Логотип ` Катера и Яхты`
№170 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
СТАРТ

 

Форма паруса

Форма паруса решающим образом влияет на его работу, баланс яхты, остроту и скорость! Хорошая форма паруса предполагает расположение пуза (точка максимальной полноты) в передней части паруса (на расстоянии от 3/8 до 1/2 ширины грота от передней шкаторины) (рис.1).

Пузо смещается назад (рис. 2), если ослабить переднюю или затянуть заднюю шкаторину, что даст острый вход ветра. При этом заворачивается задняя шкаторина, что “закроет” парус, а из практики известно: ничто не останавливает “Оптимист” так, как закрытый (с завернутой на ветер задней шкаториной) парус.

Если добить парус по передней шкаторине, пузо сместится вперед, что даст полный вход и открытую заднюю шкаторину (рис. 3). Вход влияет на остроту движения к ветру: плоский вход — яхта идет круче к ветру; полный вход — яхта идет более увалисто.

Тяга паруса


При неправильной настройке задняя шкаторина завернута к ДП, на парусе появляется обратная составляющая тяги.


Основным условием движущей способности паруса является разность давления с наветренной и подветренной сторон.

Сила, которая заставляет двигаться лодку вбок, нейтрализуется давлением воды на шверт и перо руля. Если парус правильно настроен, то результирующая сила тянет лодку только вперед (рис. 4).

Заворачивающаяся задняя шкаторина

Ни при каких обстоятельствах тренер, идущий точно позади яхты на катере, не должен видеть подветренную сторону паруса (рис. 5). Когда задняя шкаторина заворачивается на ветер (внутрь), к ДП яхты, она начинает тянуть яхту назад.

Закрытая задняя шкаторина является наиболее распространенной ошибкой для “оптимистчиков”. Что служит ее причиной?

1. Перебранный от излишнего волнения гика-шкот.

2. Незнание того, как должен выглядеть правильно настроенный парус.

3. Перебитый шпринтов — не удалось перенастроиться после изменения ветра; задняя шкаторина обтягивается и лодка останавливается при ослаблении ветра.

4. Изменяющаяся сила ветра — перебит шпринтов: настройка скорее на усиление, чем на ослабление ветра.

5. Перебитая оттяжка гика — на лавировке не требуется добивать оттяжку гика, за исключением моментов, когда приходится “скидывать” (травить гика-шкот ) на порывах.

6. Излишне ослабленная нижняя шкаторина.

7. Излишне ослабленная или плохо привязанная передняя шкаторина.

В этих случаях для настройки можно ориентироваться по горизонтальной линии на задней шкаторине между латами. Старайтесь держать ее параллельно ДП на курсе “гоночный бейдевинд”. Если эта линия заворачивается к корме, значит, задняя шкаторина закрывается. Будьте внимательны: колдунчики на задней шкаторине не всегда указывают на завернутую заднюю шкаторину.

Настройка


Грота-шкот уплощает парус по нижней шкаторине и открывает заднюю

Шпринт. Для того чтобы понять, как сильно добивать шпринт, нужно осознать, что верхняя шкаторина паруса, усиленная ликтросом, не растягивается, и шпринт, зафиксированный в петле нок-бензельного угла паруса, натягивает только его заднюю шкаторину.

Добитый шпринт с растравленной оттяжкой

Грота-шкот. Помимо того, что грота-шкот уплощает нижнюю шкаторину, он еще и отодвигает заднюю шкаторину от мачты, тем самым открывая ее и уплощая весь парус (рис. 6).

Оттяжка гика и гика-шкот натягивают переднюю и заднюю шкаторины

Горизонтальная привязка верхнего галсового, нижнего галсового угла и передней шкаторины. С помощью этих снастей можно регулировать изгиб передней шкаторины, от которого зависят вход и полнота паруса.

Оттяжки верхнего галсового и нижнего (оттяжка усов гика) галсового углов. С их помощью регулируется длина передней шкаторины (вход, форма паруса), расположение паруса относительно мачты и натяжение передней шкаторины. Оттяжка верхнего галсового угла не дает ему подниматься вверх при набитом шпринте. Оттяжка нижнего галсового угла регулирует высоту гика по мачте. Она укорачивается путем скручивания.

Оттяжка гика. Удерживает гик на полном курсе, уравновешивает набивку шпринта, с ее помощью регулируется натяжение передней и задней шкаторин. Если набить шпринт при растравленной оттяжке гика, то верхушка передней шкаторины соберется складками (рис. 7). В слабый ветер при слабом натяжении передней шкаторины оттяжка гика практически не нужна. В средний ветер на курсе гоночный бейдевинд оттяжка гика должна слегка провисать, но при этом парус не должен складываться на полном курсе. В сильный ветер с помощью оттяжки гика набивается передняя шкаторина и поддерживается натяжение задней при “скидывании” ветра на порывах (рис. 8).

Как поставить парус

1. Аккуратно привяжите парус к мачте таким образом, чтобы добиться желаемой формы паруса.

2. Привяжите оттяжку верхнего галсового угла. Для этого вам придется вынуть мачту. Чтобы нанести на рангоут настроечные деления, оттяжку нужно отрегулировать таким образом, чтобы верхний галсовый угол всегда оставался на одном и том же уровне. Для этого нанесите на верхнюю часть передней шкаторины и на мачту марки, которые будут совпадать при правильной длине оттяжки (рис. 9). Марки должны быть нанесены так, чтобы при ослабленной передней шкаторине обмерная марка на парусе находилась сразу под верхней обмерной маркой на мачте (рис. 10). При максимальном натяжении передней шкаторины обмерная марка на парусе будет сразу над нижней обмерной маркой на мачте.

3. Поставьте мачту и аккуратно привяжите страховку.

4. Набейте шпринт так, чтобы оттяжка верхнего галсового угла слегка натянулась.

5. Установите желаемое натяжение передней шкаторины, решив, на сколько оборотов накрутить оттяжку нижнего галсового угла (оттяжку усов гика). Приклейте линейку со шкалой (или нанесите шкалу другим способом) на переднюю поверхность мачты вровень с усами гика (рис. 11). Регулярно записывайте показания на шкале для того, чтобы в любое время иметь возможность правильно настроить парус. 6. Добейте оттяжку гика так, как считаете нужным. Это будет легче сделать с помощью гика-шкота.

7. Добейте шпринт до нужного предела.

8. Наконец, отрегулируйте грота-шкот (оттяжку шкотового угла).

Форма паруса в зависимости от силы ветра

После каждого выхода на воду делайте в своем дневнике запись о форме паруса вместе с собственными комментариями относительно волно-ветровых условий и скорости вашей яхты. Это позволит добиться уверенности, способности анализировать движение лодки и хорошей скорости.

Настройка на слабый ветер
(0.3-1.6 м/с)

Медленно движущийся воздух будет “застревать” в полном парусе, так что стремитесь сделать парус плоским, чтобы добиться наибольшей скорости/остроты.

Шкала на мачте на уровне гика позволяет записывать точное натяжение передней шкаторины

Старайтесь получить пузо в средней части паруса с ослабленными передней и задней шкаторинами.

Для уплощения паруса как на входе, так и в середине нужен положительный серп на передней шкаторине (рис. 12).
— Просвет у верхнего и нижнего галсовых углов — 9 мм.
— Просвет в центре передней шкаторины отсутствует, но остальные люверсы привязаны так, чтобы передняя шкаторина образовывала плавную кривую.
— Натяжение передней шкаторины — слабое. Поднимите гик, накрутив несколько оборотов на оттяжку нижнего галсового угла. При ослаблении передней шкаторины вход уплощается, пузо смещается назад, а задняя шкаторина закрывается.
— Грота-шкот — набейте его до марки, тем самым вы откроете заднюю шкаторину и уплостите парус.
— Оттяжка гика полностью растравлена.
— Шпринт ослаблен до небольшой складки у верхнего галсового угла. Складка указывает на то, что у вас не перебит шпринт и открыта задняя шкаторина.
— Усы гика должны плотно сидеть на мачте, но при этом свободно двигаться по вертикали, иначе увеличится натяжение передней шкаторины. Для этого снимите напильником середину верхнего внутреннего края усов. Очень важно, чтобы мачта свободно поворачивалась в степсе и банке, иначе при повороте она может застрять, что повлияет на набивку шпринта и всю настройку в целом.

Порывистый ветер в любых условиях


Передняя шкаторина ослаблена, грота-шкот набит до марки
Всегда настраивайте парус, особенно шпринт, на силу ветра при ослаблении. При порыве задняя шкаторина откроется, и вы сможете отработать этот порыв. Настройка с правильно добитым шпринтом при ослаблении даст закрытую заднюю шкаторину, а это недопустимо.

Средний ветер
(1.6-5.5 м/с)

Полная мощность паруса.
— Равномерный просвет по всей длине передней шкаторины — 3-4 мм.
— Грота-шкот — ослабить так, чтобы пропала складка. Если слишком сильно ослабить нижнюю, то закроется задняя шкаторина.
— Оттяжка гика — слегка провисает при добранном гика-шкоте на лавировке.
— Шпринт — как и для слабого ветра, с небольшой складкой в районе верхнего галсового угла.
— Натяжение передней шкаторины — отрегулируйте его, убавив нужное количество оборотов на оттяжке нижнего галсового угла. Натяжение по передней шкаторине увеличивайте по мере усиления ветра (рис. 13).

“Тяжеловесы”


Более сильное натяжение передней шкаторины, плавная кривая по шву нижней шкаторины, без складок.

Тяжелые гонщики могут идти в полный парус до тех пор, пока проводятся гонки. Мачта при этом будет гнуться, и для того, чтобы сохранить форму и мощность паруса, необходимо плотно привязать верхний и нижний галсовые углы и ослабить натяжение на остальных люверсах по передней шкаторине так, чтобы она приняла форму плавной кривой с просветом в средней части 9 мм.

Уменьшение мощности паруса

Если вы изо всех сил открениваете лодку с поднятым на 10 см и развернутым назад швертом и все равно не можете идти без крена и вам приходится на порывах травить шкот, то следует еще раз взглянуть на настройку.
— Привяжите все люверсы передней шкаторины максимально плотно к мачте.
— Максимально добейте грота-шкот, стараясь дотянуть шкотовый угол до марки, это уплостит нижнюю часть паруса.
— Ослабьте верхний галсовый угол — зазор 8 мм. Это уплостит верхнюю часть паруса. Оставьте запас на растяжку, так как максимально допустимый просвет — 10 мм. Концы, которыми привязан верхний галсовый угол, должны быть очень прочными. Они несут основную нагрузку, создаваемую шпринтом, парусом и мачтой. Если они порвутся, то может порваться и парус.
— Нижний галсовый угол должен быть привязан плотно к мачте и гику. — Натяжение передней шкаторины должно быть максимальным. Тяжеловесы избавляются от излишней мощности паруса с равномерно привязанной передней шкаториной, так как изгиб мачты уплощает вход (рис. 14).
— Оттяжка гика нужна на лавировке для того, чтобы поддерживать натяжение задней шкаторины, когда гика-шкот потравлен. Поэтому добивайте ее как можно сильнее.
— Шпринт должен быть добит максимально сильно. Исключение составляют гонщики, у которых трудности начинаются уже при ветре 4 м/с и раньше. Им следует добивать шпринт так, чтобы оставалась небольшая складка в районе верхнего галсового угла.

В. Логинов, Л. Васильев
Продолжение следует


Реклама:
 


 Library В библиотеку