Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
ТЕХНИКА СПОРТУ И ТУРИЗМУ

   
   


В доперестроечные времена КБ “Термоплан” разрабатывало сверхтяжелые аэростатические летательные аппараты для решения глобальных и внутриконтинентальных транспортных задач, в частности — для транспортного обеспечения районов Крайнего Севера: 300-1200-тонные грузы должны были доставляться такими “термопланами” по воздуху, а небольшие партии грузов или группы промысловиков — легкими амфибийными транспортными средствами. С наступлением новых экономических отношений разработчики аэростатических летательных аппаратов не “опустили крылья”, а временно переключились на разработку амфибийного транспорта.

“Первое, что мы сделали, — говорит Генеральный директор ЗАО КБ “Термоплан” Ю.Г. Ишков, — это амфибийный катамаран-аэросани “Т-1”, способный перевозить до 2.5 т или вахтовую бригаду из 25 человек по бездорожью и летом, и зимой, и в межсезонье (см. “КиЯ” № 165). Несущий корпус — “обитаемый мост” катамарана — это объемная каюта с прекрасным круговым обзором. Конструкция получается легкая — с отличной весовой отдачей. А по топливной эффективности наши аэросани оказываются лучше любого сравнимого транспортного средства.

Следующим шагом было создание легкого и недорогого скоростного катамарана малой грузоподъемности (до 600 кг), получившего индекс “И-2”.

В распоряжении его создателей на Ульяновском авиазаводе имелся задел — легкие сферические детали диаметром 4.5 м трехслойной конструкции (стеклопластик — сотовый заполнитель — стеклопластик). При малом весе они обладали большой жесткостью и полированной наружной поверхностью, так как они должны были служить элементами конструкции наружной обшивки большого “Термоплана”.

Сложив две такие сферические детали, получили жесткий и прочный чечевицеобразный несущий корпус — мост катамарана — с большим внутренним объемом (высотой 1.7 м).

Сделать легкие и прочные, с хорошей гидродинамикой, поплавки и создать надежную систему крепления на них корпуса-моста за короткое время и при минимальном финансировании удалось только благодаря оригинальным решениям, защищенным двумя патентами РФ.


Авторы установили под купольным днищем моста два полых обтекаемых пилона, выполненных из стеклопластика, причем расположили пилоны не по бортам корпуса-моста, а на расстоянии около трети его радиуса. Это, во-первых, увеличило жесткость конструкции в целом и, во-вторых, обеспечило оптимальное распределение нагрузки по длине и ширине моста. Теперь палуба обитаемого корпуса смогла воспринимать распределенную нагрузку больше тонны. Да и улучшаются условия передачи динамических нагрузок от поплавков на несущий корпус.

И еще одно новшество использовали конструкторы “И-2”. На моторном катамаране впервые использованы надувные поплавки — стандартные “бананы” соответствующего водоизмещения.

Нижняя поверхность пилонов, сопрягаемая с поверхностью поплавков, отформована точно по форме их верхней части. При установке “бананов” они пришнуровываются к основанию пилонов по периметру капроновым шнуром.

Применение надувных поплавков позволило разработчикам создать многоместный катамаран с минимальным весом конструкции — всего 370 кг. Внутренняя компоновка кабины и ее удачно разработанный интерьер позволяют разместить семь человек в удобных креслах в варианте — люкс и двенадцать — в туристском варианте. Пневматическая “подвеска” на надувных поплавках обеспечивает хорошую амортизацию катера при движении его на волнении до 3 баллов. Эластичность поплавков уменьшают удары о волну и динамические нагрузки, что очень важно для повышения комфортных условий обитания пассажиров.

По периметру каюты выполнен узкий круговой иллюминатор для панорамного обзора. Кроме того на каждом борту кабины расположены по шесть эллипсовидных иллюминаторов. Таким образом из кабины открывается прекрасный обзор, в ней много света и отличная вентиляция.

На транце можно установить любой подвесной мотор мощностью до 60 л.с. С ПМ “Нептун-23” катамаран идет со скоростью 35 км/ч.

Использование имеющегося на предприятии задела и серийных надувных поплавков позволило сократить время на проектирование и постройку катамарана. К работе над “И-2” приступили в начале июня 2000 г., а в первых числах августа его уже везли из Ульяновска в Москву. Испытывался он на акватории Олимпийского комплекса в Крылатском во время проведения там чемпионата Европы по водным лыжам.


Президент московской фирмы “Мир фантастики” Е.Е. Грищенко профинансировал презентацию “И-2”. Многим нашим зарубежным участникам чемпионата посчастливилось пройтись на новом катере с фантастическим внешним видом.

В заключение следует сказать, что “И-2” экспонировался на всемирном салоне изобретений “Брюссель-Эврика 2000”. Разработчики проекта Ю.Г. Ишков и А.Б. Галкин были удостоены серебряной медали и диплома. На катамаран были получены четыре заказа от зарубежных фирм; кроме того еще два заказа поступили из Казахстана. В настоящее время идет подготовка к серийному производству катера.

Опыт создания в кратчайший срок новых образцов водно-моторного транспорта с использованием готовых узлов и агрегатов безусловно заслуживает внимания читателей.

Остается добавить, что конструкторы могут предложить уже семь разработанных ими модификаций “И-2” с использованием той же чечевицеобразной кабины-моста. Например, по идее швейцарского инженера Джорджа Хаенгги катамаран превращен в экологически чистый электроход, развивающий скорость около

20 км/ч. При установке 64-сильного двигателя “Rotax” с толкающим винтом “И-2” становится аэроглиссером-амфибией. Дальнейшим развитием идеи скоростного катамарана, заложенной В.А. Гартвигом в довоенный морской “Экспресс”, является вариант с установкой надувных поплавков на жесткое днище с поперечным реданом и применением ПМ 100 л.с. Наконец, есть и экраноплан.

Ю. Макаров, Москва

 

Наверх


 Library В библиотеку