Логотип ` Катера и Яхты`
№171 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
Судоводителю на заметку

   
   
Как вы уже наверняка догадались, речь у нас пойдет не о СПИДе и прочих сомнительных приобретениях уходящего века. Вопросы безопасности плавания и эксплуатации плавсредств мы поднимали на своих страницах уже не раз, но тема эта, увы, не стареет. Свидетельствует об этом и печальная статистика происшествий на воде. Поэтому мы решили вновь напомнить судоводителям — прежде всего, начинающим — основные моменты, внимание к которым позволит в значительной мере снизить степень риска, без которого, к сожалению, немыслимо плавание даже в пруду — вода есть вода.

Предлагаемые заметки — ни в коей мере не нормативный документ (с подобными документами, надеемся, вы уже ознакомились и без нашей помощи), а скорее советы “из жизни”, обобщение накопленного десятилетиями опыта. Адресуем мы эту публикацию, в первую очередь, владельцам катеров и моторных лодок, хотя ряд положений наверняка будет полезен всем судоводителям без исключения.

Особое внимание мы постарались обратить на ряд специфических моментов, с которыми обычно сопряжено появление на борту гостей, поскольку далеко не всегда мы отходим от берега в одиночку. Надо сказать, что термин “пассажиры”, на наш взгляд, не совсем полно характеризует эту категорию лиц, ведь, как правило, это не какие-то абстрактные граждане, а наши хорошие друзья и знакомые, в общении с которыми необходима определенная дипломатия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Это — вопрос номер один: ответственность за безопасность всех находящихся за борту (а в ряде случаев и прочих участников движения по воде, включая и обычных купальщиков) несете вы и только вы. Соответственно только вам и принимать те или иные решения. “Да нет у этого берега камней, давай подойдем поближе!” “Эту тучу пронесет стороной, лучше останемся, гляди какой клев!” Принимать к сведению подобные предложения, или нет — дело ваше, но, повторяем, последнее слово только за вами. И в случае чего сидеть в тюрьме (не дай бог!) или выплачивать денежные компенсации придется вам. Постарайтесь тактично объяснить эту истину гостям еще на берегу.

Касается это и весьма распространенной ситуации с передачей управления. Гостей, как известно, хлебом не корми, только дай порулить. (Кстати, очень хорошо, если кто-то из них действительно сумеет управиться с лодкой, если с вами что-то случится). Но обычно на водительском месте оказывается совершенно неподготовленный человек, который, тем нее менее, первым же делом поступает по принципу “газу до отказу и все скорости сразу”, вцепившись в “баранку” и выпучив глаза. Однако с юридической точки зрения за рулем остаетесь вы, поэтому не советуем пользоваться этим случаем, чтобы отдохнуть, разобрать вещички и т.д. Не отходите далеко от поста управления (по крайней мере, от кнопки “стоп”) и будьте готовы в любой момент вмешаться в процесс.

АЛКОГОЛЬ

Как вы уже догадались, этот раздел оказался на одном из первых мест исключительно в силу отечественной специфики. Подобно провинциальным пассажирам знаменитой “Антилопы Гну”, которые искренне не понимали, как это можно пользоваться автомобилем в трезвом виде и считали автотелегу Козлевича гнездом разврата, где обязательно нужно вести себя разухабисто, издавать непотребные крики и вообще прожигать жизнь, наши гости тоже порой начинают мечтать о выпивке на первом же километре пути — очевидно, завороженные быстротой передвижения и запахом бензина.

Цепочка, в общем-то, довольно простая и логичная: вода — бережок — костерок — шашлычок — водочка. Не будем ханжествовать: от этого, увы, никуда не денешься. Даже в редакции “КиЯ”, сами понимаете, не одни абстиненты сидят.

Об управлении мотолодкой или катером в нетрезвом виде даже говорить не будем — надеемся, что имеем дело со здравомыслящими людьми. Рискуя навлечь на себя гнев ГИБДД, тем не менее, заметим, что на наш взгляд сесть за руль автомобиля “поддавши” куда как безопасней, чем за штурвал катера. По крайней мере, если вы вдруг осознали пагубность подобной езды на дороге, всегда есть возможность благополучно остановиться и проспаться под ближайшим кустом, и ровный асфальт как асфальтом был, так асфальтом и останется.

На воде, сами понимаете, такое может не пройти. И если на суше пустяковое происшествие “по пьянке” заканчивается в лучшем случае синяками и шишками, то на воде нетрезвый пострадавший быстро “хватает огурца” и идет на дно со скоростью топора. Не верите — загляните на ближайшую спасательную станцию и порасспрашивайте специалистов. Если место бойкое, да еще и день выходной, вы даже сумеете лично лицезреть приткнувшийся у ворот дурно пахнущий фургон, в который двое небритых мрачного вида дядечек будут грузить зловещий темный сверток на мокрых носилках.

Что же делать? Ведь есть люди, которые сочтут вас личным врагом после предложения провести день на природе “всухую”…

И все же компромисс возможен. Спланируйте программу дня так, чтобы возлияния происходили после прогулок и путешествий по воде, когда лодка или катер будут надежно причалены к берегу. Об этом тоже стоит заранее проинформировать участников предстоящего мероприятия.

Кстати, будьте готовы к тому, что даже после подобных увещеваний (но после третьей-четвертой рюмки) отдельных гостей может по новой потянуть на подвиги, и в самых разнообразных формах (от льстивой мольбы до категорического требования) последуют предложения “п-покататься”. Советуем проявить твердость характера. Что хуже — размолвка с приятелем или участие в его похоронах? Думайте сами.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

С этим у нас в отчизне тоже традиционно плохо. Может, виноват хорошо всем знакомый “авось”? Как-то мы провели небольшой эксперимент: на одном большом загородном водоеме в выходной день понаблюдали за отходом со стоянки разнообразных моторок. Результат вызвал нечто вроде шока. Из девяти лодок, отошедших от бона в течение получаса, спасательное средство в виде обшарпанного пенопластового круга имелось лишь на одной! Да и тот круг был намертво примотан к палубе — очевидно, чтобы не потерялся на случай проверки инспектором ГИМС. Зато бутылок со спиртосодержащими жидкостями (см. предыдущую главу) было предостаточно.

О спасательных жилетах и речи нет. Даже если они и имеются в наличии, заставить гостей надеть их просто нереально — сами, наверное, знаете. Мужчины считают, что надевать жилет немужественно (равно как и признаваться в неумении плавать), а женщины обычно напирают на эстетику и уверяют, что таким чучелом ни за что на люди не покажутся. Что ж, внешний вид большинства спасжилетов действительно оставляет желать лучшего…

Так что остается только два варианта: либо разориться на стильные фирменные жилеты, в которых мужчины почувствуют себя пилотами “Формулы-1”, а женщины фотомоделями (купить такие красивые жилеты сейчас не проблема), или же просто положить имеющиеся в лодку по числу находящихся на борту. Как говорится, некрасиво — да спасибо. Кстати, если жилеты надувные, не забудьте заранее их надуть — иначе проку от них будет не больше, чем от обыкновенной тряпки.

И, напоследок, одно непреложное правило: на детях жилеты должны быть надеты, надуты и подогнаны по росту. Это — обязательно. С детьми, правда, в этом плане проблем меньше всего.

ПАССАЖИРЫ И ГРУЗ

Даже расхожее выражение такое есть: “перегрузить лодку”. Значение его понятно даже младенцу. Но даже те, кто нередко употребляют его по отношению ко всевозможным жизненным ситуациям, порой забывают его изначальный смысл. Иной раз, глядя на количество людей и всевозможного барахла в отходящей от берега мотолодке, только диву даешься, как она еще держится на воде. Аргумент судоводителя обычно простой: “Волны нет, проскочим”. То, что поломка мотора и последующее усиление ветра могут в корне изменить ситуацию, в голову подобным “капитанам”, как видно, не приходит.

Значение максимальной грузоподъемности, указанное в технических характеристиках того или иного судна, взято не потолка — это результат конструкторских расчетов и ходовых испытаний. Перегруз влияет не только на высоту надводного борта и, соответственно, большую вероятность заливания волной, но и на такую важную характеристику, как остойчивость. Поэтому если вам, к примеру, предстоит переправить большую компанию к месту пикника, лучше не рискуйте и сделайте два рейса. Экономия бензина здесь может выйти боком.

Тяжелые вещи кладите как можно ниже, чтобы они играли роль повышающего остойчивость балласта, и располагайте их так, чтобы они не сместились на волнении или при резком крене. Пассажиров — груз, который имеет свойство перемещаться по лодке сам собой — заранее попросите по возможности сидеть на отведенных им местах. Борта, носовая палуба и крыша рубки — не место для сидения, особенно на скоростной мотолодке или катере. Во-первых, это повышает центр тяжести, а во-вторых, расположившийся в рискованном месте гость может попросту вылететь за борт при резком маневре.

Продолжение статьи...

БЕРИ БОЛЬШЕ, БРОСАЙ ДАЛЬШЕ

Не сказать, чтобы выпавший за борт член экипажа представлял собой вполне заурядное явление, но все-таки время от времени такое случается. И, что называется, по закону подлости за бортом, как правило, оказывается тот, кто по рассеянности или легкомыслию забыл облачиться в спасательный жилет. Хорошо еще, если бедолага умеет плавать и не успел от неожиданности наглотаться забортной водички. Особыми неприятностями это чревато на паруснике, который, как известно, мгновенно не остановишь.

Чем мы обычно располагаем, чтобы оказать помощь незадачливому члену экипажа? “Старый добрый” спасательный круг — дело, конечно, хорошее, когда ничего получше под руку не подвернулось. Он, конечно, поможет пострадавшему удержаться на воде, но метнуть его на более-менее приличное расстояние способен разве что здоровяк-водолаз из тех, кого логичней встретить разве что на муниципальной спасательной станции. Есть и еще один серьезный минус — прямое попадание тяжеленной твердой “баранки” в лоб утопающего способно автоматически перевести его в ранг утопшего.

Бросательный конец можно без особых усилий прицельно закинуть метров на двадцать, что особенно важно, если беда приключилась вблизи мелководья, рифов или полосы прибоя — когда пострадавшего нельзя поднять на борт непосредственно с судна. Но удержать пострадавшего на воде он не может — если к нему и привязаны поплавки, то рассчитаны они только на то, чтобы не утонул сам трос. Дополнительно прикрепленный к нему легкий спасательный пояс резко сокращает дистанцию броска за счет сопротивления воздуха. Возможен ли компромисс?

Возможен, сочли специалисты американской фирмы Rescue Solutions International, Inc., предложившие остроумное решение этой проблемы. “В полет” на конце троса отправляется только небольшая сумочка, не превышающая по объему обычного страховочного поплавка. Но стоит ей коснуться воды, как она развертывается, наполняясь углекислым газом, и превращается в полноразмерный спасательный пояс, способный удержать на воде даже самого массивного члена экипажа — плавучесть его составляет 9 кгс. Как и большинство “автоматических” спасательных жилетов, пояс снабжен сигнальной лампочкой и батареей, начинающей вырабатывать ток сразу после попадания в воду.

Здесь используется та же давно проверенная система, что и в автоматически надувающихся спасательных жилетах. Стандартные водочувствительные активаторы и емкости с газом после использования легко заменить и, уложив семимиллиметровый полипропиленовый трос длиной 38 м обратно в пластиковый чехол, вновь привести спасательное средство в “походное состояние”. Кстати, трос рассчитан даже на то, чтобы при необходимости поднять пострадавшего на борт при помощи лебедки. Длина имеющего собственную плавучесть троса подобрана так, чтобы в случае промаха имелась возможность, не вытаскивая его на борт для повторного броска, выполнить поворот и попросту отбуксировать спасательный пояс к терпящему бедствие, не подвергая его опасности попасть под форштевень или под винт.


 Library В библиотеку