Логотип ` Катера и Яхты`
№170 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
ТЕХНИКА



В течение многих лет наши владельцы множества самых малых лодок были вынуждены обходиться одной-единственной моделью подвесного мотора. Можно было сколько угодно критиковать или хвалить 2-сильный “Салют”, но на самом моторчике это практически не отражалось, а главное — никакого выбора по-прежнему не было. Следующим в мощностном ряду отечественных ПМ стоял 5-сильный “Прибой” (пока его не сняли с производства как не пользующийся спросом), а в последние 10-15 лет — 8-сильный “Ветерок”. И бывало, что ставили восемь сил, когда “за глаза” хватило бы и трех... Теперь — другая крайность. Появился выбор. На российский рынок хлынули моторы всемирно известных зарубежных фирм, и разобраться в существующем изобилии потенциальный покупатель не может. Если по мощным импортным моторам информация есть (иначе их не продашь!), то менее дорогие моторчики самой малой мощности (тем более, что они нередко привозятся, минуя дилерские фирменные центры) остаются совершенно неизвестной областью. Как ни удивительно, но выяснилось, что в какой-то мере сказанное о недостатке информации справедливо и для западного мира. По этой причине редакция известного английского журнала “Practical Boat Owner” поручила своему консультанту Пэту Менли провести испытания самых малых ПМ — мощностью до 3.5 л.с.: сравнить наиболее популярные модели в первую очередь с точки зрения удобства эксплуатации на маленькой лодке. (Согласитесь, точные замеры скоростей и расхода топлива не имели бы здесь особого значения!) Менли справился с заданием. Полагаем, что материалы из его отчета (напечатанного в майском номере за этот год) будут полезны и нашим читателям, так как дают некоторое представление о плюсах и минусах поступающих в продажу моделей и, что также немаловажно, об их цене. Попутно напомним, что результаты сравнительных испытаний семи 9.9-сильных ПМ ведущих фирм-производителей были приведены в “КиЯ” № 167 на стр. 43. В планах редакции — проведение подобных испытаний моторчиков малой мощности применительно к российским условиям. Познакомиться с тем, на что при таких испытаниях обращают внимание наши зарубежные коллеги, будет, наверное, полезно и читателям “КиЯ”.
Несколько необычный формат проведения основных всероссийских соревнований в олимпийских классах яхт — два чемпионата (весенний и осенний) — обусловлен современными чисто бюрократическими “заморочками”. Для чиновников от спорта в соответствии с какими-то инструкциями удобнее и проще планировать выделение денежных средств именно на чемпионаты страны, а не на соревнования, имеющие какое-либо другое название. Только поэтому ушли в прошлое Кубки и Первенства России, да и другие интересные регаты. Хорошо, что остались пока хоть эти чемпионаты.

Как это ни удивительно, на мировом рынке сейчас представлено одновременно не менее 55 моделей столь малых подвесных моторов (и это не считая версий с различной длиной дейдвуда, “морских” и “яхтенных” модификаций!) В действительности же в разноименных моделях очень много общих компонентов: все так, как это практикуется в автомобилестроении. Например, американские “Mercury & Mariner” мощностью до 5 л.с. собираются в Европе из деталей, которые закуплены у “Tohatsu”. Отсюда и такая схожесть между моторами с совершенно разными названиями.

Все это — результат стремления к экономии. Добавим к этому, что “ОМС” продает свои двухтактные моторы под маркой “Johnson”, а четырехтактные — под маркой “Evinrude”. Запутались? Не вы одни!

Подводя итоги испытаний, мы решили, что будет полезно опубликовать некоторые комментарии относительно того, где четырехтактные моторы завоевали свое место в диапазоне мощностей 2-8 л.с. Я полагаю, главный вопрос звучит так: “Зачем покупать более тяжелый и дорогой четырехтактный мотор вместо двухтактного?”.

Во-первых, не за горами срок вступления в силу строгих экологических норм ЕРА-2006, некоторые положения которых уже действуют. Изготовители придерживаются двух направлений: переход на четырехтактные двигатели и “совершенствование” двухтактных. Четырехтактные лучше двухтактных и по экологичности, и по экономичности. Двухтактные легче и дешевле. Но как они соотносятся друг с другом, будучи установленными на одну и ту же надувную лодку? Испытания все расставили на свои места. “Honda BF2D” блистал не потому, что он четырехтактный, а потому, что у него центробежная муфта сцепления и вращающаяся на румпеле рукоятка газа. Двухтактный “Tohatsu 5” и его близнецы от “Mercury & Mariner” тоже показали себя неплохо в плане удобства, хотя и не превзошли “Honda”. Будучи же поставленными на более серьезную лодку (парусную или моторную), четырехтактные ПМ однозначно получат мой “голос”. Если, конечно, у них будут приемлемые цена и вес.

Что мы сравнивали?

Руководства по эксплуатации.


Справочники “Mercury & Mariner” — это полная катастрофа. Они написаны на двенадцати языках и разделены на три части (по четыре языка), набраны мелким шрифтом и имеют один общий комплект бледных иллюстраций. У “Yamaha” некоторые руководства охватывают слишком много деталей моторов и тоже изложены запутанно. Рисунки и текст зачастую относятся к разным моделям.

Наилучшие справочники — одноязычные (или, по крайней мере, четко разделенные на части по языкам) и посвященные только одной, базовой модели.

Гребные винты. Все ПМ тестировались с винтами из стандартного комплекта поставки. В комплект иногда входило несколько винтов, и требовалось выбрать нужный для конкретного случая. С другой стороны, вопрос этот не так уж важен для столь малых моторов, которые никогда не используются на режиме глиссирования. Другое дело — большие ПМ, когда важно выяснить, какой винт подходит именно к вашей лодке.

Портативность. По существу, если вы сами снимаете и ставите ПМ на лодку, то навряд ли захотите, чтобы его вес превышал 20 кг. Возможно, вы даже предпочтете килограммов пятнадцать или того меньше. Все 2-сильные ПМ по-настоящему портативны (включая четырехтактный “Honda”), а все моторы мощностью до 3.5 л.с. (кроме “Yamaha Malta 3”) весят до 15 кг.

Запуск (холодный и горячий). Для того, чтобы набрать максимальный балл за легкость запуска, мотор должен был заводиться с первого рывка как в холодном, так и в горячем состоянии. Четырехтактные ПМ часто не запускались с первого рывка, за что балл им снижался. Кроме того, современные четырехтактные ПМ, похоже, не любят “пересоса” при запуске из холодного состояния (исправление этого недостатка улучшит их оценки). Кроме того, четырехтактный мотор необходимо некоторое время выдержать после опускания в воду из откинутого состояния, чтобы масло растеклось в нужные места.

Блокировка откидывания на заднем ходу. Обычно мотор свободно откидывается при наезде на препятствие, чтобы свести к минимуму повреждения. Однако на заднем ходу, если вы резко прибавите газ, произойдет то же самое, а это нежелательно. Поэтому всегда хотелось бы иметь автоматическую блокировку откидывания на заднем ходу. В большинстве случаев она имеется.

Аварийное выключение мотора. Многие малые ПМ не имеют стропки аварийного выключения при падении водителя за борт. Хоть моторчики и маломощные, лодка при этом может уплыть от владельца или, того хуже, развернуться и наехать на него.

Оценка испытываемых моторов

Ни один из перечисленных моторов не имеет реверса, так что для заднего хода их нужно поворачивать на 180°. Румпель при этом оказывается в крайне неудобном положении. Исключение составляет только “Honda”. Кроме того, на заднем ходу струя воды из контрольного отверстия системы охлаждения попадает прямо в лодку (“Honda” и здесь оказалась на высоте).

“Yamaha 2В”. Это наилегчайший на сегодня мотор. По этой причине он часто используется на яхтенных тузиках, хоть и не имеет рукоятки для переноски. Заводится с первого рывка как в холодном, так и в горячем состоянии. Кожух приятен на вид, но по непонятным причинам крепится 10 винтами пяти разных размеров, гайки с которых имеют свойство слетать сами собой. Так что в море кожух лучше не снимать без крайней необходимости. Чтобы добраться до аварийного запуска, придется отвинтить еще три болта. Правда, доступ к свече зажигания удобен через откидную крышку, а если кожух все-таки снять, то и ко всем деталям подобраться будет очень просто. Доступ к регулировочным винтам карбюратора также удобен — отверткой через отверстия в кожухе. Шум — характерный для всех двухтактных ПМ этого размера, но вибрации невелики. Удобен в управлении, но нет аварийного выключателя зажигания. Есть барашковая гайка для регулировки усилия поворота и пресс-масленка узла поворота. Мотор — самый маломощный из протестированных, и может быть рекомендован к использованию, в основном, на закрытых акваториях. Вывод: хоть и самый маломощный, но наилегчайший, и поэтому имеет немало приверженцев.

“Mariner 2.5”/“Mercury 2.5”. Представители сложного мира взаимных заимствований. Без кожуха моторы похожи на “Johnson 2”, но у них есть аварийный выключатель зажигания. По сути, это тот же “Tohatsu 2.5”, только с легко отделяемым кожухом, который крепится всего двумя защелками. Однако нижний поддон глубже, чем у “Johnson”, поэтому доступ не так удобен. До свечи зажигания добраться непросто, хоть в поддоне и имеется специальная крышка. Однако, отвернув 8 винтов, можно удалить обе половины нижнего поддона и получить полный доступ к двигателю. Пресс-масленки для смазки поворотного узла нет, но зато усилие поворота легко регулируется барашковой гайкой. Вес невелик — 12.4 кг, да и ручка для переноски расположена удачно, хотя у нее чересчур острые края. Запускался в горячем состоянии с первого раза, в холодном же — с нескольких попыток. На низких оборотах работал с шумом и вибрацией, типичными для малых двухтактных моторов. Упор для плавания по мелководью отсутствует, а для откидывания мотора необходимо вручную переставить чеку (которой легко компенсировать угол наклона транца). Для аварийного запуска нужно отвернуть три болта и одним из них сразу закрепить топливный бак. В отличие от “Tohatsu”, румпель — металлический литой и закреплен жестко, и поэтому заметно передает вибрацию на руку. Вывод: Хорош, середняк в своем классе, без очевидных недостатков.

“Honda BF2D”(четырехтактный). Ни один другой ПМ этих размеров не отличается такой хорошей управляемостью. В отличие от всех остальных, малыш “Honda” имеет воздушное охлаждение цилиндра. Сняв капот (который остался висеть на шнуре стартера), я был немало удивлен размерами собственно двигателя, пока не понял, что вижу воздуховод системы охлаждения. Мотор не унаследовал от мощных моделей удобства обслуживания, хотя и имеет кожух оригинальной формы. Весьма полезны колпачковые гайки (они предотвращают проблемы с коррозией). Мотор запускается с первого раза в холодном и горячем состоянии, но заметно шумит, поскольку нет рубашки водяного охлаждения. Слишком тонкий алюминиевый тепловой экран издает надоедливое дребезжание. Я слегка подогнул его, и это решило проблему. При увеличении оборотов шум не возрастает. Очевидное преимущество воздушного охлаждения в том, что в моторе не циркулирует соленая вода. При весе 12.4 кг мотор имеет удобную рукоять для переноски, и его можно нести одной рукой. Это единственный 2-сильный мотор с аварийным выключателем зажигания. Ну а чтобы получить доступ к аварийному стартеру, надо отвинтить всего три гайки. Вывод: “Роллс-Ройс” среди 2-сильных моторов.

“Suzuki 2.2”. При малом весе мотор легко поставить на яхтенный тузик, но мешает отсутствие рукоятки для переноски — его приходится нести двумя руками. Как и большинство 2-сильных моторов, на холостых оборотах он работает тихо, но на больших шум резко усиливается (явно непропорционально увеличению мощности). Нет аварийного выключения, доступность для ремонта низкая — нужно отвинтить 11 винтов, чтобы снять кожух. Так что лучше и не доставайте руководство, чтобы прочесть об аварийном запуске, спокойно гребите домой! Откидная крышка дает удобный доступ к свече зажигания, усилие поворота регулируется барашковой гайкой. Упора для плавания по мелководью нет. Запускается мгновенно из любого состояния. На испытаниях мотор оказался самым “скоростным” из 2-сильных, да и цена у него доступная. Вывод: Быстрейший из “двушек”, легкий, но “труднодоступный”.

“Tohatsu 2.5”. Это базовая модель для нескольких “двушек” и “трешек”. Снять кожух непросто, так что для замены свечи довольствуйтесь отверстием с откидным лючком, которое для свечного ключа узковато. Чтобы снять кожух, нужно удалить 10 винтов, но зато потом перед вами — весь двигатель, и к любой его части легко подобраться. Единственное отличие от “Mercury & Mariner” — румпель сделан из стали и закреплен на резиновых прокладках, так что не передает вибрацию на руку. Вывод: базовый мотор для доброй половины “двушек” и “трешек”, но отвинчивать кожух не советую — умаешься.

“Tohatsu 3.5”. Это тот же “Mercury & Mariner 3.3” с кожухом и румпелем от “Tohatsu 2.5”. Вывод: Простой румпель передает меньше вибрации, чем его “навороченный” собрат.

“Mariner & Mercury 3.3”. Это тот же мотор, что и модель “2.5”, но повышенной мощности и с муфтой сцепления, плюс к которой имеется разобщительная муфта, обеспечивающая “нейтраль” и передний ход. Это повышает удобство использования, но заднего хода нет, так что по-прежнему нужно разворачивать мотор на 180° и тянуться к румпелю с риском вывалиться за борт. Как показали испытания, добавка мощности реально отразилась и на приросте скорости, так что “привес” в цене тоже оправдан. Есть и один недостаток, общий для всех “трешек” от “Mecrury” и “Tohatsu”: будучи положенным на бок после переноски за рукоять, мотор переворачивается и своим весом придавливает рычаг разобщительной муфты. А рычаг-то пластмассовый и без металлического сердечника. При использовании на яхте, когда приходится по многу раз снимать и снова ставить ПМ, это когда-нибудь кончится плохо. Особенно если рычаг сломается в положении “нейтраль”. Между прочим, стоит этот рычаг 35 фунтов, не считая двух кольцевых уплотнительных шайб, пружинки и шарика, которые наверняка растеряются при поломке, а они стоят еще 4 фунта. Почему было не объединить все это в один узел? Я бы, имея такой мотор, снабдил этот рычаг какой-нибудь защитой (но лучше, если это сделают изготовители). Вывод: наличие “нейтрали” — это хорошо.

“Yamaha Malta 3”. Этот ПМ отвоевал себе прочную рыночную нишу как добротный мотор для яхтенных тузиков и легких надувнушек. Вес 16.5 кг чересчур велик для 3 л.с., но мотор дает хороший упор и прост в обращении. Удобство переноски обеспечивают две рукоятки —нести мотор можно одной рукой, а ставить или снимать — двумя. Все органы управления ярко-зеленого цвета, ими легко пользоваться. Это самый маломощный мотор с разобщительной муфтой, обеспечивающей “нейтраль” и передний ход (у “Honda 2” — центробежная муфта сцепления). Рукоятка газа — на румпеле, ею легко управлять и на заднем ходу. Мотор работает очень тихо на холостом ходу и умеренно громко на полных оборотах. На малых оборотах ощущается некоторая вибрация, но на больших ее почти нет. Прекрасный запуск из холодного и горячего состояния. Кожух крепится всего двумя защелками, но поддон довольно глубок, что несколько ограничивает доступ для технического обслуживания. Однако он состоит из двух частей, скрепленных 8 винтами, которые легко снять и получить нужный доступ к двигателю. В откинутом положении и в положении движения по мелководью мотор фиксируется автоматически, и снять его с фиксации можно нажатием на большую удобную рукоять. Регулируется здесь не только усилие поворота, но и трение рукоятки газа на румпеле, однако чтобы добраться до аварийного стартера, нужно отвинтить 5 болтов. Топливный насос установлен прямо на карбюраторе, но на нем нет штуцера для подключения внешнего бака. В общем, хороший мотор, если вас не смущает его несколько излишний вес. Жаль только, что “Yamaha” не снабдила его аварийным выключателем зажигания. Вывод: идеальный мотор для яхтенных тузиков.

“Selva 3.5”. Самый тяжелый (17 кг) ПМ из 3.5-сильных и не имеющий, вдобавок, муфты сцепления. Это — базовый мотор, без всяких “наворотов”, но сделан прочно, с применением множества деталей из нержавеющей стали, вплоть до самых мелких. Удобная ручка для переноски расположена в непривычном месте — на задней стенке нижнего поддона. Это неудобно при креплении на транце, но зато при переноске мотор занимает почти горизонтальное положение. Если вы отстегнете пару защелок и снимете кожух, вас ожидают два сюрприза. Первый: топливный бак закреплен именно на кожухе, и вам придется отсоединить топливный шланг, прежде чем вы сможете снять кожух окончательно. Второе: маховик ничем не закрыт, так что к аварийному запуску можно приступать сразу же. В том, что бак закреплен на кожухе, есть два преимущества, не упомянутых в руководстве. Во-первых, вы можете отойти с ним от лодки, чтобы наполнить бензином. А во-вторых, что особенно важно, благодаря хитрой форме бака у него есть резервная емкость, содержимым которой можно воспользоваться, только если снять кожух и наклоном перелить топливо из резервной емкости в основную. Блестяще! Упора для плавания на мелководье нет, и фиксировать мотор в откинутом положении необходимо вручную. Усилие поворота регулируется, но пресс-масленка отсутствует. Мотор запускался с первого раза. Доступность для обслуживания — великолепная. Небольшая вибрация надежно демпфируется толстой рукояткой газа из мягкой резины и не передается руке. При быстром прибавлении газа мотор по характеру работы несколько напоминает четырехтактный и первые секунды набирает обороты не спеша. “Разогнавшись”, работает хорошо. Обороты холостого хода крайне невелики, и малый ход возможен при закрытом дросселе, когда мотор опять начинает напоминать четырехтактный — на сей раз низким уровнем шума. Наряду с “Мальтой” эта “трешка” тоже снабжена вращающейся рукоятью газа на румпеле, и это его явный “плюс”. На испытаниях данный мотор показал наилучшие характеристики среди “трешек”. Вывод: надежный, простой (без разобщительной муфты), достаточно мощный и недорогой.


 Library В библиотеку