проведения ряда неотложных работ спасателями-аквалангистами и т.д. Проект Ю.Зимина представляет хорошую основу для доработки в любом направлении с соответствующим специальным дооборудованием.  Однако следует иметь в виду, что чертежи и авторский текст относятся к базовому — прогулочно-туристскому варианту.
  Просим тех, кто построит “Норд-вест-57”, обязательно сообщить в редакцию о результатах.
Н.К.

  “Норд-вест-57” — это быстроходный и мореходный непотопляемый катер, престижное средство для комфортабельного летнего отдыха — семейных прогулочно-туристских плаваний.
  Широкий, высокобортный корпус ( Чтобы оценить его отличия от “Норд-веста-53”, обратим внимание, что предыдущий катер, уступая по длине всего на 0.4 м, имел ширину меньше на 0.4 м, а высоту борта меньше на 0.3 м.) снабжен просторной рубкой-надстройкой и водоотливным кокпитом вдоль борта. Высокая рубка при большой площади остекления обеспечивает обзор на 360°, хорошо защищает экипаж от внешней среды, причем сохраняется эффект пребывания в открытом кокпите. Широкий сдвижной люк на крыше надстройки в носу — дополнительное удобство в теплую погоду. Прочные жесткие поручни и релинги, установленные по периметру всего корпуса, обеспечивают безопасность пребывания людей на борту.
   Двухмоторный комплекс — это не только повышенная надежность в походе, но еще и меньшая осадка, по сравнению с одним мотором двойной мощности. Уровень комфорта обеспечивает возможность полноценного отдыха экипажа из 4 человек.
   В рубке по левому борту расположены: кресло водителя и пульт управления, камбуз (газовая плита, духовка, мойка), шкафы для хранения посуды, бар; можно здесь же установить и холодильник.
   В рубке по правому борту оборудована двухъярусная койка-диван; верхняя койка трансформируется в два кресла.
   В каюте (в нос от шп. 5), занимающей надстройку, расположены: две койки- дивана по бортам, складной стол; по ДП под диваном — химический туалет; рундуки для хранения одежды, шкафы.

   Построить подобный катер было давним моим желанием. Эскизы лежали с 1980 года. Но нужны были хотя бы два мотора “Вихрь-45”, которые обещала выпускать наша промышленность. Моторов этих так и нет. Но вот в России появились импортные моторы любой мощности…
   Представитель фирмы “Mercury” А.Ишутин сообщает, что два мотора “Merc-60” стоят 9400 долларов (см.“КиЯ” № 163). Постройка к ним корпуса “Норд-веста-57” по прилагаемым чертежам обойдется куда дешевле, чем приобретение “фирменного” корпуса из-за рубежа. Рабочие чертежи — это всего лишь стоимость журнала “Катера и яхты”. Фанера, сосновые рейки, пенопласт, эпоксидная смола — это не такая уж большая сумма. Так что главное — старание судостроителя.
   Постройка корпуса по приводимым чертежам особой сложности не представляет и не отличается от неоднократно рассмотренной технологии постройки “Радуг”. Новичкам может помочь известная книга Д.Курбатова “15 проектов судов для самостоятельной (любительской) постройки”. Выполняется постройка в обычной последовательности.
Напомним лишь основные из технологических операций. На листе фанеры или толстого картона разбивается плаз: надо вычертить шпангоуты (проекция “корпус”) по ординатам приводимой таблицы. По спецификации заготовляются элементы набора и рейки нужного сечения. После этого начинается сборка шпангоутов в размер по плазу.
   Затем по размерам рабочего чертежа надо заготовить плоские элементы: палубу, стенки рубки и надстройки, крышу рубки, рецесс, поперечные переборки. Все это — трехслойная панель из жесткого пенопласта ПХВ-1 (средний слой толщиной 10 мм) и стеклоткани Т-11-ГВС-9 по одному-два слоя с каждой стороны. Детали можно изготовлять на ровном полу. По конфигурации изделия надо выложить куски пенопласта, смазать соединяемые торцы клеем, прижать один кусок к другому (не забыть подложить прокладку), высушить, прострогать, оклеить стеклотканью. После просушки перевернуть заготовку, подготовить к оклейке и оклеить стеклотканью с другой стороны.
   Корпус “Норд-веста-57” собирается на стапеле в положении вверх килем. Два отфугованных 6-метровых бруса надо выставить строго горизонтально и натянуть стальную струну по ДП. На этих брусьях стапеля перпендикулярно ДП размечается положение шпангоутов (шпация — 500 мм).
   Монтируются детали палубы и планширя из отдельных полос фанеры, состыкованных “на ус”. Ставится планширь. По линиям шпангоутов прибиваются временные бруски для крепления шпангоутных рамок. Установив вертикально с проверкой по ДП и по горизонту шпангоуты и транец, закрепляют их. Вклеиваются стрингера, продольный набор по днищу и бортам. Примыкающие к обшивке кромки продольного и поперечного набора тщательно малкуются.
   Листы обшивки днища и борта устанавливаются на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями по ребрам жесткости и шурупами — по шпангоутам. Выкладываются бруски пенопласта вдоль линии Р-3 и обрабатываются с проверкой горизонтальности при каждом шпангоуте. После зачистки корпус оклеивается стеклотканью. Теперь надо выложить по ординатам и обработать в размер спонсоны и реданы и оклеить их полосками стеклоткани.
   Корпус можно переворачивать и монтировать в нем переборки, стенки и крышу рубки-надстройки. Детали из фанеры крепятся на смоле гвоздями и шурупами, трехслойные панели — мокрым угольником.
   Все пустоты в корпусе, т.е. пространство под пайолами (район 1-5 шп. и 5-9 шп.), низ отливного кокпита, борта (изнутри) заполняются легким пенопластом и оклеиваются стеклотканью.
   Надо тщательно оформить сопряжение деталей вокруг кокпита (9 шп.—Тр.), особенно по высоте — выше отливного кокпита на 200 мм.
   При постройке корпуса “Норд-веста-57” нужно заранее продумать детали установки подвесных моторов. Пользуясь указаниями фирмы-изготовителя, необходимо уточнить высоту транца (по оси мотора), толщину и конструкцию транца, положение монтажных болтов.

Ю.Зимин

[ ЧЕРТЕЖ - 3 | ЧЕРТЕЖ - 4 ]

 

Спецификация деталей (см. чертежи 3 и 4)
Общие указания. Дет.1-6 — изготовляются из сосны, выклеиваются из реек. Дет.7-17 — изготовляются из водостойкой фанеры. Дет.26-32 — трехслойная панель (ПХВ-1 толщ. 10 мм с оклейкой стеклотканью с обеих сторон).
1 — киль и форштевень, 40ґ60; 2 — стрингер скуловой, 40ґ40; 3 — привальный брус (буртик), 25ґ25; 4 — планширь, 6ґ65; 5 — ребро жесткости по борту, 15ґ30; 6 — ребро жесткости по днищу, 15ґ40; 7 — обшивка днища, 6 мм; 8 — обшивка борта, 4 мм; 9 — настил палубы в носу и в корме, 6 мм; 10 — стенка рецесса (верт.), 6 мм; 11 — дно рецесса (горизонт.), 6 мм; 12 — переборка (5 шп.), 6 мм; 13 — переборка (9 шп.), 6 мм; 14 — дверь (2 шт.), 4 мм; 15 — комингс (волнолом), 4 мм; 16 — зашивка транца, 6 мм; 17 — стенка рецесса бортовая, 4 мм; 18 — бимс крыши рубки, брус сосна; 19 — штурвал; 20 — флортимберс, 80ґ25, сосна; 21 — топтимберс, 60ґ25, сосна; 22 — флор с обеих сторон шп-та, фанера, 4 мм; 23 — кница скуловая с обеих сторон шп-та, фанера, 4 мм; 24 — форлюк, фанера(или стеклопластик); 25 — консольная площадка на транце, сосна и стеклопластик; 26 — стенка рубки, низ; главная продольная связь корпуса; 27 — стенка рубки, верх; 28 — крыша рубки; 29 — крыша надстройки (ср. часть); 30 — крыша надстройки (борт); 31 — пайол; 32 — люк надстройки, сдвижной; 33 — заполнитель, пенопласт (5-9 шп.); 34 — заполнитель, пенопласт (3-5 шп.); 35 — заполнитель, пенопласт (!-3 шп.); 36 — кресло водителя (по эскизу из “КиЯ” № 61); 37 — кресло у транца, 2 шт.; 38 — релинг носовой, труба, АМг; 39 — поручень трапа кормового, труба АМг; 40,
41 — ступеньки трапа; 42 — поручень крышки люка надстройки, труба, АМг; 43 — поручень на крыше рубки, труба, АМг;
44 — поручень-релинг вдоль борта, труба, АМг; 45 — стекло ветровое, оргстекло; 46 — стекло (бок рубки), оргстекло;
47 — иллюминатор, оргстекло; 48 — камбуз (газ. плита, духовка); 49 — мойка; 50, 51 — диван; 52 — рундук; 53 — стол складной; 54 — шкаф кухонный; 55 — шкаф (бар); 56 — рундук (5-8 шп.); 57 — шпигат носовой; 58 — шпигат кормовой; 59 — кокпит самоотливной (заполнитель — пенопласт); 60 — бензобак (4 шт.); 61 — спаренное кресло (раскладывается в диван);
62 — опора для ног, АМг; 63 — заполнитель, пенопласт (спонсон); 64 — заполнитель, пенопласт (редан); 65 — шкаф.

line.gif (147 bytes)

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

line.gif (147 bytes)

Новый номер - Гостевая книга - Конференция - Связь с редакцией - Архив журнала - Подписка

line.gif (147 bytes)

Spart Design Group

Copyright © "Катера и Яхты" 1999. All Rights Reserved.

Реклама:
 


 Library В библиотеку