Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Старт. Финиш. Победитель.

   
   


Анна Басалкина:

“Хочу попробовать себя в матч-рейсах”

В женской “семидесятке” спор за право представлять Россию на Олимпийских играх вели два экипажа: Анна Басалкина – Владислава Украинцева и Влада Крачун – Наталья Гапонович. Последние еще совсем недавно выступали за Украину, а, следовательно, их участие или не участие в Играх зависело, прежде всего, от Олимпийского комитета этой страны. НОК Украины своего разрешения не дал, что автоматически ввело в состав олимпийской сборной Басалкину и Украинцеву. Вот что рассказывает непосредственная участница этих событий Анна Басалкина.

— На чемпионате мира перед нами стояли определенные задачи: завоевать путевку на Олимпиаду для страны, потом отобраться среди российских экипажей и попасть в десятку. Все это было выполнено. Однако, окончательное решение вопроса о поездке в Сидней было затянуто до 24 августа. Во Владивосток мы поехали, все еще не зная, будем мы участвовать в Олимпиаде или нет. Неопределенность сохранялась до самого последнего момента. А так как поехать могли и мы, и другой экипаж, то лодку пришлось отправить в Австралию еще в июне. Неведение, которое продлилось несколько месяцев не пошло нам на пользу, ожидание было тяжелым психологическим грузом. И когда мы узнали, что все-таки едем, совсем не испытали радостных эмоций. Победного настроя тоже не было, просто почувствовали некоторое облечение от того, что все разрешилось в нашу пользу. А с таким настроением гоняться невозможно. Да еще и отправка лодки сказалась отрицательно, ведь получилось, что два месяца мы сидели без тренировок. Конечно, можно было бы взять лодку в аренду, но было трудно рассчитывать на чью-то материальную поддержку, поскольку было не ясно, станем ли мы участницами Олимпиады.

— На Олимпиаде в серии из десяти гонок вы довольно удачно прошли две, заняв четвертое и шестое места. Случайный результат?

— Да, если сравнивать со всеми остальными приходами, то эти два – лучшие. А вообще регата проходила в довольно сложных условиях, что в океане, что в бухте. Четвертая гонка, в которой мы показали наш лучший результат, проходила в океане: там ветер постабильнее, а ведь мы и привыкли гоняться в морских условиях.

— Если посмотреть на ваши результаты по гонкам, то можно сказать, что вы были скорее ближе к десятому месту, однако в итоге заняли 15-е. Подняться повыше попыток не делали?

— А какая разница – 12-е, 13-е или 14-е? Если посмотреть на итоги, то между нами и 14-м местом очковый отрыв довольно велик, а вот разница между остальными местами – 12-м, 13-м и 14-м небольшая, всего несколько очков. Подняться на пару мест выше, особенно в последних гонках, было уже невозможно, все решалось в первой половине регаты, и дальше боролись только за удержание своих позиций.

— Это ваша первая Олимпиада. Какие впечатления она оставила и чтобы вы, не будь дебютанткой, сделали бы по-другому?

— Не скажу, что для нас что-то было в новинку — соперники или сама регата – все тоже самое. Просто в воздухе ощущалось что-то особенное, ведь это главный старт четырехлетия, и вся работа в этот период строилась в рассчете именно на этот старт. Каждый спортсмен мечтает не только попасть на Олимпийские игры, но и завоевать там медаль. Что бы я изменила конкретно в ходе самой регаты в работе моего экипажа, сказать трудно. Скорее всего, изменения коснулись бы подготовки. Несколько неожиданными для нас оказались очень короткие дистанции, в силу чего весь флот шел очень плотно от старта до самого финиша. Обычно бывает, что уже после первого отрезка часть гонщиков отстает, и другая идет дальше, а здесь все лодки до самого финиша — нос в нос. Признаюсь, мы к такому повороту событий были не готовы.

— Кстати, со следующего сезона у вас появляется соперник – полноправный российский экипаж Крачун – Гапонович. Собираетесь ли вы оставаться в своем классе, и какие у вас планы на ближайшее время?

— Экипаж Крачун – Гапонович распался, как только девушкам стало известно, что они не попадают на Игры. Сейчас Крачун взяла себе новенькую девочку, бывшую волейболистку, посмотрим, что у них получится. А вот лично мне очень хотелось бы попробовать себя в матч-рейсах, тем более, что женский матч-рейс собираются ввести в программу Олимпийских игр отдельным классом. С будущим, конечно, посложнее. Все будет зависеть от финансирования, ведь после Олимпиады всегда наступает некоторый спад. В этом плане трудно будет еще и потому, что российские гонщики не привезли с Олимпиады ни одной медали.


В классе “470” Россию представлял экипаж Дмитрия Березкина — Михаила Крутикова. Тренерский штаб сборной рассчитывал, что эти спортсмены смогут успешно выступить на Играх. В двух гонках Олимпийской регаты россияне превзошли все ожидания и заняли первое и второе места соответственно. А вплоть до предпоследнего старта Березкин и Крутиков шли на седьмом итоговом месте, и от попадания в заветную шестерку ребят отделяло лишь очко. Все решалось в заключительной, 11-ой гонке. Однако вместо подъема на ступеньку выше наш экипаж закончил Олимпиаду и вовсе на

11-ой позиции. С вопросом, а что же случилось, мы и обратились к Дмитрию по возвращении из Сиднея.

— Ничего не случилось, скорее неожиданностью можно назвать то, что мы заняли в самом начале Олимпийской регаты столь высокие места - первое и второе. Все остальные позиции были для нас вполне логичными. Вообще, этот сезон получился какой-то рваный: на чемпионате мира были только двадцатыми, на Европе вообще не попали в первую половину, зато в СПА стали седьмыми, а в Киле четвертыми. Так что в среднем и получается, что наше место где-то десятое-одиннадцатое.

— Неужели в Сиднее не получалось войти в десятку, ведь перед последним стартом вы занимали седьмое место?

— Все дело в том, что в последней гонке мы перевернулись. Когда взяли старт, ветер был довольно-таки сильным, постоянно менял направления. Гонки в таких условиях мы проводим не очень хорошо, обычно на уровне пятнадцатого-семнадцатого места. Да и здесь особо не повезло. При огибании нижней марки сложилась неадекватная ситуация — мы знак проскакивали, и шли прямо в сторону катеров, с которых велась съемка. Если бы я просто привелся, встал, а потом бы мы смайнали спинакер, то, проиграв пяти-семи лодкам, мы бы знак обогнули. А я скрутил поворот фордевинд, шкотовый к этому готов не был, он остался с подветра, гик уперся в него и мы перевернулись. На то, чтобы подняться, ушло минуты две. Соответственно и результат в этой гонке наихудший — пришли последними.

— Чего вам не хватило, чтобы выступить на Олимпиаде лучше?

— Если говорить о технической стороне, то у нас возникли небольшие проблемы, связанные с материальной частью. Но не настолько существенными, чтобы все списывать на них. В основном причина такого выступления в том, что спорт — это, в какой-то мере, отражение твоей жизни: как ты себя в жизни чувствуешь, как ведешь себя в ней, так у тебя все складывается и в гонках. Перед прошлой Олимпиадой я чувствовал себя хозяином положения — сильным, уверенным в себе, и, естественно, выступал хорошо. В этот раз все было иначе, потому что я и вне спорта ощущал себя довольно слабо. Оттого и результат низкий.

— А вы не пытались поработать с психологом?

— В прошлые Олимпийские игры — да, поэтому и показал приличный результат. На этот раз все было намного сложнее, тем более что работа с психологом требует и финансовых затрат. Конечно, я пытался работать над собой, но, как видите, недостаточно. Я в жизни очень компромиссный человек, не боец за справедливость. Такая позиция проявляет себя и в спорте. А ведь в спорте не может выигрывать тот, кто не представляет из себя настоящего бойца. В подготовке каждого спортсмена принимает участие большое количество людей, и каждый считает, что именно он прав. Допустим, мне говорят, что для достижения результата я должен предпринять такие-то действия, а я считаю по-другому, но соглашаюсь с тренером, главным тренером или еще кем-то. В результате делаю то, что не считаю для себя главным. Трачу силы, перестаю уважать себя, и, неминуемо, теряю профессиональную готовность. Получается какой-то замкнутый круг, из которого сложно выбраться.

— Если вернуться к Играм, насколько результаты, показанные там спортсменами, отражают реальный мировой рейтинг?

— На Олимпиаде всегда очень высокая психологическая нагрузка, и на многих ребятах это сказывается довольно сильно. Можно успешно выступать на регатах мирового класса, а затем “сломаться” на Олимпийских играх. Кроме того, в Сиднее регата проходила в бухте, где большую роль играл фактор неожиданности. Мы же не можем предсказать, когда зайдет ветер, как он изменит направление. Мы стоим и видим — перед нами абсолютно чистая “поляна”. И от того, как ветер будет дуть через пять минут — с того угла или с этого — во многом зависит результат. К примеру, неожиданно слабо выступил французский экипаж – лидер мирового рейтинга — 14-е итоговое место. Было вообще много ребят сильных, которые не показали хорошего результата. Но победили все равно сильнейшие — в семидесятке это австралийцы и у мужчин и у женщин.

— Значит, фактор “хозяина” играл большую роль?

— Вряд ли. Австралийцы очень грамотно провели последний сезон. Том Кинг выиграл в этом году практически все регаты сезона и чемпионат мира. Думаю, что он претендует на звание лучшего спортсмена ISAF.

— Это ваша не первая Олимпиада. Чем-то особенным Сидней запомнился?

— На Олимпийских играх я уже в третий раз. Но это могли бы быть мои четвертые Игры, если бы наша страна не бойкотировала Лос-Анджелес-84. А вот в Сиднее больше всего поразила организация: и жилье, и транспорт, и питание. Фактически, не к чему было придраться. В самой же Австралии я не первый раз, поэтому страна мне не показалась экзотичной. Когда приехал сюда впервые, в 1991 году, то меня многое поразило. А теперь все было как-то обычно, ведь когда-то я проводил на Зеленом континенте по два-три месяца.

— Ну, если у вас было уже три Олимпиады, то за ними может последовать четвертая, пятая…

— Вообще считаю, что человек должен заканчивать то, что он начинает. Не знаю, как сложится мое последующее участие в Олимпиадах, но в парусном спорте я уже 25 лет и считаю, что должен завершить то, что я провожу через всю свою жизнь. У меня есть мечта — хочу стать чемпионом мира. И если у меня будет шанс добиться этого, я им обязательно воспользуюсь.

— А помимо парусного спорта есть какие-то увлечения, которым вы можете себя посвятить?

— Парус – это и жизнь, и хобби, и профессия. Всё вместе. Когда разваливался СССР, я очень многое пересмотрел и не нашел альтернативы парусному спорту. Но кроме гонок на яхтах меня еще интересует и сам человек, непосредственно как личность. Ведь у людей огромный интеллектуальный потенциал, и, несмотря на это, очень многое в поведении человека удивляет. Часто задаю себе вопрос: почему разумный человек иногда поступает так глупо, что со стороны его поступок кажется смешным…

— Получается, что вы по натуре философ…

— Не знаю, никогда над этим не задумывался. Но если вернуться к Олимпиаде, то Игры оставили тяжелый отпечаток. Не скажу, что я рассчитывал на большее, но человек живет надеждой. Поэтому я надеялся, что мне удастся справиться на Играх с тем состоянием, в котором я оказался. Однако практика показала: даже имея большее —

7-е место - мы все равно упали на свой конкретный уровень. Жизнь показала, вот ты 11-ый и тут твое место. А если будешь работать, то, может быть, сможешь подняться выше.


Вряд ли в парусном спорте наша страна рассчитывала на многое. Однако, надежда на то, что одному из участников — серебряному призеру Атланты-96 в классе “Солинг” Георгию Шайдуко вновь удастся результативное выступление, все-таки была. Тем более, что опыт олимпийских регат у него уже солидный — как никак четвертая Олимпиада.

В гонках флота российский экипаж в составе Георгия Шайдуко, Олега Хоперского и Андрея Кирилюка выступил уверенно, занял итоговое пятое место и, следовательно, пробился в число двенадцати участников, которые продолжали борьбу уже в серии матчевых гонок. Но дальше четвертьфинала экипаж не прошел. Итог — обидное шестое место. О том, как проходила борьба на Олимпийской регате в классе “Солинг” и что же случилось в четвертьфинале рассказывает непосредственный участник этих событий — Георгий Шайдуко.

— На Олимпийскую регату приехали 16 сильнейших гонщиков в классе “Солинг”. Все были равны и по своим силам и по своим возможностям. К примеру, датчанин Джаспер Банк, ставший в итоге олимпийским чемпионом, во флит-рейсе был лишь 12-м и запрыгнул, фактически, в уже “уходящий поезд”. Было и несколько сенсаций — во вторую часть соревнований не попали признанные фавориты итальянец Чекон, финн Мяккила, канадец Аббот и испанец Доресте. А первое место в гонках флота неожиданно занял норвежец Герман Хорн Йохансен. Он прошел очень здорово: из шести гонок отгонял пять, и даже не приняв участие в шестой, все равно остался лидером. Так уверенно он выступил!

В матчевых гонках 12 участников были разбиты на тройки. Мы, показав пятый результат во флите, попали во вторую тройку и первый круг матчевых гонок прошли довольно уверенно: заняли третье место в своей подгруппе и пробились в четвертьфинал, где могли побороться за места от шестого и выше. В нашей группе также оказались норвежцы, новозеландцы, голландцы, датчане и немцы.

В первой и во второй гонке фортуна была на стороне соперников. Новозеландец Род Дэвис и норвежец Герман Хорн Йохансен поймали ветер, и мы ничего не смогли поделать.

В третьей гонке нашим соперником был датчанин Джаспер Банк. Практически всю гонку мы шли впереди. На последнем полном курсе он проходил у нас по корме и зацепил спинакером ахтерштаг нашей лодки. Однако решение судей было для меня совершенно непонятно: получили “баранку” мы. Потом мы пытались получить объяснения, почему мы, идя правым галсом, да еще и впереди, получаем “баранку” от яхты левого галса, которая ударила нас сзади. Судьи объяснили это тем, что мы якобы изменили курс в самый последний момент при расхождении. На финиш мы с датчанином пришли очень плотно, но все-таки проиграли.

Четвертую гонку провели с голландцем Роем Хайнером. Уйдя со старта, нам удалось прихватить соперника с подветренной стороны, но он нам не давал места, как это положено по правилам. Мы подняли протестовый флаг. Однако, со стороны ампайров никаких действий не последовало. А ведь по правилам в такой ситуации яхта должна показать, что она уступает место. Голландец этого не сделал и в итоге ушел вперед. Однако, через какое-то время мы смогли исправить положение: лидируя, обогнули первый знак, прошли весь полный курс и следующую лавировку. Перед верхним знаком мы сходились с Хайнером на левом галсе, он шел правым. Было видно, что мы проходим чисто, с запасом. Затем ветер немножко изменился, и возникло ощущение, что можем не успеть. Но все-таки попытались это сделать, и в итоге прошли бы “без вопросов”. Тем не менее, голландец изменил курс, чтобы попытаться нас достать, но не смог. Замечу, никаких столкновений на дистанции не было. Однако Хайнер подал протест, и в этой ситуации нам поставили пенальти. После этого нам оставалось идти полным курсом к финишу еще один отрезок, однако поймать Хайнера на том же действии, чтобы он тоже был оштрафован, нам не удалось.

Последняя гонка с немцем Йоханом Шуманом уже ничего не решала. Было понятно, что в четверку не попадаем. Мы довольно легко взяли старт, всю дистанцию прошли впереди и финишировали первыми.

— Для многих, и, в частности, для тех же норвежцев и новозеландцев, стало большой неожиданностью, что они смогли вас обойти…

— В принципе, мы были посильнее, но здесь определенную роль сыграли два фактора — фортуна и судейство. Например, с ветром чаще везло нашим соперникам, чем нам, а решения судей в ряде ситуаций были, на наш взгляд, не совсем корректными. Два пенальти нам могли бы не давать и одно уж точно дать в сторону наших соперников. Помните ситуацию с датчанином? Так вот, нечто подобное произошло и в финальной гонке между тем же датчанином и немцем, только теперь уже датчанин шел впереди. И здесь судьи дали наказание яхте, идущей сзади. Сказать, что эти судьи низкой квалификации — невозможно, так как это действительно высокопрофессиональные люди. Поэтому остается одно — предположить, что они судили предвзято.

— После Атланты у вас сменился экипаж. Можете рассказать, как и почему это произошло, и откуда появились Олег Хоперский и Андрей Кирилюк?

— Дмитрий Шабанов и Игорь Скалин, с которым я выступал на предыдущей Олимпиаде, ушли. Их не устроили финансовые условия, и теперь каждый из них занимается бизнесом. На их месте появились молодые Сергей Волчков и Павел Комаров (21 и 26 лет соответственно — прим. ред.). Мы проработали с ними около двух лет, вместе стали чемпионами мира, призерами чемпионата Европы. Но ребятам не хватало опыта — у нас возникали ситуации, когда они просто не успевали читать гонку, да и в матч-рейсах были слабоваты. После того, как вдобавок ко всему у нас возникла серьезная ситуация в плане финансов, ребята ушли каждый в своем направлении.

За год до Сиднея я решил создать новый экипаж. Олег Хоперский 21 год выступал в классе “Финн”, там у него были достаточно высокие показатели. Но в последние годы он уже числился ветераном, поскольку “Финн” — класс для молодых. Я знаком с Олегом около 27-ми лет, мы хорошо понимаем друг друга профессионально, поэтому я предложил ему место среднего. А Андрей Кирилюк раньше гонялся в “Лазере”, последние два года в “470”. Но в “семидесятке” у нас есть лидер — Дима Березкин, и, следовательно, поездка на Олимпиаду Андрею не грозила. Я предложил ему место бакового. И вот мы, трое рулевых, за год до Олимпиады стали готовиться. В первое время возникали очень серьезные проблемы, ведь каждый был не на своем месте, к тому же и Олег, и Андрей привыкли гоняться в одиночку, а взаимодействие в экипаже – это совсем другое. Хорошо, что в последний год нам помог спонсор — “Гута Банк”: мы приобрели самую современную яхту, катер для тренера, непромоканцы, паруса…

— Когда появились первые результаты?

— На чемпионате мира в этом году мы заняли шестое место среди 50 участников. Могли бы быть и выше, но в одной из гонок нам не повезло — был сильный ветер и Олег Хоперский вывалился, пришлось возвращаться за ним. В результате с четвертого места переместились на двадцатое. В июле на чемпионате Европы в Ла-Рошели заняли второе место (в гонках флота), проиграв победителю, Джасперу Банку, 0.4 очка. Последние наши матчевые гонки были в Хельсинки на чемпионате Европы. Но там произошло столкновение, я получил травму — перелом ребра. Так что ребята после Финляндии отправились во Владивосток продолжать подготовку, а я остался в Москве поправлять здоровье.

— Кстати, удивил тот факт, что на Олимпийской регате не было вашего тренера Ильи Михайлова…

— Это скорее политические игры. В тот момент, когда мы были в Финляндии, в Москве заседал Исполком Федерации парусного спорта, который комплектовал команду для поездки в Сидней. Из состава делегации вычеркнули наших тренеров Илью Михайлова и Сергея Канова. Мы с Михайловым прошли два круга по руководству Олимпийского комитета и, в конце концов, было решено тренера туда командировать, потому что его отсутствие могло отрицательно сказаться на выступлениях. Однако, Михайлов не имел аккредитации и поэтому не смог полноценно помочь нам на воде.

— Если вернуться к разговору об экипаже, после Сиднея он распался, что будет дальше?

— Когда мы затевали наш экипаж и обсуждали условия с Олегом и Андреем, решили, что будем вместе только до Олимпийских игр. Понятно, что ребята в душе остаются рулевыми, и я думаю, что в дальнейшем они хотят реализовать себя индивидуально. Поэтому уже сегодня мы пожали друг другу руки, пожелали удачи в дальнейшей жизни. Фактически этого экипажа уже не существует.

— Сейчас, после Олимпиады, чем займетесь?

— Первая задача — полностью восстановиться после проведенного соревновательного цикла. В перспективе — это я чувствую по своему внутреннему, психологическому состоянию — могу пройти еще три Олимпиады. В этом убеждает еще и то, что мои конкуренты, которые заняли более высокие места, старше меня. К примеру, с Джаспером Банком у нас восемь лет разницы. Так что главная моя задача — не сорваться психологически, а вторая — организовать нормальную финансовую поддержку. Вот тогда мне будут по силам еще три олимпийских цикла. Однако загадывать наперед не будем. Скорее всего, первые два года буду принимать участие в профессиональных гонках, ездить, зарабатывать деньги. Ведь многие их тех, кто выступал на Играх, успевают гоняться и в профессиональных регатах, и на олимпийских дистанциях..

— Кстати, как ваш спонсор отнесся к шестому месту?

— Шестая строчка для нас – это не место. Ведь всегда приятно, когда у тебя в руках медаль. Тем не менее, думаю, для спонсора было престижно заявить свое имя на борту олимпийской яхты. Надеюсь, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет продолжено. Понимаете, “Гута Банк” это одна из немногих фирм, которая занимается в России меценатством и вкладывает средства в парусный спорт, финансирует детские спортивные программы. На самом деле, парусный спорт – очень дорогой. Но заметьте, именно он растит здоровых людей. Говорят, королева спорта — легкая атлетика. Но вот есть еще спорт королей — это парусный. Там же, в Сиднее, когда мы гонялись за выход в четверку, рядом со стартом стоял катер с VIP-персонами на борту. После гонок я подошел к судье и поинтересовался, кто же там был. Как оказалось, за нами наблюдали сразу три короля — греческий, норвежский и датский, а также испанская принцесса! И еще — именно они и награждали всех тех, кто занял призовые места в регатах.

С нашими олимпийцами беседовала
Елена Яворская

 

Наверх


 Library В библиотеку