Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
КРУГОЗОР

   
   


В № 172 мы познакомили читателей с профессиональным искателем приключений Майком Хорном, проект которого под названием “Широта Ноль” можно по праву считать “самой кругосветной кругосветкой”, поскольку маршрут путешествия, в которое отправился Майк 2 июня 1999 года, пролегал строго по экватору — отклонения допускались не более 25 миль. Тогда мы оставили нашего героя, который преодолел почти две трети пути, крутящим педали велосипеда где-то на дорогах острова Борнео. А в конце прошлого года, почти через 18 месяцев после старта путешественник замкнул круг экватора.

Радостная встреча с семьей, благословение Папы Римского, долгожданный отдых... Но, несмотря на очевидный успех, искатель приключений был самокритичен: “Если бы я знал обо всем, с чем пришлось столкнуться в пути, я, наверное, не затеял бы подобного путешествия вовсе. И даже сейчас, когда все позади, я не чувствую, что приобрел достаточный опыт для его успешного повторения.”

Из Нангапиноха на Борнео Майк сообщил: “Пожаловаться на гостеприимство острова пока не могу. Дорог и укатанных тропинок хватает, так что еду на горном велосипеде, проводя в седле по 16 часов в день. Даже горы не вынуждают спешиться — самая высокая точка на маршруте не выше 900 метров над уровнем моря. А на велосипеде и передвигаешься быстрее, и устаешь меньше.


Вокруг настоящие полчища змей и обезьян, не говоря уже о москитах — более надоедливых тварей, чем на Борнео, я попросту не встречал! Единственный способ хотя ненадолго избавиться от этих зудящих “спутников” — разжечь костер. А вообще-то остров не настолько живописен, как я себе представлял — амазонские джунгли не в пример интересней. Наверное, это связано с массовым лесоповалом и лесными пожарами, опустошившими остров несколько лет тому назад. Местные жители стараются жить в согласии с окружающей средой, но по-моему, все же они рубят больше деревьев, чем успевают вырастить. А древесина, между прочим — их основной природный ресурс!”

На Суматре, в Паданге, когда Майк встретился с группой европейских журналистов, жаждущих узнать последние новости “Широты Ноль” из первых уст, путешественник поведал им курьезный эпизод:

“Чуть ли не самое яркое впечатление на четвертом этапе путешествия осталось у меня от знакомства с представителями одной из местных народностей — даяками. После множества ночей, проведенных мною под открытым небом, большей часть в дождь, встретившиеся мне даяки пригласили меня к себе в дом, досыта накормили и предложили остаться переночевать. Я просто не мог в это поверить — льет дождь, а я под крышей! Потом в определенный момент я заметил, что мои хозяева начинают сдвигать свою довольно скудную меблировку к одной стене, растягивают некое подобие сети — очевидно, для защиты от насекомых, и раскладывают на полу пальмовые листья. После чего каждый завернулся в свое одеяло, и все присутствующие улеглись на пол под сетью бок о бок. Я и не знал, что у даяков принято спать вповалку! Все бы ничего, только положили меня под бок какой-то древней бабуле, которая всю ночь вертелась и толкала меня коленками. Вдобавок, я доставил большое удовольствие москитам, которые до утра объедали мне ноги, не поместившиеся под сеткой. В общем, ночевал я хоть и в сухости, но глаз не сомкнул. Но как бы там ни было, даякам я очень благодарен — это прекрасный, очень деликатный народ, который встретил меня с большим гостеприимством и радушием!”
Папа Иоанн Павел II благословляет Майка и его жену Кэти после финиша экваториальной кругосветки.
Океанские этапы маршрута Майк Хорн преодолел на тримаране “Корсар-28”, который группа поддержки каждый раз перевозила к месту очередного старта. Благодаря “поджимающимся” к основному корпусу боковым поплавкам тримаран можно перевозить на трейлере по дорогам общего пользования.

Чтобы пересечь последний оставшийся океан на маршруте — Индийский, Майку потребовалось больше месяца. 41 день в море. Мертвый штиль в первые несколько дней и штормы ближе к финишу.

Где-то в районе 87-го меридиана Майк отметил важную для себя дату — в путешествии по экватору он провел ровно год. Две трети маршрута были пройдены. Остались позади Атлантика, Южная Америка, Тихий океан и Индонезия.

В свое время, еще только отправляясь в путь, на сакраментальный вопрос “зачем?” Майк ответил: “Чтобы превратить в реальность детскую мечту и доказать, что невозможное существует только до тех пор, пока не найден способ сделать его возможным”.

Год спустя, качаясь на волнах Индийского океана, Майк написал: “Теперь я понимаю, почему никто не пробовал проделать нечто подобное раньше! Должен признать, что с первого взгляда задача казалась проще, чем оказалась в действительности. Если бы я знал, во что это выльется, я бы никогда не стартовал вообще. Но в конце каждого дня я с воодушевлением оглядываюсь назад, на все сделанное и пройденное. Это тяжелое испытание, невероятно тяжелое, но оно того стоит!”

Вот как Майк описывает пятый и предпоследний этап своего путешествия:

“Представляли ли вы себе когда-нибудь, каково очутиться внутри шейкера, когда бармен смешивает в нем коктейль? Теперь я испытал это на себе. Несколько дней назад я провел в каюте двое суток, не показывая носа наружу — по милости шторма, проносившегося по интересующей меня части Индийского океана. Вылез я оттуда взболтанный почище коктейля “пина-колада”! Управлять лодкой было невозможно. Поначалу я думал, что это просто кратковременный шквал и оставался на палубе, цепляясь за румпель, как за собственную жизнь, и заливаемый высоченными волнами с кормы. Скорость под штормовым стакселем и зарифленным гротом достигала 25-30 узлов. Но я ошибся! Бешенство ветра с ливнем только нарастало, паруса перепутались и окончательно вышли из-под контроля. Оставалась одно — опустить их совсем, задраиться в каюте и надеяться на то, что шторм скоро кончится.

Выйти из шторма невредимым не удалось — были основательно повреждены паруса и автопилот. Но по мере сил управляюсь, хотя “электрика” по-прежнему барахлит.

Сейчас — классическое “затишье после бури”! Ни ветерка, море как зеркало. Даже паруса, кажется, молят о ветре — но тщетно. Действительно, подуло бы хоть слегка — по крайней мере, стало быть чуть-чуть прохладней!”

И, наконец, последний завершающий этап — сквозь дебри Африки от востока к западу, из Кении до Габона — пешком, на горном велосипеде и на каноэ. 3700 километров были преодолены за 3.5 месяца. В ходе этого этапа Майку пришлось столкнуться с различными климатическими условиями и большими перепадами температур, обычными для этих мест. Не меньшие сложности доставляли противоборства различных этнических группировок, война и голод.

В Кении маршрут Майка пролег практически по склонам захватывающе красивого пика Кения (высота 5200 м над уровнем моря) и через озеро Виктория — самое большое озеро африканского континента, площадь которого составляет 62950 км2. Для пересечения озера Майк приобрел у одного местного жителя расписную пирогу с лоскутным парусом, в честь прошлого владельца названную “Боб”. Посудина оказалась довольно неустойчивой, и два раза путешественник опрокинулся, причем при обоих оверкилях была утоплена солидная часть припасов.

Но больше всего беспокойства на завершающем этапе путешествия доставляла Майку военная обстановка. С границы между Угандой и Заиром он передал: “Перейти границу удалось лишь в сопровождении одного армейского полковника, который до сих пор составлял мне компанию. Теперь он направился обратно в Уганду. Пересечь границу без подобного эскорта попросту нереально. Хотя атмосфера здесь крайне натянутая, благодаря полковнику у меня пока не было серьезных проблем.
Основные технические характеристики тримарана “Корсар-28”
Длина наиб., м 8.66
Ширина наиб./в сложенном виде, м 6.02/2.49
Осадка наиб./с поднятым швертом, м 1.50/0.36
Вес, т 1.22
Площадь парусов, м2:  
Грот 28
Стаксель 16
Геннакер 33

Теперь я в одиночестве отправляюсь в Най-Най. К сожалению, как и в Колумбии, не могу строго придерживаться экватора. Но я хочу выбраться отсюда целым и невредимым, так что приходится следовать инструкциям, полученным в Уганде. В Най-Най придется искать другого провожатого, который составит мне компанию до Бафвазенде.

Здесь, в Эпуло, сравнительно тихо, и несколько последних дней я не слышал ни взрывов, ни выстрелов. Тем не менее, население вооружено, и способность людей в любой момент пустить оружие в ход прямо-таки витает в воздухе.

Три недели спустя Майк сообщил с границы между Заиром (Демократическая Pеспублика Конго) и Центрально-Африканской республикой: “Последние 15 дней продвижение к цели давалось непросто. Я был один безо всякого эскорта. Большую часть пути пришлось проталкиваться вместе с велосипедом сквозь невероятно густые джунгли по очень узким тропинкам, высматривая прячущихся в зарослях змей. Одно время меня сопровождала стая обезьян — хоть какая-то компания!”

Продвижение партизан к северу вынудило меня свернуть к северо-востоку, дабы избежать встречи с ними, что мне настоятельно советовали. Теперь, покинув зоны боевых действий, я чувствую себя более уверенно. Я искренне рад, что вся эта уродливая ситуация наконец позади.”

После преодоления бассейна реки Конго конечная цель была уже близка, и вскоре, замкнув круг экватора, Майк вернулся в отправную точку — Либревиль на западном побережье Габона.

А. Великанов

 

Наверх


 Library В библиотеку