Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ - ВЫПУСК ТРЕТИЙ

   
   


Из моего опыта

Мой опыт создания катеров и движителей к ним насчитывает около сорока лет.

Первым был водометный стеклопластиковый катер с обводами по типу «морских саней», построенный в 1964 г. На нем первоначально был установлен двигатель от автомобиля “Запорожец” (27 л.с.) с воздушным охлаждением, работающий на два водомета с роторами диаметром 219 мм и шагом 100 мм. Два водомета потребовались потому, что тоннель “саней” заполняется смесью воды и воздуха, которая при расположении одного водомета по ДП попадает на рабочее колесо, что крайне нежелательно.

Изменение направления движения осуществлялось поворотными патрубками. Вращение от двигателя к водометам передавалось при помощи клиновидных ремней.

Двигатель с воздушным охлаждением не оправдал надежд.

Туристские семейные походы по реке Псел и другим притокам Днепра, в летнее время мелководным и заросшим водорослями, в целом подтвердили целесообразность применения водометных движителей, однако выявился серьезный их недостаток: в решетки водозаборника очень часто затягивались водоросли, приходилось приставать к берегу и очищать решетки.

Кроме того, открытый кокпит даже с легкосъемным тентом не удовлетворял требованиям комфорта при многодневных путешествиях с длительными стоянками. Поэтому уже в следующем году катер был реконструирован: на нем я установил сдвижную рубку. Затем были заменены двигатель и движитель. Применен двигатель от машины “Победа” (52 л.с. при 3600 об/мин), а вместо водометов установлена подвесная поворотно-откидная колонка конструкции автора. Колонка не имела реверса; его функции выполняла штатная коробка скоростей и сцепление от того же автомобиля “Победа”.

Такой вариант оказался очень удачным для семейного отдыха на воде. Скорость хода значительно возросла, и это мы максимально использовали при плавании по самому Днепру. При путешествиях же по живописным, но заросшим водорослями мелким рекам большая скорость и не требовалась.

Мы имели удовольствие путешествовать как одной семьей (четыре человека), так и двумя семьями (семь чел.). Дети располагались обычно в установленной на крыше рубки двухспальной палатке, а взрослые — внизу. В таком составе мы провели несколько двухнедельных отпусков, получили много удовольствия. Не требовалось оборудовать специальные стоянки, мы приставали к любому понравившемуся берегу и весело проводили время — ловили рыбу, купались, загорали, играли с детьми.

Однако при длительных путешествиях да и отдельных выездах выявились и недостатки варианта с колонкой. На мелких реках она приносит много неприятностей: на винт часто наматываются водоросли, сам винт от ударов о корчи и камни довольно часто повреждается.

В 1972 г. был построен реданный катер “Крылатый”, о котором я подробно рассказывал выше. На протяжении 18 лет его эксплуатации на нем прошли испытания и новая откидная поворотная колонка с реверсом, и стационарный водомет с реверсом. Был установлен двигатель от автомобиля “Волга” без сцепления и редуктора. Этот скоростной катер обеспечивал значительно больший комфорт, чем предыдущий. А в тех случаях, когда особая скорость не требовалась, мы стали выходить в плавание на специально построенной для семейных выходов плавдаче “Свитанок”, чертежи которой были приведены в “КиЯ” № 173. На плавдачу и была установлена механическая часть с «Крылатого», который так и стоит разукомлектованным.

Накопленный опыт позволяет мне поделиться следующими основными выводами:

  1. Подвесные поворотно-откидные колонки целесообразны только на больших водоемах, где мало водорослей. Колонки должны иметь реверс, расположенный в верхней их части. Это позволяет значительно уменьшить вес моторной установки — снять штатные коробку скоростей и сцепление. Переключение реверса целесообразно производить при помощи автомобильного синхронизатора или самоблокирующейся конусной фрикционной муфты. К недостаткам колонок можно отнести большое сопротивление их подводной части, незащищенность от наезда на препятствия и наматывание на винт водорослей.
  2. Водомет с днищевым водозабором обеспечивает несколько меньшую скорость, чем колонка. Его конструкция без горизонтального приводного вала — с приводом от вертикального вала с коническими шестернями — имеет несколько большую эффективность, чем обычные. Для снятия водорослей с решетки необходимо реверсирование винта (ротора). Для обеспечения заднего хода катера и возможности продувания засоренной решетки водомета верхняя точка водометной трубы (или сопла) должна быть расположена ниже ватерлинии на 50—100 мм.
  3. Подвесные поворотно-откидные полупогруженные водометные установки позволяют совместить все положительные качества откидных колонок и обычных стационарных водометов и за счет уменьшения сопротивления движения увеличить скорость катера даже по сравнению с винтовой установкой. Эскизы такой установки приведены ниже под рубрикой «Домашний механик».

О конструкции подвесных поворотно-откидных колонок (на 70 л.с.) и стационарных полупогруженных водометов я постараюсь рассказать в следующих статьях.

В. Авраменко, Кременчуг

 

Наверх


 


 Library В библиотеку