Логотип `Катера и Яхты`
№3(169) 1999г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
ТЕХНИКА

Выставка в «ЛенЭкспо»: И «БОТ», и «ШОУ»
наш репортаж

     Уже ставшая традиционной петербургская “Бот-шоу” состоялась в “Ленэкспо” с 8 по 13 июня. Объявленная как международная, она, увы, таковой не стала: в числе участников не было ни одного зарубежного экспонента (кроме скромного представительства финнов). И это как раз неудивительно, было бы странно, если бы они приехали. В который раз приходится убеждаться в том, что если такое крупное событие не готовить хотя бы за год, если тщательно не выбирать сроки проведения (летние месяцы — не лучшее время для деловой активности, да и “втиснуться” в уже давно сложившийся календарь международных бот-шоу чрезвычайно трудно!), если сначала не завоевать высокий рейтинг выставки хотя бы внутри страны, рассчитывать на международный интерес не приходится.

Со стороны российских участников по-прежнему внимание к такому, казалось бы, значительному событию было очень вялым. У большинства производителей уже сложился негативный стереотип: цены на участие непомерно высоки, а посещаемость выставок и, следовательно, отдача — низка. Можно было насчитать лишь около трех десятков участников, причем подавляющее большинство из них составляли питерские фирмы. Словом, тусовка местного масштаба.

Может быть, это и чересчур жесткая оценка. Но, с одной стороны, велик неиспользуемый потенциал того же Петербурга, как морской столицы России, центра малого и крупного судостроения, традиционного места проведения крупнейших водно-моторных соревнований мирового уровня. С другой стороны, не задействован богатый опыт проведения международных выставок, имеющийся у крупнейшего выставочного объединения “Ленэкспо” с его уникальным расположением у самых морских ворот города.

Среди организаторов выставки в этом году были также фирма “Балтийский Торговый Дом” и редакция журнала “Катера и яхты”, так что критику мы относим и в свой адрес. Однако при всем критическом настрое, нам хотелось бы сказать и о той “ложке меда”, которая выгодно отличала нынешнюю встречу от прошлогодней. Во-первых, благодаря более активной рекламе посещаемость выставки была выше, во-вторых, ежедневная программа ее проведения была более насыщенной и, в-третьих, центр тяжести в работе “Бот-шоу” в иные дни переносился, наконец-то, на вторую часть названия выставки — на “шоу”, причем на шоу на воде. Это и соревнования, и демонстрации новой техники в действии, и просто катание всех желаюших. И это очень отрадно.

Августовский кризис прошлого года сильно ударил по всем производителям. Многие сократили программу, перешли на менее дорогие отечественные материалы. Крупные фирмы — продавцы импортной техники вынуждены были снизить цены в валюте по сравнению с доавгустовским периодом. Кто смог выстоять, постепенно — к марту-апрелю — начал снова наращивать производство, расширять торговлю.

Парадоксально, но факт: в то же время отечественные производители получили дополнительный шанс в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами. Взгляды многих любителей опять обратились в первую очередь к родным “Нептунам”, “Ветеркам” и “Вихрям”, к отечественным надувнушкам.

Из российских моторостроителей на выставке были представлены только ульяновские “Волжские моторы”. Главный конструктор “Ветерков” Е.И Фишбейн привез всю гамму подвесников с улучшенной окраской, начиная от хорошо известных “Ветерков-8” и “-12” и кончая новыми моделями: 6-сильной версией мотора и яхтенной модификацией с удлиненным дейдвудом и гребным винтом в насадке. Завод, который еще полгода назад вынужден был работать неполную неделю и уже подумывал о закрытии производства, распродал все имевшиеся запасы, получил полный пакет заказов и вернулся с выставки с намерением расширять производство моторов.

Наблюдающаяся во всех странах необычайная популярность надувных лодок (сейчас в мире их продается около 130 000 в год) отчетливо прослеживается и на российском рынке. Как по количеству фирм, занятых их производством, так и по росту выпускаемых серий и разнообразию моделей. На “Бот-шоу” мы могли видеть как новый надувной парусный катамаран, так и сразу три новых РИБа. Два из них представила фирма “Мнёв и К”. Это уже ставшая серийной модель F-540Н, получившая название “Мустанг” (5.40ґ2.17 м), о которой мы упоминали в № 166, и новая лодка с алюминиевым корпусом “Танго” СТ-360А — совместная работа с ГП “Адмиралтейские верфи”. Жесткое днище не из пластика, а из легкого сплава — довольно редкое решение (нам известны надувные лодки со штампованным алюминиевым корпусом только немецкой фирмы “Zephyr” и новозеландской “Force-4”). Такой вариант отличается прочностью, практичностью и привлекательной ценой.

Конструкторы “Верфей” использовали сварной корпус от своей серийной мотолодки “Мастер-450”, вернее — не весь корпус, а его центральную часть; носовая часть и узел транца — оригинальной конструкции. Надувной баллон, состоящий из трех отсеков, диаметром 0.45 м, — съемный и крепится к днищу при помощи ликпаза. На мотолодку с размерениями 3.60ґ1.77 м и пассажировместимостью 5 человек разрешено устанавливать мотор мощностью до 30 л.с.

Лодка многоцелевого назначения имеет довольно солидный вес (90 кг), так что транспортировать “Танго” лучше всего на трейлере. Пока выпущена экспериментальная серия в 5 шт.; одна из лодок уже “поступила на службу” в ГИМС. Здесь же, на выставке, произошел и успешный дебют лодки “Танго” как спортивного судна, но об этом — ниже.

Огромный потенциал алексеевской школы скоростных судов в Нижнем Новгороде продолжает подпитывать своими идеями и новые разработки малых экранопланов и СВП. Конструкторы фирмы “Стрелец-Аэро”, созданной при ОАО ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, привезли макеты нескольких действующих аппаратов, в том числе малого экранолета “Волга-2”, о котором рассказывалось в “КиЯ” № 154. Они же продемонстрировали на воде легкий СВП “Стрелец-2”, на котором сделали испытательные выходы и представители редакции (более подробно об этом — в следующем номере).

На каждой выставке принято находить “гвоздь” экспозиции. По мнению нескольких ведущих судостроителей, это почетное звание можно было бы присудить двухсекционной стальной плавучей даче, которая не числилась в списке экспонатов, а стояла на воде рядом с выставочным павильоном в качестве “штаб-квартиры” фирмы “Мнёв и К”. Спроектирована и построена эта плавучая дача питерским капитаном-механиком Г.Е. Ховивом еще в конце 80-х годов. Состоит она из собственно дачи — плавучего домика с солнечной палубой на крыше, опирающегося на катамаранный понтон, и буксирчика-катамарана в стиле “ретро”, который толкает понтон впереди себя. Такая оригинальная компоновка позволяет иметь и постоянное место базирования, например, в Ладожских шхерах, и совершать на буксирчике “налегке” ближние и дальние походы.


Парусную часть экспозиции представляли не только новые, но и восстановленные питерскими энтузиастами старые “Драконы”, известный проект “Штандарт”, парусные доски “экстремальщиков” и всевозможные парусные тузики, в том числе очень интересная канадская лодка из термопласта компании “Walker Bay”.

Если считать, что выставка хотя бы в какой-то степени отражает реальную ситуацию, можно предположить, что наиболее популярным продуктом на рынке парусных яхт являются крейсерские яхты из легких сплавов. Во всяком случае, у причалов бот-шоу на этот раз были ошвартованы две новые яхты с алюминиевыми корпусами. Обе яхты — плод международной кооперации, обе — по-своему интересны. К сожалению, времени для проведения собственных тестов мы не имели, поэтому судить о яхтах можем лишь по их основным характеристикам и мнению самих разработчиков.

Яхта “МОТ-30” (подробное описание см. “КиЯ” № 167), напомним, построена петербургской компанией “Мортранс” при участии французской фирмы GTP. В принципе, “тридцатка” — это несколько увеличенная и доработанная копия французской 8-метровой яхты проекта “RS-800”. Общая длина “МОТ-30” — 9.23 м, длина по КВЛ — 8.90 м, ширина — 3.30 м. Изначально перед конструкторами ставилась задача спроектировать “крейсер” минимальных размерений, который можно эксплуатировать в условиях небольших глубин и в осыхающих районах (например, у побережья Ла-Манша). Отсюда и основные ее конструктивные особенности: яхта имеет два скуловых киля и при водоизмещении 3.5 т отличается малой осадкой — всего 1.20 м. Парусный гардероб этого “полутонника” предельно прост: грот и стаксель, дающие вместе 49 м2, и 50-метровый геннакер. Лодка оснащена стационарным 18-сильным дизелем “Yanmar 26M20C”. Это, конечно, не “океанский рэнджер”, но и по мореходным качествам, и по “кубатуре” внутренних помещений яхта выглядит вполне пригодной для длительных семейных плаваний. Правда, никак не избавиться от ощущения, что алюминиевый корпус выглядит менее элегантно, чем стеклопластиковый.

11-метровая алмазовская “Еврояхта” — продукт, созданный усилиями специалистов четырех стран. Первое, что бросается в глаза, некоторое внешнее сходство этой яхты с предыдущим, уже упоминавшимся в “КиЯ” проектом. Те же ширина и осадка (3.30 м и 1.15 м), те же два скуловых киля. Правда, стали больше общая длина (теперь она составляет 11.5 м), площадь парусов (70 м2) и водоизмещение (6 т). Оборудована яхта двигателем “Volvo-Penta MD 2030” в 29 л.с. Яхта “Алмаз” построена по проекту известного немецкого конструкторского бюро Курта Рейнке (соавтора выдержавшей у нас два издания книги “Постройка яхт”) по заказу кипрской компании “Speed Arrow Ltd.”, которая и является нынешним владельцем яхты и лицензии на проект и постройку всей серии таких лодок. Следует отметить, что корпус яхты построен на ОАО “Морской завод Алмаз” в довольно короткие сроки — с момента закладки до сдачи ее заказчику в июне 1998 г. прошло меньше двух месяцев. Развивая тезис о международной кооперации, отметим, что внутренней отделкой занимались польские судостроители — работники судоверфи “Shipyard Maritim Europe”.

Подпалубные помещения разделены на две каюты и рассчитаны на 8 спальных мест.

Какими будут перспективы этого проекта — покажет время. Продажами яхт этой серии занимаются никосийские специалисты, может быть, дело пойдет!

Очень интересной, а главное — своевременной, оказалась наша встреча с производителями разборных надувных катамаранов “Тритон”. Вообще говоря, под маркой “Тритон” в Петербурге выпускают различные туристические разборные суда — каноэ, байдарки, катамараны для сплава по рекам. Парусные катамараны — не самый ходовой товар фирмы, однако, как мы убедились, — пользуются спросом. “Тритон” на сегодня — единственная в стране фирма, выпускающая продукцию такого рода. Насколько нам известно, московский “Простор” уже давно не поступает в продажу, как и ташкентский “Альбатрос”. Так или иначе, за сезон “Тритон” продает несколько десятков катамаранов. Сегодня на фирменном конвейере стоят два типа двухкорпусных мини-парусников: 4-метровый прогулочный катамаран “Бриз-микро” и более серьезная туристская “машина” — “Ветер” (его, видимо, можно сравнивать по размерам с “Простором”). Двухместный “Бриз-микро” рассчитан на небольшие “пляжные” прогулки и может быть собран за считанные минуты. Следует отметить, что для большей универсальности вооружения катамаран оборудован степсом, в который можно устанавливать мачты, используемые на виндсерферах (например, вооруженную мачту от парусных досок фирмы “SST”, Петербург). Грузоподъемность катамарана 250 кг, так что на нем могут выйти в кратковременное плавание два-три человека.

“Ветер” предназначен для длительных парусных походов с экипажем до трех человек. Вооружение здесь посолиднее, чем у “Бриз-микро”: дакроновый грот 8 м2 с тремя сквозными латами на довольно высокой (6.6 м) мачте, растянутой вантами, и стаксель 2 м2, устанавливаемый прямо на фале, проведенном через блок. Надувные корпуса — цельноклееные, двухсекционные, выполненные из современного материала SCANTARP (виниплан), того же, из которого изготавливают сегодня надувные баллоны для лодок типа RIB.

“Ветер” оснащен стеклопластиковым откидным рулем (перо — по центру) и деревянным наборным швертом, также расположенным в ДП. Для большей наглядности приведем здесь сравнение энерговооруженности “Ветра” и других известных катамаранов (пл. парусов/вес): “Ветер” — 10 м2/65 кг; “Простор” — 8.9 м2/75 кг; “Альбатрос” — 7.5 м2/ 55 кг).

Кстати, о ценах. Не знаем, почем нынче можно купить старые “Простор” и “Альбатрос”, а вот новый “Ветер” стоит от 1000 до 1600 долл. (зависит от комплектации), а “Бриз-микро” — 600 долл.

Из интересных встреч отметим беседу с кораблестроителями из Карелии. Петрозаводская фирма “Варяг” специализируется на деревянном судостроении. Напомним, что со стапелей этой компании сошли в свое время копии старинных парусников и яхт “Св. Петр”, “Алевтина-Туя”, “Елена-Мария-Барбара” и др. “Варяг” не делает серийных построек. Каждое их судно эксклюзивно, каждое сделано под конкретный заказ. Сегодня в возможностях компании строительство деревянных судов самого различного типа и назначения: от морских шлюпок до круизных и учебных крупных парусников, от промысловых лодок до разъездных и туристских катеров. В активе “Варяга” постройка гребных судов и уменьшенных копий парусников XVIII века для съемок фильма “Хорнблауэр” по заказу английских кинематографистов. Кстати, по отзывам операторов, модель парусного судна “Гранд Тюрк” “сыграла” свою роль лучше, чем снимавшаяся в том же фильме реплика знаменитого парусника (см. “КиЯ” № 167, стр.105). Кроме того, в год празднования 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина уместно будет упомянуть о том, что силами той же компании в Петрозаводске для Государственного музея-заповедника “Царское Село” были сделаны две копии ботиков императрицы Екатерины Великой, и сейчас их можно встретить на озерах в парке перед Екатерининским дворцом в г. Пушкин.


Программа “Бот-шоу” этого года впервые была насыщена соревнованиями. Крупнейшими и наиболее зрелищными из них были гонки на надувных мотолодках на призы журнала “Катера и яхты”.

Это были первые возобновленные “КиЯ” после 10-летнего перерыва водно-моторные соревнования. Постоянные читатели журнала хорошо помнят ежегодные Всесоюзные гонки на приз “Золотой винт”, которые знакомили любителей с серийной и экспериментальной продукцией нашей промышленности, проверяли ее в реальных условиях борьбы на спортивной дистанции, давали богатую пищу для ума нашим конструкторам.

Из-за экономических проблем эти встречи пришлось прервать, но сама идея их возрождения уже давно витала в воздухе. “Массовые гонки на массовых лодках и моторах” — таким был наш девиз на прошлых соревнованиях. Сегодня в наших условиях наиболее массовым становится “пневматический класс”. С одной стороны, их практичность (походил, “сдул”, свернул и увез), а с другой, относительная доступность по широте ассортимента и цене, делают надувнушки действительно очень популярными и перспективными. Сегодня нет сдерживающего рост этого класса дефицита, доступны как традиционные отечественные модели, так и лодки любых зарубежных и новых российских фирм, например, той же “Мнёв и К”, “Фрегат” и т.д.

Помимо хорошо известных в мире и авторитетных имен, таких, как “Zodiac”, продукция которого на сегодня составляет около 40% всех мировых продаж, настоящую экспансию на этот сектор рынка предприняли крупные моторостроительные фирмы, которые благодаря реализации своих собственных фирменных моделей надувнушек рассчитывают более активно продавать основную продукцию — моторы. Это, например, серия “Quicksilver” из 19 моделей от “Mercury Marine”. Это расширенная до восьми моделей серия тузиков “Yam” от “Yamaha”. Это пять надувных лодок с жестким днищем “Suzumar” от “Suzuki”. Европейская “Selva” предлагает восемь моделей одноименных надувных лодок...

С приходом на российский рынок зарубежных моторов, естественно, появились и все эти модели лодок. Нередко те из любителей, кто нашел возможность приобрести импортный мотор, приобретают и “родную” ему лодку. Учитывая, что у покупателей с такими фирмами складываются длительные, часто дружеские отношения, со временем в монотипных классах появилось и желание померяться силами в настоящей гонке.

Все это вместе и послужило предпосылкой организации такой встречи на призы “КиЯ”. Правила соревнований не ставили никаких ограничений на участие в них как отечественных, так и импортных моторов и лодок. Отечественные судостроители получали реальный стимул к совершенствованию своей продукции, а любители и будущие покупатели — редчайшую возможность объективно оценить достоинства и недостатки продукции той или иной участвующей в выставке фирмы.

Первые такие соревнования собрали около двадцати гонщиков в трех классах (по объему цилиндров применяемого мотора): 250, 350 и 500 см3. Из отечественных лодок наиболее широко были представлены лодки Н.Мнёва и фирмы “Фрегат”. Импортные же модели представляла продукция “Quicksilver”, “Selva”, “Phoenix” и “Yam”.

Гонщикам за четверть часа предстояло “накрутить” по трехбуйной дистанции наибольшее количество кругов. Не будем описывать все страсти, бушевавшие на трассе, ведь для большинства участников это были первые в жизни гонки! В самом младшем классе с моторами до 250 см3 победил А.Смирнов, представитель дилерского центра “Yamaha” в Петербурге: он выступал на лодке “Yam” с 9.9-сильным мотором “Yamaha”. В классе до 350 см3 победил А.Морозов, выступавший за фирму “Баджер” на лодке “Quicksilver” с мотором “Mariner”. А в старшем классе до 500 см3 с большим отрывом победил опытный питерский спортсмен-водномоторник А.Овчинников. Его техника прохождения поворотов, тактика борьбы на дистанции, манера старта сразу выдавали профессионального спортсмена. Он выступал на отечественной мотолодке “Танго-360”, которая по ходовым качествам, чистоте глиссирования и набору скорости при старте с места превосходила в заездах надувнушки именитых фирм. Заметим, что Андрей победил с 25-сильным “Mercury” (предоставленным фирмой “Меркурий-НИИТМ”), хотя у его соперников были и гораздо более мощные 35-сильные двигатели. Что ж, побеждают опыт и мастерство!

Главными призами в двух старших классах были тоже надувные мотолодки: “Dingo-265S” и “Baltic350-Sport”. Их представила харьковская фирма “Бриг”, которая сама, к сожалению, не смогла принять участие в соревнованиях. Ее продукция хорошо известна и в России (она не раз упоминалась на страницах “КиЯ”), и за рубежом, где она успела уже завоевать международный авторитет. “Бриг” выпускает около 5000 надувных лодок в год. Продает их в 16 стран Западной Европы, в Турцию, в Канаду.

Все победители получили грамоты и ценные призы, а участники — подарки от фирмы “Баджер”. Хочется выразить особую благодарность руководству этой фирмы, которая была в числе первых инициаторов и организаторов соревнований, представила технику и нашла энтузиастов этой идеи.

Мнение участников и зрителей — единодушное: такие соревнования надо расширять и продолжать в будущем.

Реклама: курсы маникюра и педикюра с трудоустройством.
 


 Library В библиотеку