Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
За рубежом

   
   


Все последнее столетие в судостроении, как и в других областях транспортной техники, прошло под лозунгом борьбы за скорость. Успехи на этом пути поразительны, какой бы показатель мы ни брали для сравнения. Достаточно, например, напомнить, что на сегодня абсолютный рекорд скорости на воде (511 км/ч), как и средняя скорость пересечения Атлантики (53 узла), на порядок выше, чем сто лет назад.
“Шаг четвертый” из упомянутой статьи М. Мальдонадо осуществлен. Раньше моторные яхты подобного “экспедиционного” типа, как правило, переоборудовались из различных исследовательских и служебных судов. Например, известнейшая огромная 85-метровая яхта “Arctic” была оборудована на базе ледокольного буксира специально для плавания австралийского владельца вокруг света.“Samantha Lin”, показанная на снимке — одно из первых в мире судов такого назначения, спроектированных и построенных специально. Судно неограниченного района плавания с мощным стальным корпусом построено на верфи “Halter Marine Group”. Его длина — 55.2 м, ширина — 10.8 м. На судне установлены два 1000-сильных дизеля, обеспечивающих крейсерскую скорость 11 узлов (максимальная — 14 узлов). Район плавания — 10000 миль. Первое плавание было совершено к берегам Аляски.

Соответственно заметно возросли и путевые скорости на морском транспорте, особенно при перевозке срочных грузов. Эксплуатируются уже несколько сотен морских высокоскоростных 40-45-узловых автомобильно-пассажирских паромов, причем наметилась тенденция строить их для линий все большей протяженности; именно в связи с этим на первый план вышла задача повышения их мореходных качеств, дающих возможность поддерживать более высокую эксплуатационную скорость при плавании на волнении. Вводятся в строй огромные 40-узловые контейнеровозы…

Не будем говорить о боевых и патрульных катерах, но рост скоростей наблюдается и в сугубо мирном катеростроении — при постройке спортивных, прогулочно-туристских малых судов и моторных яхт. Подавляющее большинство комфортабельных 15-20-метровых катеров и более крупных моторных яхт, введенных в строй в последние 15-20 лет уходящего столетия, имеют вдвое, а то и втрое большую энерговооруженность, чем в середине века, и уверенно развивают скорость хода 35-40 узлов.

Строители быстроходных малых судов привычно обосновывают эту борьбу за скорость ссылками на требования рынка. Изменился самый темп и стиль жизни современного человека, изменилась психология владельца катера: неоправданные потери времени теперь сразу же оцениваются цифрой убытков в любом виде бизнеса. Соответственно осознанию важности “повышения интенсивности релаксации” изменяются и понимание самой идеи отдыха на воде, и тот основополагающий принцип, который закладывается в “идеологию проекта” каждого нового катера, оправдывая рост мощностей и скоростей с использованием всех новейших достижений науки и техники.

Идет ли речь о выходах на рыбалку или о туристских — крейсерских — плаваниях, главное — сократить затраты времени на “бесполезные” переходы. Высокая скорость стала основной приманкой при рекламе катеров и тем более — роскошных моторных яхт и малых круизных судов.

Однако в последние годы стали все чаще попадаться рекламные объявления, предлагающие состоятельному покупателю отнюдь не менее дорогую, но несколько менее быстроходную модель.

Теперь появилось и новое обоснование идеи такого судна: вы платите за возможность поддерживать относительно высокую скорость при плавании в плохую погоду, а точнее — за комфортные условия даже при ходе по волне. Действительно, какой смысл оплачивать рекордную энерговооруженность и гнаться за максимальными скоростями на тихой воде, если при выходе в море приходится существенно снижать скорость, чтобы владелец и его гости могли наслаждаться, а не страдали от качки и ударов о волну. Вот показательный пример. Знаменитая 44-метровая моторная яхта “Octopussy” — рекордсмен по скорости среди судов этого класса, развивавшая на мерной миле до 53 узлов, при плавании в открытом океане практически могла поддерживать крейсерскую скорость всего 12 узлов…

Типичный для новых европейских тенденций комфортабельный и мореходный голландский катер “Атлантис-50”. Длина — 14.99 м, ширина — 4.50 м, осадка — 1.20 м. С двумя двигателями по 430 л.с. максимальная скорость не превышает — 25 узлов, зато крейсерская скорость в открытом море — 18 узлов.
Потребовалось изменить подход.

Показательна в этом отношении статья “Четыре шага в будущее”, опубликованная в “КиЯ” № 169. Обозреватель американского журнала “Power and Motoryacht” Моника Мальдонадо рассказывает о четырех характерных, с ее точки зрения, проектах, ярко воплощающих стиль XXI столетия и потому премированных на конкурсе дизайнеров “Взгляд на яхту будущего”. Эти четыре проекта предусматривают постройку моторных яхт разного типа, но объединяет их то, что скорости предусматриваются никак не фантастические.

Вот, например, “шаг третий” — всплеск фантазии раскованных американских дизайнеров. Модерновый внешний вид, многоцелевые откидные лацпорты в бортах, подъемная “палуба приключений” и т.д. и т.п., и при том — скорость всего-навсего 25 узлов.

“Шаг второй” — “Проа 2000”. В глазах традиционалов — чистый футуризм, намного опережающий достигнутый уровень так называемых “развлекательных” круизных яхт (“именно так отдыхают марсиане”), а наибольшая скорость — 16 узлов!

“Шаг четвертый” — “Глобал сервис”. Это представитель нового направления — “экспедиционных” моторных яхт, внешне мало отличающихся от небольших научно-исследовательских или даже промысловых судов. Главное — комфорт и полный спектр оборудования для отдыха при неограниченном районе плаваний по Мировому океану. А скорость? Невероятно, но это всего 13.5 узла.

Спуск на воду в июне 2000-го года построенной на верфи “Benetti” типичной для современных тенденций 50-метровой мореходной двухвинтовой моторной суперяхты “Amnesia”. Стальной корпус имеет “полуводоизмещающие” обводы, рассчитанные на максимальную скорость всего 18 узлов; зато при выходе в открытое море скорость чаще всего можно не снижать. Яхта оборудована не только носовым подруливающим устройством, но и высокоэффективными успокоителями качки фирмы “Vosper”. Энергетическая установка — два дизеля “MTU” по 2260 л.с. “Вчерашняя” продукция верфи “Heesen” — построенная в 1988 г. по проекту Фрэнка Малдера высокоскоростная моторная яхта “Octopussy”. С тремя дизелями “MTU” по 3500 л.с. эта 44-метровая яхта развивала максимальную скорость 53 узла, но при выходе в открытое море была вынуждена снижать ход до 12 узлов. В настоящее время после реконструкции в 1996 г. максимальная скорость была понижена до 42 узлов, зато крейсерская скорость повысилась до 24 узлов. Яхта эксплуатируется в западном Средиземноморье. Оформить чартер на неделю (10 мест) можно в Москве (78000 — 82000 долл.).
Самое время заметить, что, по крайней мере, три из этих четырех проектов осуществляются.

Стоит отметить и уже нередко встречающийся вариант такой модернизации высокоскоростных моторных яхт прежних лет постройки, при котором изменяют самый состав, как правило, многовальной энергетической установки. Стараются сделать ее двухрежимной, позволяющей поддерживать достаточно высокую и главное — комфортную крейсерскую скорость в открытом море даже при некотором снижении рекордной максимальной скорости на тихой воде. Подчеркнем, делается это не только по экономическим соображениям!

Совсем недавно известный морской писатель Дег Пайк, много писавший о проблемах повышения скоростей на море, выступил с очень интересной статьей “Теория водоизмещения”. Смысл этой “теории” в том, что наряду с любителями фантастических все более высоких скоростей появились и любители “просто с комфортом плавать по миру, а не носиться с места на место”. Идеологию этого течения разработал основатель и руководитель существующей сорок с лишним лет голландской верфи “Heesen” (г. Осс) Франс Хесен. Появление и наблюдающийся рост спроса на “неторопливые” развлекательные и экспедиционные моторные яхты он объясняет коротко и довольно убедительно: “Появилось немало способных заказать себе сколь угодно дорогое судно людей, которые по той или иной причине уже отошли от дел, получили возможность не торопиться и готовы оплачивать не сверхвысокий ход, а дальность плавания и комфорт”.

Это не просто слова. Верфь “Heesen” хорошо известна как один из крупнейших в мире изготовителей высокоскоростных — глиссирующих — алюминиевых моторных яхт (именно здесь и была построена упоминавшаяся выше “Octopussy” — путевки на недельные круизы на которой рекламируются ныне и в России). И теперь это предприятие делает крутой поворот — начинает отказываться от заказов на чисто глиссирующие суда. Приводя производственную программу в соответствие с новыми требованиями рынка, руководители фирмы переводят ее в основном на постройку более мореходных водоизмещающих моторных яхт (в том числе уже и со стальными корпусами).

Анализ портфеля заказов верфи на ближайшие два года показывает, что 50% строящихся и заказанных судов представляют собой водоизмещающие моторные яхты длиной 35-40 м со скоростями 14 узлов. Первое такое судно было построено в 1998 г. Проекты разрабатываются собственными силами — командой “Diaship” — и с привлечением проектантов фирмы “Vripack”. Новые суда отличают более мощные корпуса с “более легкими округлыми обводами”, необходимыми для плавания при неблагоприятных погодных условиях.

Великолепный 67.7-метровый “Destriero”, в 1992 г. завоевавший “Голубую ленту Атлантики” (средняя скорость перехода 53 узла), в настоящее время проходит модернизацию в Плимуте. Для использования в роли моторной яхты, принадлежащей “Bravo Romeo” (во главе с Ага-Ханом), производится реконструкция энергетической установки, состоящей из трех сверхмощных газовых турбин, и переделка кормы. По первоначальным планам две бортовые газовые турбины предполагается заменить дизелями меньшей мощности, а мощность средней несколько повысить. Получается двухрежимная установка, позволяющая на переходах иметь экономичную и “комфортную” среднюю скорость, а при необходимости включать “форсаж”.
Даже быстроходные яхты, строящиеся сегодня на верфи на базе глиссирующих корпусов, имеют умеренные максимальные скорости в пределах 24-30 узлов.

Новые веяния особенно заметны на расширяющемся рынке экспедиционных яхт, причем здесь можно отметить существенное разнообразие требований к энергетической установке и обеспечению комфорта.

“У владельцев очень разные и порой неожиданные требования, когда они хотят плавать в отдаленных уголках Мирового океана, — говорит Хесен. — Одна из 35-метровых яхт, которую мы сейчас строим из алюминия только потому, что владелец подвизается в алюминиевом бизнесе, будет первой оборудованной поворотной винторулевой колонкой “Schottel”, которая придает ей исключительную маневренность. Одновременно мы строим что-то вроде малого десантного судна, чтобы владелец смог выкатывать с него свой “Лендровер” прямо на необорудованный берег”.

Мы, разумеется, далеки от мысли, что прогресс прекратился и росту скоростей в малом судостроении пришел конец. Важнее подчеркнуть другое. Это — показательный пример гибкости ведения дел в современной лодочной индустрии. Стоило на рынке моторных яхт обозначиться новой и незанятой нише, дальновидные изготовители немедленно перестроились и не жалеют средств на переоборудование производства. (Кстати сказать, во всяком случае временно — на первых порах, верфь “Хеесен” налаживает кооперацию с другими предприятиями, которые будут строить и поставлять ей стальные корпуса.)

Н. К.

 

Наверх


 Library В библиотеку